Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа «Пластилинография» для детей 3-6 лет
Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа «Пластилинография» для детей 3-6 лет
Пластилинография является одним из средств рекалсации, что имеет важное значение для психологического благополучия малыша. Тема кружковой работы является актуальной, так как работа с мягким и пластичным материалом успокаивает, снимает напряжение, агрессию и тревогу, позволяет вести себя естественно и непринужденно.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа «Пластилинография» для детей 3-6 лет»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №14
ПРИНЯТО
на Педагогическом совете
МБДОУ детского сада № 14
Протокол от 31.08.2018 г. № 1
УТВЕРЖДЕНО
Приказом МБДОУ
детского сада №14
от 31.08.2018 г. № 228
Дополнительная общеобразовательная программа -
дополнительная общеразвивающая программа
«Пластилинография»
для детей 3-6 лет
Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения
2.1. Содержание изучаемого курса………………………………………….6
2.2. Календарное планирование……………………………………………6
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Методическое обеспечение программы, список литературы ……..19
Пояснительная записка
Занятия с детьми творчеством любого вида способствуют разностороннему развитию ребёнка, раскрывается его личность, творческий потенциал, способность применять освоенные знания и умения для решения нестандартных задач, появляется уверенность в правильности принятия обоснованного решения и их реализации. В настоящее время педагоги, специалисты в области развития детей, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. Учитывая важность проблемы по развитию ручных умений мною был организован кружок художественной направленности “Пластилинография”- основной идей которой является рисования картинок – пластилином, лепка.
Актуальность
Пластилинография является одним из средств релаксации, что имеет важное значение для психологического благополучия малыша. …Тема кружковой работы является актуальной, так как работа с мягким и пластичным материалом успокаивает, снимает напряжение, агрессию и тревогу, позволяет себя вести естественно и непринужденно. В работе с пластилином привлекает не только доступность, разнообразие выбора и относительная дешевизна, сколько безграничные возможности, которые предоставляет этот материал для творчества.
Новизной и отличительной особенностью программы, лепка в нетрадиционной технике имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе. Пластилинография так же, как и другие виды изобразительной деятельности, формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его многообразии.
Использование наглядности (фотографии, картины, рисунки детей, иллюстрации книг и др.)
Педагогическая целесообразность заключается в том, что дети проявляют интерес к лепки из нетрадиционных материалов (пластической массы, глины, теста) .Формируется способность применять различные приемы в лепки (прищипывание, вытягивание, сглаживание, сплюскивание, вдавливание), а так же стремление украшать вылепленные композиции узором при помощи дополнительного оборудования (стеки ,палочек, декоративных украшений, природного материала). Развивается интерес к пластилинографии, как к одной из техник лепки. Посредством пластилинографии ярче всего раскрываются творческие способности детей. Занятия с детьми в данной технике способствуют разностороннему развитию ребёнка, раскрывает творческий потенциал, способность применять освоенные знания и умения для решения нестандартных задач, появляется уверенность в правильности принятия обоснованного решения и их реализации.
Цель программы:
Развитие творческих способностей детей среднего дошкольного возраста посредством пластилинографии.
Задачи программы:
1.Учить детей составлять простые композиции на плоскости.
2. Формировать умение применять различные техники пластилинографии: налеп, растягивание, витраж, оттиск, коллаж с применением декоративного материала.
3. Развивать познавательный интерес к технике пластилинография.
4. Организовать выставку детских работ по технике пластилинография.
Принципы реализации программы
Принцип гуманизации и демократизации
Принцип воспитывающего характера обучения
Принцип развивающего обучения
Принцип наглядности обучения
Принцип доступности
Принцип систематичности, последовательности и постепенности
Принцип связи обучения с жизнью
Принцип активности и сознательности
МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ:
Основные приёмы. Многообразие предметных форм требует применения различных приёмов лепки.
Раскатывание - кусочек, положенный между ладонями или на доску и прижатый ладонью, раскатывается прямолинейными или круговыми движениями кистей рук.
Скатывание - кусочек пластилина кругообразными движениями ладоней или пальцами скатывается в шарик.
Оттягивание - слегка потянув щепоткой часть пластилина можно сформировать часть изображения.
Заглаживание – требуется при изображении плоских и гладких поверхностей – выполняется кончиками пальцев.
Сплющивание - наиболее применяемый приём - для этого шарик или колбаску сдавливают до формы лепёшки.
Надавливание и размазывание - важно научить детей прилагать усилия пальчиками. Основные направления размазывания – сверху вниз, слева направо.
Количество детей в группе: 12
Группа – дети 3-4 года. Срок реализации программы: 1 года.
Продолжительность одного занятия: 25 минут
Формы деятельности: кружковые занятия.
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности.
1. Дети умеют составлять простые композиции на плоскости.
2. Дети применяют различные техники пластилинографии: налеп, растягивание, витраж, оттиск, коллаж с применением декоративного материала.
3. Дети проявляют познавательный интерес к технике пластилинография.
Организована выставка детских работ по технике пластилинография.
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Содержание данной программы направлено на выполнение творческих работ, основой которых является индивидуальное и коллективное творчество. В основном вся практическая деятельность основана на изготовлении изделий. Обучение планируется дифференцированно с обязательным учётом состояния здоровья учащихся. Программой предусмотрено выполнение практических работ, которые способствуют формированию умений осознанно применять полученные знания на практике по изготовлению художественных ценностей из пластичных масс. На учебных занятиях в процессе труда обращается внимание на соблюдение правил безопасности труда, санитарии и личной гигиены, на рациональную организацию рабочего места, бережного отношения к инструментам, оборудованию в процессе изготовления художественных изделий.
Календарно-тематический план по кружковой деятельности «Пластилинография»
Неделя
Тема
Программное содержание
Кол-во часов
Сентябрь
1-я
Диагностика
Выявить умение самостоятельно использовать в работе основные приемы лепки.
1
Диагностика
Выявление уровня развития мелкой моторики рук
1
2-я
«У нас в гостях волшебный пластилин»
Воспитывать положительный эмоциональный отклик на предложение лепить.
1
Что нам осень подарила. «Фрукты»
Скручивание жгутов в форме круга и овала по нарисованному контуру
1
3-я
«Овощи»
Скручивание жгутов в форме круга и овала по нарисованному контуру.
1
Композиция из сплющенных шариков (Бабочки, рыбки)
Продолжить знакомство детей с миром природы. Закрепить умение скатывать пальчиком короткие отрезки в шарики кругообразными движениями. Стимулировать активную работу пальцев рук.
1
4-я
Жгутики (Барашек, дерево, букет цветов)
Развивать творческое мышление. Поощрять инициативу и самостоятельность детей в построении композицию. Развивать мелкую моторику рук
1
Локальный цвет и его оттенки. Осенние листья.
Ознакомить детей с техникой пластилинографии, приемами выполнение декоративных налепов разной формы. Напомнить детям свойства пластилина, закрепить приемы его использования: прищипывание, сплющивание, оттягивание деталей от общей формы.
Расширять знания детей о ягодах (форме, цвете, величине).Продолжать развивать мелкую моторику, координацию движения рук, цветовосприятие, глазомер. Продолжать развивать усидчивость, аккуратность в работе, желание доводить начатое дело до конца.
1
2-я
«Корзина с ягодами»
Закрепить технику создания изображения на плоскости в полуобъеме при помощи пластилина. Научиться не выходить за контур рисунка. Развивать мелкую моторику рук.
1
«Тучки хмурые травку поливают…»
Рисование капелек дождя путём отщипывания и размазывания маленьких комочков пластилина. Развитие чувства ритма, цвета.Отрабатывание приёма «скатывания». Воспитание творческого восприятия окружающего мира.
1
3-я
«Шубка для ежика»
Моделирование образа ёжика путём изображения иголочек на спине ритмичными короткими мазками. Учить детей отщипывать маленькие кусочки пластилина от куска и скатывать из них шарики диаметром 5-7 мм; учить детей надавливающими движениями указательного пальца размазывать пластилин на картоне; располагать пластилиновые шарики на равном расстоянии друг от друга; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику.
1
«Листопад»
Закрепление умения раскатывать комочки пластилина кругообразными движениями. Обучение преобразованию шарообразной формы в овальную путём надавливания.
1
4-я
«Укрась свитер»
Закрепление умения раскатывать комочки пластилина кругообразными движениями. Обучение преобразованию шарообразной формы в овальную путём надавливания.
1
«Воздушные шары»
Самостоятельное скручивание жгутов по кругу (без готового контура)
1
Ноябрь
1-я
«Кисть рябины»
Учить приемом надавливания прикреплять пластилиновые шарики; развивать чувства ритма, согласованность работы обеих рук; воспитывать желание работать самостоятельно; активизировать словарь.
1
«Осенняя берёза».
Расширять знания детей о деревьях (строении, величине, цвете, видах).Учить равномерно располагать осенние листья по веткам берёзы. Развивать цветовосприятие, мелкую моторику, глазомер. Развивать усидчивость, аккуратность в работе, желание доводить начатое до конца, любовь и бережное отношение к природе.
1
2-я
«Белый гриб.»
Формировать у детей обобщенное понятие о грибах. Развивать умение находить связи между формами настоящих и изображаемых грибов, передавать их природные особенности, цвет. Напомнить детям о свойствах пластилина: мягкий, податливый, способный принимать заданную форму
1
« Мухомор.»
1
3-я
«Солнышко»
Учить передавать образ солнышка, совершенствуя умения детей скатывать кусочек пластилина между ладонями, придавая ему шарообразную форму. Учить приему сплющивания шарика на горизонтальной поверхности для получения плоского изображения исходной формы.
1
«Красивые бусы для куклы Полины»
Самостоятельное отщипывание и сплющивание их на листе картона. Умение чередовать круги по цвету по словесной инструкции воспитателя
1
4-я
Любимые игрушки: пирамидка
Научатся лепить пирамидку, закрепят понятия «больше-меньше», научатся располагать предметы по величине.
1
мяч
Освоение техники рисования пластилином: скатывание шарика, примазывание, нанесение мазка. Развивать мелкую моторику; поддерживать желание доводить начатое дело до конца
1
Декабрь
1-я
«Первый снег»
Учить приемом надавливания прикреплять пластилиновые шарики; развивать чувства ритма,согласованность работы обеих рук; воспитывать желание работать самостоятельно; активизировать словарь.
1
«Снеговик»
Закреплять умение работать с пластилином, использовать его свойства при раскатывании и сплющивании. Развивать мелкую моторику рук. Украшать работу, используя разнообразный бросовый материал
1
2-я
«Зима. Узоры на окне»
Способствовать у детей созданию радостного настроения связанного с наступлением зимы. Развивать пространственные представления, композиционные навыки, желание доставлять радость окружающим своей работой
1
«Маленькой елочке холодно зимой»
Развивать пространственные представления, композиционные навыки, желание доставлять радость окружающим своей работой
1
3-я
«Снегири»
Рассказать об особенностях этих птиц. Побуждать детей точно передавать внешний вид объекта; подбирать цвет и сопоставлять размер
1
«Игрушка новогодняя»
Формировать у детей обобщенное представление о елочных игрушках. Развивать творческое воображение детей, побуждая их самостоятельно придумать узор для своего шарика
1
4-я
«Елка новогодняя огоньками светится»
Развивать творческое воображение детей, побуждая их самостоятельно придумать узор для елочки. Учить использовать дополнительные материалы.
1
«Рукавичка для Деда Мороза»
Формировать у детей обобщенное представление о елочных игрушках. Развивать творческое воображение детей, побуждая их самостоятельно придумать узор для своего шарика
1
Январь
1-я
«Животные нашего леса: заяц»
Познакомить детей с представителем наших лесов - зайцем. Учить детей передавать пропорции частей тела. Закреплять приёмы сглаживания, расплющивания. Развивать мелкую моторику рук.
1
«Животные нашего леса: лиса»
Познакомить детей с представителем наших лесов - лисой. Закреплять приёмы сглаживания, расплющивания.Развивать мелкую моторику рук
1
2-я
«Домашние животные: овечка»
Закреплять умение использовать в работе нетрадиционную технику – «пластилинографию»;учить создавать целостность объекта используя имеющие навыки.
1
«Домашние животные: петух»
Вспомнить потешки и поговорки о петушке для создания яркого образа. Обучение рисованию длинных изогнутых линий. Самостоятельный выбор цвета. Развитие творческих способностей.
1
3-я
«Животные жарких стран: Жираф»
Воспитывать интерес к животным жарких стран, пробуждать желание изобразить животное, передавая особенности его строения средствами пластинографии,
1
«Животные холодных стран: белый медведь»
Дать детям представление об образе жизни белых медведей, о том, как они приспособлены к жизни в холодной Антарктиде. Закреплять умение работать с пластилином, использовать его свойства при раскатывании и сплющивании. Развивать мелкую моторику рук.
1
4-я
«Жители морей и океанов: кит»
Дать детям представление о разнообразии животного мира океана, познакомить с самым большим обитателем водной среды китом. Продолжать знакомить детей со специальным жанром изобразительного искусства анималисткой. Учить передавать форму, характерные детали внешнего вида животного способом пластинографии. Развивать у детей воображение, мелкую моторику рук, композиционные навыки.
1
«Подводный мир. Золотая рыбка»
Продолжать расширять кругозор и знания детей о рыбах; учить создавать образы животных, используя имеющиеся навыки и умения работы с пластилином и бросовым материалом.
1
Февраль
1-я
«Любимые герои сказок: колобок»
Отщипывание мелких кусочков пластилина, размазывание их по нарисованной форме
1
«Любимые герои сказок: репка»
Отщипывание мелких кусочков пластилина, размазывание их по нарисованной форме
1
2-я
Узор на CD-диске
Узнают, что композиции можно создавать, используя бросовый материал, научатся лепить используя имеющиеся навыки и умения работы с пластилином. Развиваем чувство ритма, мелкую моторику рук.
1
«Самолет»
Научатся лепить самолёт, познакомятся с профессией лётчика. Отщипывание мелких кусочков пластилина, размазывание их по нарисованной форме
1
3-я
«Танки»
Отщипывание мелких кусочков пластилина, размазывание их по нарисованной форме. Познакомятся с профессией танкиста.
1
«Валентинка для друга»
Развивать творческое мышление. Поощрять инициативу и самостоятельность детей в построении композиции, попытки дополнить рисунок по теме работы. Развивать мелкую моторику рук
1
4-я
«Параход»
Расширять знания детей о видах транспорта (названиях, характерных признаках, назначении). Научить детей лепить плоскостное изображение на горизонтальной поверхности. Учить передавать форму, характерные детали внешнего вида транспорта способом пластинографии.
1
«День защитника Отечества. Галстук для папы»
Расширять знания детей о государственных праздниках.Учить детей использовать усвоенные ранее приёмы лепки (скатывание, расплющивание, сглаживание границ соединений).Продолжать развивать мелкую моторику рук.Прививать любовь к своей Родине, гордость за Российскую Армию.
1
Март
1-я
«Весна. Ветка вербы»
Расширять кругозор и знание детей о растениях;Учить достигать выразительности создаваемого образа через точную передачу формы, цвета, величины элементов;Развивать детское творчество при создании и реализации замысла.
1
«Душистая мимоза»
Расширять знания детей о южных растениях, их строении и цвете.Учить лепить мимозу приёмом скатывания маленьких жёлтых шариков, равномерно распределять вдоль стебля.
1
2-я
«Букет для мамы»
Учить размазывать пластилиновый шарик в виде цветка; продолжать развивать умение изображать предметы на большом пространстве листа, согласованность работы обеих рук; воспитывать отзывчивость, потребность приходить на помощь к тем, кто в ней нуждается; активизировать словарь.
1
«Тюльпан»
Отщипывание мелких кусочков пластилина, размазывание их по нарисованной форме
1
3-я
«Кактус»
Расширять представления детей о комнатных растениях. Развивать практические умения и навыки при создании заданного образа посредством пластилинографии. Учить использовать возможности бросового материала для придания объекту завершенности и выразительности
1
«Веселый клоун»
Учить выполнять изображения клоуна в исполнении - пластилинографии ;развиваем чувство ритма создать веселое настроение.
1
4-я
« Мы веселые матрешки»
Воспитывать интерес к народной игрушке. Познакомить с историей создания русской матрешки. Учить отражать характерные особенности оформления матрешки в нетрадиционной технике — пластилинографии. Закрепить понимание взаимосвязи декоративно-прикладного искусства и русского фольклора.
1
«Удивительная дымка»
Познакомить детей с творчеством дымковских мастеров. Помочь выбрать элементы узора для украшения кокошника и юбки дымковской куклы-водоноски, сочетая в узоре крупные элементы с мелкими. Воспитывать детей на народных традициях, показывая народное изобразительное искусство нераздельно от устного народного творчества.
1
Апрель
1-я
«Кто на листике живет? Гусеница.»
Учить передавать форму, цвет, движение. Развивать чувство формы, цвета, ритма. Воспитывать интерес и бережное отношение ко всему живому, развивать наблюдательность.
1
«Кто на листике живет? Улитка.»
Расширять представления детей о мире насекомых. Скручивание жгутов в форме круга и овала по нарисованному контуру.
1
2-я
Кто на листике живет? Стрекоза»
Расширять представления детей о мире насекомых. Скручивание жгутов в форме круга и овала по нарисованному контуру.
1
«Кто на листике живет? Бабочка»
Расширить у детей знания и представления об особенностях внешнего вида бабочки. Знакомить с симметрией на примере бабочки в природе и в рисунке. Учить детей наносить мазки пластилином, плавно «вливая» один цвет в другой на границе их соединения.
1
3-я
«Космос. Звездное небо»
Развивать практические умения и навыки детей при создании заданного образа посредством пластилинографии. Учить использовать возможности бросового материала для придания объекту завершенности и выразительности.
1
«Космос. Ракета»
Закрепить и расширить представления детей о космосе. Познакомить детей с одним из видов воздушного транспорта — космической ракетой, с ее устройством, способом передвижения. Научить детей лепить ракету, передавая ее характерное строение.
1
4-я
«Радуга –дуга"
Упражнять детей в раскатывании колбасок разного цвета примерно одной толщины, разной длины прямыми движениями обеих рук. Учить детей изображать дугообразную форму радуги и порядок цветов в ней. Продолжать учить использовать стеку для отрезания лишних концов при укладывании радужных полос. Развивать чувство прекрасного (красивая разноцветная радуга).
1
«Пасхальное яичко»
Развивать у детей эмоциональное восприятие окружающего мира. Поощрять инициативу и самостоятельность в построении композиции, попытки дополнить рисунок по теме занятия
1
Май
1-я
« Одуванчик»
Продолжать знакомить с миром растений. Учить создавать выразительный образ, используя характерные особенности. Развиваем мелкую моторику рук.
1
«Божья коровка»
Узнают, кто такая божья коровка и почему так называется, научатся лепить её, разучат потешку «Божья коровка».
1
2-я
«Ягоды поспели. Земляника»
Закреплять познавательный интерес к природе. Способствовать развитию формообразующих движений рук в работе с пластилином.
1
«Ягоды поспели. Смородина»
Продолжить знакомство детей с миром природы. Закрепить умение скатывать пальчиком короткие отрезки в шарики кругообразными движениями. Стимулировать активную работу пальцев рук
1
3-я
«Ромашковый луг»
Создание в сотворчестве с воспитателем красивой композиции с цветами. Обучение рисованию прямых линий (лепестки ромашки из подготовленной сердцевины). Оформление сердцевины подручными материалами (стеки, зубочистки, трубочки).