Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Направленность: художественная «Город мастеров»»
Отдел образования администрации Завитинского муниципального округа
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение-
центр развития ребёнка детский сад №7 г. Завитинска Амурской области
ПРИНЯТО:
на педагогическом совете
Протокол от 30.03.2022
№4
УТВЕРЖДЕНО:
Приказом от 30.03.2022
№ 64-ОД
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
Направленность: художественная
«Город мастеров»
Возраст детей: 5- 6 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель: Негреева Н. С.,
воспитатель высшей квалификационной категории
г. Завитинск, 2022
Содержание
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы
1.1. Пояснительная записка
1.2. Цель и задачи программы
1.3. Содержание программы: учебный план
1.4. Планируемые результаты
Раздел 2. Комплекс организационно – педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
2.2. Условия реализации программы
2.3. Формы аттестации
2.4. Оценочные материалы
2.5. Методические материалы
2.6. Рабочая программа воспитания
2.7. Календарный план воспитательной работы
Список литературы
Приложение
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Город Мастеров» художественной направленности разработана в соответствии с:
- Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральным законом РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
- Стратегией развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
- Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09. 2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
- Концепцией развития дополнительного образования детей (распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014г. № 1726-р);
- Паспортом федерального проекта "Успех каждого ребенка" (утвержден на заседании проектного комитета по национальному проекту "Образование" 07 декабря 2018 г., протокол № 3);
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
- Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018 № 298 "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог дополнительного образования детей и взрослых";
- Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее – Порядок);
- Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»;
- Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 13.03.2019 № 114 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, образовательным программам среднего профессионального образования, основным программам профессионального обучения, дополнительным общеобразовательным программам»;
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10 2013 №1155 «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования»;
- Уставом МАДОУ црр д/с №7 г. Завитинска.
Пояснительная записка
Художественный образ лежит в основе передаваемого детям эстетического опыта и является центральным, связующим понятием в системе эстетических знаний. Эстетическое отношение может быть сформировано только в установке на восприятие художественных образов и выразительность явлений.
В эстетическом развитии детей центральной является способность к восприятию художественного произведения и самостоятельному созданию выразительного образа, который отличается оригинальностью (субъективной новизной), вариативностью, гибкостью, подвижностью... Эти показатели относятся как к конечному продукту, так и к характеру процесса деятельности, с учётом индивидуальных особенностей и возрастных возможностей детей.
Полнота и точность образов восприятия зависят, в связи с этим, от овладения детьми выразительными средствами и эстетическими эталонами, которые ребёнок присваивает так же, как всю духовную культуру и от уровня владения операциями по соотнесению их со свойствами художественного объекта. Движение от простого образа-представления к эстетическому обобщению, от восприятия цельного образа как единичного к осознанию его внутреннего смысла и пониманию типичного осуществляется под влиянием взрослых, передающих детям основы социальной и духовной культуры.
Актуальность заключается в том, что в процессе ее реализации раскрываются и развиваются индивидуальные художественные способности, которые в той или иной мере свойственны всем детям. Именно в дошкольном возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир.
Поэтому необходимо максимально использовать их тягу к открытиям для развития творческих способностей в изобразительной деятельности, эмоциональность, непосредственность, умение удивляться всему новому и неожиданному. Дети могут применить полученные знания и практический опыт в самостоятельной деятельности.
Новизна программы заключается в том, что занятия включают элемент исследования, использование нетрадиционных способов и техник изображений и технологию ТРИЗ. Ребенок создает новое, оригинальное, активизируя воображение и реализуя свой замысел, находя средства для его воплощения. Тесная взаимосвязь изобразительной и исследовательской деятельности детей.
К отличительным особенностям программы можно отнести основные принципы отбора материала: преемственность, достоверность, последовательность изучения материала. Это поможет распознавать и формировать процесс художественно-творческого развития детей с учётом возрастных и индивидуальных особенностей.
Адресат программы – для детей 5-6 лет.
Формируются 1 группа - 20 человек. Занятия проводятся в группе. Группа формируется из обучающихся одного возраста: воспитанники старшей группы (5-6 лет). Состав группы воспитанников – постоянный, принимаются все желающие.
Психофизиологические и возрастные особенности дошкольников
К пяти годам дети обладают довольно большим запасом представлений об окружающем, которые получают благодаря своей активности, стремлению задавать вопросы и экспериментировать, творить. Ребёнок этого возраста уже хорошо знает основные цвета и имеет представления об оттенках (например, может показать два оттенка одного цвета: светло-красный и тёмно-красный).
Внимание детей становится более устойчивым и произвольным. Они могут заниматься не очень привлекательным, но нужным делом в течение 20—25 мин вместе со взрослым. Ребёнок этого возраста уже способен действовать по правилу, которое задаётся взрослым.
В 5—6 лет ведущее значение приобретает наглядно-образное мышление, которое позволяет ребёнку решать более сложные задачи с использованием обобщённых наглядных средств (схем, чертежей, картин, рисунков и пр.) и обобщённых представлений о свойствах различных предметов и явлений. Возраст 5—6 лет можно охарактеризовать как возраст овладения ребёнком активным (продуктивным) воображением, которое начинает приобретать самостоятельность, отделяясь от практической деятельности и предваряя её. Образы воображения значительно полнее и точнее воспроизводят действительность. Ребёнок чётко начинает различать действительное и вымышленное.
Творческие проявления становятся более осознанными и направленными (образ, средства выразительности продумываются и сознательно подбираются детьми). В продуктивной деятельности дети также могут изобразить задуманное (замысел ведёт за собой изображение).
Развито умение определять замысел будущей работы, самостоятельно отбирать впечатления, переживания для определения сюжета. Создавать выразительный образ и передавать своё отношение.
По собственной инициативе дети могут интегрировать виды деятельности. Проявление инициативы в художественно-игровой деятельности, высказывание собственных эстетических суждений и оценок.
Умеют планировать деятельность, доводить работу до результата, оценивать ее; экономично использовать материалы.
Создают изображения по представлению, памяти, с натуры; устанавливают пространственные, пропорциональные отношения, передавая их в работе.
Объём и срок освоения программы.
Программа разработана сроком на 1 год, 34 учебных недели. Полный курс обучения рассчитан на 34 часа.
Формы обучения – очная.
Уровень программы–ознакомительный.
Особенности организации образовательного процесса - форма организации занятий – групповая. Группа формируется из воспитанников одного возраста. Состав группы – постоянный.
Режим занятий - занятия проводятся по 1 часу в неделю в группе. Продолжительность одного академического часа для детей старшей группы – 25 минут. Занятия проводятся во второй половине дня.
1.2. Цель и задачи программы.
Цель: формировать у детей умения воплощать в художественной форме свои представления, переживания, чувства, мысли; поддерживать личностное творческое начало.
Задачи:
1.Знакомить детей с произведениями разных видов искусства (живопись, графика, народное и декоративно-прикладное искусство, архитектура) для обогащения зрительных впечатлений, формирования эстетических чувств и оценок.
2.Учить детей грамотно отбирать содержание рисунка («населять» лес, водоём, пустыню соответствующими обитателями, на лугу изображать ромашки, васильки, колокольчики, а в саду - розы, астры, тюльпаны).
3.Поддерживать стремление самостоятельно сочетать знакомые техники, помогать осваивать новые, по собственной инициативе объединять разные способы изображения.
4.Совершенствовать технику рисования гуашевыми красками (смешивать краски, чтобы получать новые цвета и оттенки. Легко, уверенно пользоваться кистью - умело проводить линии в разных направлениях, в декоративном рисовании создавать элементы узора всем ворсом кисти или концом); учить рисовать акварельными красками; показать возможность цветового решения одного образа с помощью нескольких цветов или их оттенков.
1.3. Содержание программы:
Учебный план (5-6 лет)
№
п/п
Тема занятий
Количество часов
Форма контроля
Всего
Теория
Практика
Вводное занятие, мониторинг
1
1
Беседа
Осенний натюрморт
1
1
Педагогическое наблюдение
Осенний листопад
1
1
Беседа. Практическая деятельность
Игрушка дымковская
1
1
Педагогическое наблюдение
Нарядные лошадки
1
1
Практическая деятельность
Золотая хохлома
1
1
Педагогическое наблюдение
Белая березка
1
1
Практическая деятельность
Лиса-кумушка
1
1
Беседа. Практическая деятельность
Чудесные превращения кляксы
1
1
Выставка детского творчества
Кошечка с котятами
1
1
Беседа. Практическая деятельность
Волшебные снежинки
1
1
Практическая деятельность
Дымковская барышня
1
1
Беседа. Практическая деятельность
Белая береза под моим окном
1
1
Выставка детского творчества
Неприбранный стол
1
1
Практическая деятельность
Рисуем музыку
1
1
Педагогическое наблюдение
Еловые веточки
1
1
Беседа. Практическая деятельность
Веселый клоун
1
1
Практическая деятельность
18 –
19.
Весело качусь я под гору
2
1
1
Беседа. Практическая деятельность
20.
Сказочная гжель
1
1
Педагогическое наблюдение
21
«Волшебные цветы»
1
1
Педагогическое наблюдение
22.
Папин портрет
1
1
Практическая деятельность
23.
Милой мамочке портрет
1
1
Выставка детского творчества
24.
Солнышко, нарядись
1
1
Беседа. Практическая деятельность
25.
Солнечный цвет
1
1
Практическая деятельность
26.
Весеннее небо
1
1
Педагогическое наблюдение
27.
Я рисую море
1
1
Беседа. Практическая деятельность
28.
Морская азбука
1
1
Беседа. Практическая деятельность
29.
Космос. Ракета в космосе
1
1
Практическая деятельность
30.
Наш аквариум
1
1
Педагогическое наблюдение
31.
Превращение камешков
1
1
Беседа. Практическая деятельность
32.
Бабочки летают над лугом
1
1
Практическая деятельность
33.
Цветущие сады
1
1
Выставка детского творчества
34.
Мониторинг
1
1
Беседа. Практическая деятельность
ИТОГО:
34
8
26
Содержание учебного плана
Месяц, неделя
Тема
Цель
Количество часов
Сентябрь
1 неделя
Вводное занятие. Мониторинг
Определить уровень развития продуктивной деятельности у детей среднего дошкольного возраста. Практические умения (владеть разными материалами и инструментами для создания образа).Содержание рисунка(дом , дерево, человек, животное и т .д.).
1
2 неделя
«Осенний натюрморт»
Рисование овощей по их описанию в загадках и шуточном стихотворении; развитие воображения.
1
3 неделя
«Осенние листочки»
Рисование осенних листьев с натуры, передавая их форму карандашом и колорит - акварельными красками.
1
4 неделя
«Игрушка дымковская»
Знакомство с дымковской игрушкой как видом народного декоративно-прикладного искусства.
1
Октябрь 1 неделя
«Нарядные лошадки»
Декоративное оформление вылепленных лошадок по мотивам дымковской игрушки (кругами, пятнами, точками, прямыми линиями и штрихами).
1
2 неделя
«Золотая хохлома»
Знакомство детей с «золотой хохломой», рисование узоров из растительных элементов (травка, Кудрина, ягоды, цветы) по мотивам хохломской росписи.
1
3 неделя
«Белая берёзка»
Рисование осенней берёзки по мотивам лирического стихотворения; гармоничное сочетание разных изобразительных техник.
1
4 неделя
«Лиса-кумушка»
Создание парных иллюстраций к разным сказкам: создание контрастных по характеру образов одного героя; поиск средств выразительности.
1
Ноябрь
1 неделя
«Кошка с котятами»
Учить детей рисовать пушистый мех животного с помощью жёсткой кисти. Учить составлять композицию, учитывая передний и задний план. Развивать наблюдательность, самостоятельность, творческую активность.
1
2 неделя
«Чудесные превращения кляксы»
Свободное экспериментирование с разными материалами и инструментами: -«оживление» необычных форм.
1
3 неделя
«Волшебные снежинки»
Построение кругового узора из центра, симметрично располагая элементы на лучевых осях или по концентрическим кругам.
1
4 неделя
«Дымковская барышня»
Декоративное оформление вылепленных фигурок по мотивам дымковской игрушки (кругами, пятнами, точками, штрихами).
1
Декабрь
1 неделя
«Белая берёза под моим окном…»
Изображение зимней (серебряной) берёзки по мотивам лирического стихотворения; гармоничное сочетание разных изобразительных техник.
1
2 неделя
«Неприбранный стол»
Закрепить знания о жанре живописи- натюрморте. Учить детей рассматривать натуру, сравнивая длину, ширину, цвет, форму предметов. Учить делать подготовительный набросок, т.е. строить рисунок, намечая основные контурные очертания простым карандашом; затем закрашивать акварельными красками.
1
3 неделя
«Рисуем музыку»
Продолжать развивать творческую активность и воображение детей. Учить ассоциировать музыку со своим настроением, называть своё душевное состояние и выражать его на бумаге при помощи цветовых пятен, линий, образов. Закреплять умение детей смешивать цвета.
1
4 неделя
«Еловые веточки»
Рисование еловой ветки с натуры; создание коллективной композиции «рождественский венок».
1
Январь
1 неделя
«Весёлый клоун»
Рисование выразительной фигуры человека в контрастном костюме -в движении и с передачей мимики (улыбка, смех).
1
2-3 неделя
«Весело качусь я под гору в сугроб»
Развитие композиционных умений (рисование по всему листу бумаги с передачей пропорциональных и пространственных отношений).
2
Февраль
1 неделя
«Сказочная гжель»
Познакомить детей с традиционным русским промыслом- «гжельская керамика»; освоить простые элементы росписи (прямые линии различной толщины, точки, сеточки). Воспитывать уважение к народным умельцам.
1
2 неделя
«Волшебные цветы»
Рисование фантазийных цветов по мотивам экзотических растений; освоение приёмов видоизменения и декорирования лепестков и венчиков.
1
3 неделя
«Папин портрет»
Рисование мужского портрета с передачей характерных особенностей внешнего вида, характера и настроения конкретного человека (папы, дедушки, брата, дяди).
1
4 неделя
«Милой мамочки портрет»
Рисование женского портрета с передачей характерных особенностей внешнего вида, характера и настроения конкретного человека.
1
Март
1 неделя
«Солнышко нарядись»
Рисование солнышка по мотивам декоративно-прикладного искусства и книжной графики (по иллюстрациям к народным потешкам и песенкам).
1
2 неделя
«Солнечный цвет»
Экспериментальное (опытное) освоение цвета; расширение цветовой палитры «солнечных» оттенков.
1
3 неделя
«Весеннее небо»
Свободное экспериментирование с акварельными красками и разными художественными материалами: рисование неба способом цветовой растяжки «по мокрому».
1
4 неделя
«Я рисую море»
Свободное экспериментирование с акварельными красками и разными художественными материалами: рисование неба способом цветовой растяжки «по мокрому.
1
Апрель
1 неделя
«Морская азбука»
Изготовление коллективной азбуки на морскую тему: рисование морских растений и животных, названия которых начинаются на разные буквы алфавита.
1
2 неделя
«Космос. Ракета в космосе».
Познакомить детей с новым способом рисования – набрызгиванием. Учить набирать краску на зубную щетку и проводить ею вперед-назад по расческе, разбрызгивая краску на бумагу.
1
3 неделя
«Наш аквариум»
Составление гармоничных образов рыбок из отдельных элементов (кругов, овалов, треугольников).
1
4 неделя
«Превращения камешков»
Создание художественных образов на основе природных форм (камешков). Освоение разных приёмов рисования на камешках различной формы
1
Май
1 неделя
«Бабочки летают над лугом»
Учить передавать контуры бабочек неотрывной линией. Закреплять умение рисовать акварелью. Учить сочетать в рисунке акварель и гуашь; готовить нужные цвета, смешивая акварель и белила. Развивать эстетическое восприятие, умение видеть красоту окружающей природы, желание отразить ее в своем творчестве
1
2 неделя
«Цветущие сады»
Вызвать интерес к созданию выразительных образов природы. Инициировать поиск адекватных изобразительно-выразительных средств. Воспитывать интерес к природе, желание познавать, исследовать и отражать полученные впечатления в собственном творчестве.
1
3 неделя
Мониторинг
Уточнить умение детей самостоятельно определять замысел будущей работы, конкретизировать; уверенно использовать основные техники. Демонстрировать уровень технической грамотности.
1
1.4. Планируемые результаты
В течении года дети научаться создавать собственные работы, самостоятельно находить решения; в работе над рисунком смогут использовать метод тычка, восковые мелки, свечи и использовать в работе разные материалы и кисти разных видов. Свободно владеть карандашом и кисточкой без напряжения проводить линии в различных направлениях. Составлять композицию из предметов.
Владеть нетрадиционными техниками рисования. Смешивать цвета для получения новых цветов и оттенков. Уметь подбирать различный материал для создания рисунка. Умение работать с партнёром. Способность к свободному экспериментированию (поисковым действием) с художественными и нетрадиционными материалами.
Раздел 2. Комплекс организационно – педагогических условий.
2.1. Календарный учебный график.
№ п/п
Количество учебных недель
Количество
учебных дней
Дата начала и окончания занятий по программе
1.
34
34
05.09.2022-29.05.2023
№ п/п
Месяц
Число
Время
проведения занятия
Форма занятия
Кол-во
часов
Тема
занятия
Место
проведения
Форма
контроля
1
сентябрь
05.09
15.10-15.35
фронтальная
1
Вводное занятие, мониторинг
группа
Беседа
2
сентябрь
12.09
15.10-15.35
фронтальная
1
Осенний натюрморт
группа
Педагогическое наблюдение
3
сентябрь
19.09
15.10-15.35
фронтальная
1
Осенний листопад
группа
Беседа. Практическая деятельность
4
сентябрь
26.09
15.10-15.35
фронтальная
1
Игрушка дымковская
группа
Педагогическое наблюдение
5
октябрь
03.10
15.10-15.35
фронтальная
1
Нарядные лошадки
группа
Практическая деятельность
6
октябрь
10.10
15.10-15.35
фронтальная
1
Золотая хохлома
группа
Педагогическое наблюдение
7
октябрь
17.10
15.10-15.35
фронтальная
1
Белая березка
группа
Практическая деятельность
8
октябрь
24.10
15.10-15.35
фронтальная
1
Лиса-кумушка
группа
Беседа. Практическая деятельность
9
ноябрь
07.11
15.10-15.35
фронтальная
1
Чудесные превращения кляксы
группа
Выставка детского творчества
10
ноябрь
14.11
15.10-15.35
фронтальная
1
Кошечка с котятами
группа
Беседа. Практическая деятельность
11
ноябрь
21.11
15.10-15.35
фронтальная
1
Волшебные снежинки
группа
Практическая деятельность
12
ноябрь
28.11
15.10-15.35
фронтальная
1
Дымковская барышня
группа
Беседа. Практическая деятельность
13
декабрь
05.12
15.10-15.35
фронтальная
1
Белая береза под моим окном
группа
Выставка детского творчества
14
декабрь
12.12
15.10-15.35
фронтальная
1
Неприбранный стол
группа
Практическая деятельность
15
декабрь
19.12
15.10-15.35
фронтальная
1
Рисуем музыку
группа
Педагогическое наблюдение
16
декабрь
26.12
15.10-15.35
фронтальная
1
Еловые веточки
группа
Беседа. Практическая деятельность
17
январь
16.01
15.10-15.35
фронтальная
1
Веселый клоун
группа
Практическая деятельность
18-19
январь
23.0130.01
15.10-15.35
фронтальная
2
Весело качусь я под гору
группа
Беседа. Практическая деятельность
20
февраль
06.02
15.10-15.35
фронтальная
1
Сказочная гжель
группа
Педагогическое наблюдение
21
февраль
13.02
15.10-15.35
фронтальная
1
Волшебные цветы
группа
Педагогическое наблюдение
22
февраль
20.02
15.10-15.35
фронтальная
1
Папин портрет
группа
Практическая деятельность
23
февраль
27.02
15.10-15.35
фронтальная
1
Милой мамочке портрет
группа
Выставка детского творчества
24
март
06.03
15.10-15.35
фронтальная
1
Солнышко, нарядись
группа
Беседа. Практическая деятельность
25
март
13.03
15.10-15.35
фронтальная
1
Солнечный цвет
группа
Практическая деятельность
26
март
20.03
15.10-15.35
фронтальная
1
Весеннее небо
группа
Педагогическое наблюдение
27
март
27.03
15.10-15.35
фронтальная
1
Я рисую море
группа
Беседа. Практическая деятельность
28
апрель
03.04
15.10-15.35
фронтальная
1
Морская азбука
группа
Беседа. Практическая деятельность
29
апрель
10.04
15.10-15.35
фронтальная
1
Космос. Ракета в космосе
группа
Практическая деятельность
30
апрель
17.04
15.10-15.35
фронтальная
1
Наш аквариум
группа
Педагогическое наблюдение
31
апрель
24.04
15.10-15.35
фронтальная
1
Превращение каме2ков
группа
Беседа. Практическая деятельность
32
май
15.05
15.10-15.35
фронтальная
1
Бабочки летают над лугом
группа
Практическая деятельность
33
май
22.05
15.10-15.35
фронтальная
1
Цветущие сады
группа
Выставка детского творчества
34
май
29.05
15.10-15.35
фронтальная
1
Мониторинг
группа
Беседа
2.2. Условия реализации программы
Реализации программы осуществляется в групповой комнате где есть возможность проводить образовательную деятельность со всеми участниками занятия.
Учебные помещения соответствует требованиям санитарных норм и правил, установленных СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28.
Материально-техническое обеспечение
Оснащение: демонстрационные материалы, иллюстрации, картины видео – аудио-записи.
Бакшеев В. «Голубая весна»; Борисов-Мусатов В. «Весна»; Бродский И. «Осенние листья»; Васильев Ф. «Деревенский пейзаж», «Мокрый луг», «Оттепель», «Перед дождём»; Садовников В. «Цветы и фрукты».
Портреты: Аргунов И. «Автопортрет»; «Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме»; Боровиковский В. «Портрет Лопухиной»; Брюллов К. «Автопортрет», «Всадница», «Итальянский полдень», «Портрет А.Н. Демидова»; Василенко В. «Юрий Гагарин»; Васнецов А.«Весна» «Снегурочка»; Венецианов А.«Спящий пастушок».
Открытки и календари (плакаты) с видами города Завитинска, с видами Москвы, Санкт-Петербурга.
Виды изделий с декоративными росписями: богородская резная игрушка, дымковская (вятская) игрушка, русская матрёшка, филимоновская игрушка-свистулька.
Воспитатель старшей группы, высшей квалификационной категории.
2.3. Формы аттестации
В качестве итоговой аттестации по программе проводятся – выставки детского творчества в течение учебного года и по завершению программы в целом.
2.4. Оценочные материалы
Для определения динамики эффективности проводимых занятий и оценки достижений детей по программе используется диагностика.
Цель: изучить особенности представлений дошкольников о разнообразии художественного творчества (картины, скульптура, народные поделки); особенности мотивации выбора разного художественного материала, проанализировать, как ребёнок владеет умением оценить свои работы и работы товарищей.
Оценка уровня развития дошкольников по программе
Техника рисования
Критерии оценки
«Знакомая форма — новый образ»
3 балла — ребенок не испытывает затруднений в выполнении заданий и делает все самостоятельно.
2 балла — технические навыки освоены частично; стремится дополнить сюжет новыми элементами и деталями.
1 балл — ребенок затрудняется, не стремится дополнить сюжет, не аккуратен в работе, нуждается в помощи взрослого.
Разбрызгивание краски
3 балла — ребенок совершенен в использовании технических средств рисования, не нуждается в помощи взрослого, аккуратен в работе.
2 балла — ребенок частично владеет техникой рисования, используя щетку и расческу, не правильно набирает краску щеткой, нуждается в небольшой помощи педагога.
1 балл — ребенок затрудняется использовать при рисовании щетку и расческу, не уверен в своих действиях, рисунок сливается в одну большую кляксу, не аккуратен.
2 балла — ребенок справляется с заданием частично: не складывает лист пополам и не аккуратно разглаживает его рукой, старается дорисовать увиденное.
1 балл — ребенок затрудняется сложить лист пополам и нанести кляксы, не дорисовывает увиденное, нуждается в помощи взрослого.
Рисование на мокром листе
3 балла — ребенок не испытывает затруднения в работе, выполняет задания самостоятельно, техническими навыками владеет в совершенстве; знает цвета.
2 балла — технические навыки освоены частично, испытывает затруднения в изображении симметричной дуги радуги; старается быть аккуратным.
1 балл — ребенок затрудняется в рисовании, путает цвета, работает грязно.
Рисование веревочкой
3 балла — ребенок самостоятельно владеет техникой рисования, аккуратен в работе; в изображении прослеживается плавность, четкость; располагает сюжет на всем листе.
2 балла — ребенок освоил частично технические навыки рисования; затруднение испытывает в ритмичности изображения, нуждается в незначительной помощи взрослого.
1 балл — ребенок с затруднениями выполняет инструкции взрослого: нет в рисунке ритмичности, плавности изображения, работа выполнена грязно, нет законченности сюжета.
Кляксография
3 балла — ребенок в совершенстве владеет техникой рисования, не нуждается в помощи взрослого, аккуратен в работе.
2 балла — ребенок владеет техникой рисования, нуждается в частичной помощи взрослого.
1 балл — ребенок не уверен в своих действиях, рисунок смазанный; нуждается в постоянной помощи педагога.
2.5. Методические материалы.
Методы обучения:
-наглядные (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом и др.);
-словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, словесные игры и упражнения и т.д.);
-практические (выполнение работ по образцу, индивидуальная работа детей; совместная работа взрослого и детей).
Методы воспитания: убеждение, поощрение, мотивация.
Формы работы:
- рассматривание картин и книжных иллюстраций;
- оформление выставок;
-чтение и обсуждение художественных произведений;
- игры дидактические;
- продуктивная деятельность.
Педагогические технологии:
- Здоровьесберегающие технологии.
- Личностно-ориентированная технология.
- Игровые технологии
- Технология исследовательской деятельности
- ИКТ
- ТРИЗ
2.6. Рабочая программа воспитания
1.Цель воспитательного процесса: развитие творческих способностей детей дошкольного возраста
Особенности и содержание деятельности.
Направления в воспитании:
Общение, труд, нравственное воспитание.
1. Формы и содержание деятельности.
Праздники. Выставки детского творчества. Участие в конкурсах.
2.7 Календарный план воспитательной работы
№ п/п
Название мероприятия, события
Форма проведения
Сроки проведения
1
Инструктаж. Правила техники безопасности. «Знай и соблюдай».
Беседа
сентябрь, 2022
2
«Дары осени»
Выставка рисунков
октябрь, 2022
3
«Новый год к нам мчится, детей сказка ждет!»
Ёлочная игрушка
декабрь, 2022
4
23 февраля
Выставка рисунков
февраль, 2023
5
8 марта
Аппликация
март, 2023
Планируемые результаты:
- свободно владеть карандашом и кисточкой без напряжения проводить линии в различных направлениях;
- составлять композицию;
- владеть нетрадиционной техникой рисования;
- смешивать 2 – 3 цвета для получения новых цветов и оттенков;
- уметь подбирать различный материал для создания рисунка.
Список литературы для педагога
1.Венгер, Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка /Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер. - М.: «Просвещение», 2015. – 139 с.
2.Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. - М.: Академия. – 2010. – 210 с.
3.Давыдова Г.Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», Москва, 2008. - 86 с.
4.Иванова. О.Л. Васильева. И.И. Как понять детский рисунок и развить творческие способности ребенка. - СПб.: Речь; М.: Сфера,2011.- 165 с.
5.Казакова Р.Г. «Занятия по рисованию с дошкольниками: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий». - М.: ТЦ Сфера, 2009. - 208 с.
6.Колдина Д.Н «Рисование с детьми 5-6 лет». -М.: Мозаика- Синтез, 2009. -102 с.
7.Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду- М.: Сфера, 2011. – 92 с.
8.Цквитария Т.А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ. - М.: ТЦ Сфера, 2011. -118 с.
9.Швайко Г.С. Занятие по изобразительной деятельности в детском саду. - М.: ВЛАДОС, 2011. - 96 с.
10.Швайко Г.С. Программа по изобразительной деятельности с детьми четырех - семи лет. - М.: ВЛАДОС – 2012. 246 с.
Список литературы для родителей
1.Мелик-Пашаев А. Ребёнок любит рисовать: Как способствовать художественному развитию детей. - М.: Чистые пруды, 2007. - 151 с.
2.Никитина А.В. «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Пособие для воспитателей и родителей». - СПб.: КАРО, 2010. – 84 с.
3.Пантелеева Л.В. Детское рукоделие: Художественный труд в детском саду и семье. - М.: Просвещение, 2005. - 156 с.
4.Рузанова Ю.В. Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности. - М.: Сфера, 2010. - 68 с.
5.Соломенникова О.А. Радость творчества. Развитие художественного творчества детей 5-7 лет. - Москва, 2011. – 184 с.
Список литературы для детей
1.Даль В.И. «Старик-годовик». - Издательство: Нигма, 2021. - 80 с.