3.7. Организация режима работы……………………………………………………...20 стр.
4. Список литературы………………………………………………………………...21 стр.
1. Целевой раздел программы
1.1. Пояснительная записка
Рабочая программа «Сюрприз», разработана на основе Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 г., № 273-ФЗ), Приказа Минобрнауки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»), Приказа Минобрнауки РФ от 30 августа 2013 года N 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования».
Данная программа ориентирована на развитие музыкально-ритмических и танцевальных движений у детей.
Отличительной особенностью рабочей программы
Хореография - это искусство синтетическое. Оно позволяет решать задачи физического, музыкально-ритмического, эстетического, и, в целом, психического развития детей. Между тем хореография, как никакое другое искусство, обладает огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребенка, для его гармоничного духовного и физического развития. Танец является богатейшим источником эстетических впечатлений ребенка. Он формирует его художественное «Я» как составную часть орудия «общества», посредством которого оно вовлекает в круг социальной жизни самые личные стороны нашего существа.
Известный отечественный психолог Л. С. Выготский подчеркивал двигательную природу психического процесса у детей, действенность воссоздания образов «при посредстве собственного тела». Следовательно, танец, с его богатой образно-художественной движенческой системой может играть и безусловно играет ключевую роль в развитии продуктивного воображения и творчества. Развитие детского дошкольного творчества – обязательное условие активного прогресса креативных качеств личности.
Данная программа направлена на приобщение детей к миру танца. Танец можно назвать ритмической поэмой. Слово «Танец» вызывает в нашем сознании представление чего-то грандиозного, нежного и воздушного. Занятие танцем не только учат понимать и создавать прекрасное, они развивают образное мышление и фантазию, память и трудолюбие, прививают любовь к прекрасному и способствуют развитию всесторонне – гармоничной личности дошкольника.
Направленностьдополнительной общеразвивающей программы «Сюрприз»-художественная.
Новизна дополнительной общеобразовательной программы: программа вводит детей в большой и удивительный мир хореографии, посредством игры знакомит с некоторыми жанрами, видами, стилями танцев. Помогает им влиться в огромный мир музыки - от классики до современных стилей, и попытаться проявить себя посредством пластики близкой детям. Путем танцевальной импровизации под понравившуюся музыку у детей развивается способности к самостоятельному творческому самовыражению. Формируется умение передать услышанный музыкальный образ в рисунке, пластики.
Актуальность хореографического образования: Танец органично сочетает в себе различные виды искусства, в частности, музыку, песню, элементы театрального искусства, фольклор. Он воздействует на нравственный, эстетический, духовный мир людей различного возраста. Что же касается непосредственно детей, то танец, без преувеличения, развивает ребенка всесторонне. Программа «Хореография» вводит детей в большой и удивительный мир танцев, посредством игры знакомит с некоторыми жанрами, видами, стилями. Программа дополнительного образования художественной направленности «Сюрприз» для детей старшего дошкольного возраста ориентирована на:
- развитие мышечной выразительности тела: формирует фигуру и осанку, укрепляет здоровье;
- формирование выразительных движенческих навыков: умение легко, грациозно и координировано танцевать, а также ориентироваться в пространстве;
- развитие темпо-метро-ритмическую чувствительность, знание музыкальных форм, стиля и характера произведения;
- формирование личностных качеств: силу, выносливость, смелость, волю, ловкость, трудолюбие, упорство и целеустремленность;
- пробуждение интереса к изучению родной национальной хореографической культуры и толерантность к национальным культурам других народов.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что занятия хореографией помогают детям снять психологические и мышечные зажимы, выработать чувство ритма, уверенность в себе, развить выразительность, научиться двигаться в соответствии с музыкальными образами, что необходимо для сценического выступления, а также воспитать в себе выносливость, скорректировать осанку, координацию, постановку корпуса, что необходимо не только для занятия танцем, но и для здоровья в целом.
Хореография не только даёт выход повышенной двигательной энергии ребёнка, но и способствует развитию у него многих полезных качеств
В процессе работы над движениями под музыку, формируется художественный вкус детей, развиваются их творческие способности.
Таким образом, оказывается разностороннее влияние на детей, способствуя воспитанию гармонично развитой личности, вызывают у детей яркие эмоциональные импульсы, разнообразные двигательные реакции, усиливают радость и удовольствие от движения. Дети чрезвычайно чувствительны к музыкальному ритму и с радостью реагируют на него.
Отличительные особенности программы: предполагается, что освоение основных разделов Программы поможет естественному развитию организма ребенка, морфологическому и функциональному совершенствованию его отдельных органов и систем. Обучение по Программе создает необходимый двигательный режим, положительный психологический настрой, хороший уровень занятий. Все это способствует укреплению здоровья ребенка, его физическому и умственному развитию.
Возраст детей:
Возраст детей, участвующих в реализации программы 6-7 лет.
Сроки реализации программы: 1год.
1.2. Цели и задачи реализации программы
Цель программы:
формирование у детей творческих способностей через развитие музыкально- ритмических и танцевальных движений, развитие исполнительских способностей детей
Задачи программы:
Обучающие:
изучение элементов классического, народного, бального, современного танцев;
формирование музыкально-ритмических навыков (умение двигаться и реализовывать себя под музыку);
обучение правильному дыханию (дыхательные упражнения);
изучение упражнений для развития тела и укрепления здоровья (улучшение физических данных, формирование осанки
умение слышать в движении метр (сильную долю такта), простейший ритмический рисунок, менять движения в соответствии с двух- и трехчастной формой, и музыкальными фразами.
Развивающие:
совершенствование психомоторных способностей детей (развитие ловкости, точности, силовых и координационных способностей; развитие равновесия, силы, укрепление мышечного аппарата);
развитие мелкой моторики, памяти, внимания, воображения;
развитие музыкальных способностей (развитие чувства ритма, умение слушать музыку;
развитие координации и укрепления опорно-двигательного аппарата.
Воспитательные:
воспитание у детей интереса к танцевальному искусству;
воспитание умения вести себя в группе во время движения, танцев и игр, формирование культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми;
воспитание, чувства товарищества, взаимопомощи и трудолюбия.
1.3. Принципы и подходы к реализации программы
Основные принципы построения программы:
- Принцип доступности изучаемого материала. Предусматривает учет возрастных особенностей и возможностей детей и в связи с этим – определение посильных для них заданий. Оптимальная мера доступности определяется соответствием возрастных возможностей ребенка, степени сложности заданий.
- Принцип «от простого – к сложному». Заключается в постепенном усложнении изучаемого материала, в постановке перед ребенком и выполнении им все более трудных новых заданий, в постепенном увеличении объема интенсивности нагрузок. Обязательным условием успешного обучения также является чередование физических нагрузок с музыкально-ритмическими играми.
- Принцип систематичности. Заключается в непрерывности и регулярности занятий. В противном случае наблюдается снижение уже достигнутого уровня знаний и умений.
- Принцип повторяемости материала. Хореографические занятия требуют повторения вырабатываемых двигательных навыков. Только при многократных повторениях вырабатывается мышечная память и тогда ребенок может больше внимания уделять эмоциям во время исполнения танца.
- Принцип сотворчества педагога и воспитанника: взаимодействие педагога и родителей, родителей и детей-воспитанников дошкольного учреждения.
Необходимыми условиями по организации педагогического процесса является:
использование современных технологий организации педагогического процесса;
знакомство с различными формами традиционной народной культуры: прикладным художественным творчеством, особенностями танцевальных движений, отличительными особенностями национальных костюмов.
Возрастные особенности детей 6-7 лет:
Возрастные особенности детей позволяют осваивать сложные по координации движения, понимать сложные перестроения, чувствовать партнера и взаимодействовать друг с другом, при этом контролировать качество исполнение движения. Психологические особенности позволяют самостоятельно придумывать новые образы, интерпретировать знакомые образы, передавать их взаимодействие. Дети подготовительной группы способны к самостоятельному сочинению небольших танцевальных композиций с перестроением и комбинацией танцевальных движений.
Задачей педагога на данном этапе остается формирование способов отношений между партнерами, восприятия и передачи музыкальных образов с оттенками их настроения и характера, образно-пластического взаимодействия между несколькими партнерами. На данном этапе педагог создает детям как можно больше условий для самостоятельного творчества. Интенсивность нагрузки зависит от темпа музыкального произведения и от подбора движений. Наиболее нагрузочным является: быстрый бег, прыжки, подскоки, галопы, приседания.
Определение сложности и доступности музыкально-ритмических композиций для детей, безусловно, относительно. Необходимо соотносить все характеристики с индивидуальными возможностями конкретного ребёнка. Но важно также ориентироваться на средние показатели уровня развития детей в группе.
1.4. Планируемые результаты освоения программы
Ребенок на этапе освоения Программы:
- знают назначение отдельных упражнений хореографии;
- умеют выполнять простейшие построения и перестроения, ритмично двигаться в различных музыкальных темпах и передавать хлопками и притопами простейший ритмический рисунок;
- выразительно, свободно, самостоятельно двигаются под музыку;
- проявляют желание двигаться, танцевать под музыку, передавать в движениях, пластике характер музыки, игровой образ;
- умеют точно координировать движения с основными средствами музыкальной выразительности;
- владеют навыками по различным видам передвижений по залу и приобретают определённый «запас» движений в общеразвивающих и танцевальных упражнениях;
- умеют выполнять танцевальные движения: прямой галоп; пружинка, подскоки, кружение по одному и в парах, поочерёдное выбрасывание ног вперёд, приставной шаг с приседанием; с продвижением вперёд, кружение; приседание с выставлением ноги вперёд, шаг на всей ступне на месте, с продвижением вперёд.
- выполняют танцевальные движения: шаг с притопом, приставной шаг с приседанием, пружинящий шаг, боковой галоп, переменный шаг; выразительно и ритмично исполняют танцы, движения с предметами (шарами, обручами, цветами).
- знают основные танцевальные позиции рук и ног.
- умеют выполнять простейшие двигательные задания (творческие игры, специальные задания), используют разнообразные движения в импровизации под музыку.
- способны к импровизации с использованием оригинальных и разнообразных движений.
Критерии оценки освоения Программы:
Для выявления эффективности освоения программы используются следующие методы: наблюдение, беседа, анализ продуктов детского творчества.
Формы подведения итогов реализации программы:
- выступления детей на открытых мероприятиях;
- участие в тематических праздниках;
- итоговое занятие;
- открытые занятия для родителей;
- отчетный концерт (2 раза в год).
Основные формы работы:
- по подгруппам;
- групповая.
2. Содержательный раздел программы
2.1. Описание образовательной деятельности.
2.1.1 Учебно-тематический план
№
Наименование разделов и тем
Количество часов
Формы аттестации/контроля
Теория
Теория
Практика
Всего
1
Упражнения с осенними листьями.
1
1
Танец
2
Упражнения с осенними листьями.
1
1
Танец
3
Танцевальная композиция с осенними листиками
1
1
Танец
4
Танцевальная композиция с осенними листиками
1
1
Танец
5
Танцевальная композиция «Осенний парк».
1
1
Танец
6
Танцевальная композиция «Осенний парк».
1
1
Танец
7
Танцевальный этюд «Лирический».
1
1
Танец
8
Танцевальный этюд «Лирический».
1
1
Танец
9
Танцевальный этюд «Лирический».
1
1
Танец
10
Танцевальный этюд «Лирический».
1
1
Танец
11
Танцевальный этюд «Танец снежинок и вьюги».
1
1
Танец
12
Танцевальный этюд «Танец снежинок и вьюги».
1
1
Танец
13
Танцевальный этюд «Снеговиков».
1
1
Танец
14
Танцевальный этюд «Снеговиков».
1
1
Танец
15
Танцевальная композиция «Старинная полька».
1
1
Танец
16
Танцевальная композиция «Старинная полька».
1
1
Танец
17
Танцевальная композиция «Старинная полька».
1
1
Танец
18
Танцевальная композиция «Старинная полька».
1
1
Танец
19
Танцевальный этюд «Танец Богатырей»
1
1
Танец
20
Танцевальный этюд «Танец Богатырей»
1
1
Танец
21
Танцевальная композиция «Морячка».
1
1
Танец
22
Танцевальная композиция «Морячка».
1
1
Танец
23
Танцевальный этюд « Аэробика»
1
1
Танец
24
Танцевальный этюд « Аэробика»
1
1
Танец
25
Танцевальный этюд « Аэробика»
1
1
Танец
26
Танцевальный этюд « Аэробика»
1
1
Танец
27
Танцевальный этюд «Береги планету»
1
1
Танец
28
Танцевальный этюд «Береги планету»
1
1
Танец
29
Танцевальный этюд «Береги планету»
1
1
Танец
30
Танцевальный этюд «Береги планету»
1
1
Танец
31
Танцевальная композиция «Вальс»
1
1
Танец
32
Танцевальная композиция «Вальс»
1
1
Танец
33
Танцевальная композиция «Вальс»
1
1
Танец
34
Танцевальная композиция «Вальс»
1
1
Танец
Всего
34
34
2.1.2. Содержание программы
Сентябрь
Упражнения с осенними листьями.
Развитие музыкальности, умение координировать движения с музыкой.
Упражнения с осенними листьями.
Способствовать развития точности движений, мягкости, плавности движений.
Октябрь
Танцевальная композиция с осенними листиками
Способствовать развития точности движений, мягкости, плавности движений. Постановка танца
Танцевальная композиция с осенними листиками
Способствовать развития точности движений, мягкости, плавности движений. Постановка танца
Танцевальная композиция «Осенний парк».
Способствовать развития точности движений, мягкости, плавности движений. Постановка танца
Танцевальная композиция «Осенний парк».
Способствовать развития точности движений, мягкости, плавности движений. Постановка танца
Ноябрь
Танцевальный этюд «Лирический».
Способствовать развитию выразительности движений, образного мышления, чувства ритма, способности к импровизации. Постановка танца
Танцевальный этюд «Лирический».
Способствовать развитию выразительности движений, образного мышления, чувства ритма, способности к импровизации. Постановка танца
Танцевальный этюд «Лирический».
Способствовать развитию выразительности движений, образного мышления, чувства ритма, способности к импровизации. Постановка танца
Танцевальный этюд «Лирический».
Способствовать развитию выразительности движений, образного мышления, чувства ритма, способности к импровизации. Постановка танца
Декабрь
Танцевальный этюд «Танец снежинок и вьюги».
Способствовать развитию радоваться и сопереживать, формирование чувства такта. Постановка танца.
Танцевальный этюд «Танец снежинок и вьюги».
Способствовать развитию радоваться и сопереживать, формирование чувства такта. Постановка танца.
Танцевальный этюд «Снеговиков».
Развитие выразительности пластики, воспитание вести себя в группе во время движения. Постановка танца.
Танцевальный этюд «Снеговиков».
Развитие выразительности пластики, воспитание вести себя в группе во время движения. Постановка танца.
Январь
Танцевальная композиция «Старинная полька».
Воспитание умения вести себя в группе во время движения, формирование культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми. Постановка танца.
Танцевальная композиция «Старинная полька».
Воспитание умения вести себя в группе во время движения, формирование культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми. Постановка танца.
Танцевальная композиция «Старинная полька».
Воспитание умения вести себя в группе во время движения, формирование культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми. Постановка танца.
Танцевальная композиция «Старинная полька».
Воспитание умения вести себя в группе во время движения, формирование культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми. Постановка танца.
Февраль
Танцевальный этюд «Танец Богатырей»
Развитие координации, точности движений, выразительности. Постановка танца.
Танцевальный этюд «Танец Богатырей»
Танцевальная композиция «Морячка».
Развитие двигательных качеств и умений: развитие ловкости, точности, координации движений; формирование правильной осанки, красивой походки; развитие умения ориентироваться в пространстве; обогащение двигательного опыта разнообразными видами движений. Постановка танца.
Танцевальная композиция «Морячка».
Развитие двигательных качеств и умений: развитие ловкости, точности, координации движений; формирование правильной осанки, красивой походки; развитие умения ориентироваться в пространстве; обогащение двигательного опыта разнообразными видами движений. Постановка танца.
Март
Танцевальный этюд «Аэробика»
Способствовать развитию умений воспринимать музыку, то есть чувствовать ее настроение, характер и понимать ее содержание; развитие музыкальной памяти, внимания; развитие координации движений, пластичности, мягкости. Постановка танца.
Танцевальный этюд «Аэробика»
Способствовать развитию умений воспринимать музыку, то есть чувствовать ее настроение, характер и понимать ее содержание; развитие музыкальной памяти, внимания; развитие координации движений, пластичности, мягкости. Постановка танца.
Танцевальный этюд «Аэробика»
Способствовать развитию умений воспринимать музыку, то есть чувствовать ее настроение, характер и понимать ее содержание; развитие музыкальной памяти, внимания; развитие координации движений, пластичности, мягкости. Постановка танца.
Танцевальный этюд «Аэробика»
Способствовать развитию умений воспринимать музыку, то есть чувствовать ее настроение, характер и понимать ее содержание; развитие музыкальной памяти, внимания; развитие координации движений, пластичности, мягкости. Постановка танца.
Апрель
Танцевальный этюд «Береги планету»
Развитие творческих способностей, потребности самовыражения в движении под музыку; развитие творческого воображения и фантазии. Постановка танца.
Танцевальный этюд «Береги планету»
Развитие творческих способностей, потребности самовыражения в движении под музыку; развитие творческого воображения и фантазии. Постановка танца.
Танцевальный этюд «Береги планету»
Развитие творческих способностей, потребности самовыражения в движении под музыку; развитие творческого воображения и фантазии. Постановка танца.
Танцевальный этюд «Береги планету»
Развитие творческих способностей, потребности самовыражения в движении под музыку; развитие творческого воображения и фантазии. Постановка танца.
3.1. Описание условий реализации Программы и особенности организации развивающей предметно-пространственной среды.
Условия, необходимые для реализации Программы.
Для эффективной реализации программы необходимы следующие условия:
- личностное общение педагога с ребенком;
- правильное покрытие пола;
- каждый ребенку рекомендуется иметь одежду и обувь для занятия;
- широкое использование технических средств обучения (видео, аудио техника);
- атрибуты, наглядные пособия;
- зал предварительно проветривать и проводить влажную уборку;
- результативность каждого занимающегося по итогам года.
Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов
Методика обучения
В совершенстве овладеть огромным разнообразием движений, комбинаций и целых комплексов упражнений, входящих в Программу, возможно лишь при условии правильной методики обучения.
Целостный процесс обучения можно условно разделить на три этапа:
начальный этап - обучение упражнению (отдельному движению);
этап углубленного разучивания упражнений;
этап закрепления и совершенствования упражнения.
1. Начальный этап
Этап углубленного разучивания. Этап закрепления и совершенствования
название упражнения;
показ;
объяснение техники;
опробования упражнений.
уточнение двигательных действий;
понимание закономерностей движения;
усовершенствование ритма;
-свободное и слитное выполнение упражнения.
закрепление двигательного навыка;
использование упражнений в комбинации с другими упражнениями;
формирование индивидуального стиля.
Первостепенную роль в занятии по хореографии играет музыкальное сопровождение. Музыкальные произведения, используемые для сопровождения занятий очень разнообразны: по жанру, стилю, форме, размеру, темпу и т.д. Но при всем этом, музыкальные произведения доступны пониманию детей, музыкальны, выразительны, пробуждают у детей фантазию и воображение. Все это позволяет сформировать у детей наиболее полное представление о разнообразии музыкальных произведений, обогатить их эмоциональными и эстетическими переживаниями, помогает в воспитании музыкального вкуса.
Чтобы образовательная деятельность была эффективной, на занятии по ритмике, максимально используется ведущий вид деятельности ребенка-дошкольника - игра. Используя игровые упражнения, имитационные движения, сюжетно-творческие зарисовки усиливают эмоциональное восприятие музыки детьми и помогают полнее и всестороннее решить поставленные задачи.
Отдельные игровые упражнения могут быть использованы в качестве динамических пауз для отдыха - если всё занятие проводится в достаточно большом темпе и подразумевает много движений.
Комплексы игровых упражнений включаются в различные части занятия: в разминку или в занятие целиком. Комплексы объединяются сюжетом, темой или предметом - атрибутом, с которым выполняются движения.
В работе над выразительностью движений, над пластикой, над эмоциональной насыщенностью образа, включаются в занятия имитационные движения, которые очень ценны для дошкольного возраста.
Занятия по хореографии способствуют развитию у детей музыкального восприятия, эмоциональности и образности, совершенствованию мелодического и гармонического слуха, музыкальной памяти, чувства ритма, культуры движений, умению творчески воплощать музыкально-двигательный образ. Формируется эстетический вкус, помогая тем самым приводить в гармонию внутренний мир ребёнка. Движения под музыку рассматриваются как важнейшее средство развития телесного опыта ребенка и, следовательно, развития его личности в целом. Формирование творчества в танце - очень тонкий, хрупкий процесс. Поэтому, при использовании всех перечисленных методов обучения, необходимыми являются следующие условия.
3.3. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик.
Культурные практики ребёнка обеспечивают его активную и продуктивную образовательную деятельность. Культурные практики – разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребёнка виды самостоятельной деятельности, поведения и опыта, складывающегося с первых дней его жизни.
Именно в этих практиках появляется и обогащается внутренний план действия, оформляется замысел, который становится артикулированным (словесно оформленным, осознанным), и осуществляется переход от изначальной процессуальности к результативности (воплощению артикулированного, оформленного замысла в определенном продукте - результате).
Каждая из культурных практик, особым образом моделируя реальность, по-своему «прорывает» первоначальную ситуационную связанность и процессуальность ребенка.
Так, сюжетная игра переводит внешнее действие во внутренний план «замысливания», но в максимальной степени сохраняет и провоцирует игровое отношение как процессуальное (вне результативности) отношение к миру. Сюжет игры - это, в конечном итоге, виртуальный мир возможных событий, который строится по прихоти играющих и не имеет результативного завершения.
− Игровая деятельность является ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста. В организованной образовательной деятельности она выступает в качестве основы для интеграции всех других видов деятельности ребенка дошкольного возраста. Игровая деятельность представлена в образовательном процессе в разнообразных формах - это дидактические и сюжетно-дидактические, развивающие, подвижные игры, игры-путешествия, игровые проблемные ситуации, игры-инсценировки, игры-этюды и пр. При этом обогащение игрового опыта творческих игр детей тесно связано с содержанием непосредственно организованной образовательной деятельности. Организация сюжетно-ролевых, режиссерских, театрализованных игр и игр-драматизаций осуществляется преимущественно в режимных моментах (в утренний отрезок времени и во второй половине дня).
− Коммуникативная практика, осуществляемая на фоне игровой, продуктивной, познавательно-исследовательской деятельности, требует артикулирования (словесного оформления) замысла, его осознания и предъявления другим (в совместной игре и исследовании) и задает социальные критерии результативности (в совместной продуктивной деятельности). Коммуникативная деятельность направлена на решение задач, связанных с развитием свободного общения детей и освоением всех компонентов устной речи, освоение культуры общения и этикета, воспитание толерантности, подготовки к обучению грамоте (в старшем дошкольном возрасте). В учебном плане она занимает отдельное место, но при этом коммуникативная деятельность включается во все виды детской деятельности, в ней находит отражение опыт, приобретаемый детьми в других видах деятельности.
− Музыкальная деятельность Музыкальная деятельностьорганизуется в процессе занятий, которые проводятся педагогом в специально оборудованном помещении.
- Двигательная деятельность Основа хореографии – музыка, а движения используются как средство более глубокого их восприятия и понимания. Через движения ребенок ярче и эмоциональнее воспринимает музыку, закрепляет знания о средствах музыкальной выразительности (лад, темп, динамика, ритм, регистр, строение музыкальной речи). Занятия хореографией помогут успешно проводить работу по формированию у детей красивой осанки, свободы и пластики движений. На занятиях постоянно уделяется внимание технике исполнения: прямая спина, ходьба с правильным положением стопы, легкость в беге, гибкость корпуса. Хореография является дополнительным резервом двигательной активности детей, источником их здоровья, радости, повышения работоспособности, разрядки умственного и психологического напряжения, следовательно, одним из условий подготовки к учебной деятельности в школе.
Способы и направления детской инициативы
Танцевальная деятельность ребёнка в детском саду может осуществляться в форме самостоятельной инициативной деятельности – танцевльно-музыкальных игр и творческих импровизаций, в движении, театрально-исполнительской деятельности. Руководитель танцевального коллектива консультирует педагогов, дает необходимые рекомендации, оказывает практическую помощь в руководстве самостоятельной танцевальной деятельностью дошкольников. Самостоятельная танцевальная деятельность дошкольников носит инициативный, творческий характер, основывается на приобретенном опыте, отличается многообразием форм и является начальным проявлением самообучения.
Деятельность педагога по поддержке детской инициативы с детьми 5-7 лет:
− Вводить адекватную оценку результата деятельности ребенка с одновременным признанием его усилий и указанием возможных путей и способов совершенствования продукта.
− Спокойно реагировать на неуспех ребенка и предлагать несколько вариантов исправления работы: повторное исполнение спустя некоторое время, доделывание; совершенствование деталей и т.п. Рассказывать детям о трудностях, которые вы сами испытывали при обучении новым видам деятельности.
− Создавать ситуации, позволяющие ребенку реализовать свою компетентность, обретая уважение и признание взрослых и сверстников.
− Обращаться к детям с просьбой показать воспитателю и научить его тем индивидуальным достижениям, которые есть у каждого.
− Поддерживать чувство гордости за свой труд и удовлетворения его результатами.
− Создавать условия для разнообразной самостоятельной творческой деятельности детей.
− При необходимости помогать детям в решении проблем при организации игры.
− Привлекать детей к планированию жизни группы на день, неделю, месяц. Учитывать и реализовывать их пожелания и предложения.
− Создавать условия и выделять время для самостоятельной творческой или познавательной деятельности детей по интересам.
Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают:
1) обеспечение эмоционального благополучия через:
− непосредственное общение с каждым ребенком;
− уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;
2) поддержку индивидуальности и инициативы детей через:
− создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;
− создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;
− недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.);
3) установление правил взаимодействия в разных ситуациях:
− создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющими различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья;
− развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками;
− развитие умения детей работать в группе сверстников;
4) построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и более опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности (далее - зона ближайшего развития каждого ребенка), через:
− создание условий для овладения культурными средствами деятельности;
− организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей;
− поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства;
− оценку индивидуального развития детей;
5) взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
Особенности взаимодействия с семьями воспитанников
По целевым установкам программы можно выделить направления взаимодействия с семьями воспитанников:
Сотрудничество педагогов и родителей предполагает следующие подходы:
Родители рассматриваются, как важный фактор в улучшении перспектив развития детей.
Родители не только не мешают и не препятствуют работе педагогов, а наоборот, могут способствовать быстрым успехам, могут овладеть новыми навыками, руководствуясь сильным желанием помочь своим детям.
Родители имеют право на информированность и обращение к педагогам детского сада за советами с тем, чтобы эффективнее влиять на развитие своих детей.
Родители при соответствующих условиях могут быть субъектами организации, планирования и развития образовательной системы МАДОУЦРР – детский сад.
Направления деятельности при взаимодействии с родителями:
планомерное, активное распространение педагогических знаний среди родителей;
практическая помощь семье в воспитании детей;
организация пропаганды положительного опыта общественного и семейного воспитания;
вовлечение родителей в планово – прогностическую, организационную, аналитико – оценочную деятельность детского дошкольного учреждения.
Принципы взаимодействия детского сада и семьи:
доверительные отношения – обеспечение веры родителей в профессиональную компетентность, тактичность педагогов, их умение понять и помочь в решении проблем семейного воспитания;
подход к родителям как к активным субъектам процесса взаимодействия - полноправные партнеры воспитания и обучения детей;
единство в понимании педагогами и родителями ценностно-целевых ориентиров, задач, условий, результата развития ребенка;
помощь, поддержка, уважение и доверие к ребенку со стороны педагога и родителей;
личная заинтересованность родителей – изменение педагогической позиции родителей, которая поможет правильно строить общение и совместную деятельность с ребенком.
Формы работы с родителями:
− информационные стенды (наглядная агитация);
− папки – передвижки;
− консультации;
− буклеты;
− памятки;
− родительские собрания;
− индивидуальные и групповые беседы;
− анкетирование, тестирование.
Мероприятие
Дата
Задача
Организационное родительское собрание
сентябрь
Ознакомление родителей с работой хореографического кружка. Цели и задачи, форма одежды.
Анкетирование родителей
сентябрь
Выявление уровня осведомленности родителей о хореографическом кружке, потребности в нем.
Родительское собрание по итогам обучения
По запросу, не чаще 2 раз в год
Организация совместных усилий по достойному образованию детей, анализ и демонстрация учебных и других достижений учащихся.
Итоговое родительское собрание
Май
Познакомить с итогами года, перспективным планом на следующий учебный год.
Открытые занятия, концерты
В рамках открытых мероприятий МБДОУ детский сад «Берёзка»
Творческие отчеты детского и педагогического коллективов перед родителями.
Анкетирование родителей
Май
Выявление уровня удовлетворенности образовательным процессом
Распространение информационных материалов
В течение года
Успехи детей
Предстоящие мероприятия
Консультации
В течение года
По запросу родителей
Участие в совместных праздниках, выступлениях и
конкурсах
В течение года
Сплочение коллектива
Привлечение родителей к изготовлению костюмов к
праздникам и конкурсам
В течение года
Способствовать укреплению сотрудничества между семьёй и хореографическим коллективом
Обеспеченность методическими материалами
Технические средства обучения
музыкальный центр, с записями ритмичной музыки для сопровождения
занятий;
видеозаписи разнообразных танцевальных движений;
мультимедийная система.
Учебно-наглядные пособия
Игрушки
Дидактические игры, картотека игр, способствующая развитию музыкального слуха, чувства ритма, которые необходимы для занятий хореографией;
Детские музыкальные инструменты
Презентации
Костюмы
Атрибутика к танцам иллюстрации с изображением животных, сказки, стихи, подборка музыкальных произведений
Подборка упражнений и этюдов
Видеофильмы
9.Комплекс игр и заданий по разделам тем.
10.Альбом с фотографиями выступлений, занятий, жизни творческого коллектив DVD материалы с записями выступлений коллектива
11.DVD и видео материалы с записями выступлений известных хореографических коллективов
3.7. Организация режима работы
Программа «Сюрприз» рассчитана на 1 год (старший дошкольный возраст). Для успешного освоения программы численность детей должна составлять 10 – 15 человек. Занятия проводятся один раз в неделю, со второй половины сентября по май, во второй половине дня. Продолжительность занятий 30 минут.
Режим занятий
Группа
Количество занятий
Кол-во детей в группе
В месяц
в год
Подготовительная группа
4
34
10- 15
Занятия организуются в помещении музыкального зала.
Организация образовательной деятельности
Все разделы программы объединяет игровой метод проведения занятий. Игровой метод придаёт образовательной деятельности привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и освоения упражнений, повышает эмоциональный фон занятий, способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей ребёнка.
С целью сохранения здоровья и исходя из программных требований продолжительность занятия соответствует возрасту детей.
Структура занятия по хореографии - общепринятая и состоит из трёх частей: подготовительной, основной и заключительной.
Подготовительная часть занятия занимает 5-15% общего времени. Задачи этой части сводятся к тому, чтобы подготовить организм ребёнка к работе, создать психологический и эмоциональный настрой. В нее входят: гимнастика (строевые, общеразвивающие упражнения); ритмика; музыкально - подвижные игры; танцы (танцевальные шаги, элементы хореографии, ритмические танцы); музыкально-¬ритмическая композиция.
Основная часть занимает 70-85% от общего времени. В этой части решаются основные задачи, идёт основная работа над развитием двигательных способностей. В этой части даётся большой объём знаний, развивающих творческие способности детей. В нее входят: ритмические и классические танцы, гимнастика.
Заключительная часть занятия длится от 3 до 7 % общего времени. Здесь используются упражнения на расслабление мышц, дыхательные и на укрепление осанки, пальчиковая гимнастика. В конце занятия подводится итог, и дети возвращаются в группу.
Рекомендуемая одежда и обувь для занятия:
Для девочек: гимнастический купальник, юбочка шифоновая, волосы должны быть собраны в пучок, на ногах чешки. Для мальчиков: футболка, спортивные шорты, чешки.
Условия, необходимые для реализации Программы.
Для эффективной реализации программы необходимы следующие условия:
- личностное общение педагога с ребенком;
- правильное покрытие пола;
- на каждого ребёнка должно быть отведено 4 метра площади;
- каждый ребенку рекомендуется иметь одежду и обувь для занятия;
- широкое использование технических средств обучения (видео, аудио техника);
- атрибуты, наглядные пособия;
- зал предварительно проветривать и проводить влажную уборку;
- результативность каждого занимающегося по итогам года.
Список литературы.
Азбука хореографии - Барышникова Т.(г. Москва 1999год).
Буренина А. И. Ритмическая мозаика. Программа по ритмической пластике для детей дошкольного возраста. 2-е изд., СПб, ЛОИРО, 2007.
«Танцевальная мозаика» - хореография в детском саду - Слуцкая С.Л.(2006 год).
Ладушки «Потанцуй со мной дружок» - Каплунова И., Новоскольцева И..
«Са-фи-дансе» - танцевально-игровая гимнастика для детей - Фирилёва Ж.Ё.
Слуцкая С. Л. Танцевальная мозаика. Хореография в детском саду - М.,Линка-Пресс. 2006.