Дополнительная общеразвивающая программа разработана в соответствии с нормативными актами: - Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Федеральным законом от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»; - Приказом Минпросвещения России от 09.11.2018 N 196 "Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам"; - Приказом Министерства спорта Российской Федерации от 27.12.2013 № 1125 «Об утверждении особенностей организации и осуществления образовательной, тренировочной и методической деятельности в области физической культуры и спорта»;
- Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей" от 04.07.2014 N 41.
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа рассчитана на одногодичный период обучения.
Этап – спортивно-оздоровительный (5-6 лет) для детей дошкольного возраста. Занятия проводятся в соответствии с учебным планом, годовым календарным учебным графиком, а также утвержденным расписанием.
Основой легкоатлетических упражнений являются естественные и жизненно важные движения человека: ходьба, бег, прыжки, метания. Благодаря занятиям легкой атлетикой ребенок учится правильным двигательным навыкам ходьбы, бега, прыжков, преодоления препятствий и т.д., необходимых ему в повседневной жизни. Развивается ловкость, быстрота, сила и выносливость, точность и красота движений. Кроме этого, занятия являются хорошей профилактикой различных заболеваний опорно-двигательной системы (плоскостопие, искривление ног, нарушение осанки, сколиоза), дыхательной и сердечнососудистой системы, благотворно влияют на обменные процессы, повышают защитные силы организма.
Легкая атлетика - один из основных и наиболее массовых видов спорта.
Занятия легкой атлетикой общедоступны благодаря разнообразию ее видов, огромному количеству легко дозируемых упражнений, которыми можно заниматься повсюду и в любое время года.
Данная программа является актуальной и востребованной для детей и их родителей, поскольку занятия легкой атлетикой являются общедоступным видом спорта, раскрывающим себя для занимающихся в разнообразие дисциплин, т.е. видов спортивных упражнений: бега, прыжков, метания, и вовлекающего детей в соревновательную деятельность. Занятия легкой атлетикой способствуют положительному оздоровительному эффекту и повышению социального статуса ребенка.
Цель программы - создание системы педагогической работы, направленной на всестороннее физическое развитие детей, укрепление их здоровья, повышение функциональных возможностей организма.
Подготовка юных лёгкоатлетов ставит перед тренером-преподавателем сложные задачи. Многолетний спортивный опыт свидетельствует о том, что очень сложно на ранних этапах выявить способности и анатомические особенности. Известно, что существует большое количество детей имеющих слабое физическое развитие, но желающих заниматься физической культурой и спортом. Ввиду сложившегося положения данная категория детей не имеет возможности заниматься в спортивной школе в основных спортивных группах. Организация и введение в спортивной школе СОГ помогает решить эту задачу и привлечь к активным занятиям физической культурой и спортом дополнительные людские ресурсы, которые восполнят ряды позитивно ориентированных групп детей и подростков.
Основные задачи на спортивно-оздоровительном этапе:
–укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие;
–постепенное и неуклонное увеличение тренировочных нагрузок;
–воспитание специальных двигательных и координационных качеств;
–развитие физических качеств;
–овладение теоретическими знаниями в пределах осваиваемой программы.
При организации учебно-тренировочного процесса следует руководствоваться следующими принципами:
–целевой направленности по отношению к спортивной деятельности;
–соразмеренности в развитии основных физических качеств;
–ведущих факторов, определяющих уровень мастерства и возрастной динамики развития юных спортсменов.
Реализация указанных принципов позволяет учитывать как возрастные особенности юных спортсменов, так и требования, которые будут предъявлены к ним в будущем на других этапах.
В учебные группы зачисляются обучающиеся, без предъявления требований к уровню образования, физической подготовки, при отсутствии медицинских противопоказаний.
Наполняемость учебных групп и режим
учебно-тренировочной работы
Срок обучения
Минимальный возраст зачисления
Минимальная наполняемость групп (чел.)
Максимальный количественный состав групп (чел.)
Максимальный объём учебно-тренировочной нагрузки (час./нед.)
Спортивно-технические результаты
Спортивно-оздоровительный
1 год
5 лет
15
30
2
Выполнение нормативов ОФП
Согласно годового календарного учебного графика программа рассчитана на 46 недель в режиме учебно-тренировочных занятий -92 часа, 2 часа в неделю, 6 недель – 12 часов в режиме обучения по индивидуальному учебному плану, всего 104 часов в год.
В связи с тем, что 31.08.2020 г. приходится на понедельник, то программа будет выполнена за 105 часов в год.
В связи с тем, что часть занятий приходятся на праздничные дни в соответствии с расписанием, то программный материал будет выполнен за счет сокращения часов следующим образом:
Тренер-преподаватель (Фамилия И.О.)
Расписание (дни нед.)
Число занятий в день
Праздничные дни
Кол-во часов в год по факту
Условие выполнения программы (сокращение количества часов)
Раздел
Кол-во сокращаемых часов
Афонина Л.Н. («Тополек» подготовительная
группа)
Понедельник
1
04.11
06.01
24.02
09.03
04.05
11.05
97
Теоретическая подготовка
2
Среда
1
01.01
08.01
Общая физическая подготовка
2
8 часов
Специальная физическая подготовка
2
Технико-тактическая подготовка
2
2 Учебный план
№ п/п
Наименование разделов, тема
Часы
1
Теория
10
1.1
Вводное занятие. История развития легкой атлетики.
1
1.2
Гигиена, закаливание, режим тренировочных занятий и отдыха. Питание самоконтроль.
3
1.3
Правила организации учебного занятия, нормы безопасного поведения.
3
1.4
Самоконтроль, врачебный контроль, понятие о травмах.
3
2
ОФП
25
2.1
Выносливость
5
2.2
Быстрота
5
2.3
Гибкость
5
2.4
Сила
5
2.5
Ловкость
5
3
Подвижные игры
30
4
СФП
27
4.1
Скоростно-силовая подготовка
8
4.2
Специальная выносливость
9
4.3
Специальная сила
10
5
ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
9
5.1
Бег
4
5.2
Прыжки в длину, с места.
5
6
Контрольные испытания
4
Итого часов
105
Соотношение средств физической и технико-тактической подготовки по годам обучения(%)
Срок обучения
Возраст
Средства подготовки
Общая физическая
Специальная физическая
Техническая
1 год
5-6 лет
24%
26%
8,6%
3. Методическая часть
3.1. Теоретическая подготовка
Тема: История развития легкой атлетики
- Легкая атлетика как важное средство физического развития и укрепления здоровья человека.
- История развития легкой атлетики.
- Легкая атлетика - как вид спорта.(история)
- Место и значение легкой атлетики в системе физического воспитания.
- Легкая атлетика - как средство воспитания трудолюбия, организованности, воли, нравственных качеств и жизненно важных умений и навыков.
- Легкая атлетика как важное средство физического развития и укрепления здоровья человека.
- Исторический очерк развития легкой атлетики
- Выдающиеся отечественные спортсмены (чемпионы и призеры Олимпийский игр, чемпионатов мира и Европы, рекордсмены мира и Европы, края, города)
Тема: Гигиена, закаливание, режим тренировочных занятий и отдыха, питание
-Понятие о гигиене и санитарии.
- Общие представления об основных системах энергообеспечения человека.
-Дыхание. Значение дыхания для жизнедеятельности организма.
- Средства закаливания организма - солнце, воздух, вода.
-Понятие о гигиене и санитарии.
-Гигиеническое значение кожи. Уходза телом, полостью рта и зубами.
-Гигиенические требования к спортивной одежде и обуви.
-Значение закаливания, Основы и принципы. Средства закаливания - солнце, воздух, вода.
-Понятие о гигиене и санитарии.
-Режим и питание. Значениеправильного питания. Назначение жиров, белков, углеводов, минеральных солей, витаминов, микроэлементов, воды в жизнедеятельности.
-Правильный режим дня для спортсмена. Значение сна, утренней гимнастики в режиме юного спортсмена. Режим дня во время соревнований. Рациональное чередование различных видов деятельности.
-Дневник самоконтроля. Объективные и субъективные показатели: пульс, дыхание, вес тела, сон, работоспособность, самочувствие.
Тема: Оказание первой медицинской помощи.
Понятие о травмах.
3.2. Общая физическая подготовка
Строевые упражнения.
Строевой и походный шаг. Ходьба на носках, пятках, в полу-приседе, приседе.
Действия в строю на месте и в движении: построение, выравнивание строя, расчет в строю, повороты и полуобороты, размыкание и смыкание строя, перестроение шеренги и колонны в строю. Походный и строевой шаг. Переход с шага на бег и с бега на шаг. Изменение скорости движения. Остановка во время движения шагом и бегом.
Гимнастические упражнения.
Упражнения для мышц рук и плечевого пояса.
Упражнения без предметов индивидуальные и в парах. Сгибание и разгибание рук, вращения, махи, рывки.
Упражнения с гимнастическими палками. То же во время ходьбы и бега.
Упражнения для мышц ног и таза.
Упражнения без предметов индивидуальные и в парах (приседания в различных исходных положениях, подскоки, ходьба, бег). Упражнения со скакалкой. Прыжки в длину с места, многократные прыжки с ноги на ногу, на двух ногах. Бег и прыжки по лестнице вверх и вниз.
Акробатические упражнения.
Группировки в приседе, сидя, лежа на спине. Перекаты в группировке лежа на спине (вперед и назад), из положения сидя, из упора присев и из основной стойки.
Легкоатлетические упражнения.
Бег вперед и спиной вперед. Бег на носках. Бег с изменением направления и скорости.
Подвижные игры «Ловишка», «Хитрая лиса», «Кумушка, дай ключи», «У медведя во бору», «Мышеловка», «Больная птица» и эстафеты. Игры с мячом «Горячая картошка», «У кого мяч». Игры на внимание «Карлики-великаны», «Запретное движение», «Товарищ-командир». Эстафеты с преодолением препятствий, с предметами, прыжками и бегом в различной комбинации, направленные на развитие скоростно-силовых способностей и быстроты.
3.3. Специальная физическая подготовка
Координация движений (подбрасывание и ловля мяча)
Ребенок подбрасывает и ловит мяч двумя руками, не прижимая к себе и не сходя с места
Отбивание мяча.
Ребенок стоит в исходном положении ноги на ширине плеч и одной рукой отбивает мяч от пола максимальное количество раз (руки можно чередовать). При выполнении задания не разрешается сходить с мест.
Ловкость
Ребенок пробегает 10 – метровую дистанцию, на которой прямой линии установлены кегли в количестве 10 штук. Пробегая, ребенок должен огибать кегли: одну справа, одну слева. Дается 2 попытки.
Прыжки в длину с места
Ребенок прыгает, отталкиваясь двумя ногами, с интенсивным взмахом рук, от размеченной линии отталкивания на максимальное для него расстояние и приземляется на обе ноги. При приземлении нельзя опираться позади руками.
Прыжки в высоту с места
Ребенок подпрыгивает вверх, стараясь дотронуться до предмета, который подвешен над головой.
Быстрота Бег на 30 метров.
Задание проводится на беговой дорожке (длина не менее 40 м, ширина 3 м). на дорожке отмечаются линии старта и финиша. Тестирование проводят двое взрослых; один находится с флажком на линии старта, второй с секундомером на линии финиша, за которой на расстоянии 5-7 м ставится яркий ориентир. По команде тренера «Внимание» ребенок подходит к линии старта и принимает стартовую позу. Затем следует команда «Марш» -взмах флажком (он должен даваться сбоку от ребенка). В это время воспитатель, стоящий на линии финиша, включает секундомер. Во время короткого отдыха (3-5 мин) проводится спокойная ходьба с дыхательными упражнениями. Предлагаются 2 попытки. Фиксируется лучший результат.
Развитие силы (силовая подготовка)
Развитие силы основных групп мышц рук, ног, туловища упражнениями с использованием собственного веса /подтягивание, отжимание в упоре лежа, поднимание и опускание туловища, поднимание и опускание ног из различных исходных положений, набивные мячи.
Подвижные и спортивные игры.
Развитие быстроты (скоростная подготовка)
Виды бега на короткие дистанции, выполнение упражнений или отдельных их элементов в максимальном темпе в определенный отрезок времени.
Развитие выносливости
Ходьба. Подвижные спортивные игры
Развитие ловкости (координационная подготовка)
Выполнение упражнений, требующих тонкой координации движений
Выполнение упражнений из непривычного /неудобного/ положения
Подвижные и спортивные игры
Развитие гибкости
Наклон туловища вперёд из положения стоя
Ребёнок становится на гимнастическую скамейку, (поверхность скамейки соответствует нулевой отметке) и наклоняется вниз, стараясь не сгибать колени (при необходимости их может придерживать тренер). Тренер по линейке, установленной перпендикулярно скамейке, регистрирует тот уровень, до которого дотянулся ребёнок кончиками пальцев.
Равновесие
По команде "можно" ребенок становится на левую ногу, правую сгибает в коленном суставе и ставит ее на опорную ногу чуть выше колена и немного развернув ее вправо. Руки ставятся на поясе, глаза закрыты.
3.4. Техническая подготовка
В процессе тренировок юные спортсмены начинают знакомство с технической
стороной видов лёгкой атлетики:
- бег на короткие, средние и длинные дистанции
- прыжки в длину
- прыжки в высоту.
На этом этапе необходимо:
- создать общее представление о двигательном действии и установку на овладение им;
- научить частям (фазам или элементам) техники действия, не освоенным ранее;
- предупредить или устранить ненужные движения и грубые искажения техники.
Процесс обучение техники строится следующим образом:
- рассказ;
- показ;
- опробование.
Соревнования и прикидки (по календарю)
Первенства группы – 1 раза в год
3.5Тактическая подготовка.
Различные тактические действия в игровых видах спорта: индивидуальные, групповые, командные.
Контрольные нормативные и зачетные требования
Контроль над качеством специального и физического развития обучающихся
подготовительной группы ДОУ.
Цель:
Контроль над качеством специального и физического развития обучающихся
Общеразвивающей группе.
Задачи:
Определение уровня и учёт общей физической подготовленности обучающихся отделений за учебный год.
Программа тестирования:
Бег 30м.- с высокого старта, сек.
Челночный бег 3х10м., сек. Тест проводиться на ровной дорожке отмеряют 10 метровый участок, начало и конец, которого отмечают линей старта. За чертой два полукруга радиусом 50 см с центром на черте. На дальний круг за финишной чертой кладут кубик. Спортсмен становится за ближней чертой на стартовую линию и по команде « марш» начинает бежать в сторону финишной черты, берет кубик и возвращается к линии старта. Затем кладет кубик в полукруг на стартовой линии и снова бежит к дальней - финишнойчерте, пробегая ее.
Прыжок в длину с места, см- выполняется толчком двух ног от линии. Измерения дальности прыжка осуществляется рулеткой. Дается три попытки.
Складка за 30 сек., кол-во раз (девочки) - выполняющий упражнение лежит на спине. Руки находятся за головой. Ноги нужно поднять и незначительно согнуть в коленях, при этом бедра должны располагаться в вертикальном положении. Поднимаем туловище вертикально, при этом ноги не отрываем от поверхности.
Подтягивание (мальчики), кол-во раз- выполняется из положения вис хватом, руки на ширине плеч. Темп выполнения произвольный. Подтягивание считается выполненным, если при сгибание рук подборок выше перекладины.
Время и сроки проведения испытаний:
Контрольные испытания по ОФП обучающиеся отделения сдают в начале года с 1по 15 сентября и в конце учебного годас 1 по 15 мая на учебно-тренировочных занятиях, согласно учебно-тематического плана.
ДЕВОЧКИ
№
п/п
Упражнения
ВОЗРАСТ
5-6
1
Бег 30 метров, сек
10,0
2
Прыжок в длину, см
126
3
Челночный бег
3 х 10 м, сек
11,1
4
Складка за 30 сек, кол-во раз
4
МАЛЬЧИКИ
№
п/п
Упражнения
ВОЗРАСТ
5-6
1
Бег 30 метров, сек
9,6
2
Прыжок в длину, см
130
3
Челночный бег
3 х 10 м, сек
10,9
4
Подтягивание, кол-во раз
1
Перечень информационногообеспечения
В.Г. Никитушкин, В.Б. Зеличенок и др. Легкая атлетика (бег на короткие дистанции)Примерная программа спортивной подготовки для,ДЮСШ, СДЮШОР «Советский спорт» Москва, 2004
С.А. Локтев. Легкая атлетика в детском и подростковом возрасте. Практическое руководство для тренера «Советский спорт» Москва, 2007
А.И. Пьянзин. Спортивная подготовка легкоатлетов-прыгунов «Теория и практика физической культуры» Москва, 2004