Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности детей «Чудесная мастерская»»
Департамент Смоленской области по образованию и науке
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка - детский сад «Сказка»
Принята на заседании Утверждена приказом по
педагогического совета МБДОУ «ЦРР- детский сад
от .08.2021 «Сказка» №
протокол № От .08.2021
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности детей
«Чудесная мастерская»
Возраст обучающихся: 4 – 5 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Воспитатель высшей категории Божко В.Р.
г. Рославль, 2021
Пояснительная записка
Авторская дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Чудесная мастерская» разработана в соответствии с нормативно – правовыми документами:
- Законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ;
- Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Минпрос РФ от 9 ноября 2018 г. № 196);
- СанПиН 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи» (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09. 2020 г. № 28);
- Концепцией развития дополнительного образования детей (Распоряжение правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);
- Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (Письмо Минобрнауки РФ «О направлении информации» от 18 ноября 2015 г. N 09- 3242);
- Уставом МБДОУ «ЦРР-детский сад «Сказка»
Направленность-социально-педагогическая.
Актуальностью программы является её востребованность среди дошкольников и их родителей (законных представителей) по результатам мониторинговых исследований «Заказ на оказание образовательных услуг МБДОУ «ЦРР – детский сад «Сказка». Данная программа вводит ребёнка в удивительный мир творчества и дает возможность поверить в себя, в свои способности. Программа предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.
Новизна программы: в процессе художественной деятельности активно формируются нравственные качества, творческая активность дошкольников. Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.
Педагогическая целесообразность: Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях автор программы видит в развитии творческих способностей ребенка, творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитания трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя чего-то нового. Стандартных наборов изобразительных материалов и способов передачи информации недостаточно для современных детей, так как уровень умственного развития потенциал нового поколения стал намного выше. В связи с этим, нетрадиционные техники рисования дают толчок к развитию детского интеллекта, активизируют творческую активность детей, учат мыслить нестандартно.
Программа доступна для мотивированных детей, а также для детей из сельской местности.
Учреждение (адрес): муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад «Сказка» (216507, Смоленская область, Рославльский район, город Рославль, 16 микрорайон, дом 2-А).
Количество часов по программе в год- 34 часа.
По продолжительности реализации программа – одногодичная.
Занятия проводятся с группой 1 раза в неделю по 20 минут.
Форма организации образовательного процесса – групповая.
По содержанию деятельности – интегрированная.
Уровень сложности – стартовый.
По уровню образования - общеразвивающая
Формы занятий: в процессе реализации программы используются разнообразные формы занятий:
учебное занятие (комбинированное);
занятие –презентация;
занятие –творческая мастерская;
занятие – аппликация;
занятие –путешествие;
занятие –игра.
На занятиях у обучающихся формируются образные представления, развиваются мышление и воображение. Всё это вызывает у детей стремление передать воспринятую красоту, запечатлеть те предметы и явления, которые им понравились, побуждает к созидательной активности и творчеству.
Многие исследователи отмечают, что способность ребёнка к творчеству во многом зависит от того, насколько он трудолюбив, насколько развит в эмоциональном отношении.
Важным направлением психического развития детей, заложенным в программе, является формирование у детей разнообразных способностей – как художественных, так и интеллектуальных. Все названные психические процессы и качества личности необходимы для успешной творческой, познавательной, трудовой и учебной деятельности.
Педагог в своей работе с детьми опирается на такие формы мышления как наглядно – действенное и наглядно – образное, понятливое мышление.
Занятия состоят из нескольких частей, объединенных одной темой. На каждом занятии дети выполняют различные виды деятельности: игровые, с предметами, творческие задания и др.
Педагог путем создания проблемных ситуаций развивает творческую активность ребенка, вызывая у него стремление к самостоятельному поиску, построению простейших умозаключений; подводят его к определённым предположениям.
Процесс познания – творческий процесс, и задача педагога – поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.
Обязательными условиями проведения занятий являются:
- использование игровых методов преподавания;
- смена видов деятельности;
- положительная оценка личных достижений каждого учащегося;
- отсутствие каких – либо отметок и домашних заданий.
В процессе занятий важна доброжелательность, творческая атмосфера, когда ребенок может высказывать свои мысли вслух, не боясь того, что его засмеют или подвергнут критике.
Учебный материал должен преподноситься доступно, дети должны учиться с удовольствием, а значит – успешно. Достичь этой триады (доступно – с удовольствием – успешно) помогает основной метод проведения занятий, соответствующий основному виду детской деятельности - игра.
Цель программы: познакомить детей с наиболее полным спектром видов изобразительного искусства с помощью различных нетрадиционных техник, развитие у детей художественно-эстетического, эмоционального, духовно- нравственного, творческого потенциала в процессе приобщения их к изобразительному, декоративно-прикладному и другим продуктивным видам деятельности.
Задачи программы:
образовательные:
знакомить детей с различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними;
закреплять приобретённые умения и навыки и показать детям широту их возможного применения;
закреплять и обогащать знания детей о разных видах художественного творчества;
создать максимально благоприятные условия для раннего выявления и развития творческих способностей ребенка;
развивающие:
формировать умения и навыки, необходимые для создания творческих работ;
развить у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев;
развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, радость от узнавания нового;
развивать художественный вкус, творческие способности, фантазию, пространственное воображение;
развить мелкую моторику рук;
развить внимание, память и глазомер;
воспитательные:
воспитать гуманную, творческую личность, способную понимать и любить родною страну, свою малую Родину, ее природу и людей;
воспитать самостоятельность и желания трудиться, доводить начатое дело до конца, уважение к людям труда;
основные инструменты и приспособления для художественной обработки бумаги: ножницы, карандаш, линейка, шаблоны, клей, кисть для клея;
некоторые технологические операции по художественной обработке бумаги и их условные обозначения: разметка с помощью шаблона и посредством сгибания листа, складывание, гофрирование, сминание, разрывание, вырезание прямых и фигурных линей;
технологии художественной обработки бумаги: оригами, художественное вырезание, аппликация, художественное конструирование;
виды природного материала: шишки, веточки, мох, ракушки, плоды, солома, семена, листья и др.;
пластилин, его пластические свойства;
о разных способах лепки: из целого куска и по частям; о приемах лепки: скатывание, раскатывание, сплющивание, оттягивание, примазывание.
должны уметь:
использовать для рисования различные материалы (краски, фломастеры, маркеры, пастель, уголь, тушь, восковые мелки, масляные и флуоресцентные карандаши, акриловые краски, темперу, пр.)
в различных формах продуктивной деятельности использовать природный материал (сухие листья, шишки и др.), бросовый материал (пенопласт, опилки и др.), пластический материал (соленое тесто, пластилин).
освоить цветовую палитру, самостоятельно экспериментировать с цветом.
дошкольник должен овладеть элементарными навыками аппликации в соответствия с возрастными возможностями.
овладеть навыками художественного труда, нетрадиционной техникой (способами разрывной аппликации, обрывания, скатывания, граттажа и т.д.)
организовать свое рабочее место; выбирать и использовать инструмент, необходимый для конкретного вида работы.
Метапредметные результаты:
Познавательные:
способность решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы, адекватно возрасту);
уметь определять понятия по изучаемым темам;
строить логическое рассуждение, умозаключение при ответах на вопросы.
Регулятивные:
овладеть универсальными предпосылками учебной деятельности- умение работать по правилу и образцу, слушать своего педагога и выполнять его инструкции;
развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
Коммуникативные:
овладеть средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
быть способным управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдать элементарные общепринятые нормы и правила поведения;
работать индивидуально и в группе:
находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;
формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Личностные результаты:
развивать положительное отношение ребёнка к себе, другим людям, окружающему миру;
создать условия для формирования у ребенка положительного самоощущения, уверенности в своих возможностях;
формировать у ребёнка чувства собственного достоинства; сформировать первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе.
Учебный план
№ п/п
Название образовательных блоков, разделов
Количество часов
Формы аттестации/ контроля
Всего
Теория
Практика
Вводное занятие
1
0.5
0.5
Опрос,
творческая работа
1.
«Мы и мир вокруг нас»
4
1
3
Опрос,
творческая работа
2.
«Волшебница – осень»
6
1.5
4.5
Наблюдение,
творческая работа, картинки
3.
«Здравствуй, зимушка
– зима!»
11
2
9
Наблюдение,
творческая работа
4.
«Весна красна»
8
2
6
Наблюдение,
творческая работа, картинки
5.
«Я - волшебник»
4
1
3
Наблюдение,
творческая работа, опрос
Всего:
34
8
26
Содержание учебного плана
Вводное занятие.
На первом занятии педагог знакомится с детьми, где сообщает детям о правилах поведения, о том, что необходимо иметь на занятии, знакомит с кабинетом, где будут проходить занятия. Ознакомление обучающихся с содержанием программы. Организационные вопросы.
Теория: Животный мир: звери, рыбы, птицы, насекомые; особенности их внешнего вида. Презентация «Животный мир Смоленской области».
Практика: Выполнение обрывной аппликации «Ежик».
5. Живая природа.
Теория: Растительный мир: грибы, ягоды, кустарники; особенности их внешнего строения.
Практика: Рисование «Весёлые мухоморы».
2.Образовательный блок: «Волшебница – осень»
1. Подарки осени.
Теория: Явления осенней природы; красота этого времени года. Осенние месяцы. Осень – время сбора урожая овощей, фруктов. Презентация «Осень в природе».
Практика: Коллективная работа – объемная аппликация «Золотая осень».
2. Овощи и фрукты.
Теория: Фрукты и овощи: названия, форма, цвет, запах, твердость (мягкость); объединение плодов по сходному признаку. Различие между овощами и фруктами. Презентация «Овощи и фрукты».
Практика: Выполнение аппликации из круп «Груша».
3. Удивительный мир деревьев.
Теория: Презентация «Лес».
Практика: Барельефная лепка «Ветка рябины».
4. Путешествие в «Грибное царство».
Теория: Съедобные и несъедобные грибы, рассматривание дидактического материала.
Практика: Работа с пластилином методом размазывания «Мухомор»;
5. Краски осени.
Теория: Беседа о том, как осень изменила наш город, рассматривание иллюстраций картин «Осень в парке».
Практика: Рисование с использованием приема примакивания «Дерево с разноцветными листьями».
6. Краски осени.
Теория: Вызвать интерес к созданию коллективной композиции. Расширить представление детей об окружающем мире, умение внимательно вглядываться в различные явления, сохранить целостность восприятия при создании композиции.
Практика: Аппликация обрывная (коллективная работа) «Листопад, листопад листья по ветру летят».
Теория: Признаки зимы (самые короткие дни и самые длинные ночи; много снега, деревья стоят голые; изменение образа жизни животных, птиц, насекомых). Презентация «Время года –Зима».
Практика: - Аппликация из бумаги «Зима полна серебра».
- Черно-белый граттаж «Лес».
- Барельефная лепка «Ветка ели с шишками».
2. Новый год.
Теория: Празднования нового года в нашей стране, атрибуты праздника, создание праздничного настроения.
Теория: Жизнь диких животных (волк, заяц, лиса, медведь, белка, еж) в лесу зимой. Презентация «Мир диких животных».
Практика: Пластилинография «Дикие животные».
4. Жизнь птиц зимой.
Теория: Зимующие птицы (дятел, снегирь, синица, сорока и др.). Жизнь зимующих птиц. Презентация «Жизнь птиц зимой».
Практика: Аппликация из ниток «Синичка, снегирь».
5. Зимние явления в неживой природе.
Презентация «Зимние явления в неживой природе».
Практика: - Рисование с использованием нетрадиционной техники «Непогода – вьюга» (рисование с использованием зубной щетки).
- Рисование солью «Морозные узоры на окне».
- Торцевание салфеткой «Снежинка».
6. Зимние забавы.
Теория: Просмотр презентации «Зимние забавы на Руси».
Практика: Аппликация из ватных дисков «Снеговик».
4. Образовательный блок: «Весна - красна».
Весна, явления в природе характерные для весны.
Теория: Последовательность весенних изменений в природе (увеличение продолжительности дня, повышение температуры воздуха, рост и цветение растений, изменения в жизни животных, появление насекомых, прилет птиц). Презентация «Время года-Весна».
Практика: Аппликация «Яблоня».
2. Лес весной. Весенние первоцветы.
Теория: Лес и жизнь его обитателей весной. Весенние лесные первоцветы Презентация «Первоцветы».
Практика: - Аппликация из бумаги «Весенние цветы».
- Рисование «Подснежники в корзине».
3. О чем поют птицы весной.
Теория: Перелетные птицы, их жизнь в весенний период. Презентация «Перелетные птицы»
Практика: Выполнение задания аппликация из ниток и бумаги «Птенцы в гнезде».
4. Мир насекомых.
Теория: Особенности внешнего вида и жизненные проявления насекомых. Презентация «Мир насекомых».
Практика: - Выполнение задания в технике монотопия «Бабочка».
- Поделка из бумаги «Улитка».
5. Международный женский день.
Теория: Беседа «Что за праздник 8 марта?». История возникновения праздника.
Практика: - Поздравительная открытка для мамы и бабушки.
- Рисование витражными красками «Цветы для мамы».
5. Образовательный блок: «Я – волшебник».
1. День космонавтики.
Теория: Расширить представление детей о многообразии космоса. Рассказать детям об интересных фактах и событиях космоса. Познакомить с первым лётчиком-космонавтом Ю.А. Гагариным.
Практика: Выполнение коллективной композиции «Космические дали».
2. Чудеса в быту.
Теория: Расширить представление детей о многообразии чудесных вещей, которые их окружают. Познакомить с различными человеческими изобретениями.
Практика: Пластилинография «Волшебные зонтики».
3. Красота окружающего мира.
Теория: Заострить внимание детей на красоте окружающей природы. (цвета, формы, ароматах). Расширить представление о многообразии флоры и фауны нашей планеты.
Практика: - Мозаика из семян «Подсолнух».
4. Итоговое занятие - выставка. Рисование штампами «Летающий змей». Итоговая диагностика. Подведение итогов работы за год.
Календарный учебный график
№п/п
Месяц
Тема занятия
Кол-во часов на группу
Форма
занятия
Форма
контроля
1.
сентябрь
Вводное занятие. Игра-конкурс «Давайте познакомимся». Правила техники безопасности. Первичная диагностика.
1
Занятие-игра
Беседа, игровое
задание,
картинки
2.
сентябрь
«Мы и мир вокруг нас». Природа: красота, значимость, многообразие, изменчивость. Объекты, созданные природой и человеком; содружество человека и природы. Изготовление поделок из природного материала «Бабочка».
1
Занятие-презентация
Наблюдение, картинки, творческое
задание
3.
сентябрь
Разнообразие природы.
Неживая и живая природа.
Отличие живых объектов от неживых. Неживая природа Рисование пальчиками «Мой любимый дождик».
1
Учебное занятие
Наблюдение,
творческое
задание
4.
сентябрь
Живая природа. Животный мир: звери, рыбы, птицы, насекомые, особенности их внешнего вида. Обрывная аппликация «Ёжик».
1
Занятие презентация, творческая работа
Творческое задание
5.
октябрь
Растительный мир: грибы, ягоды, кустарники особенности их внешнего строения. Рисование «Веселые мухоморы
1
Учебное занятие
Беседа, занятие
ИТОГО:
5
6.
октябрь
Подарки осени. Явления осенней природы; красота этого времени года. Осенние месяцы. Осень – время сбора урожая овощей, фруктов. Презентация «Осень в природе». Коллективная работа – объемная аппликация «Золотая осень».
1
Занятие презентация
Наблюдение, выполнение работы
7.
октябрь
Фрукты и овощи: названия, форма, цвет, запах, твердость (мягкость); объединение плодов по сходному признаку. Различие между овощами и фруктами. Выполнение аппликации из круп «Груша».
1
Занятие-творческая работа
Иллюстрации,
творческое
задание
8.
октябрь
Удивительный мир деревьев. Презентация «Лес». Барельефная лепка «Ветка рябины».
1
Занятие-презентация
Наблюдение, конструирование
9.
ноябрь
Путешествие в «Грибное царство». Съедобные и несъедобные грибы. Работа с пластилином методом размазывания «Мухомор».
1
Учебное занятие
Рассматривание дидактического материала, лепка
10.
ноябрь
Краски осени. Беседа о том, как осень изменила наш город, рассматривание иллюстраций «Осень в парке». Рисование с использованием приема примакивания «Дерево с разноцветными листьями».
1
Занятие-творческая работа
Рисование гуашью
11.
ноябрь
Коллективная работа – объемная обрывная аппликация «Листопад, листопад листья по ветру летят».
1
Занятие-аппликация
творческое
задание
ИТОГО:
6
12.
декабрь
Зима, явления в природе характерные для зимы. Признаки зимы (самые короткие дни, деревья стоят голые..) Аппликация из бумаги «Зима полна серебра».
1
Занятие-творческая мастерская
творческая работа
13.
декабрь
Черно-белый граттаж «Лес». Презентация «Время года – Зима».
1
Занятие-презентация
творческое
задание
14.
декабрь
Барельефная лепка «Ветка ели с шишками».
1
Занятие-творческая мастерская
творческая работа
15.
декабрь
Новый год. Празднование нового года в нашей стране, атрибуты праздника. Мастерская «Деда Мороза»
1
Занятие путешествие
Виртуальная экскурсия
16.
декабрь
Аппликация из цветного песка «Новогодний шар»
1
Занятие творческая мастерская
Творческая работа
17.
январь
Как звери в лесу зимуют. Жизнь диких животных в лесу зимой. Презентация «Мир диких животных». Пластилинография «Дикие животные».
1
Занятие-презентация
творческое
задание
18.
январь
Зимующие птицы. Жизнь зимующих птиц. Аппликация из ниток «Синица, снегирь».
1
Занятие-творческая мастерская
творческая работа
19.
январь
Зима, зимние явления в неживой природе. Презентация «Зимние явления в неживой природе». Рисование с использованием зубной щетки «Непогода – вьюга».
1
Занятие-презентация
творческое
задание
20.
февраль
Рисование солью «Морозные узоры на окне».
1
Творческая мастерская
Задание-эксперимент
21.
февраль
Торцевание салфеткой «Снежинка»
1
Занятие аппликация
Творческая работа
22.
февраль
Зимние забавы. Познакомить детей с русскими традициями, гуляньями. Аппликация из ватных дисков «Снеговик»
1
Коллективная работа
Иллюстрации, творческая работа.
ИТОГО:
11
23.
март
Весна, явления в природе характерные для весны. Последовательность весенних изменений в природе (появление насекомых, прилет птиц, рост и цветение растений.) Презентация «Время года – весна». Аппликация «Яблоня».
1
Занятие путешествие
Виртуальная экскурсия в лес, выполнение работы
24.
март
Международный женский день. Беседа «Что за праздник 8 марта?» История возникновения праздника. Поздравительная открытка для мам и бабушек.
1
Учебное занятие
Творческая мастерская
25.
март
Рисование витражными красками «Цветы для мамы».
1
Занятие-рисование
Рассматривание работ других мастеров, выполнение задания
26.
март
Весенние лесные первоцветы. Лес и жизнь его обитателей весной. Рисование «Подснежники в корзине».
1
Занятие творческая мастерская
Иллюстрации, выполнение задания
27.
март
Аппликация из бумаги «Весенние цветы».
1
Занятие аппликация
Коллективная работа
28.
апрель
О чем поют птицы весной. Перелетные птицы, их жизнь в весенний период. Аппликация из ниток и бумаги «Птенцы в гнезде». Презентация «Перелетные птицы».
1
Занятие-презентация
творческое
задание
29.
апрель
Мир насекомых. Особенности внешнего вида и жизненные проявления насекомых. Монотопия «Бабочка».
1
Занятие-учебное
Наблюдение, творческое
задание
30.
апрель
Поделка из бумаги «Улитка».
1
Занятие-творческое
Конструирование
Итого:
8
31.
апрель
День космонавтики. Расширить представление детей о многообразии космоса. Познакомить с первым лётчиком-космонавтом Ю.А. Гагариным. Коллективная композиция «Космические дали».
1
Занятие-учебное
творческое
задание
32.
май
Чудеса в быту. Расширить представление детей о многообразии интересных вещей, которые их окружают. Познакомить с различными изобретениями. Пластилинография «Волшебные зонтики».
1
Занятие-творческая мастерская
творческая работа
33.
май
Красота окружающего мира. Заострить внимание детей на красоте окружающей природы (цвет, форма, аромат). Расширить представление о многообразии флоры и фауны нашей планеты. Мозаика из семян «Подсолнух».
Цель моей педагогической деятельности- обеспечение высокого уровня качества знаний обучающихся, привитие им навыков самостоятельной учебной деятельности, необходимых для успешного продолжения образования в школе, формирование у детей активной познавательной позиции.
Моя методическая система основывается на многолетнем личном педагогическом опыте и требованиях современного образовательного стандарта.
Достижение поставленных целей видится мне возможным через решение следующих задач:
развивать познавательный интерес к процессу обучения;
развитие познавательных мотивов, интересов, инициативности, любознательности на основе связи трудового образования с жизненным опытом и системой ценностей ребёнка.
Вся моя методическая система работает на результат.
Использование нестандартных уроков вызывают у обучающихся интерес к предмету (занятие-путешествие, занятие-игра, занятие-творческая мастерская, занятие-презентация и др.). Эти активные формы обучения никогда не оставляют ребят равнодушным и вызывают повышенный интерес к занятиям.
- частично-поисковый (подбор сюжетов для творческих работ, подбор разнообразного материала для воплощения творческих идей);
- объяснительно-иллюстративный (рассказ, беседа, интонационное выделение важных моментов, наблюдение в природе, обсуждение особенностей композиций, цветового решения, эмоционального фона).
Система работы дополняется разнообразными приемами стимулирования, поддержки, создания ситуации успеха, выбора в действии, диагностики, индивидуального подхода к каждому, «творческая задумка», «подбери…», «дополни…».
Для эффективного использования времени на занятиях внедряю следующие современные элементы педагогических технологий: построение содержания обучения на концептуальной основе; игровые, информационно-коммуникативные технологии.
При разработке планов-конспектов занятий включаю достаточно дополнительного материала, основанного на энциклопедических данных, способствующих развитию интеллекта обучающихся, расширению их кругозора, развитию интереса к познанию нового, оформляю часто презентацией. Должное внимание уделяется здоровьесберегающим технологиям. На занятиях предусмотрены тематические физкультминутки, пальчиковая гимнастика, развивающая гибкость, ловкость и подвижность кистей и пальцев рук, упражнение для глаз, способствующие коррекции зрения у детей. На занятиях уделяется большое внимание созданию безопасных условий при организации образовательного процесса на занятиях. Мною разработаны правила по безопасным условиям труда при ручных работах (ножницы, клей, пластилин и т.д.) на занятия, правила личной гигиены.
№п/п
Наименование
1.
Методы, формы, технологии обучения.
Праздники, викторины, наблюдения, беседы с использованием иллюстративного и раздаточного материала, игры (подвижные, дидактические: головоломки «Третий лишний», «Кто это, что это?»; игры-состязания «Кто больше назовет...?», «Кто быстрее?»; -презентации по темам программы.
2.
Дидактические материалы.
Наглядные материалы.
Плакаты
-Демонстрационный материал «Животные, обитающие на территории нашей страны»;
-Демонстрационный материал «Насекомые»
-Демонстрационный материал «Деревья наших лесов»
-Демонстрационный материал «Природные и погодные явления.
- «Времена года»;
- «Время года-Осень»;
- «Грибы»;
-«Овощи и фрукты»;
- «Цветы»;
«Домашние животные»;
«Дикие животные»;
«Птицы»;
«Транспорт»;
«Насекомые»;
«Время года- Зима»; «Время года – Весна».
3.
Раздаточные материалы.
Шаблоны к занятиям, кисточки, краски, цветные карандаши, пластилин, цветной картон, белый картон, цветная бумага, ножницы, неразливашки, пластилин.
Педагогическая диагностика – система методов и приемов, специально разработанных педагогических технологий, методик и тестовых заданий, чтобы выявить уровень развития ребёнка – дошкольника, а также диагностировать причины недостатков и находить пути улучшения качества образовательных услуг. Для мониторинга за основу использую методику И. А. Лыковой «Цветные ладошки». Педагогическая диагностика детей проводится с детьми в естественных условиях. В отдельном помещении оборудуется место для индивидуальных занятий с детьми. На столе свободно размещаются разные художественные материалы и инструменты для свободного выбора их детьми в ходе эксперимента: краски гуашевые, кисти трёх размеров, фломастеры, цветные карандаши, салфетки бумажные и матерчатые, бумага белая трёх форматов (большого, среднего и маленького). Дети приглашаются индивидуально, рассматривают материалы и инструменты. В непринужденной игровой форме ребёнку предлагается назвать всё, что он видит (при этом фиксируется общая ориентировка ребёнка в художественных материалах), и выбрать, чем бы он хотел заниматься (что бы хотел делать). Предлагается также выбрать материалы для реализации своего замысла.
По ходу эксперимента фиксируются: выбор ребенка, внешние проявления его реакции на ситуацию, последовательность развития замысла, сочетание видов деятельности, комментарии по ходу действий, игровое и речевое развитие художественного образа.
Для анализа процесса и результата детской художественной деятельности была разработана система показателей, сведённая в таблицу для удобства фиксации наблюдений экспериментаторов.
Педагогическая диагностика (мониторинг)
Художественно-творческое развитие детей 4-5 лет
(средняя группа)
Общие показатели развития детского творчества для данного возраста:
Активное, уверенное и с интересом изображение знакомых объектов, предметов и явлений (бытовых, социальных, природных);
Самостоятельное нахождение и воплощение в художественном творчестве простых сюжетов на темы окружающей жизни, художественной литературы, любимых мультфильмов, передовая при этом свое отношение к окружающему миру
Передача доступными графическими, живописными и пластическими средствами в создаваемых образах различных признаков изображаемых объектов (форма, пропорции, цвет, фактура, характерные детали).
Уверенное владение разными художественными техниками;
Начальное понятие «языка искусства»;
Выражение своих представлений, переживаний, мыслей, чувств доступными изобразительно-выразительными и конструктивными средствами;
Проявление эстетических эмоций и чувств, при восприятии произведений разных видов и жанров искусства.
Высокий уровень – в изобразительном и декоративно-прикладном творчестве ребенок создает оригинальные, эмоционально-выразительные образы и выражает свое отношение к ним; создает сюжеты, разнообразные по тематике и содержанию; с увлечением знакомится с разными видами изобразительного и декоративно-прикладного искусства; дает эстетические оценки увиденному в природе, искусстве и в быту (красиво или не красиво, грустно или весело).
Средний уровень – ребенок интересуется изобразительным или декоративно-прикладным искусством, выражает свое отношение вербально или своими доступными изобразительно-выразительными средствами; владеет практическими навыками в разных видах изобразительной деятельности, но испытывает затруднение при самостоятельном выборе замысла, разработке сюжета, часто следует образцу; охотно включается в коллективную деятельность, но не охотно выступает инициатором, обращается за помощью к взрослым и сверстникам.
Низкий уровень – ребенок не проявляет заметного интереса к изобразительному искусству; вовлекается в художественную деятельность лишь по приглашению взрослого; мотивирует свою пассивность «неумением» и «нежеланием»; не выражает свое отношение к процессу и результату; создает схематичное изображение по образцу, копируя чужие рисунки и повторяя свои без особых изменений.
Для диагностики использую: наблюдение за поведением детей в различных видах деятельности, беседу, игровые задания, картинки. Ребенок не должен чувствовать, что его проверяют, выявляют уровень развития. Оценки знаний, умений, способностей ребёнку давать не следует. Тестовые диагностические задания должны вызывать у детей положительные эмоции, связанные с игрой, желанием общаться со взрослыми. Получить нужную информацию можно при длительном изучении ребенка (или детей) в условиях образовательного учреждения, а также при кратком обследовании с применением ряда методик, например: беседы, серии игровых заданий, тестовые задания, творческие проекты.
Педагогическая диагностика по изодеятельности
Показатели художественно-творческого развития детей
дошкольного возраста
средняя группа (4-5 лет)
_________________
Общие показатели развития детского творчества
Ф. О. ребенка
Уверенное изображение знакомых объектов, предметов и явлений
Самостоятельность в выборе сюжетов
Передача простыми художественными средствами различных признаков изображаемых объектов.
Владение разными художественными техниками
Выражение своих эмоций и мыслей доступными выразительно-изобразительными средствами
Эмоциональность при восприятии произведений разных жанров изобразительного искусства
Коллективная деятельность
Инициативность
Итого:
Оценка показателя художественно-творческого развития, где
3 - высокий уровень
2 – средний уровень
1 – низкий уровень
«Портрет»
художественно-творческого развития детей дошкольного возраста(методикаКазаковойТ.Г.,ЛыковойИ.А.)
Характеристика отношений, интересов, способностей в областихудожественнойдеятельности:
Задачи.Учить детей рисовать простые сюжеты по замыслу. Выявить уровень развития графических умений и композиционных способностей. Познакомить с новым способом выбора сюжета (определения замысла) - рассматривание вида из окна через видоискатель. Создать условия для самостоятельного изготовления аппликативных рамочек. Воспитывать любознательность, интерес к познанию своего ближайшего окружения и его отражению в рисунке.
Предварительная работа. Экскурсия по детскому саду с остановками возле всех окон и рассматриванием «видов» через видоискатель - картонные или деревянные рамки (пустые) разной формы и величины. Беседа об увиденном за окном. Рассматривание репродукций, художественных открыток, иллюстраций в книгах, настенных календарей.
Беседа по плакату «Прогулки». Рассматривание иллюстраций в детских книжках, изображающих разные домики с окошками, например: «Колобок», «Заюшкина избушка», «Козлятки и волк», «Три поросѐнка».
Чтение чистоговорки Г. Лагздынь с договариванием детьми строчек из одинаковых слогов:
На-на-на-на-на-на-на!
Смотрит кто-то из окна! Не-не-не-не-не-не-не!
Кто же там торчит в окне Ни-ни-ни-ни-ни-ни-ни!
Эй, цветок не урони! Но-но-но-но-но-но-но!
Мы отправились в кино! Ну-ну-ну-ну-ну-ну-ну!
Тучи спрятали луну.
Ны-ны-ны-ны-ны-ны-ны! Как темно-то без луны!
На-на-на-на-на-на-на! Машет мама из окна!
Материалы, инструменты, оборудование. Листы бумаги белого или светло-голубого цвета, цветные карандаши, фломастеры. Цветная бумага, ножницы, клей и клеевые кисточки или клеящие карандаши, салфетки бумажные или матерчатые, коробочки для обрезков. Две обложки для оформления коллективного альбома «Посмотрим в окошко» (с горизонтальным и вертикальным размещением листов). Видоискатели - деревянные или картонные рамки разной формы и величины.
Содержаниезанятия.
Воспитатель читает детям рассказ «Окно» из цикла рассказов «Моя семья» Д.
/абе:
- На этой стене - окно, а на той стене - рама с картиной. Окно - тоже рама с картиной.
Картина за окном больше, потому что там двор, за двором - огород, за ним - дорога, за дорогой - поле с зелёной травой, а сверху - голубое небо. По дороге идут люди, а по небу плывут облака.
И на картине тоже есть небо и облако. Всё время это облачко стоит на одном месте.
В окно я вижу, как папа возвращается с работы в обед и как снова уходит и машет мне рукой.
Через раму картины ничего не видно.
Самая лучшая рама с картиной - наше окно. Всё в нём живое: и куры, и наседка с цыплятами, и собака, и ребята, которые идут звать меня на улицу играть с ними. Больше всего я люблю смотреть в наше окно.
Воспитатель спрашивает детей, почему мальчик из рассказа думает, что самая лучшая рама с картиной - это окно, и что он видит за окном (проводится краткая беседа по содержанию рассказа).
Педагог интересуется, любят ли дети смотреть в окно, что видят на улице, похожи ли эти «виды» за окном на картины. Затем предлагает нарисовать такие же необычные картины. Просит взять видоискатели, поднести их к глазам, глаза при этом закрыть и представить себе красивую картину за окном своего дома или детского сада.
Тихо (на ушко) спрашивает у каждого ребёнка, что он «увидел» и что будет рисовать. Помогает наводящими и уточняющими вопросами (это вид из окна дома, дачи, детского сада, бабушкиной квартиры; что видно из окна - дерево, детскую площадку, другой дом, дорогу, машины, магазин, пруд, парк и т.д.).
Педагог обращает внимание детей на подготовленные заранее художественные материалы - листы бумаги белого или светло-голубого цвета, фломастеры, цветные карандаши, цветная бумага, ножницы, клей, салфетки. Подсказывает, что при желании дети могут сами сделать рамочки для своих картин.
Дети выбирают материалы, рисуют, при желании обрамляют свои
«картины» рамочками - рисуют или самостоятельно отрезают полоски цветной бумаги (по аналогии с предыдущим занятием). Тем самым воспитатель выявляет, кто из детей уже умеет держать ножницы и резать по прямой. Воспитатель отмечает также, кто из детей по своей инициативе делает перенос умений, полученных на одном занятии, в другую тему. В последующем можно будет сравнить типы рамочек, которыми дети обрамляли картинки для шкафчиков и виды из окна.
В конце занятия педагог показывает детям две обложки для альбомов
«Посмотрим в окошко» (с вертикальным и горизонтальным расположением листов) и просит детей принести свои рисунки к подходящей обложке, не поясняя разницы между ними. Если кто-то из детей ошибается с выбором, педагог просит положить картинку под обложку так, чтобы картинку не было видно, как в настоящей книге. Воспитатель сообщает, что после сна они продолжат оформлять свои альбомы, чтобы показать их родителям.
Послезанятия.
Оформление альбомов «Посмотрим в окошко» (с горизонтальным и вертикальным размещением листов). Беседа по картинкам, составление описательных рассказов.
Чтение рассказа Г. Лагздынь «На дачу»:
Я еду с ребятами на дачу. В автобусе меня посадили с Витей. Я хорошо видела маму. Мама махала платком. Остальные родители что-то говорили и улыбались. Воспитательница Елена Александровна предложила: «Давайте, ребята, крикнем хором: «До-сви-да-ни-я!»
И мы кричали хором:
-До свидания! Было очень весело.
Потом мы долго ехали. Витя из своей корзинки съел все конфеты и стал заглядывать в мою. Елена Александровна пересадила его на переднее сиденье, поближе к себе. А ко мне сел Димка.
Димка водил пальцем по стеклу, жужжал и говорил, что это летит вертолёт.
-Если, Димочка, мы на вертолёте, - сказала я, - то кругом должно быть голубое небо.
-А ты, Майка, думай, что кругом небо, - сказал Димка.
Я стала думать, но у меня ничего не получалось. А как может получиться, если вокруг кусты и деревья? И всё зелёное-презелёное?
Рисование-фантазирование или речевая игра «Что видно за..?» На небольших листах бумаги (1/2 машинописного листа) воспитатель предлагает нарисовать карандашами, что видят за окном машинист поезда, колобок, Баба-Яга, котёнок...
Задачи. Создать условия для отражения в рисунке летних впечатлений. Вы-явить уровень способностей к сюжетосложению и композиции.
Предварительнаяработа.Беседа о летних занятиях и развлечениях. Схематическое изображение человека с помощью счётных палочек, карандашей, бумажных полосок. Рисование человечков палочками на песке или на земле, выкладывание фигурок из счётных палочек, веточек, карандашей. Подготовка альбома или газеты с семейными фотографиями о летнем отдыхе. Чтение стихотворения В. Шипуновой «Пляжная фотография»:
В репродуктор лодочник. Кольцами удав блестит, Павлин колышет перья.
Под пальмой человек сидит, По-детски в птичку веря.
Материалы,инструменты,оборудование.Белые листы бумаги одного размера для составления общего альбома рисунков «Улетает наше лето»; цветные карандаши и фломастеры (на выбор); простые карандаши, ластики. У воспитателя основа для будущего альбома «Улетает наше лето», фотоаппарат, фотографии о летнем отдыхе детей (желательно, в разных местах).
Перед занятием дети рассматривают газету или альбом с семейными фотографиями о летнем отдыхе. Первая
часть занятия может проводиться на ковре или возле окна с красивым видом. Воспитатель читает детям стихотворение Е. Трутневой «Улетает лето»:
Стало вдруг светлее вдвое, Двор, как в солнечных лучах,
- Это платье золотое
У берёзы на плечах...
Утром мы во двор идём -Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят И летят, летят, летят...
Пролетают паутинки
С паучками в серединке. И высоко от земли Пролетели журавли.
Всё летит! Должно быть, это Улетает наше лето!
Педагог предлагает детям составить на память о лете альбом «фотографий» - только не настоящих, а нарисованных.
Спрашивает детей: «Как отдыхали вы летом? С кем? Что делали? Где были? Какие интересные случаи произошли?» (Свободные высказывания детей.)
Хорошо летом, весело, много разных интересных дел. Давайте мы с вами нарисуем, как мы отдыхали летом, чем занимались, во что играли. Каждый нарисует свою картинку о себе и своей семье.
Воспитатель показывает детям будущую обложку альбома и предлагает договориться, как будут размещены листы в альбоме (горизонтально или вертикально). Показывает, как будет выглядеть альбом в случае, если каждый сделает по-своему, не договорившись.
Дети выбирают материал для рисования по своему желанию - цветные карандаши, фломастеры, краски. Воспитатель тихо спрашивает, кто из детей какой сюжет выбрал для своего рисунка. Помогает определиться с выбором. Советует детям обращаться к своим товарищам с просьбой показать задуманное движение, чтобы точнее передать позу и движение людей (например: руки подняты вверх для жеста-приветствия или прощания, разведены в стороны, согнуты в локтях, будто бросают или ловят мяч, держат удочку, как будто человек едет на велосипеде или прыгает в воду, бежит за собакой и пр.)
Дети обдумывают свои замыслы, обсуждают сюжеты (события) с товарищами или воспитателем и начинают рисовать. Воспитатель в это время оформляет обложку (пишет название «Улетает наше лето») и хорошо рисующим детям, быстро справившимся со своим заданием, предлагает помочь оформить обложку: раскрасить и дописать недостающие буквы, нарисовать летние картинки-символы.
Рисунки, выполненные сухими материалами, дети складывают в альбом под обложку. Рисунки, выполненные красками, вкладывают туда же после просушки.
Послезанятия.
Рассматривание коллективного альбома «Улетает наше лето», составление и запись рассказов из личного опыта «Где мы были летом».
Чтение рассказа К. Д. Ушинского «Четыре желания»:
«Митя катался на саночках с ледяной горы и на коньках по замёрзшей реке, прибежал домой румяный, весёлый и говорит отцу: «Уж как весело зимой! Я бы хотел, чтобы всё зима была!»
«Запиши твоё желание в мою карманную книжку», - сказал отец. Митя записал.
Пришла весна. Митя вволю набегался за пёстрыми бабочками по зелёному лугу, нарвал цветов, прибежал к отцу и говорит: «Что за прелесть эта весна! Я бы желал, чтобы всё весна была».
Отец опять вынул книжку и приказал Мите записать своё желание.
Настало лето. Митя с отцом отправились на сенокос. Весь длинный день веселился мальчик: ловил рыбу, набрал ягод, кувыркался в душистом сене и вечером сказал отцу: «Вот уж сегодня я повеселился вволю! Я бы желал, чтобы лету конца не было». И это желание Мити было записано в ту же книжку.
Наступила осень. В саду собирали плоды - румяные яблоки и жёлтые груши. Митя был в восторге и говорил отцу: «Осень лучше всех времён года!» Тогда отец вынул свою записную книжку и показал мальчику, что он то же самое говорил и о весне, и о зиме, и о лете».
Примерныезадания
для исследования особенностей восприятия цвета в природе ипроизведенияхискусства
Осенниелисточки.Дидактическаязадача.
Развитие восприятие цвета и цветосочетания в природных объектах, сравнение колорита осенних листьев с цветовыми пятнами на палитре.
Вопросыизадания.
Тебе нравится листопад? Ты любишь собирать осенние листья? Посмотри на эти листочки. Они красивые, многоцветные, будто настоящие. Рассмотри каждый листок, полюбуйся его колоритом и подбери на палитре похожую цветовую гамму. Найди кленовый листок. Опиши его колорит и найди такое цветосочетание.
Найди листочек жёлтый (задание для детей 3-4 лет), жёлто-зелёный (для детей 4-5 лет), жёлто-оранжево-зелёный (для детей 5-7 лет). Покажи этот цвет (3-5 лет), это цветосочетание (5-7 лет) на палитре. Подбери этот цвет (3- 5 лет) или составь оттенок (5-7 лет).
Какой цвет чаще всего повторяется в осенней гамме? (Жёлтый.) А почему осень в период листопада называют золотой? Вспомни стихи или песни, в которых рассказывается об этом.
Нарисуй осенние листочки.
Говорящиецвета.Дидактическаязадача.
Расширение ассоциативного цветового ряда. Обогащение лексики.
Вопросыизадания.
Вспомни, какие «говорящие» цвета ты уже знаешь? Покажи их на палитре и подбери подходящие предметы (картинки): лимонный - лимон... А теперь попробуй угадать, как можно назвать другие цвета. Найди среди картинок морковку и подбери на палитре подходящий цвет. Как называется этот цвет? (Оранжевый.) Но можно сказать и по другому - морковный. Покажи на палитре свекольный цвет. Сиреневый. Оливковый. Если трудно, сравнивай с изображениями плодов, цветов. Как бы ты назвал цвет сливы. (Фиолетовый или иначе - сливовый.) Как ты думаешь, слово «малиновый» произошло от слова «малина» или наоборот? Как лучше сказать про лимон - жёлтый или лимонный? А как точнее? Чем желтый цвет отличается от лимонного? (Жёлтый цвет - чистый, без примесей, а лимонный получается, если жёлтый слегка смешан с зеленым; жёлтый - тёплый, а лимонный - холодноватый.) Какие ещё «говорящие» цвета ты знаешь? А какие из них можно назвать
«вкусными»? Нарисуй «вкусные» картинки.
Цветинастроение
Дидактическаязадача.Формирование представления о том, что цвет (цветовая тональность) может передавать состояние природы и настроение человека.
Вопросыизадания.
Посмотри на эти картины и сравни их попарно. О чем рассказывают эти картины? Тема этих картин - осень, но осень разная. На какой картине осень ранняя, золотая, радостная? Опиши осень на второй картине (поздняя, унылая, серая...). Как художнику удалось это показать?
Обрати внимание: каждая картина написана в своей цветовой гамме. Для осени ранней и весёлой художник взял яркие, сочные, чистые краски. А для поздней и грустной - приглушённые, слегка смешанные с чёрным до сероватых оттенков.
Сравни морские картины и расскажи, как с помощью красок (цветовой гаммы) показано разное состояние (настроение) природы.
Нарисуй «хорошую погоду».
Педагогическая диагностика
художественно-творческого развития детей дошкольного возраста(методикаКазаковойТ.Г.,ЛыковойИ.А.)
№ п\п
Ф. И.ребенка
1.Характеристикаотношений, интересов,способностей в областихудожественнойдеятельности:
2.Характеристика качества способовтворческойдеятельности:
3.Характеристика качествапродукции:
увлечѐнность
творческое воображение
Применение известного в новых
условиях
самостоятельность в нахождении
способов (приѐмов)
создания образа
нахождение оригинальных способов (приѐмов), новых для ребѐнка
нахождение адекватных
выразительно- изобразительных средств для
создания образа
соответствие результатов
изобразительной деятельности элементарным художественным требованиям
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
Литература:
Лебедева Е.Г. «Простые поделки из бумаги и пластилина» М: - Айрис Пресс -2009.;
Лыкова И.А. «Лесные поделки» ООО «Карапуз - дидактика»- 2007.;
Лыкова И.А. «Лепим с мамой» Азбука лепки ООО «Карапуз - дидактика» -2007.;
Конышева Н.М. «Чудесная мастерская» Ассоциация XXI век АО «Московские учебники и Картолитография» - 2000.;
Технологическая карта: И.А Лыкова «Аппликация из листьев» Осенние картины;
Доронова Т.Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей. - М.: Просвещение, 1999.
Казакова Р.Г. и др. Рисование с детьми школьного возраста. Нетрадиционные пики, сценарии занятий, планирование. - М.: ТЦ Сфера, 2005. Казакова Т.Г. Детское изобразительное творчество. - М.:
Киселева М.В. Арт-терапия в работе с "детьми: руководство для детских психологов, педагогов,
Кожохина С.К. Путешествие в мир искусства (программа развития детей дошкольного и младшего школьного возраста). - М.: ТЦ Сфера, 2005.
Комарова Т.С. Детское художественное творчество: Методическое пособие для воспитателей и педагогов. - М.: Мозаика-Синтез, 2005.
Интернет-ресурсы:
http://deti-online.com/ Развитие, обучение и развлечение: сказки и аудиосказки, раскраски и уроки рисования. А также песенки со стишками и идеи для поделок.
http://www.detskiy-mir.net/ Универсальный сайт для юных граждан http://www.karusel-tv.ru/ Детские передачи, мультики "Союзмультфильма", онлайн-игры для малышей.
http://lizmult.ru/ Мультфильмы, детские игры, аудио сказки и другие материалы для детей.
http://www.teremoc.ru Развивающие игры, раскраски.
http://detskieradosti.ru/ Сайт веселых онлайн-развлечений для детей. Игры, мультфильмы, раскраски, сканворды и другое.
http://skazles.ru/ Азбука и счет в картинках, сказки и стихи для малышей, загадки и раскраски, самоделки и развлечения. И лесные истории с ёжиком, зайкой и прочими четвероногими персонажами.
http://tirnet.ru/ Песни, сказки, мультфильмы.
http://detkam.e-papa.ru/ Всякая всячина. Игры, раскраски, стихи, песенки, поделки.
http://www.poznayka.ru/ Развивающие игры, раскраски, аппликации.