г. Одинцово
Занятия с детьми творчеством любого вида способствуют разностороннему развитию ребёнка, раскрывается его личность, творческий потенциал, способность применять освоенные знания и умения для решения нестандартных задач, появляется уверенность в правильности принятия обоснованного решения и их реализации. В настоящее время педагоги, специалисты в области развития детей, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. Учитывая важность проблемы по развитию ручных умений мною был организован кружок художественной направленности “Пластилинография”- основной идей которой является рисования картинок – пластилином, лепка.
Пластилинография является одним из средств релаксации, что имеет важное значение для психологического благополучия малыша. …Тема кружковой работы является актуальной, так как работа с мягким и пластичным материалом успокаивает, снимает напряжение, агрессию и тревогу, позволяет себя вести естественно и непринужденно. В работе с пластилином привлекает не только доступность, разнообразие выбора и относительная дешевизна, сколько безграничные возможности, которые предоставляет этот материал для творчества.
Развитие творческих способностей детей среднего дошкольного возраста посредством пластилинографии.
1. Учить детей составлять простые композиции на плоскости.
2. Формировать умение применять различные техники пластилинографии: налеп, растягивание, витраж, оттиск, коллаж с применением декоративного материала.
3. Развивать познавательный интерес к технике пластилинография.
4. Организовать выставку детских работ по технике пластилинография.
Группа – дети 3-4 года. Срок реализации программы: 1 года.
Формы деятельности: кружковые занятия.
1. Дети умеют составлять простые композиции на плоскости.
2. Дети применяют различные техники пластилинографии: налеп, растягивание, витраж, оттиск, коллаж с применением декоративного материала.
3. Дети проявляют познавательный интерес к технике пластилинография.
Содержание данной программы направлено на выполнение творческих работ, основой которых является индивидуальное и коллективное творчество. В основном вся практическая деятельность основана на изготовлении изделий. Обучение планируется дифференцированно с обязательным учётом состояния здоровья учащихся. Программой предусмотрено выполнение практических работ, которые способствуют формированию умений осознанно применять полученные знания на практике по изготовлению художественных ценностей из пластичных масс. На учебных занятиях в процессе труда обращается внимание на соблюдение правил безопасности труда, санитарии и личной гигиены, на рациональную организацию рабочего места, бережного отношения к инструментам, оборудованию в процессе изготовления художественных изделий.
Неделя | Тема | Программное содержание | Кол-во часов |
Сентябрь |
1-я | Диагностика | Выявить умение самостоятельно использовать в работе основные приемы лепки. | 1 |
Диагностика | Выявление уровня развития мелкой моторики рук | 1 |
2-я | «У нас в гостях волшебный пластилин» | Воспитывать положительный эмоциональный отклик на предложение лепить. | 1 |
Что нам осень подарила. «Фрукты» | Скручивание жгутов в форме круга и овала по нарисованному контуру | 1 |
3-я | «Овощи» | Скручивание жгутов в форме круга и овала по нарисованному контуру. | 1 |
Композиция из сплющенных шариков (Бабочки, рыбки) | Продолжить знакомство детей с миром природы. Закрепить умение скатывать пальчиком короткие отрезки в шарики кругообразными движениями. Стимулировать активную работу пальцев рук. | 1 |
4-я | Жгутики (Барашек, дерево, букет цветов) | Развивать творческое мышление. Поощрять инициативу и самостоятельность детей в построении композицию. Развивать мелкую моторику рук | 1 |
Локальный цвет и его оттенки. Осенние листья. | Ознакомить детей с техникой пластилинографии, приемами выполнение декоративных налепов разной формы. Напомнить детям свойства пластилина, закрепить приемы его использования: прищипывание, сплющивание, оттягивание деталей от общей формы. | 1 |
Октябрь |
1-я | «Яблочки румяные.» | Развитие образного восприятия. Практическое освоение приёмов рисования пластилином. Отрабатывание приёма «растягивания».Развитие мелкой моторики. | 1 |
«Арбуз» | Расширять знания детей о ягодах (форме, цвете, величине).Продолжать развивать мелкую моторику, координацию движения рук, цветовосприятие, глазомер. Продолжать развивать усидчивость, аккуратность в работе, желание доводить начатое дело до конца. | 1 |
2-я | «Корзина с ягодами» | Закрепить технику создания изображения на плоскости в полуобъеме при помощи пластилина. Научиться не выходить за контур рисунка. Развивать мелкую моторику рук. | 1 |
«Тучки хмурые травку поливают…» | Рисование капелек дождя путём отщипывания и размазывания маленьких комочков пластилина. Развитие чувства ритма, цвета.Отрабатывание приёма «скатывания». Воспитание творческого восприятия окружающего мира. | 1 |
3-я | «Шубка для ежика» | Моделирование образа ёжика путём изображения иголочек на спине ритмичными короткими мазками. Учить детей отщипывать маленькие кусочки пластилина от куска и скатывать из них шарики диаметром 5-7 мм; учить детей надавливающими движениями указательного пальца размазывать пластилин на картоне; располагать пластилиновые шарики на равном расстоянии друг от друга; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику. | 1 |
«Листопад» | Закрепление умения раскатывать комочки пластилина кругообразными движениями. Обучение преобразованию шарообразной формы в овальную путём надавливания. | 1 |
4-я | «Укрась свитер» | Закрепление умения раскатывать комочки пластилина кругообразными движениями. Обучение преобразованию шарообразной формы в овальную путём надавливания. | 1 |
«Воздушные шары» | Самостоятельное скручивание жгутов по кругу (без готового контура) | 1 |
Ноябрь |
1-я | «Кисть рябины» | Учить приемом надавливания прикреплять пластилиновые шарики; развивать чувства ритма, согласованность работы обеих рук; воспитывать желание работать самостоятельно; активизировать словарь. | 1 |
«Осенняя берёза». | Расширять знания детей о деревьях (строении, величине, цвете, видах).Учить равномерно располагать осенние листья по веткам берёзы. Развивать цветовосприятие, мелкую моторику, глазомер. Развивать усидчивость, аккуратность в работе, желание доводить начатое до конца, любовь и бережное отношение к природе. | 1 |
2-я | «Белый гриб.» | Формировать у детей обобщенное понятие о грибах. Развивать умение находить связи между формами настоящих и изображаемых грибов, передавать их природные особенности, цвет. Напомнить детям о свойствах пластилина: мягкий, податливый, способный принимать заданную форму | 1 |
« Мухомор.» | 1 |
3-я | «Солнышко» | Учить передавать образ солнышка, совершенствуя умения детей скатывать кусочек пластилина между ладонями, придавая ему шарообразную форму. Учить приему сплющивания шарика на горизонтальной поверхности для получения плоского изображения исходной формы. | 1 |
«Красивые бусы для куклы Полины» | Самостоятельное отщипывание и сплющивание их на листе картона. Умение чередовать круги по цвету по словесной инструкции воспитателя | 1 |
4-я | Любимые игрушки: пирамидка | Научатся лепить пирамидку, закрепят понятия «больше-меньше», научатся располагать предметы по величине. | 1 |
мяч | Освоение техники рисования пластилином: скатывание шарика, примазывание, нанесение мазка. Развивать мелкую моторику; поддерживать желание доводить начатое дело до конца | 1 |
Декабрь |
1-я | «Первый снег» | Учить приемом надавливания прикреплять пластилиновые шарики; развивать чувства ритма,согласованность работы обеих рук; воспитывать желание работать самостоятельно; активизировать словарь. | 1 |
«Снеговик» | Закреплять умение работать с пластилином, использовать его свойства при раскатывании и сплющивании. Развивать мелкую моторику рук. Украшать работу, используя разнообразный бросовый материал | 1 |
2-я | «Зима. Узоры на окне» | Способствовать у детей созданию радостного настроения связанного с наступлением зимы. Развивать пространственные представления, композиционные навыки, желание доставлять радость окружающим своей работой | 1 |
«Маленькой елочке холодно зимой» | Развивать пространственные представления, композиционные навыки, желание доставлять радость окружающим своей работой | 1 |
3-я | «Снегири» | Рассказать об особенностях этих птиц. Побуждать детей точно передавать внешний вид объекта; подбирать цвет и сопоставлять размер | 1 |
«Игрушка новогодняя» | Формировать у детей обобщенное представление о елочных игрушках. Развивать творческое воображение детей, побуждая их самостоятельно придумать узор для своего шарика | 1 |
4-я | «Елка новогодняя огоньками светится» | Развивать творческое воображение детей, побуждая их самостоятельно придумать узор для елочки. Учить использовать дополнительные материалы. | 1 |
«Рукавичка для Деда Мороза» | Формировать у детей обобщенное представление о елочных игрушках. Развивать творческое воображение детей, побуждая их самостоятельно придумать узор для своего шарика | 1 |
Январь |
1-я | «Животные нашего леса: заяц» | Познакомить детей с представителем наших лесов - зайцем. Учить детей передавать пропорции частей тела. Закреплять приёмы сглаживания, расплющивания. Развивать мелкую моторику рук. | 1 |
«Животные нашего леса: лиса» | Познакомить детей с представителем наших лесов - лисой. Закреплять приёмы сглаживания, расплющивания.Развивать мелкую моторику рук | 1 |
2-я | «Домашние животные: овечка» | Закреплять умение использовать в работе нетрадиционную технику – «пластилинографию»;учить создавать целостность объекта используя имеющие навыки. | 1 |
«Домашние животные: петух» | Вспомнить потешки и поговорки о петушке для создания яркого образа. Обучение рисованию длинных изогнутых линий. Самостоятельный выбор цвета. Развитие творческих способностей. | 1 |
3-я | «Животные жарких стран: Жираф» | Воспитывать интерес к животным жарких стран, пробуждать желание изобразить животное, передавая особенности его строения средствами пластинографии, | 1 |
«Животные холодных стран: белый медведь» | Дать детям представление об образе жизни белых медведей, о том, как они приспособлены к жизни в холодной Антарктиде. Закреплять умение работать с пластилином, использовать его свойства при раскатывании и сплющивании. Развивать мелкую моторику рук. | 1 |
4-я | «Жители морей и океанов: кит» | Дать детям представление о разнообразии животного мира океана, познакомить с самым большим обитателем водной среды китом. Продолжать знакомить детей со специальным жанром изобразительного искусства анималисткой. Учить передавать форму, характерные детали внешнего вида животного способом пластинографии. Развивать у детей воображение, мелкую моторику рук, композиционные навыки. | 1 |
«Подводный мир. Золотая рыбка» | Продолжать расширять кругозор и знания детей о рыбах; учить создавать образы животных, используя имеющиеся навыки и умения работы с пластилином и бросовым материалом. | 1 |
Февраль |
1-я | «Любимые герои сказок: колобок» | Отщипывание мелких кусочков пластилина, размазывание их по нарисованной форме | 1 |
«Любимые герои сказок: репка» | Отщипывание мелких кусочков пластилина, размазывание их по нарисованной форме | 1 |
2-я | Узор на CD-диске | Узнают, что композиции можно создавать, используя бросовый материал, научатся лепить используя имеющиеся навыки и умения работы с пластилином. Развиваем чувство ритма, мелкую моторику рук. | 1 |
«Самолет» | Научатся лепить самолёт, познакомятся с профессией лётчика. Отщипывание мелких кусочков пластилина, размазывание их по нарисованной форме | 1 |
3-я | «Танки» | Отщипывание мелких кусочков пластилина, размазывание их по нарисованной форме. Познакомятся с профессией танкиста. | 1 |
«Валентинка для друга» | Развивать творческое мышление. Поощрять инициативу и самостоятельность детей в построении композиции, попытки дополнить рисунок по теме работы. Развивать мелкую моторику рук | 1 |
4-я | «Параход» | Расширять знания детей о видах транспорта (названиях, характерных признаках, назначении). Научить детей лепить плоскостное изображение на горизонтальной поверхности. Учить передавать форму, характерные детали внешнего вида транспорта способом пластинографии. | 1 |
«День защитника Отечества. Галстук для папы» | Расширять знания детей о государственных праздниках.Учить детей использовать усвоенные ранее приёмы лепки (скатывание, расплющивание, сглаживание границ соединений).Продолжать развивать мелкую моторику рук.Прививать любовь к своей Родине, гордость за Российскую Армию. | 1 |
Март |
1-я | «Весна. Ветка вербы» | Расширять кругозор и знание детей о растениях;Учить достигать выразительности создаваемого образа через точную передачу формы, цвета, величины элементов;Развивать детское творчество при создании и реализации замысла. | 1 |
«Душистая мимоза» | Расширять знания детей о южных растениях, их строении и цвете.Учить лепить мимозу приёмом скатывания маленьких жёлтых шариков, равномерно распределять вдоль стебля. | 1 |
2-я | «Букет для мамы» | Учить размазывать пластилиновый шарик в виде цветка; продолжать развивать умение изображать предметы на большом пространстве листа, согласованность работы обеих рук; воспитывать отзывчивость, потребность приходить на помощь к тем, кто в ней нуждается; активизировать словарь. | 1 |
«Тюльпан» | Отщипывание мелких кусочков пластилина, размазывание их по нарисованной форме | 1 |
3-я | «Кактус» | Расширять представления детей о комнатных растениях. Развивать практические умения и навыки при создании заданного образа посредством пластилинографии. Учить использовать возможности бросового материала для придания объекту завершенности и выразительности | 1 |
«Веселый клоун» | Учить выполнять изображения клоуна в исполнении - пластилинографии ;развиваем чувство ритма создать веселое настроение. | 1 |
4-я | « Мы веселые матрешки» | Воспитывать интерес к народной игрушке. Познакомить с историей создания русской матрешки. Учить отражать характерные особенности оформления матрешки в нетрадиционной технике — пластилинографии. Закрепить понимание взаимосвязи декоративно-прикладного искусства и русского фольклора. | 1 |
«Удивительная дымка» | Познакомить детей с творчеством дымковских мастеров. Помочь выбрать элементы узора для украшения кокошника и юбки дымковской куклы-водоноски, сочетая в узоре крупные элементы с мелкими. Воспитывать детей на народных традициях, показывая народное изобразительное искусство нераздельно от устного народного творчества. | 1 |
Апрель |
1-я | «Кто на листике живет? Гусеница.» | Учить передавать форму, цвет, движение. Развивать чувство формы, цвета, ритма. Воспитывать интерес и бережное отношение ко всему живому, развивать наблюдательность. | 1 |
«Кто на листике живет? Улитка.» | Расширять представления детей о мире насекомых. Скручивание жгутов в форме круга и овала по нарисованному контуру. | 1 |
2-я | Кто на листике живет? Стрекоза» | Расширять представления детей о мире насекомых. Скручивание жгутов в форме круга и овала по нарисованному контуру. | 1 |
«Кто на листике живет? Бабочка» | Расширить у детей знания и представления об особенностях внешнего вида бабочки. Знакомить с симметрией на примере бабочки в природе и в рисунке. Учить детей наносить мазки пластилином, плавно «вливая» один цвет в другой на границе их соединения. | 1 |
3-я | «Космос. Звездное небо» | Развивать практические умения и навыки детей при создании заданного образа посредством пластилинографии. Учить использовать возможности бросового материала для придания объекту завершенности и выразительности. | 1 |
«Космос. Ракета» | Закрепить и расширить представления детей о космосе. Познакомить детей с одним из видов воздушного транспорта — космической ракетой, с ее устройством, способом передвижения. Научить детей лепить ракету, передавая ее характерное строение. | 1 |
4-я | «Радуга –дуга" | Упражнять детей в раскатывании колбасок разного цвета примерно одной толщины, разной длины прямыми движениями обеих рук. Учить детей изображать дугообразную форму радуги и порядок цветов в ней. Продолжать учить использовать стеку для отрезания лишних концов при укладывании радужных полос. Развивать чувство прекрасного (красивая разноцветная радуга). | 1 |
«Пасхальное яичко» | Развивать у детей эмоциональное восприятие окружающего мира. Поощрять инициативу и самостоятельность в построении композиции, попытки дополнить рисунок по теме занятия | 1 |
Май |
1-я | « Одуванчик» | Продолжать знакомить с миром растений. Учить создавать выразительный образ, используя характерные особенности. Развиваем мелкую моторику рук. | 1 |
«Божья коровка» | Узнают, кто такая божья коровка и почему так называется, научатся лепить её, разучат потешку «Божья коровка». | 1 |
2-я | «Ягоды поспели. Земляника» | Закреплять познавательный интерес к природе. Способствовать развитию формообразующих движений рук в работе с пластилином. | 1 |
«Ягоды поспели. Смородина» | Продолжить знакомство детей с миром природы. Закрепить умение скатывать пальчиком короткие отрезки в шарики кругообразными движениями. Стимулировать активную работу пальцев рук | 1 |
3-я | «Ромашковый луг» | Создание в сотворчестве с воспитателем красивой композиции с цветами. Обучение рисованию прямых линий (лепестки ромашки из подготовленной сердцевины). Оформление сердцевины подручными материалами (стеки, зубочистки, трубочки). | 1 |
«Летнее настроение» | Самостоятельная творческая работа. Развиваем фантазию, мелкую моторику рук, | 1 |
4-я | Диагностика | Контрольное исследование приобретенных умений и навыков работы с пластилином. Проведение мониторинга уровней развития умений. | 1 |
Диагностика | Контрольное исследование приобретенных умений и навыков работы с пластилином. Проведение мониторинга уровней развития умений. | 1 |
| итого | | 68 |
5. Колдина Д.Н. «Лепка с детьми 4-5 лет», Мозаика-Синтез, 2009
6. Марья Новацкая «Пластилиновые секреты. Как за 30 минут слепить сказку» Питер, 2012 г. Интернет ресурс.
7. «Пластилинография» Г.Н. Давыдова 2008 год.
8. Мастерилка «Волшебный пластилин». Пособие для занятий с детьми. А.В. Белошистова., О.Г. Жукова, АРКТИ 2007 год.