kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

ДОП по художественнму развитию для детей 4-5 лет "Веселые ладошки"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пояснительная записка

Направленность. Дети должны обучаться математике с самого раннего возраста, поскольку такие занятия успешно развивают умственные способности, служат необходимой основой дальнейшего обогащения знаний об окружающем мире, успешного овладения системой общих и математических понятий в школе.

В старшем дошкольном возрасте освоение математического содержания направлено, прежде всего, на развитие познавательных и творческих способностей детей, умение обобщать, сравнивать, выявлять и устанавливать закономерности, связи и отношения, решать проблемы, выдвигать их, предвидеть результат и ход решения творческой задачи.

В этом возрасте дети проявляют повышенный интерес к выполнению арифметических действий с числами, к знаковым системам, моделированию, к самостоятельности в решении творческих задач и оценке результата.

В системе кружковой работы занятия математикой способствуют развитию творческих способностей ребенка на широкой интегративной основе, которая предполагает объединение задач обучения детей элементарной математике с содержанием других компонентов дошкольного образования, таких как развитие речи, изобразительная деятельность, конструирование и др.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«ДОП по художественнму развитию для детей 4-5 лет "Веселые ладошки"»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №29»


ПРИНЯТО

на заседании педагогического Совета № 6

от «__» ___________2023 г.

Протокол №6 от «__» __________2023 г.


УТВЕРЖДАЮ:

Заведующая МДОУ «Детский сад №29»

____________________ Н.П. Есякова

Приказ №____от «___» ______ 2023 г.












ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ПРОГРАММА

(ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА)

«Развивай-ка»
Возраст детей: 6-7лет
Срок реализации: 1 год











Составитель: Дудина Олеся Владимировна

воспитатель МДОУ «Детский сад № 29»























Содержание

Пояснительная записка… 3-8X

Учебно-тематический план 9-11X

Содержание и методическое обеспечение программы 12-23

Список литературы 24X





















Паспорт программы

Наименование

Дополнительная общеразвивающая программа

«Развивай-ка»

Основные разработчики Программы

О.В. Дудина

Сроки реализации Программы

1 год

Цель программы

Формирование у детей умения учиться как основы для создания прочной системы знаний и воспитания личностных качеств

Задачи программы по

Образовательные;

1. Развитие математических способностей .

2.. Обучение самостоятельному решению поставленных задач, выбору приемов и

средств, проверке правильности решения.

3. Овладение мыслительными операциями (анализ и синтез, сравнение, обобщение.

Воспитательные;

1.Воспитывать познавательную активность.

2. Воспитание потребности к математическим занятиям.

3.Воспитывать чувство коллективизма, товарищества.

Развивающие.

1. Развитие логического мышления и основных мыслительных операций.

2. Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.

3. Развитие самостоятельности, инициативности, самоконтроля и активности личности в деятельности в целом.

Целевая группа

Дети 5-7 лет.














Пояснительная записка

Направленность. Дети должны обучаться математике с самого раннего возраста, поскольку такие занятия успешно развивают умственные способности, служат необходимой основой дальнейшего обогащения знаний об окружающем мире, успешного овладения системой общих и математических понятий в школе.

В старшем дошкольном возрасте освоение математического содержания направлено, прежде всего, на развитие познавательных и творческих способностей детей, умение обобщать, сравнивать, выявлять и устанавливать закономерности, связи и отношения, решать проблемы, выдвигать их, предвидеть результат и ход решения творческой задачи.

В этом возрасте дети проявляют повышенный интерес к выполнению арифметических действий с числами, к знаковым системам, моделированию, к самостоятельности в решении творческих задач и оценке результата.

В системе кружковой работы занятия математикой способствуют развитию творческих способностей ребенка на широкой интегративной основе, которая предполагает объединение задач обучения детей элементарной математике с содержанием других компонентов дошкольного образования, таких как развитие речи, изобразительная деятельность, конструирование и др.

Актуальность программы.

Данная программа позволяет в доступной и интересной форме целенаправленно и ускоренно формировать восприятие. В ней прослеживается последовательный переход от простых к более сложным видам восприятия. Дети старшего дошкольного возраста в игровой форме учатся выделять и обобщать признаки предметов, чисел; определять последовательность событий; у детей развиваются мыслительные операции анализа и синтеза.

Новизна программы

«Развивай-ка» заключается в том, что педагогическая технология, на которой строится математическое образование, предусматривает знакомство детей с математическими понятиями на основе деятельного подхода, когда новое знание дается не в готовом виде, а постигается ими путем самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков.

Педагогическая целесообразность программы.

Обучение математике в дошкольном возрасте является своевременным, носит общеразвивающий характер, оказывает влияние на развитие любознательности, познавательной активности, мыслительной деятельности, формирование системы элементарных знаний о предметах и явлениях окружающей жизни, обеспечивая тем самым готовность к обучению в школе.

Занятия по программе «Развивающая математика» также способствуют воспитанию у дошкольника интереса к математике, умения преодолевать трудности, не бояться ошибок, самостоятельно находить способы решения познавательных задач, стремиться к достижению поставленной цели. Этому способствует интегративный подход, направленный не только на появление у детей математических представлений, но и на развитие ребенка в целом. Познавательная деятельность по математике организуется с учетом индивидуального темпа продвижения ребенка.

Цели и задачи.

Цель программы - всестороннее развитие дошкольников, формирование их умственных способностей и творческой активности.

Задачи:

Образовательные;

1. Развитие математических способностей .

2.. Обучение самостоятельному решению поставленных задач, выбору приемов и

средств, проверке правильности решения.

3. Овладение мыслительными операциями (анализ и синтез, сравнение, обобщение.

Воспитательные;

1.Воспитывать познавательную активность.

2. Воспитание потребности к математическим занятиям.

3.Воспитывать чувство коллективизма, товарищества.

Развивающие.

1. Развитие логического мышления и основных мыслительных операций.

2. Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.

3. Развитие самостоятельности, инициативности, самоконтроля и активности личности в деятельности в целом.

Методическое обеспечение:

• Игры на составление плоскостных изображений предметов.

• Обучающие настольное-печатные игры по математике.

• Геометрические мозаики и головоломки.

• Занимательные книги по математике.

• Задания из тетради на печатной основе для самостоятельной работы.

• Простой карандаш; набор цветных карандаше.

• Линейка и шаблон с геометрическими фигурами.

• Счетный материал, счетные палочки.

• Набор цифр.

• Пособия ( «Волшебный круг», «Колумбово яйцо», «Танграм», Палочки Кюизенера»)

• Головоломки: («Кубик-рубик», « Лабиринт», кроссворды, задачи в стихах)

• Электронные дидактические пособия.

Условия реализации программы – естественная для ребенка среда жизнедеятельности в режиме детского сада.

Ожидаемые результаты:

В результате проведения занятий кружка дети будут уметь:

- выделять свойства предметов, находить предметы схожие и различные по внешним признакам;

- разбивать множество на подмножества, характеризующиеся общим свойством;

- сопоставлять части и целое для предметов и действий;

- называть главную функцию (назначение) предметов;

- расставлять события в правильной последовательности;

- выполнять перечисляемую или изображенную последовательность действий; - применять какое

- либо действие по отношению к разным предметам;

- описывать простой порядок действий для достижения заданной цели;

- находить ошибки в неправильной последовательности простых действий; - проводить аналогию между разными предметами;

- составлять алгоритм решения логических заданий.

- математика. По уровню психического развития в разделах: внимание, мышление, память.

Возраст детей.

Данная программа предназначена для детей 6-7 летнего возраста.

Срок реализации программы - 2 года

Режим организации занятий:

Кол-во занятий в неделю - 1

Продолжительность занятия – 25 - 30 минут

Продолжительность обучения – 1 года

Кол-во занятий в год – 36

Всего занятий – 72

















Методическое обеспечение программы:


  1. Новикова В.П. Математика в детском саду. М: Мозаика – Синтез, 2007.

  2. Зайцев В.В. Математика для дошкольников. Волгоград, Учитель 2003.

  3. Л.Г. Петерсон «Раз – ступенька, два - ступенька»

  4. Светлова И. Сравни и измерь. М., 2001.

  5. Арапова-Пискарева Н.А. Формирование элементарных математических представлений. Мозаика – Синтез, 2010.

  6. Помораева И.А., Позина В.А. Занятия по формированию элементарных математических представлений. Мозаика – Синтез, 2010.

  7. Алябьева Е.А. Развитие логического мышления и речи детей 5 - 8 лет. М., 2007.

  8. Шевелев К. В. Дошкольная математика в играх. М., 2005.

  9. Новикова В.П. « Математика в дошкольном саду. Подготовительная группа» - М.: Мозаика – Синтез,2006.

  10. Помораева И.А., Позина В.А. «Занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе детского сада» - М.: Мозаика – Синтез, 2012.

























Учебно - тематическое планирование





Тема

Количество

занятий

Общее количество часов

Количество часов

теория

Количество часов

практика

Октябрь

1

Количество и счет»

«Расставь числа по порядку

1

30

10

20

2

Количество и счет.

Соседи числа

1

30

10

20

3

Геометрические фигуры.

Волшебные фигуры

1

30

10

20

4

Геометрические фигуры.

На что похоже?

1

30

10

20

Ноябрь

1

Количество и счет»

«Порядковый счёт»

«Что такое

«порядок»?»

1

30

10

20

2

Количество и счет.

Порядковый счёт

1

30

10

20

3.

Игра конструктор «Колумбово яйцо»

1

30

10

20

4

Определение величины»

Игра «Танграм»

1

30

10

20

Декабрь

1

Количество и счет»

«Счёты»

1

30

10

20

2

Количество и счет»

«Какой? Сколько?»

1

30

10

20

3

«Ориентировка во времени, пространстве, на плоскости»

«Близко далеко. Ох, ориентироваться как нелегко» Интересные слова «между»,

«за», «после»,

«перед».

1

30

10

20

4

Ориентировка во времени, пространстве, на плоскости»

«Левая и правая рука»

1

30

10

20

Январь

1

Количество и счет»

«По порядку рассчитайся!»

1

30

10

20

2

Количество и счет»

«Весёлые домики»

1

30

10

20

3

Решение логических задач»

«Деление целого на

части»

1

30

10

20

4

Решение логических задач»

«Задачи на смекалку»

1

30

10

20

Февраль

1

Количество и счет»

«Королевство цифр»

«Пишем цифры: 0,1,2,3»

1

30

10

20

2

Количество и счет»

«Пишем цифры: 4,5,6»

1

30

10

20

3

Геометрические фигуры»

«Кошкин дом»

1

30

10

20

3

Геометрические фигуры»

«Кошкин дом»

1

30

10

20

Март

1

Количество и счет»

«Пишем цифры: 7,8,9»

1

30

10

20

2

Количество и счет»

«Весёлые домики»

1

30

10

20

3

Определение

величины»

«Измерительны е приборы: линейка, весы, часы»

«Линейки»

1

30

10

20

4

Определение величины»

«Весы. Их использование»

1

30

10

20

Апрель

1

Количество и счет

1

30

10

20

2

Количество и счет

1

30

10

20

3

Решение логических задач»

«Задачи на действия (сложение и вычитание)»

1

30

10

20

4

Решение логических задач»

«Задачи на разделение целого

на части»

«Волшебные монетки»

1

30

10

20

Май

1

Количество и счет

1

30

10

20

2

Количество и счет

1

30

10

20

3

Ориентировка во времени, пространстве, на плоскости

1

30

10

20

4

Решение логических задач

1

30

10

20





960


320


640






























Перспективное планирование совместной деятельности

взрослых и детей 6-7 лет.


Тема

Программное содержание

Методические приемы

Работа с родителями

Октябрь

1

Количество и счет»

«Расставь числа по порядку

Закреплять счет в пределах 20. Расширять представления о цифре 0. Развивать умение расставлять числа по порядку.

Раздаточный материал: цифры. Кубики крупные.

Индивидуальные беседы.

Памятка для родителей: «Чем сегодня занимались»;

2

Количество и счет.

Соседи числа

Закреплять счет в пределах 20. Закреплять знания о соседях числа. Систематизировать понятия «предыдущее,

последующее».

Кубики и счетные палочки.

Консультация для родителей «Роль игры в формировании математических представлений»

3

Геометрические фигуры.

Волшебные фигуры

Закреплять представления о геометрических фигурах и их свойствах, развивать умение классифицировать геометрические фигуры по

определённым признакам

Геометрически е фигуры.

Консультация

«Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста».

Памятка для родителей: «Чем сегодн

4

Геометрические фигуры.

На что похоже?

Закреплять представления о геометрических фигурах и их свойствах, развивать умение классифицировать геометрические фигуры по определённым признакам. Беседа о предметах, нас окружающих.

Провести аналогию, и сравнить: на какие геометрические фигуры похожи. Повторить названия

геометрических фигур

Кубики, геометрически е фигуры

Консультация для родителей «Математические игры»

Ноябрь

1

Количество и счет»

«Порядковый счёт»

«Что такое

«порядок»?»

Закреплять счет в пределах 10. Расширять представления о

«порядке числа», систематизировать числа по порядку, Закреплять понятие порядковые числа. Упражнять в решение простых задач на сложение и вычитание

Цифры до 10. Кубики крупные.

Памятка для родителей: «Чем сегодня занимались»;

Индивидуальные беседы.

2

Количество и счет.

Порядковый счёт

Закреплять счет в пределах 10. Закреплять понятие порядковые числа. Упражнять в решение простых задач на сложение и вычитание.

Цифры и счетные палочки.

Памятка для родителей: «Чем сегодня занимались»;

Индивидуальные беседы.

3.

Игра конструктор «Колумбово яйцо»

Развить усидчивость, творческое воображение, смекалку и сообразительность, логическое и образное мышление, сенсорные способности у детей.

Конструктор, схемы 1-4

Индивидуальные беседы.

4

Определение величины»

Игра «Танграм»

Развивать умение сравнивать длину, массу (вес), размер

предметов.

Кубики. Палочки Кюизенера.

Памятка для родителей: «Чем сегодня занимались»;


Индивидуальные беседы.

Декабрь

1

Количество и счет»

«Счёты»

Закреплять счет в пределах 10, упражнять в решение простых задач на сложение и вычитание, закреплять понимание отношений между числами . Дать представления о счётах, рассмотреть их, объяснить их назначение. Расширять

представления о калькуляторе, объяснить его значение.

Цифры, счетные палочки и счеты

Памятка для родителей: «Чем сегодня занимались»

2

Количество и счет»

«Какой? Сколько?»

Закреплять счет в пределах 10, упражнять в решение простых задач на сложение и вычитание, закреплять понимание отношений между числами.

Закреплять знания детей о порядке и количестве, уметь называть по порядку и считать количество предметов.

Кубики и счетные палочки.

Памятка для родителей: «Чем сегодня занимались»;


Индивидуальные беседы.

3

«Ориентировка во времени, пространстве, на плоскости»

«Близко – далеко. Ох, ориентироваться как нелегко» Интересные слова «между»,

«за», «после»,

«перед».

Развивать ориентирование на плоскости (листе бумаги), в пространстве, чувство времени. Закреплять умение ориентироваться в пространстве, закреплять умение строиться друг за другом, называя себя по порядку. Уметь называть своё местоположение относительно других.

Листы А4, карандаш, линейки, счетные палочки. Палочки Кюизенера.

Фотовыставка «Изучаем математику в детском саду

4

Ориентировка во времени, пространстве, на плоскости»

«Левая и правая рука»

Развивать ориентирование на плоскости (листе бумаги), в пространстве, чувство времени. Закрепление знаний о левой и правой стороне человека.

Развивать ориентирование относительно себя, относительно правой и левой руки Познакомить детей с

ориентированием на листе. Дать представление о левом и правом

Листы А4, карандаш, линейки, счетные палочки. Палочки Кюизенера.

Консультация: «Использование логических игр, задач, упражнений при формировании элементарных математических представлений у старших дошкольников».

Памятка для родителей: «Чем сегодня занимались»;

Январь

1

Количество и счет»

«По порядку рассчитайся!»

Закреплять счет в пределах 10, упражнять в решение простых задач на сложение и вычитание, закреплять понимание отношений между числами Закреплять умения детей рассчитываться по порядку.

Раздаточный материал: счетные палочки, цифры до 10. Кубики крупные.

Индивидуальные беседы.

2

Количество и счет»

«Весёлые домики»

Закреплять счет в пределах 10. Формировать знания о составе чисел в пределах 10. Упражнять в решение простых задач на сложение и вычитание, закреплять понимание отношений между числами.

Кубики и счетные палочки.

Памятка для родителей: «Чем сегодня занимались»;


Индивидуальные беседы.

3

Решение логических задач»

«Деление целого на

части»

Развивать у детей приёмы мыслительной активности (анализ, сравнение, классификация, обобщение).

Листы А4, карандаш, линейка. Палочки Кюизенера.

Консультация для родителей «Роль д/и по фэмп для детей»

4

Решение логических задач»

«Задачи на смекалку»

Развивать у детей приёмы мыслительной активности (анализ, сравнение, классификация, обобщение). Развивать логику, находчивость, внимательность, закреплять умение выполнять арифметические действия.

Кубики

Памятка для родителей: «Чем сегодня занимались»;


Индивидуальные беседы.

Февраль

1

Количество и счет»

«Королевство цифр»

«Пишем цифры: 0,1,2,3»

Закреплять счет в пределах 20. Развивать мелкую моторику рук. Совершенствовать умение детей писать элементы цифр и цифры, закреплять состав чисел и порядок нахождения в линейке цифр. Упражнять в решение простых задач на сложение и вычитание, закреплять понимание отношений между числами, развивать внимание,

память, логические формы мышления.

Раздаточный материал: цифры до 10. Кубики крупные.

Информация для родителей в родительский уголок «Занимательная математика

2

Количество и счет»

«Пишем цифры: 4,5,6»

Закреплять счет в пределах 20. Совершенствовать умение детей

писать цифры, закреплять состав чисел и порядок нахождения в

линейке цифр. Упражнять в решение простых задач на сложение и вычитание, закреплять понимание отношений между числами, развивать внимание, память,

логические формы мышления.

Кубики и счетные палочки.

Памятка для родителей: «Чем сегодня занимались»;


Индивидуальные беседы.

3

Геометрические фигуры»

«Кошкин дом»

Закреплять представления о геометрических фигурах и их свойствах, развивать умение классифицировать геометрические фигуры по определённым признакам, зрительно-пространственное восприятие, логическое мышление.

Закреплять знания о фигурах (трапеции, ромбе), дать понятие

«многоугольник», привести примеры многоугольников. Закреплять умение составлять аппликацию из геометрических фигур, предварительно их, вырезав; закреплять знания о геометрических фигурах, развивать умение составлять

композицию, правильно расположив её на листе.


Геометрически е фигуры, Палочки Кюизенера.

Участие

родителей в фотовыставке «Изучаем математику дома»

3

Геометрические фигуры»

«Кошкин дом»

Закреплять представления о геометрических фигурах и их свойствах, развивать умение классифицировать геометрические фигуры по определённым признакам, зрительно-пространственное восприятие, логическое мышление.

Закреплять знания о фигурах (трапеции, ромбе), дать понятие

«многоугольник», привести примеры многоугольников. Закреплять умение составлять аппликацию из геометрических фигур, предварительно их, вырезав; закреплять знания о геометрических фигурах, развивать умение составлять

композицию, правильно расположив её на листе.


Геометрически е фигуры, Палочки Кюизенера.

Памятка для родителей: «Чем сегодня занимались»;


Индивидуальные беседы.

Март

1

Количество и счет»

«Пишем цифры: 7,8,9»

Закреплять счет в пределах 20. Развивать мелкую моторику рук. Совершенствовать умение детей писать цифры, закреплять состав чисел. Упражнять в решение простых задач на сложение и вычитание, закреплять понимание отношений между числами, развивать внимание,

память, логические формы мышления.

Раздаточный материал: цифры до 10. Кубики крупные.

Консультация:

«Знакомим детей со временем»

Памятка для родителей: «Чем сегодня занимались»;

2

Количество и счет»

«Весёлые домики»

Закреплять счет в пределах 20. Совершенствовать умение детей писать цифры. Закреплять состав чисел в пределах 20. Упражнять в решение простых задач на сложение и вычитание.

Закреплять понимание отношений между числами,

развивать внимание, память, логические формы мышления.

Кубики и счетные палочки.

Памятка для родителей: «Чем сегодня занимались»

3

Определение

величины»

«Измерительны е приборы: линейка, весы, часы»

«Линейки»

Развивать умение сравнивать

длину, массу (вес), размер предметов. Закреплять знания детей о линейке, рассказать о её значении. Учить проводить прямые линии и рисовать по линейке. Развивать умение рисовать фигуры, используя линейку.

Закреплять умение сравнивать полученные результаты, делать выводы и умозаключения.

Листы А4, карандаш,

линейка, часы, весы, Палочки Кюизенера.

Памятка для родителей: «Чем сегодня занимались»;


Индивидуальные беседы.

4

Определение величины»

«Весы. Их использование»

Развивать умение сравнивать длину, массу (вес), размер предметов. Расширять представления детей о весах, рассказать, какие бывают весы и их значение. Уточнить понятие

«вес»

Закреплять умение сравнивать полученные результаты, делать

выводы и умозаключения.

Весы. Кубики

Индивидуальные беседы.

Апрель

1

Количество и счет

Закреплять счет в пределах 20, упражнять в решение простых задач на сложение и вычитание, закреплять понимание отношений между числами,

развивать внимание, память, логические формы мышления.

Раздаточный материал: цифры до 10. Кубики крупные.

Индивидуальные беседы.

2

Количество и счет

Закреплять счет в пределах 20, упражнять в решение простых задач на сложение и вычитание, закреплять понимание отношений между числами, развивать внимание, память,

логические формы мышления.

Кубики и счетные палочки.

Индивидуальные беседы.

3

Решение логических задач»

«Задачи на действия (сложение и вычитание)»

Развивать у детей приёмы мыслительной активности (анализ, сравнение, классификация, обобщение). Развивать мышление, учить слушать задачи и по тексту понимать, какое действие нужно сделать.

Счетные палочки, цифры

Памятка для родителей: «Чем сегодня занимались»;

Индивидуальные беседы.


4

Решение логических задач»

«Задачи на разделение целого

на части»

«Волшебные монетки»

Развивать у детей приёмы мыслительной активности (анализ, сравнение, классификация, обобщение). Закреплять знания детей о деньгах, их назначением.

Листы А4, карандаш, счетные палочки. Палочки Кюизенера.

Консультация «Веселая математика дома».

Памятка для родителей: «Чем сегодня занимались»;

Май

1

Количество и счет

Закреплять счет в пределах 20, упражнять в решение простых задач на сложение и вычитание, закреплять понимание отношений между числами,

развивать внимание, память, логические формы мышления.

Раздаточный материал: цифры до 10. Кубики крупные.

Памятка для родителей: «Чем сегодня занимались»;

Индивидуальные беседы.

2

Количество и счет

Закреплять счет в пределах 20, упражнять в решение простых задач на сложение и вычитание, закреплять понимание отношений между числами, развивать внимание, память,

логические формы мышления.

Кубики и счетные палочки.

Памятка для родителей: «Чем сегодня занимались»

3

Ориентировка во времени, пространстве, на плоскости

Развивать ориентирование на плоскости (листе бумаги), в пространстве, чувство времени; познакомить с часами, днями недели, названиями месяцев; дать представления о последовательности дней недели,

месяцев, года.

Листы А4, карандаш, линейка. Палочки Кюизенера.

Памятка для родителей: «Чем сегодня занимались»;

Индивидуальные беседы.

4

Решение логических задач

Развивать у детей приёмы мыслительной активности

(анализ, сравнение, классификация, обобщение).

Листы А4, карандаш

Памятка для родителей «Математика — это интересно»





































Планируемые результаты освоения программы.

При успешном освоении программы достигается следующий уровень сформированности элементарных математических представлений детей 6-7 лет:

  • Самостоятельно объединять различные группы предметов, имеющие общий признак, в единое множество и удалять из множества отдельные его части.

  • Устанавливать связи и отношения между целым множеством и различными его частями; находить части целого множества и целое по известным частям.

  • Считать до 20.

  • Называть числа в прямом и обратном порядке, начиная с любого числа натурального ряда в пределах 10.

  • Соотносить цифру (0-9) и количество предметов.

  • Составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание, пользоваться цифрами и арифметическими знаками (+, -, =, )

  • Различать величины: длину, объем, массу и способы их измерения.

  • Измерять длину предметов, отрезки прямых линий, объемы жидких и сыпучих веществ с помощью условных мер. Понимать зависимость между величиной меры и числом.

  • Делить предметы (фигуры) на несколько равных частей. Сравнивать целый предмет и его часть. Соотносить величину предметов и частей.

  • Различать, называть: отрезок, угол, круг (овал), многоугольники, шар, куб, цилиндр. Проводить их сравнение.

  • Воссоздавать из частей, видоизменять геометрические фигуры по условию и конечному результату; составлять из малых форм большие.

  • Сравнивать предметы по форме; узнавать знакомые фигуры в предметах реального мира.

  • Ориентироваться в окружающем пространстве и на плоскости (лист, страница, поверхность стола и др.), обозначать взаимное расположение и направление движения объектов; пользоваться знакомыми обозначениями.

  • Определять временные отношения (день – неделя – месяц); время по часам с точностью до 1 часа.

Знать
-
Состав чисел первого десятка и состав чисел первого пятка из двух меньших.
- Как получить каждое число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитать единицу из следующего за ним в ряду.
- Монеты достоинством 1, 5, 10 копеек; 1, 2, 5 рублей.
- Название текущего месяца года; последовательность всех дней недели, времен года.

Иметь представление
-
О единице измерения длины; веса; объема; денежных единицах.
- О временных интервалах: временем суток, года.
- Об определении времени по часам
- О количественной характеристике числа.

Формы занятий планируемых по каждой теме или разделу.

Программа обучения математике реализуется в учебной и игровой деятельности. Возрастные особенности дошкольников обязывают проводить занятия в игровой форме, что способствует лучшему усвоению материала. Кроме того широко используются игровые ситуации, сказочные персонажи, сюрпризные момент. Занятия строятся как путешествие, экскурсия, викторины. Для снятия напряжения пригодны физкультминутки и малоподвижные игры.

В зависимости от дидактических целей занятия строятся как:

  • изучение нового материала;

  • закрепление и систематизация знаний, умений навыков детей;

  • проверочные занятия (в конце полугодия);

  • комплексные.

  • организационный момент (использование приёмов активизации интереса детей);

    • постановка цели занятия;

    • организация самостоятельной практической и познавательной деятельности детей на занятии;

    • анализ деятельности детей;

    • подведение итогов занятия.

Приемы и методы организации.

- словесный (объяснение, рассказ, беседа);

- наглядный (наблюдение, демонстрация, ТСО);

- практический (игра, упражнения).

занятий, где ведущая роль принадлежит не педагогу, а ребёнку. В этом случае используются методы самостоятельной работы, практические работы (эксперименты), методы проверки и оценки знаний. Оценивая характер познавательной деятельности ребёнка на знании, предлагается объяснительно-иллюстративный метод, репродуктивный, проблемный, частично-поисковый и исследовательский.

Использование различных методов обучения на занятиях позволяет максимально приблизить решение поставленных программой задач и развить возможности ребёнка, обогатить взаимоотношения учителя и ученика, сформировать новые пути взаимодействия.









Список используемой литературы


1.Новикова В.П. Математика в детском саду. М: Мозаика – Синтез, 2007.

2. Зайцев В.В. Математика для дошкольников. Волгоград, Учитель 2003.

3. Л.Г. Петерсон «Раз – ступенька, два - ступенька»

4. Светлова И. Сравни и измерь. М., 2001.

5. Арапова-Пискарева Н.А. Формирование элементарных математических представлений. Мозаика – Синтез, 2010.

6. Помораева И.А., Позина В.А. Занятия по формированию элементарных математических представлений. Мозаика – Синтез, 2010.

7. Алябьева Е.А. Развитие логического мышления и речи детей 5 - 8 лет. М., 2007.

8. Шевелев К. В. Дошкольная математика в играх. М., 2005.

9. Новикова В.П. « Математика в дошкольном саду. Подготовительная группа» - М.: Мозаика – Синтез,2006.

10. Помораева И.А., Позина В.А. «Занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе детского сада» - М.: Мозаика – Синтез, 2012.























Приложение .

«Количество и счет»
1. Дидактическая игра: «Незнайка в гостях»
Цель: учить видеть равное количество разных предметов, закрепить умение вести счет предметов.
Оборудование: 3 группы игрушек из 5, 6, 7 штук; карточки с кружками.
Содержание: В. обращается к детям: Сегодня в гостях у нас Незнайка. Я попросила его, чтобы он к каждой группе игрушек поставить карточку, на которой столько же кружков, сколько стоит игрушек. Посмотрите, правильно ли Незнайка расставил карточки». Выслушав ответы детей, педагог предлагает 1 ребенку подобрать к каждой группе соответствующую карточку. Организует проверку. Дети по очереди (два ребенка) пересчитывают игрушки одной из групп и кружки на представленной на ней карточке. Последнюю группу игрушек педагог предлагает сосчитать всем детям вместе.

2. Дидактическая игра: «Угадай, какое число пропущено»
Цель: определить место числа в натуральном ряду, назвать пропущенное число.
Оборудование. Фланелеграф, 10 карточек с изображением на них кружков от 1 до 10 (на каждой карточке кружки другого цвета) флажки.
Содержание. В. расставляет на фланелеграфе карточки в последовательности натурального ряда. Предлагает детям посмотреть, как они стоят, не пропущено ли какое-нибудь число. Затем ребята закрывают глаза, а В. убирает одну карточку. После того как дети отгадают, какое число пропущено, показывает спрятанную карточку и ставит ее на место. Тому, кто первый назовет пропущенное число, получает флажок.

3. Дидактическая игра:«Поездка»
Цель: учить детей в сравнении чисел и определении, какое из чисел больше или меньше.
Оборудование. Наборное полотно, 8 больших треугольников, 8 - маленьких.
Содержание. В. рассказывает: «Ребята, в детский сад я ехала на трамвае. В вагон вошли школьники: девочки и мальчики. Были свободные места и мальчики уступили их девочкам. Все девочки сели рядом, а мальчики стали вдоль всего вагона. Девочек я обозначу маленькими треугольниками, а мальчиков большими. Кого в трамвае было больше: мальчиков или девочек? Как догадались? Какое число больше (меньше)? Почему некоторые дети подумали, что мальчиков больше? Как доказать, что число 8 больше 7, а 7 больше 8.» 0дин ребенок раскладывает маленькие треугольники под большими, точно один под один. В.заключает: « Мы с вами увидели, что число предметов не зависит от места, которое они занимают. Чтобы узнать, каких предметов больше, а каких меньше, надо считать предметы и сравнивать их число».

4. Дидактическая игра:«Сколько?»
Цель: развитие мышления.
Содержание. В. предлагает детям ответить на вопросы:
-Сколько хвостов у семи ослов?
-Сколько носов у двух псов?
-Сколько пальчиков у одного мальчика?
-Сколько ушей у пяти малышей?
-Сколько ушек и трех старушек? и т. д.

5. Дидактическая игра:«Клумба»
Цель: закрепить понятие, что число предметов не зависит от расстояния между ними.
Оборудование. Наборное полотно с 2 полосками, предметные картинки с изображением цветов (по 7 штук), карточки с 2 свободными полосками.
Содержание. На наборном полотне в 2 ряда точно один под другим расположены по 6 рисунков маков и астр. В. говорит: «Представьте себе, что это клумба и на ней в два ряда растут цветы. Сколько маков? Давайте все вместе сосчитаем! Можно сказать, сколько астр, не пересчитывая их? Почему это можно сказать? Давайте проверим. Коля, громко сосчитай астры! Сейчас я пересажу маки и астры. В. размещает маки вплотную друг к другу и увеличивает расстояние между астрами. Что изменилось? Как теперь растут маки? Астры? Поровну ли теперь цветов? Как можно доказать, что цветов поровну? (Добавляет 1 мак). Сколько стало маков? Как мы получили 7 маков? Каких цветов теперь больше (меньше)? Как доказать, что маков больше? Какое число больше? (меньше:6 или 7? ) Как сделать, чтобы было видно, что маков больше, - чем астр?

6. Дидактическая игра: «Сосчитай, не ошибись»
Цель: закрепить знания о том, что число предметов не зависит, от их размеров
Оборудование: Наборное полотно с 2 полосками, 10 больших 10 маленьких кубов,
Содержание. В. обращается к детям «Сейчас я буду ставить кубы в ряд, а вы их считайте! Сколько кубов я поставила? (8 ). Закройте глаза! (На каждый большой куб помешает маленький). Откройте глаза! Можно ли сказать, не считая, сколько маленьких кубов я разместила? Почему это можно сделать? Докажите, что маленьких кубов и больших кубов поровну! Как сделать, чтобы маленьких кубов стало на 1 больше чем больших. Сколько их тогда будет? (Добавляет маленький куб). Каких кубов стало больше? Сколько их? каких меньше? Сколько их? Какое число больше? (меньше?). Что нам надо сделать, чтобы больших и маленьких кубов стало опять поровну?

7. Дидактическая игра: «Угадайте, какое число пропущено?»
Цель: закрепить знания и последовательности чисел.
Содержание. В. предлагает детям поиграть в игру «Угадайте, какое число я пропустила?», объясняет ее содержание: «Я буду называть 2 числа, пропуская между ними одно, а вы угадывать, какое число я пропустила. Посмотрим, какой ряд детей выиграет». Называет числа: 2 и 4, 3 и 5, 4 и 6, 5 и 7, 8 и 10 и т. п.


Геометрическая форма.
1. Дидактическая игра: «Учимся рисовать круги»
Цель: учить рисовать круги в квадратах.
Содержание В. напоминает, какие фигуры они рисовали по клеткам и сообщает: «Сегодня мы будем учиться рисовать круги. Для того чтобы круг получился ровным, его удобнее рисовать в квадрате. Посмотрите, я наложу круг на квадрат. Видите, круг касается всех сторон квадрата, а углы остаются свободными». Затем дети рисуют квадраты, воспитатель показывает на доске, как надо рисовать круги (рисуют красным карандашом круги в квадратах.).

2. Дидактическая игра: «Сломанная машина»
Цель: учить замечать нарушения в изображенном предмете.
Оборудование: машина, состоящая из геометрических фигур, на которой не достает какой-либо части.
Содержание. На фланелеграфе строится машина, состоящая из геометрических фигур. Затем все дети, кроме одного - ведущего, отворачивается. Ведущий убирает какую-либо деталь машины. Кто раньше других скажет чего не стало и какой она формы, становится ведущим. Если дети легко справляются с задачей, можно одновременно убрать две детали.

3. Дидактическая игра: «Подбери фигуру»
Цель: упражнять в сопоставлении формы изображенных на картинах предметов с геометрическими фигурами.
Оборудование: Подставка, на которой размешены модели геометрических фигур, картинки, на которых нарисованы предметы, состоящие из нескольких частей.
Содержание. В. объясняет задание: «Я буду указывать на фигуры, а вы среди своих картинок выбирайте те, на которых нарисованы предметы такой же формы. Если у вас есть предмет, у которого есть часть такой же формы, ту карточку вы тоже покажите».

4. Дидактическая игра: «Сложи из палочек»
Цель: упражнять в составлении из палочек геометрические фигуры.
Оборудование: счетные палочки на каждого ребенка.
Содержание. Ребенок по образцу выкладывает из счетных папочек какое - либо изображение или фигуру.

5. Дидактическая игра: «Сложи фигуру»
Цель: составлять модели знакомых геометрических фигур из частей по образцу.
Оборудование: Фланелеграф. Модели геометрических фигур.
Содержание. В. помешает модели геометрических фигур на фланелеграф, вызывает ребенка, просит его показать и назвать фигуры. Объясняет задание: «У каждого из вас такие же геометрические фигуры, но они разрезаны на 2 или 4 равные части; если их правильно приложить друг к другу, то получаются целые фигуры». Выполняя задание, дети рассказывают, из какого количества они составили фигуру.

6. Дидактическая игра: «Кто больше увидит»
Цель: закрепление знаний о геометрических фигурах.
Оборудование: Фланелеграф, геометрические фигуры.
Содержание. На фланелеграфе в произвольном порядке размещают различные геометрические фигуры. Дошкольники рассматривают и запоминают их. Ведущий считает до трех и закрывает фигуры. Детям предлагает, как можно больше назвать геометрических фигур, которые были на фланелеграфе. Выигрывает тот, кто запомнит и назовет больше фигур. Продолжая игру, ведущий меняет количество фигур.
7. Дидактическая игра: «Найди свою фигуру»
Цель: учить детей различать и правильно называть геометрические фигуры, выбирать фигуры по зрительно воспринимаемому образцу.
Оборудование: Ящик из картона с прорезанными отверстиями треугольной, круглой, квадратной и т. д. формы, геометрические фигуры, подобранные соответственно прорезям на ящике, конверты с изображением геометрических фигур.
Содержание. Игра заключается в том, что одни дети опускают в ящик геометрические фигуры (каждую в соответствующую прорезь), а другие должны выбрать их из ящика, ориентируясь на изображения в своих конвертах. В этой игре обязательно возникает познавательное общение детей, благодаря чему возникает речевая активность детей, дети хорошо видят ошибки друг друга: «Что ты берешь? У тебя же треугольник!» Группы детей в этой игре рекомендуется менять местами.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
ДОП по художественнму развитию для детей 4-5 лет "Веселые ладошки"

Автор: Лукина Светлана Викторовна

Дата: 24.10.2023

Номер свидетельства: 638697


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства