kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Дополнительная образовательная программа по экологическому воспитанию «Чудеса природы»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель программы: создание наиболее благоприятных условий для интеллектуально-творческого совершенствования и самореализации детей, обладающих способностями к изучению естественных наук.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная образовательная программа по экологическому воспитанию «Чудеса природы»»


Муниципальное общеобразовательное учреждение «Коррекционная начальная школа - детский сад № 14 «Аленушка»









Дополнительная образовательная программа

по экологическому воспитанию

«Чудеса природы»


для воспитанников старшего дошкольного возраста.



Срок реализации: 2018-2019 учебный год





Составитель:

воспитатель Глухова Т.М.
















г. Кыштым

2018 г.


Паспорт участника конкурса


1. Направление: Экологическое воспитание

2. Автор индивидуального образовательного маршрута:

Глухова Татьяна Михайловна

МОУ КНШ–Д/С № 14 «Алёнушка»

Воспитатель учреждения

Контактная информация

[email protected]






























Пояснительная записка.


В каждом детском коллективе есть дети, имеющие специальные способности в конкретных областях знаний. К ним относятся дети с ярко выраженными способностями в освоении естественно - научного материала.

Естественные науки по праву занимают большое место в системе дошкольного образования. Они способствуют развитию у ребенка внимания, мышления, речи, пробуждают интерес к окружающему, формируют умение делать открытия и удивляться им.

Одно из направлений естественно – научного образования дошкольников – природоведческое.

В методике обучения по этому разделу преобладает работа с литературой (чтение текстов о живых организмах), рассматривание картин, проведение бесед, тематических и единовременных наблюдений в природе. И очень мало времени отводится исследованиям, в ходе которых дети учатся формулировать вопросы, проводить эксперименты, высказывать собственное мнение, обмениваться идеями. Способный ребенок при традиционном подходе к обучению, становится «палочкой-выручалочкой» на занятиях, делая выводы за всю группу, проявляя творчество при составлении рассказов, подводя итог в наблюдениях, экспериментах. А ведь именно такие дети нуждаются в специальных условиях организации обучения и развития, так как они характеризуются более высоким уровнем любознательности, оригинальности мышления, склонны к решению задач дивергентного типа. Эти дети способны к прогнозированию не только учебных задач, но и жизненных ситуаций. Они отличаются высокой концентрацией внимания и хорошей памятью.

Проблема обучения способных детей в последнее время всё увереннее пробивает себе дорогу в современной педагогике. Признание социальной значимости данной проблемы – важнейший шаг к её решению. Но, кроме признания и повышенного внимания к данной проблеме, каждому творческому педагогу надо самому искать пути её решения, исходя из признания самоценности личности, её уникальности. Именно эти факторы послужили причиной разработки образовательной программы кружка «Чудеса природы».


Цель программы: создание наиболее благоприятных условий для интеллектуально-творческого совершенствования и самореализации детей, обладающих способностями к изучению естественных наук.


Задачи:

- развивать навыки и умения исследовательского подхода к деятельности;

- способствовать социальной адаптации ребёнка на основе овладения им новыми социальными позициями:

«Я - исследователь природы»,

«Я – защитник природы.

- совершенствовать продуктивное мышление (творческое, критическое, абстрактно- логическое);

- стимулировать выдвижение новых идей, дополняющих стереотипные и общепринятые взгляды;

- поощрять продуктивную деятельность с использованием различных материалов, способов, форм;

- учить адекватно оценивать результаты собственного труда, поощрять работу по самосовершенствованию;

- формировать стремление к самопознанию, самопониманию.

Программа составлена на основе анализа базовой учебной программы (раздела «Ознакомление с природой»). Выбор тем и их содержание определено с учётом пожеланий способных воспитанников и их родителей.

Программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет).

Сроки реализации программы: сентябрь-май. Учебные занятия проводятся в форме занятий кружка, с периодичностью – 1 раз в неделю по регламенту.

С целью обобщения полученных на занятиях кружка знаний один-два раза в месяц предусмотрено проведение целевых прогулок по регламенту (смотри Приложение № 1). Для уточнения и конкретизации знаний часть практических заданий выносится на прогулку (смотри Приложение № 2).

Реализация программы предусматривает создание команды специально подготовленных детей для участия в городском конкурсе «Юный эколог» на базе СТЮТЭ «Странник» (май 2014). Реализация программы будет способствовать: - интеллектуально – творческому совершенствованию способного ребёнка; - поможет сформировать собственное представление о себе, своих возможностях; - поможет приобрести «опыт разумного авантюризма»; - развить способность применить приобретённые знания в новых жизненных ситуациях.

При определении структурных составляющих программы использована стратегия интенсификации (углублённого изучения предмета)


Структурные составляющие программы:

– глобальная тема;

– обобщения;

– тематические разделы;

В качестве глобальной выдвинута тема: «Взаимоотношения людей и природы».

В качестве обобщений выступают утверждения, которые могут быть доказаны с той или иной степенью точности:

– люди изучают природу, и это помогает им её понять;

– бездумное отношение к природе влияет на жизнь и здоровье людей;

– люди взаимодействуют с природой, чтобы обеспечить свои потребности;

– люди могут управлять и в то же время сохранить её;

Количество тематических разделов определяется количеством обобщений и составляет «канву» программы.


Тематические разделы:

– «Живая и неживая природа»

– «Использование и риск»

– «Окружающая среда»

– «Человек и окружающая среда»


Раздел «Живая и неживая природа:

Устанавливаются признаки схожести и различий в характеристиках природных тел, их строении, выделяются свойства и изменения, которым они подвержены в результате воздействия на них (химического, механического, биологического, теплового).


Раздел «Использование и риск»:

Распознаются и оцениваются природные материалы, объекты отрицательного, влияющие на здоровье человека. Определяется понятие риска в различных опасных ситуациях, возникающих при контакте с природными объектами и стихиями.


Раздел «Окружающая среда»:

Изучаются свойства разных типов почв и горных пород, их происхождение, влияние на особенности ландшафтов. Затрагиваются вопросы о различных природных элементах, влияющих на климат, погоду и природу в целом.


Раздел «Человек и окружающая среда»:

Делается акцент на деятельность человека в природной среде и положительных (отрицательных) последствиях этой деятельности.


При изучении разделов используются:

Методы проблемного обучения

– проблемная задача

– проблемный вопрос

– проблемный диалог

– креативность

– репродуктивные и продуктивные методы


Организационные методы

обязательное присутствие взрослого во время исследовательской деятельности;

– доверительная беседа;

– создание благоприятной развивающей среды


Содержание тем представлено заданиями экологизированного типа, а именно:


– заданиями, способствующими развитию умения видеть проблему, находить способы её решения;

– заданиями, направленными на выработку или проверку умения определять причинно – следственные связи;

– заданиями, способствующими развитию умения проводить исследовательскую работу, обрабатывать и объяснять результат;

– заданиями репродуктивного типа.

Учебно – тематический план

Тема

Содержание

Теория

Практика

«По морям вокруг Земли»

«Мировой океан». (связи)

«Какого цвета солёная вода» (моделирование с цветными карандашами и квадратами из цветной бумаги).

«Как изменяется прозрачность воды».

«Почему на дне темно» (опыт).

«Экологическая тревога: Балтийское, Чёрное, Каспийское моря». (проблема)

1

1

«Гейзеры – дети вулканов»

«Источники воды для гейзеров». (связи)

«Гейзеры – как они появляются». (опыт)

«Паровая пушка» – опыт.

«Камчатка – долина гейзеров». (связи)

Экологическая тревога: ядовитые газы «Долины смерти». (проблема)

1

1

«Неутомимые путешественники»

(туман, роса, подземные воды)

«Почему парит чайник». (опыт)

«Какие вещества испаряются быстрее воды» – опыт.

«Может ли вода растворить камень». (опыт)

«Дворцы под землёй». (связи)

«Как поймать невидимку» – опыт

«Заповедная зона: Кунгурские

пещеры». (проблема)

1

1

«Великие ледники»

«Северный и Южный полюса». (связи)

«Полярные станции». (связи)

«Откуда берётся ветерок на дне» – (опыт_

«Почему подо льдом темно» – (опыт)

«Как самому устроить холодильник» – (опыт)

Экологическая тревога: «Таяние

ледников». (проблема)

1

1

«Воздушные стихии»

«Почему под потолком всегда теплее, чем на полу» (опыт)

«Как можно использовать силу ветра»

(задание репродуктивного типа)

«Как движется воздух в комнате» – (опыт)

« Места на планете, где смерчи – частые гости». (связи)

Экологическая тревога: предупреждение и борьба со стихиями. (проблема)

1

1

«Солнце – большая звезда»

«Роль солнца в жизни живых организмов и человека» (исследование).

«Солнце и здоровье человека» (проблема)

« Солнечная система» – создание макета

«Есть ли лучи света в тёмной комнате» – (опыт)

«Как поймать солнечный лучик» (опыт)

«Преломление луча» (опыт)

«Радуга – дуга» (моделирование)

2

1

«Свет и темнота»

«Свет в жизни живых организмов» (связи)

«Места, где света очень мало или вообще нет» (связи)

«Кто как видит» (опыт)

«Периодические явления в природе» (Моделирование ситуаций)

1

1

«Холод и жара»

«Влияние температуры на жизнь живых организмов» (связи)

« Пустыня и тундра». (связи)

«Растения и тепло» (опыт)

«Условия проживания человека в разных климатических условиях» (связи)

«Как сказывается на жизни животного и растительного мира обживание человеком новых территорий» (проблема)

1

1

«Почва – живая земля»

«Круговорот веществ» (моделирование)

«Роль живых организмов в образовании почвы» (связи)

«Какие бывают почвы» (опыт)

«Как человек относиться к земле и как её использует» (проблема)

«Как влияет человек на жизнь подземных жителей» (проблема)

1

1

«Ойкос» – дом»

«Окружающая среда и природа» (связи)

«Городская среда. Отношение человека и природы: положительные и отрицательные примеры» (моделирование ситуаций)

1

1

«Удивительная пирамида»

«Трофические пирамиды, в чём их суть. Примеры пирамиды» (конструирование из полос бумаги)

«Невидимые ниточки природы» (связи)

«Живые объекты природы источники пищи для человека»

Игра «Живые пирамиды»

Экологическая тревога: «Осторожно, нитраты!» (проблема)

1

1

«Живые цепочки»

«Пищевые цепи в природе» «Составление пищевых цепочек для разных сред обитания». (связи)

«Пищевая сеть» – игра

Экологическая тревога: Как человек разрушает «живое» – цепи и сети и что из – за этого происходит. (проблема)

1

1

«Подземные кладовая»

«Какие полезные ископаемые добываются в нашей местности». (связи)

«Картографические знаки». (связи)

«Как человек использует камни» (связи)

«Искусственные строительные камни» (исследование)

«Из каких материалов сложены фундаменты домов, колонны зданий, памятники»

Опыты по выращиванию кристаллов.

2

1

«Профессия – волк»

«Роль живых организмов в природе – их «профессия»

(связи)

«Важность роли каждого животного в природе» – (связи)

«Неправильность деления на вредных и полезных».

(проблема)

«Примеры неправильного понимания людьми роли животных и возможные последствия этого» (Моделирование ситуаций).

1

1

« Нужны все на свете»

«Кто красивей всех, что нужнее всех» (связи)

«Экотуры» – игра

«Экологическая тревога: человек должен следовать законам природы, где его деятельность не будет наносить ей вреда». (проблема)

«Всё что есть в природе – должно быть сохранено» – (диалог)

1

1

«Осторожно: «Красная книга»

«Причины необходимости охраны живых организмов» (связи)

«Почему животных, растений и других организмов становится меньше: прямые и косвенные причины» – (проблема)

«Вымершие животные» (проектная деятельность)

«Как человек охраняет природу» – диалог

«Биоразнообразие» – (игра)

1

1





Научно – популярные издания для детей, используемые на занятиях кружка:


Ильин И. «В гостях у Мороза».

Лев Ф. «Как мышонок помог человеку».

Ладонщиков С. «Золотистая гора»

Люшнин А. «Песчаный дом»

Маршак С. «Желтая страница»

Пришвин М. «В степи».

Пристли Д. «Что у почвы на обед?»

Рыжова Н. «Путешествие капельки»

Рыжова Н. Волшебница вода».

Родари Д. «Отчего идёт дождь?»

Севернов Ю. «Как устроена подземная кладовая».

Сахарнов С. «По морям вокруг Земли»

Снегирёв С. «Куда дует ветер».

Сегал Е. «Путешествие на Северный полюс».

Танасийчук В. «Подземные дворцы».

Юрцевич Н. «Вкус росинки»

Юдин К. «Пустыня».


























Приложение №1

Примерный перечень целевых прогулок


1. На реку «Кыштымку»

Содержание: значение реки в жизни города; «излучина» реки; ивы «плачущие» деревья, их роль в жизни реки; правила поведения по отношению к реке.

2. Городской музей.

Тема: Богат лесами край Уральский.

Содержание: разновидности леса; растительный и животный мир; растения и животные, занесенные в Красную книгу; охрана природы.

3. Экологическая почта

Содержание: выявить в микрорайоне объекты, по отношению к которым люди ведут себя небрежно; нарисовать небольшие плакаты в защиту объекта, составить краткий текст – обращение.

4. Экологическая почта 2

Содержание: пройти по знакомому маршруту, развесить плакаты-обращения к жителям микрорайона

5. На прогулку с фотоаппаратом

Содержание: найти красивые природные объекты, фрагменты, запечатлеть на пленку, оформить фотовыставку в группе.

6. Осторожно, гололед!

Содержание: причины возникновения гололеда, наиболее «опасные места», гололед и пешеходы (автолюбители), свойства льда, «борьба» с гололедом. ( дети посыпают самые «опасные» места песком).

7. Открытие птичьей столовой

Содержание: разновидности кормушек, их устройство, разнообразие корма, предполагаемые «гости», выбор места, регулярность пополнения кормом, человек-друг пернатых; птицы предсказывают погоду.

8. «В гости к колючим красавицам».

Содержание: понятие - хвойные деревья, ель европейская, голубая ель, кедр. Особенности внешнего вида, возраст деревьев, приспособленность к «зимней спячке», шишки и семена, великолепие «снежного убранства», украсим елочку к празднику.

9. Праздничное настроение

Содержание: «Экология души» - умение дарить радость. Заранее подготовленные новогодние поздравления, дети развешивают в наиболее «людных» местах.

10. Прогулка в снежный городок.

Содержание: свойства воды, изменение пластичности снега в течение дня (утром, днем, вечером), как можно получить цветной лед для украшения построек, труд взрослых при постройке снежного городка, значимость труда; правила поведения.

11. Наблюдаем за ледяными «морковками».

Содержание: февраль-месяц сосулек, почему появляются сосульки, в какое время дня они капают, с какой стороны крыши есть сосульки, а где нет, на каком доме самые длинные сосульки, опасность образования ледяных наростов, правила поведения.

12. Экскурсия к водоему.

Содержание: с чем можно сравнить «зимний водоем», лед - новая дорога, от чего зависит толщина льда, жизнь подо льдом, проруби - «рыбьи форточки», правила поведения во время весеннего паводка.

13. Путешествие следопытов».

Содержание: какие животные и птицы оставили следы на снегу, почему следы хорошо видны, что такое «наст», почему он образуется, остаются ли на нем следы. Следы взрослых и детей, самый большой след, самый маленький след. Узоры на снегу (протаптываем «Елочку», «Змейку», «Травку»),

14. Копилка первых признаков весны».

Содержание: дети «находят» первые признаки весны, придумывают схематическое изображение данного признака, отмечают где увидели. В группе воспитатель вырезает из картона «копилку», на картон помещают схематически изображенные признаки, вывешивают в уголке природы.

15. Березка - русская краса

Содержание: чтение 2-3 стихотворений о березе; почему поэты посвятили березке стихи; особенности внешнего вида, береста - защитный покров дерева, отдушины - «чечевички», использование бересты человеком, береза-«зеленый лекарь»; март - «Березозол». Далее воспитатель приводит детей в «Художественный салон», рассматривают изделия из бересты.

16. Празднуем День Земли

Содержание: заранее рассказать детям о празднике, поговорить о том, как можно поздравить Землю, как помочь нашей Земле стать чище и красивее. Составить план мероприятий. Осуществить его в ходе прогулки.

17. Целевая прогулка: «Почемучкина поляна».

Содержание: предложить детям походить по одной из полян, расположенных на территории детского сада, постараться получше рассмотреть травянистые растения, деревья, насекомых, живущих на поляне. Придумать интересный вопрос о любом объекте живой природы. Дети задают вопросы воспитателю, своим друзьям. Если дети затрудняются, воспитатель сама задает несколько вопросов детям, далее предлагает продолжить самим.

18. Волшебная кладовая Урала.

Содержание: разнообразие камней и минералов, использование человеком (лечение, изготовление украшений, талисманы, использование в промышленности, топливо). Разумное отношение к богатствам земли. Профессии людей - геологи, шахтеры, значимость их труда.








Приложение №2

Практические задания на улице


1. Найти место на территории с очень высокой и густой травой (плодородная почва)

2. Найти место на территории с редкой растительностью (неплодородная почва)

3. Найти вытоптанные участки, тропинки (нарушение структуры почвы)

4. Рассмотреть лужи после дождя, очертить, понаблюдать, как высыхают в течение нескольких дней, измерить меркой глубину

5. Проанализировать, почему одни лужи высыхают быстрее, другие – дольше

6. Сравнить сухой песок и после дождя или полива; пройти по сухому песку, по сырому, по глине (где частички легче отлипают)

7. Собрать коллекцию песка (белый, желтый, серый)

8. Найти место на территории где на поверхности много камней

9. Найти самый большой-маленький камень, гладкий, шершавый, с ровными краями, похожий на многогранник и т.д.

10. Выложить камни в возрастающем и убывающем порядке (от большого к маленькому, от гладкого к шершавому и т.д.)

11. Сравнить мокрый и сухой камень, определить все ли камешки тонут, нагреваются ли на солнце

12. Рассмотреть пень, сваленное дерево, найти отверстия, ходы в древесине, сделать выводы откуда они появились

13. Сравнить опавшие листья ( в начале осени, в конце осени, весной)

14. Определить все ли тени одинаковые (от зданий, деревьев и т.д.)

15. Определить меняются ли очертания и размеры теней в течение дня

(очертить тень утром, сравнить вечером совпадает ли контур)

16. Найти на участке затененные места и спрятаться там.

















Список используемой литературы


Варни К.Н. «Энциклопедия природы» Москва. РОСМЕН. 2008год.

Дитрих А.Н. «Почемучка» Москва. Педагогика- Прогресс 2006 год.

Дорохов А.С. «Мир камня» Москва. Просвещение 2010 год.

Золотов И.Н. «Лесная мозаика» Москва. Просвещение 2004 год.

Зотов В.Н. «Красная книга России» Москва. Росагропромиздат. 2001 год.

Рыжова Н.А. «Наш дом природа» Москва 2004 год.

Старикович Н.С. «Замечательные звери» Москва. РОСМЕН. 2008 год.

Ковинько Л.В. «Природа-это интересно» ЛИНКА-ПРЕСС. Москва 2001 год.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Автор: Глухова Татьяна Михайловна

Дата: 14.12.2020

Номер свидетельства: 566915


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства