Дополнительная образовательная программа социально-гуманитарной направленности детей 4-5 лет «Умелые пальчики»
Дополнительная образовательная программа социально-гуманитарной направленности детей 4-5 лет «Умелые пальчики»
Развитие мелкой моторики пальчиков полезно не только само по себе, в настоящее время много говорят о зависимости между точным движением пальцев рук и формированием речи ребенка. Слаженная и умелая работа пальчиков малыша помогает развиваться речи и интеллекту, оказывает положительное воздействие на весь организм в целом, готовит непослушную руку к письму.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Дополнительная образовательная программа социально-гуманитарной направленности детей 4-5 лет «Умелые пальчики»»
Дополнительная образовательная программа
социально-гуманитарной направленности
детей 4-5 лет
«Умелые пальчики»
Срок реализации программы – 9 месяцев
г. Комсомольск-на-Амуре,
2024 г
ОГЛАВЛЕНИЕ
Актуальность
3
Педагогическая целесообразность
3
Направленность работы кружка
3
Основные задачи
3
Особенности возрастной группы
4
Методы и приемы обучения
5
Ожидаемые результаты освоения программы
5
Формы подведения итогов реализации образовательной программы
6
Методическое обеспечение
6
Тематический план занятий
7
Перспективный план
8
Литература
23
Актуальностьзаключается в том, что познание человеком окружающего мира начинается с «живого созерцания, с ощущения (отражение отдельных свойств предметов и явлений действительности при непосредственном воздействии на органы чувств) и восприятия (отражение в целом предметов и явлений окружающего мира, действующих в данный момент на органы чувств). Доказано - развитие ощущений и восприятий создает необходимые предпосылки для возникновения всех других, более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления).
Программа осуществляется в течение всего учебного года 2 раза в месяц.
Педагогическая целесообразность
Развитие мелкой моторики пальчиков полезно не только само по себе, в настоящее время много говорят о зависимости между точным движением пальцев рук и формированием речи ребенка. Слаженная и умелая работа пальчиков малыша помогает развиваться речи и интеллекту, оказывает положительное воздействие на весь организм в целом, готовит непослушную руку к письму.
Современная школа предъявляет большие требования к детям, поступающим в первый класс. На первом этапе обучения дети чаще всего испытывают затруднения с овладением навыков письма.
Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.
Важно научить ребенка управлять своей рукой, развивать её гибкость, точность, координированность движений. А между тем различные виды рисование, лепки, конструирования, также работа ножницами, аппликация, ручной труд и многие другие детские виды деятельности способны подготовить руку наилучшим образом.
Данная программа, как и все традиционные программы, строится по «линейному» принципу, предполагающему прежде всего систематичность и последовательность.
Направленность работы кружка
Занятия сочетают тренировку мелкой моторики пальцев руки с решением задач умственного развития.
Цель программы: Формировать базовые графические навыки; развивать координацию и мышечную память руки.
Основные задачи:
Развитие мелкой моторики рук и зрительно-двигательной координации, памяти, внимания и зрительного восприятия,
Формирование представлений о пространственных признаках и отношениях, графических навыков,
Развитие связной речи, активизация и совершенствование словарного запаса, выразительности речи через пальчиковые игры.
Способствовать развитию предметной деятельности (улучшают сенсорное развитие ребенка), развитию тактильной (кожной) чувствительности;
Развитие глазомера, стимулирование зрительного внимания;
Развивать художественный вкус, конструктивные навыки, формировать интерес к рисованию, составлению узоров, симметричному расположению фигур;
Учить детей владеть своими руками. Развивать мелкую и крупную моторику, элементарную ловкость в обращении с мелкими предметами, способность координировать свои движения;
Воспитывать усидчивость и терпение.
Программа рассчитана на один год (средний дошкольный возраст). Занятие проводится 2 раза в месяц. Организовывается во время свободной деятельности детей, после обеденного сна.
Особенности возрастной группы
В возрасте 4–5 лет быстро развиваются различные психические процессы: память, внимание, восприятие и другие. Важной особенностью является то, что они становятся более осознанными, произвольными: развиваются волевые качества, которые в дальнейшем обязательно пригодятся Типом мышления, характерным для ребенка сейчас, является наглядно- образное. Это значит, что в основном действия детей носят практический, опытный характер. Для них очень важна наглядность. Однако по мере взросления мышление становится обобщенным и к старшему дошкольному возрасту постепенно переходит в словесно-логическое. Значительно увеличивается объем памяти: он уже способен запомнить небольшое стихотворение или поручение взрослого. Повышаются произвольность и устойчивость внимания: дошкольники могут в течение непродолжительного времени (15–20 минут) сосредоточенно заниматься каким-либо видом деятельности. Учитывая вышеперечисленные возрастные особенности детей 4–5 лет, воспитатели дошкольных учреждений могут создать условия для продуктивной работы и гармоничного развития ребенка.
Восприятие.
В этом возрасте ребенок активно развивает способность восприятия и познания свойств предметов: измерение, сравнение путем наложения и прикладывания предметов друг к другу. Также продолжается исследование формы, цвета и величины предметов. А также вводятся такие категории как время (время суток, времена года), пространство (верх, низ, далеко, близко), вкус, запах, звук и качество поверхности. Формируется представление об основных геометрических фигурах (круг, квадрат, прямоугольник, овал, многоугольник).
Внимание.
Устойчивость внимания увеличивается. Ребенок способен сосредоточить свою деятельность в течение 15-20 минут. При выполнение некоторых действий он может удержать в памяти несложное условие (инструкцию). Для развития этого навыка ребенку нужно научиться больше рассуждать вслух при выполнении задания. Тогда длительность удержания внимания будет расти.
Память.
Сначала у ребенка этого возраста развиваются навыки произвольного припоминания. То есть ребенок может целенаправленно припомнить картину произошедшего без точных деталей и временных ограничений. Далее развивается способность преднамеренного запоминания, и эта возможность у ребенка усиливается при ясности и эмоциональной мотивации действия.
Мышление.
В это время у ребенка начинает свое развитие образное мышление, с помощью которого дети способны использовать простые схематичные изображения для решения несложных задач (построение по схеме, лабиринты). Также развивается такое свойство как предвосхищение – способность сказать, что произойдет с предметами в результате их взаимодействия. У детей этого возраста преобладает наглядно-образное мышление, то есть представление предмета или действия с ним, неотрывно от самого предмета. А также находить различия и сходства между предметами. Появляется способность собрать картинку из 4 частей без опоры на образец. А также, усложняются категории обобщения (фрукты, овощи, одежда, транспорт, мебель, посуда, обувь).
Воображение.
Продолжает активно развиваться. Появляются такие способности как: оригинальность и произвольность (то есть возможность «придумывания» по собственному желанию). Ребенок может сам придумать сказку на заданную тему.
Развитие речи
В течение среднего дошкольного периода происходит активное развитие речевых способностей. Значительно улучшается звукопроизношение, активно растет словарный запас, достигая примерно двух тысяч слов и больше. Речевые возрастные особенности детей 4–5 лет позволяют более четко выражать свои мысли и полноценно общаться с ровесниками. Ребенок уже способен охарактеризовать тот или иной объект, описать свои эмоции, пересказать небольшой художественный текст, ответить на вопросы взрослого. На данном этапе развития дети овладевают грамматическим строем языка: понимают и правильно используют предлоги, учатся строить сложные предложения и так далее. Развивается связная речь.
Методы и приемы обучения
На занятиях используются игры и игровые приемы, которые создают непринужденную и комфортную атмосферу:
- обведение трафаретов,
-штриховки,
-раскраски,
-лабиринты,
-работа с ножницами,
-работа со шнуровками,
-складывание разрезных картинок,
-пальчиковая гимнастика,
-выкладывание изображения из геометрических фигур,
- выкладывание изображения из счетных палочек,
Занятия проводятся с подгруппой детей.
Продолжительность занятия: Занятия проводятся по 20 минут
Ожидаемый результат
Развитие мелкой моторики у детей позволит:
Овладеть навыками письма, рисования, ручного труда, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения;
Лучше адаптироваться в практической жизни;
Научиться понимать многие явления окружающего мира;
Развить общие речевые навыки детей, обогатить словарный запас;
Развить творческие способности детей, инициативу, усидчивость и терпение.
Занятия проводится в течение года с детьми средней группы, включают в себя разнообразные игровые упражнения, проводимые на материале различных лексических тем. Также в работе используются различные по фактуре материалы, которые педагог заготавливает заранее по количеству детей (это бумага, картон, наждачная бумага, крупы, песок, пуговицы, липучки, молнии и т.д.)
Форма работы может быть разной: с целой группой детей, и маленькими подгруппами.
Данные занятия позволяют улучшить развитие мелкой моторики у детей, расширить их кругозор.
Каждая образовательная деятельность рассчитана на 20 минут и не должна утомлять детей. На протяжении всего времени необходимо следить за правильной осанкой ребенка, как он держит карандаш и тетрадь.
В начале каждого занятия целесообразно провести массаж кистей рук (потирание, придавливание, растирание пальцев) и пальчиковую гимнастику.
Данный перспективный план составлен на основе методических пособий:
- И.А.Лыковой «Цветные ладошки» (изобразительная деятельность в детском саду);
- Л.Е.Белоусова «Ура! Я научился!»;
- Т.Н.Щербаковой «Игры с пальчиками»
Формы подведения итогов реализации образовательной программы
Анализ работ детей в течение всего года. После каждого занятия детские работы выставляются для ознакомления родителей.
Рекомендации
Забота близких о здоровье ребенка имеет огромное значение для правильного и своевременного развития движений руки. Проведение закаливающих процедур, соблюдение гигиенических требований к одежде, к микроклимату помещений, где ребенок проводит большую часть времени, соблюдение режима сна и бодрствования способствует укреплению здоровья ребенка, является действенной профилактической мерой против перенапряжения нервной системы, обеспечивают хороший эмоциональный настрой, помогая прочно и быстро усваивать новые умения и навыки.
Работа по развитию кисти и коррекции имеющихся недостатков должна проводиться в тесном контакте с родителями, воспитателями ДОУ и учителями начальных классов. Это обеспечит преемственность контроля над формированием правильного двигательного навыка и поможет быстрее достичь желаемых результатов.
Диагностическая карта
ФИО ребенка
Умение четко выполнять пальчиковую гимнастику
Умение правильно выполнять звуковой диктант
Умение правильно держать в руке ручку
Умение ориенти-роваться в прост-ранстве
Соблюдение правил гигиенических требований для письма
баллы
%
Способы проверки знаний, умений, навыков.
3 балла – полностью соответствует критерию.
2 балла - частично соответствует критерию.
1 балл – не соответствует критерию.
Материально-техническое обеспечение:
Столы и стулья, доска магнитная, ножницы, простые карандаши, распечатанный материал для каждого занятия.
А так же в повседневно работе в группе детского сада для развития мелкой моторики детей предусмотрены следующие игры и занятия:
Наборы мелких игрушек для развития тактильного восприятия (узнавание предметов на ощупь)
Мозаика по возрастающей сложности.
Цветные клубочки для перематывания.
Нанизывание бус, бисера, пуговиц.
Пластмассовые и деревянные палочки для выкладывания узоров по образцу.
Лепка из пластилина и соленого теста.
Набор детских эспандеров (для тренировки мускулатуры кисти рук).
Всевозможные шнуровки.
Наборы пластмассовых шаблонов для обведения (дикие и домашние животные, насекомые, овощи и фрукты и др.).
Учебный план:
Количество занятий в месяц – 2
Количество занятий за 2024-2025 год – 18
Время проведения: вторник 16-00-16-20
Тематический план занятий
№ занятия
Количество часов
Тема занятия
Дата
Занятие 1
1
«Детский сад. Игрушки»
Сентябрь
Занятие 2
1
«Осень»
Занятие 3
1
«Огород. Овощи»
Октябрь
Занятие 4
1
«Лес», «грибы, лесные ягоды»
Занятие 5
1
«Дом. Семья»
Ноябрь
Занятие 6
1
«Одежда»
Занятие 7
1
«Зима»
Декабрь
Занятие 8
1
«Новогодний праздник»
Занятие 9
1
«Зимующие птицы»
Январь
Занятие 10
1
«Зимние забавы детей»
Занятие 11
1
«Транспорт»
Февраль
Занятие 12
1
«Наша Армия»
Занятие 13
1
«Весна. Мамин праздник»«
Март
Занятие 14
1
«Весна. Приметы весны»
Занятие 15
1
«Перелетные птицы»
Апрель
Занятие 16
1
«Весенние цветы»
Занятие 17
1
«Скоро лето»
Май
Занятие 18
1
«Правила дорожного движения»
Перспективное планирование занятий
Сентябрь
1. Тема: «Детский сад. Игрушки»
1.Выявить уровень сформированности графических умений и навыков у детей:
- зрительно-моторные интеграции;
- умение обводить рисунок по точкам и раскрашивать его.
2.Обследовать детей на выявление ведущей руки.
3.Работать над развитием координации движений с речью
4.Продолжать формировать графические умения и навыки – обучать выкладывание по образцу.
Структура занятия:
1. Пальчиковая гимнастика «Шарик»
Все пальчики обеих рук – «в щепотке» и соприкасаются кончиками. В этом положении дуем на них, при этом пальчики принимают форму шара. Воздух «выходит», и пальчики принимают исходное положение.
Надуваем быстро шарик.
Он становится большой.
Вдруг шар лопнул, воздух вышел –
Стал он тонкий и худой.
2. «Разрезные картинки» - собрать картинки игрушек из 4-6 частей.
3. «Что спряталось в комочке» разглаживание трафаретов игрушек из бумаги, смятой в комочки.
4. «Раскрась одинаковые предметы одним цветом»
5. «Это машина» - выкладывание машины из геометрических фигур
2. Тема: «Осень»
1.Выявить уровень развития мелкой моторики и тактильной чувствительности.
2. Работать над развитием психических процессов: внимания, памяти, воображения.
3. Работать над развитием координации речи с движением.
4.Продолжать формировать графические умения и навыки.
Структура занятия:
1. Пальчиковая гимнастика «Осенью»
Ветры яблони качают.
Руки стоят на столе, опираясь на локти (стволы), пальцы разведены в стороны (кроны яблонь). Покачивать руками.
Листья с веток облетают.
Кисти рук расслабленны, расположены параллельно столу. Плавными движениями из стороны в сторону медленно опускать кисти рук на поверхность стола (листья опадают).
Листья падают в саду,
Их граблями я гребу.
Пальцы обеих рук подушечками опираются о поверхность стола (грабли). Приподнимая руки, поскрести пальцами по поверхности стола, изображая работу граблями
2. Работа с трафаретами: нарисуй и раскрась листочки.
3. «Собери листочек» - складывание картинки, разрезанной на четыре части.
4. «Листопад» - лист желтой бумаги порвать на мелкие клочки.
5. Самомассаж колючим мячом, катание между ладошками «Иголки»
Октябрь
3. Тема: «Огород. Овощи»
1.Продолжать работать над развитием мелкой моторики
2.Упражнять в ориентировке на листе бумаги
3.Продолжать формировать графические умения и навыки
4. Работать над развитием психических процессов: внимания, памяти, воображения.
Структура занятия:
1. Игра «Чудесный мешочек» (Выбрать только овощи).
2. Пальчиковая гимнастика «Капуста»
Мы капустку рубим-рубим, Движения прямыми ладонями вверх-вниз
Мы капустку солим-солим, поочерёдное поглаживание подушечек пальцев
Мы капустку трём-трём, потирать кулачок о кулачок
Мы капустку жмём-жмём. сжимать и разжимать кулачки
3. Работа с трафаретами - нарисуй и раскрась овощи (Использование пластикового трафарета).
4. Задание «Сложи горошины в кувшинчик»
5. Выложить горошком по нарисованному контуру.
4. Тема: «Лес», «грибы, лесные ягоды»
1.Продолжать работать над развитием общей и мелкой моторики, упражнять в координации движений с речью.
2.Совершенствовать графические умения и навыки через штриховку
3. Работать над развитием фонематического слуха и логического мышления.
5.Продолжать формировать графические умения и навыки - обучать выкладыванию по образцу.
Структура занятия:
1. П/г «Это пальчик».
С каждой строкой дети загибают по одному пальчику, начиная с большого.
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – я.
Вот и вся моя семья!
2. Выложить горохом по нарисованному контуру.
3. «Чудесный мешочек» - найди грибок среди других игрушек.
4. Катание грецких орехов между ладошками: Я катаю мой орех:
Чтоб стал круглее всех.
5. «Обведи по контуру и раскрась»
Ноябрь
5. Тема: «Дом. Семья»
1. Продолжать работать над развитием общей и мелкой моторики, учить обследовать фигурки и выкладывать их из шнура.
2.Формирование графические умения и навыки.
3.Работать над развитием ориентировки в пространстве и на плоскости.
4.Работать над развитием психических процессов: логического мышления, внимания, зрительно-пространственного восприятия.
Структура занятия:
1. П/г. «Радуются взрослые и дети»
Выполнение по образцу за педагогом движений: на каждую строку дети загибают пальчик, 6 строка – сжимать и разжимать кулачок.
Кто ещё радуется солнышку?
Радуется дедушка,
Радуется бабушка,
Радуется мамочка,
Радуется папочка,
Очень радуюсь я.
Рада солнцу вся семья!
2. Фигурки из палочек «Мой дом»
3. Выложить бобами по нарисованному контуру (выкладывание из шнура)
4. «Мой дом» - выкладывание из геометрических форм макеты дома и дерева.
6. Тема: «Одежда»
1.Работать над развитием мелкой моторики и тактильной чувствительности.
2.Совершенствовать графические умения и навыки.
3. Учить сравнивать силуэтные изображения с реальными предметами.
4. Работать над развитием психических процессов; логического мышления, внимания, памяти.
5.Продолжать формировать графические умения и навыки - обучать выкладыванию фигур по образцу.
Структура занятия:
1. «Обведи и раскрась» - обводка трафарета платья с последующим раскрашиванием цветными карандашами.
2. П/г «Я перчатку надеваю»
Я перчатку надеваю,
Я в неё не попадаю.
Поглаживают по очереди одной рукой другую, как будто надевают перчатки.
Сосчитайте-ка ребятки,
Сколько пальцев у перчатки.
Начинаем вслух считать:
Раз, два, три, четыре, пять.
Загибают пальчики.
3. Игра «Разрезные картинки» - одежда
4. «Платье в горох» - подбор кружков одного размера и наклеивание их на трафарет.
5. «Клубочки для носочков» - рисование клубочков фломастерами.
Декабрь
7. Тема: «Зима»
1.Продолжать работать над развитием мелкой и общей моторики, упражнять в шнуровке, работать над координацией движений в соответствии с темпом речи.
2.Совершенствовать графические умения и навыки, обучать выкладыванию фигур по образцу.
3. Работать над развитием психических процессов: внимания, памяти, логического мышления.
Структура занятия:
1. «Такие разные деревья» - обводка трафаретов деревьев разного размера.
2. «Построим горку для зверюшек из «снежных комков» - изготовление «снежных комков» из бумаги путем ее сжатия и скатывания между ладонями.
3. «Снеговик» - обведи и заштрихуй
4. П/г «Снегири»
Вот на ветках, посмотри, Четыре хлопка руками.
В красных майках снегири.
Распушили пёрышки. Изображают «крылышки»
Греются на солнышке.
Головой вертят, Повороты головой.
Улетать хотят.
Кыш! Кыш! Улетели! Вращательные движения кистями рук.
1.Продолжать работать над развитием общей и мелкой моторики; учить работать с трафаретами и шаблонами.
2. Работать над развитием зрительно-пространственного восприятия, упражнять в скатывании жгутиков из пластилина..
Структура занятия:
1. П/гимнастика «Цветы»
Наши алые цветы Распускают лепестки, Плавно разжимают кулаки. Ветерок чуть дышит, Лепестки колышет. Машут перед собой руками. Наши алые цветки Закрывают лепестки, Плавно сжимают руки в кулаки. Тихо засыпают, Кладут руки под щеку Головой качают. Качают головой.
2. Обвести по точкам.
3.Пластилиновые жгутики.
4. Работа с трафаретами.
Май
17. Тема: «Скоро лето»
1.Продолжать работать над развитием мелкой и общей моторики, работать над координацией движений в соответствии с темпом речи.
2.Совершенствовать графические умения и навыки.
3. Работать над развитием психических процессов: внимания, памяти, логического мышления.
Структура занятия:
1. П/Г
Наши алые цветы Распускают лепестки, Плавно разжимают кулаки. Ветерок чуть дышит, Лепестки колышет. Машут перед собой руками. Наши алые цветки Закрывают лепестки, Плавно сжимают руки в кулаки. Тихо засыпают, Кладут руки под щеку Головой качают. Качают головой.
2. «Наша дача» - выкладывание из спичек дома, забора, деревьев.
3. Обвести рисунок по точкам и раскрась.
4. Лабиринт
18 Тема: «Правила дорожного движения»
1.Продолжать работать над развитием общей моторики, координацией движений.
2.Продолжать учить ориентировке на микроплоскости.
3.Продолжать учить делать аппликацию методом обрывания бумаги.
Структура занятия:
1. Обводи по точкам и раскрась.
2. «Сборка грузовика» - заготовка геометрических фигур методом обрывания из бумаги (2 прямоугольника, квадрат, 3 кружка), выкладывание грузовика и наклеивание.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Алексеевская Н.А. «Карандашик озорной» - М.: «Лист», 1998.