ДОП по художественнму развитию для детей 4-5 лет "Веселые ладошки"
ДОП по художественнму развитию для детей 4-5 лет "Веселые ладошки"
Пояснительная записка
Направленность. Дети должны обучаться математике с самого раннего возраста, поскольку такие занятия успешно развивают умственные способности, служат необходимой основой дальнейшего обогащения знаний об окружающем мире, успешного овладения системой общих и математических понятий в школе.
В старшем дошкольном возрасте освоение математического содержания направлено, прежде всего, на развитие познавательных и творческих способностей детей, умение обобщать, сравнивать, выявлять и устанавливать закономерности, связи и отношения, решать проблемы, выдвигать их, предвидеть результат и ход решения творческой задачи.
В этом возрасте дети проявляют повышенный интерес к выполнению арифметических действий с числами, к знаковым системам, моделированию, к самостоятельности в решении творческих задач и оценке результата.
В системе кружковой работы занятия математикой способствуют развитию творческих способностей ребенка на широкой интегративной основе, которая предполагает объединение задач обучения детей элементарной математике с содержанием других компонентов дошкольного образования, таких как развитие речи, изобразительная деятельность, конструирование и др.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
1. Развитие логического мышления и основных мыслительных операций.
2. Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.
3. Развитие самостоятельности, инициативности, самоконтроля и активности личности в деятельности в целом.
Целевая группа
Дети 5-7 лет.
Пояснительная записка
Направленность. Дети должны обучаться математике с самого раннего возраста, поскольку такие занятия успешно развивают умственные способности, служат необходимой основой дальнейшего обогащения знаний об окружающем мире, успешного овладения системой общих и математических понятий в школе.
В старшем дошкольном возрасте освоение математического содержания направлено, прежде всего, на развитие познавательных и творческих способностей детей, умение обобщать, сравнивать, выявлять и устанавливать закономерности, связи и отношения, решать проблемы, выдвигать их, предвидеть результат и ход решения творческой задачи.
В этом возрасте дети проявляют повышенный интерес к выполнению арифметических действий с числами, к знаковым системам, моделированию, к самостоятельности в решении творческих задач и оценке результата.
В системе кружковой работы занятия математикой способствуют развитию творческих способностей ребенка на широкой интегративной основе, которая предполагает объединение задач обучения детей элементарной математике с содержанием других компонентов дошкольного образования, таких как развитие речи, изобразительная деятельность, конструирование и др.
Актуальность программы.
Данная программа позволяет в доступной и интересной форме целенаправленно и ускоренно формировать восприятие. В ней прослеживается последовательный переход от простых к более сложным видам восприятия. Дети старшего дошкольного возраста в игровой форме учатся выделять и обобщать признаки предметов, чисел; определять последовательность событий; у детей развиваются мыслительные операции анализа и синтеза.
Новизна программы
«Развивай-ка» заключается в том, что педагогическая технология, на которой строится математическое образование, предусматривает знакомство детей с математическими понятиями на основе деятельного подхода, когда новое знание дается не в готовом виде, а постигается ими путем самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков.
Педагогическая целесообразность программы.
Обучение математике в дошкольном возрасте является своевременным, носит общеразвивающий характер, оказывает влияние на развитие любознательности, познавательной активности, мыслительной деятельности, формирование системы элементарных знаний о предметах и явлениях окружающей жизни, обеспечивая тем самым готовность к обучению в школе.
Занятия по программе «Развивающая математика» также способствуют воспитанию у дошкольника интереса к математике, умения преодолевать трудности, не бояться ошибок, самостоятельно находить способы решения познавательных задач, стремиться к достижению поставленной цели. Этому способствует интегративный подход, направленный не только на появление у детей математических представлений, но и на развитие ребенка в целом. Познавательная деятельность по математике организуется с учетом индивидуального темпа продвижения ребенка.
Цели и задачи.
Цель программы - всестороннее развитие дошкольников, формирование их умственных способностей и творческой активности.
Задачи:
Образовательные;
1. Развитие математических способностей .
2.. Обучение самостоятельному решению поставленных задач, выбору приемов и
средств, проверке правильности решения.
3. Овладение мыслительными операциями (анализ и синтез, сравнение, обобщение.
Воспитательные;
1.Воспитывать познавательную активность.
2. Воспитание потребности к математическим занятиям.
• Головоломки: («Кубик-рубик», « Лабиринт», кроссворды, задачи в стихах)
• Электронные дидактические пособия.
Условия реализации программы – естественная для ребенка среда жизнедеятельности в режиме детского сада.
Ожидаемые результаты:
В результате проведения занятий кружка дети будут уметь:
- выделять свойства предметов, находить предметы схожие и различные по внешним признакам;
- разбивать множество на подмножества, характеризующиеся общим свойством;
- сопоставлять части и целое для предметов и действий;
- называть главную функцию (назначение) предметов;
- расставлять события в правильной последовательности;
- выполнять перечисляемую или изображенную последовательность действий; - применять какое
- либо действие по отношению к разным предметам;
- описывать простой порядок действий для достижения заданной цели;
- находить ошибки в неправильной последовательности простых действий; - проводить аналогию между разными предметами;
- составлять алгоритм решения логических заданий.
- математика. По уровню психического развития в разделах: внимание, мышление, память.
Возраст детей.
Данная программа предназначена для детей 6-7 летнего возраста.
Срок реализациипрограммы - 2 года
Режим организации занятий:
Кол-во занятий в неделю - 1
Продолжительность занятия – 25 - 30 минут
Продолжительность обучения – 1 года
Кол-во занятий в год – 36
Всего занятий – 72
Методическоеобеспечениепрограммы:
Новикова В.П. Математика в детском саду. М: Мозаика – Синтез, 2007.
Зайцев В.В. Математика для дошкольников. Волгоград, Учитель 2003.
Л.Г. Петерсон «Раз – ступенька, два - ступенька»
Светлова И. Сравни и измерь. М., 2001.
Арапова-Пискарева Н.А. Формирование элементарных математических представлений. Мозаика – Синтез, 2010.
Помораева И.А., Позина В.А. Занятия по формированию элементарных математических представлений. Мозаика – Синтез, 2010.
Алябьева Е.А. Развитие логического мышления и речи детей 5 - 8 лет. М., 2007.
Шевелев К. В. Дошкольная математика в играх. М., 2005.
Новикова В.П. « Математика в дошкольном саду. Подготовительная группа» - М.: Мозаика – Синтез,2006.
Помораева И.А., Позина В.А. «Занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе детского сада» - М.: Мозаика – Синтез, 2012.
Перспективное планирование совместной деятельности
взрослых и детей 6-7 лет.
№
Тема
Программное содержание
Методические приемы
Работа с родителями
Октябрь
1
Количество и счет»
«Расставь числа по порядку
Закреплять счет в пределах 20. Расширять представления о цифре 0. Развивать умение расставлять числа по порядку.
Раздаточный материал: цифры. Кубики крупные.
Индивидуальные беседы.
Памятка для родителей: «Чем сегодня занимались»;
2
Количество и счет.
Соседи числа
Закреплять счет в пределах 20. Закреплять знания о соседях числа. Систематизировать понятия «предыдущее,
последующее».
Кубики и счетные палочки.
Консультация для родителей «Роль игры в формировании математических представлений»
3
Геометрические фигуры.
Волшебные фигуры
Закреплять представления о геометрических фигурах и их свойствах, развивать умение классифицировать геометрические фигуры по
определённым признакам
Геометрически е фигуры.
Консультация
«Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста».
Памятка для родителей: «Чем сегодн
4
Геометрические фигуры.
На что похоже?
Закреплять представления о геометрических фигурах и их свойствах, развивать умение классифицировать геометрические фигуры по определённым признакам. Беседа о предметах, нас окружающих.
Провести аналогию, и сравнить: на какие геометрические фигуры похожи. Повторить названия
геометрических фигур
Кубики, геометрически е фигуры
Консультация для родителей «Математические игры»
Ноябрь
1
Количество и счет»
«Порядковый счёт»
«Что такое
«порядок»?»
Закреплять счет в пределах 10. Расширять представления о
«порядке числа», систематизировать числа по порядку, Закреплять понятие порядковые числа. Упражнять в решение простых задач на сложение и вычитание
Цифры до 10. Кубики крупные.
Памятка для родителей: «Чем сегодня занимались»;
Индивидуальные беседы.
2
Количество и счет.
Порядковый счёт
Закреплять счет в пределах 10. Закреплять понятие порядковые числа. Упражнять в решение простых задач на сложение и вычитание.
Цифры и счетные палочки.
Памятка для родителей: «Чем сегодня занимались»;
Индивидуальные беседы.
3.
Игра конструктор «Колумбово яйцо»
Развить усидчивость, творческое воображение, смекалку и сообразительность, логическое и образное мышление, сенсорные способности у детей.
Конструктор, схемы 1-4
Индивидуальные беседы.
4
Определение величины»
Игра «Танграм»
Развивать умение сравнивать длину, массу (вес), размер
предметов.
Кубики. Палочки Кюизенера.
Памятка для родителей: «Чем сегодня занимались»;
Индивидуальные беседы.
Декабрь
1
Количество и счет»
«Счёты»
Закреплять счет в пределах 10, упражнять в решение простых задач на сложение и вычитание, закреплять понимание отношений между числами . Дать представления о счётах, рассмотреть их, объяснить их назначение. Расширять
представления о калькуляторе, объяснить его значение.
Цифры, счетные палочки и счеты
Памятка для родителей: «Чем сегодня занимались»
2
Количество и счет»
«Какой? Сколько?»
Закреплять счет в пределах 10, упражнять в решение простых задач на сложение и вычитание, закреплять понимание отношений между числами.
Закреплять знания детей о порядке и количестве, уметь называть по порядку и считать количество предметов.
Кубики и счетные палочки.
Памятка для родителей: «Чем сегодня занимались»;
Индивидуальные беседы.
3
«Ориентировка во времени, пространстве, на плоскости»
«Близко – далеко. Ох, ориентироваться как нелегко» Интересные слова «между»,
«за», «после»,
«перед».
Развивать ориентирование на плоскости (листе бумаги), в пространстве, чувство времени. Закреплять умение ориентироваться в пространстве, закреплять умение строиться друг за другом, называя себя по порядку. Уметь называть своё местоположение относительно других.
Консультация: «Использование логических игр, задач, упражнений при формировании элементарных математических представлений у старших дошкольников».
Памятка для родителей: «Чем сегодня занимались»;
Январь
1
Количество и счет»
«По порядку рассчитайся!»
Закреплять счет в пределах 10, упражнять в решение простых задач на сложение и вычитание, закреплять понимание отношений между числами Закреплять умения детей рассчитываться по порядку.
Раздаточный материал: счетные палочки, цифры до 10. Кубики крупные.
Индивидуальные беседы.
2
Количество и счет»
«Весёлые домики»
Закреплять счет в пределах 10. Формировать знания о составе чисел в пределах 10. Упражнять в решение простых задач на сложение и вычитание, закреплять понимание отношений между числами.
Кубики и счетные палочки.
Памятка для родителей: «Чем сегодня занимались»;
Индивидуальные беседы.
3
Решение логических задач»
«Деление целого на
части»
Развивать у детей приёмы мыслительной активности (анализ, сравнение, классификация, обобщение).
Листы А4, карандаш, линейка. Палочки Кюизенера.
Консультация для родителей «Роль д/и по фэмп для детей»
4
Решение логических задач»
«Задачи на смекалку»
Развивать у детей приёмы мыслительной активности (анализ, сравнение, классификация, обобщение). Развивать логику, находчивость, внимательность, закреплять умение выполнять арифметические действия.
Кубики
Памятка для родителей: «Чем сегодня занимались»;
Индивидуальные беседы.
Февраль
1
Количество и счет»
«Королевство цифр»
«Пишем цифры: 0,1,2,3»
Закреплять счет в пределах 20. Развивать мелкую моторику рук. Совершенствовать умение детей писать элементы цифр и цифры, закреплять состав чисел и порядок нахождения в линейке цифр. Упражнять в решение простых задач на сложение и вычитание, закреплять понимание отношений между числами, развивать внимание,
память, логические формы мышления.
Раздаточный материал: цифры до 10. Кубики крупные.
Информация для родителей в родительский уголок «Занимательная математика
2
Количество и счет»
«Пишем цифры: 4,5,6»
Закреплять счет в пределах 20. Совершенствовать умение детей
писать цифры, закреплять состав чисел и порядок нахождения в
линейке цифр. Упражнять в решение простых задач на сложение и вычитание, закреплять понимание отношений между числами, развивать внимание, память,
логические формы мышления.
Кубики и счетные палочки.
Памятка для родителей: «Чем сегодня занимались»;
Индивидуальные беседы.
3
Геометрические фигуры»
«Кошкин дом»
Закреплять представления о геометрических фигурах и их свойствах, развивать умение классифицировать геометрические фигуры по определённым признакам, зрительно-пространственное восприятие, логическое мышление.
Закреплять знания о фигурах (трапеции, ромбе), дать понятие
«многоугольник», привести примеры многоугольников. Закреплять умение составлять аппликацию из геометрических фигур, предварительно их, вырезав; закреплять знания о геометрических фигурах, развивать умение составлять
композицию, правильно расположив её на листе.
Геометрически е фигуры, Палочки Кюизенера.
Участие
родителей в фотовыставке «Изучаем математику дома»
3
Геометрические фигуры»
«Кошкин дом»
Закреплять представления о геометрических фигурах и их свойствах, развивать умение классифицировать геометрические фигуры по определённым признакам, зрительно-пространственное восприятие, логическое мышление.
Закреплять знания о фигурах (трапеции, ромбе), дать понятие
«многоугольник», привести примеры многоугольников. Закреплять умение составлять аппликацию из геометрических фигур, предварительно их, вырезав; закреплять знания о геометрических фигурах, развивать умение составлять
композицию, правильно расположив её на листе.
Геометрически е фигуры, Палочки Кюизенера.
Памятка для родителей: «Чем сегодня занимались»;
Индивидуальные беседы.
Март
1
Количество и счет»
«Пишем цифры: 7,8,9»
Закреплять счет в пределах 20. Развивать мелкую моторику рук. Совершенствовать умение детей писать цифры, закреплять состав чисел. Упражнять в решение простых задач на сложение и вычитание, закреплять понимание отношений между числами, развивать внимание,
память, логические формы мышления.
Раздаточный материал: цифры до 10. Кубики крупные.
Консультация:
«Знакомим детей со временем»
Памятка для родителей: «Чем сегодня занимались»;
2
Количество и счет»
«Весёлые домики»
Закреплять счет в пределах 20. Совершенствовать умение детей писать цифры. Закреплять состав чисел в пределах 20. Упражнять в решение простых задач на сложение и вычитание.
Закреплять понимание отношений между числами,
развивать внимание, память, логические формы мышления.
Кубики и счетные палочки.
Памятка для родителей: «Чем сегодня занимались»
3
Определение
величины»
«Измерительны е приборы: линейка, весы, часы»
«Линейки»
Развивать умение сравнивать
длину, массу (вес), размер предметов. Закреплять знания детей о линейке, рассказать о её значении. Учить проводить прямые линии и рисовать по линейке. Развивать умение рисовать фигуры, используя линейку.
Закреплять умение сравнивать полученные результаты, делать выводы и умозаключения.
Листы А4, карандаш,
линейка, часы, весы, Палочки Кюизенера.
Памятка для родителей: «Чем сегодня занимались»;
Индивидуальные беседы.
4
Определение величины»
«Весы. Их использование»
Развивать умение сравнивать длину, массу (вес), размер предметов. Расширять представления детей о весах, рассказать, какие бывают весы и их значение. Уточнить понятие
«вес»
Закреплять умение сравнивать полученные результаты, делать
выводы и умозаключения.
Весы. Кубики
Индивидуальные беседы.
Апрель
1
Количество и счет
Закреплять счет в пределах 20, упражнять в решение простых задач на сложение и вычитание, закреплять понимание отношений между числами,
развивать внимание, память, логические формы мышления.
Раздаточный материал: цифры до 10. Кубики крупные.
Индивидуальные беседы.
2
Количество и счет
Закреплять счет в пределах 20, упражнять в решение простых задач на сложение и вычитание, закреплять понимание отношений между числами, развивать внимание, память,
логические формы мышления.
Кубики и счетные палочки.
Индивидуальные беседы.
3
Решение логических задач»
«Задачи на действия (сложение и вычитание)»
Развивать у детей приёмы мыслительной активности (анализ, сравнение, классификация, обобщение). Развивать мышление, учить слушать задачи и по тексту понимать, какое действие нужно сделать.
Счетные палочки, цифры
Памятка для родителей: «Чем сегодня занимались»;
Индивидуальные беседы.
4
Решение логических задач»
«Задачи на разделение целого
на части»
«Волшебные монетки»
Развивать у детей приёмы мыслительной активности (анализ, сравнение, классификация, обобщение). Закреплять знания детей о деньгах, их назначением.
Закреплять счет в пределах 20, упражнять в решение простых задач на сложение и вычитание, закреплять понимание отношений между числами,
развивать внимание, память, логические формы мышления.
Раздаточный материал: цифры до 10. Кубики крупные.
Памятка для родителей: «Чем сегодня занимались»;
Индивидуальные беседы.
2
Количество и счет
Закреплять счет в пределах 20, упражнять в решение простых задач на сложение и вычитание, закреплять понимание отношений между числами, развивать внимание, память,
логические формы мышления.
Кубики и счетные палочки.
Памятка для родителей: «Чем сегодня занимались»
3
Ориентировка во времени, пространстве, на плоскости
Развивать ориентирование на плоскости (листе бумаги), в пространстве, чувство времени; познакомить с часами, днями недели, названиями месяцев; дать представления о последовательности дней недели,
месяцев, года.
Листы А4, карандаш, линейка. Палочки Кюизенера.
Памятка для родителей: «Чем сегодня занимались»;
Индивидуальные беседы.
4
Решение логических задач
Развивать у детей приёмы мыслительной активности
(анализ, сравнение, классификация, обобщение).
Листы А4, карандаш
Памятка для родителей «Математика — это интересно»
Планируемые результаты освоения программы.
При успешном освоении программы достигается следующий уровень сформированности элементарных математических представлений детей 6-7 лет:
Самостоятельно объединять различные группы предметов, имеющие общий признак, в единое множество и удалять из множества отдельные его части.
Устанавливать связи и отношения между целым множеством и различными его частями; находить части целого множества и целое по известным частям.
Считать до 20.
Называть числа в прямом и обратном порядке, начиная с любого числа натурального ряда в пределах 10.
Соотносить цифру (0-9) и количество предметов.
Составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание, пользоваться цифрами и арифметическими знаками (+, -, =, )
Различать величины: длину, объем, массу и способы их измерения.
Измерять длину предметов, отрезки прямых линий, объемы жидких и сыпучих веществ с помощью условных мер. Понимать зависимость между величиной меры и числом.
Делить предметы (фигуры) на несколько равных частей. Сравнивать целый предмет и его часть. Соотносить величину предметов и частей.
Различать, называть: отрезок, угол, круг (овал), многоугольники, шар, куб, цилиндр. Проводить их сравнение.
Воссоздавать из частей, видоизменять геометрические фигуры по условию и конечному результату; составлять из малых форм большие.
Сравнивать предметы по форме; узнавать знакомые фигуры в предметах реального мира.
Ориентироваться в окружающем пространстве и на плоскости (лист, страница, поверхность стола и др.), обозначать взаимное расположение и направление движения объектов; пользоваться знакомыми обозначениями.
Определять временные отношения (день – неделя – месяц); время по часам с точностью до 1 часа.
Знать - Состав чисел первого десятка и состав чисел первого пятка из двух меньших. - Как получить каждое число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитать единицу из следующего за ним в ряду. - Монеты достоинством 1, 5, 10 копеек; 1, 2, 5 рублей. - Название текущего месяца года; последовательность всех дней недели, времен года.
Иметь представление - О единице измерения длины; веса; объема; денежных единицах. - О временных интервалах: временем суток, года. - Об определении времени по часам - О количественной характеристике числа.
Формы занятий планируемых по каждой теме или разделу.
Программа обучения математике реализуется в учебной и игровой деятельности. Возрастные особенности дошкольников обязывают проводить занятия в игровой форме, что способствует лучшему усвоению материала. Кроме того широко используются игровые ситуации, сказочные персонажи, сюрпризные момент. Занятия строятся как путешествие, экскурсия, викторины. Для снятия напряжения пригодны физкультминутки и малоподвижные игры.
В зависимости от дидактических целей занятия строятся как:
изучение нового материала;
закрепление и систематизация знаний, умений навыков детей;
проверочные занятия (в конце полугодия);
комплексные.
организационный момент (использование приёмов активизации интереса детей);
постановка цели занятия;
организация самостоятельной практической и познавательной деятельности детей на занятии;
анализ деятельности детей;
подведение итогов занятия.
Приемы и методы организации.
- словесный (объяснение, рассказ, беседа);
- наглядный (наблюдение, демонстрация, ТСО);
- практический (игра, упражнения).
занятий, где ведущая роль принадлежит не педагогу, а ребёнку. В этом случае используются методы самостоятельной работы, практические работы (эксперименты), методы проверки и оценки знаний. Оценивая характер познавательной деятельности ребёнка на знании, предлагается объяснительно-иллюстративный метод, репродуктивный, проблемный, частично-поисковый и исследовательский.
Использование различных методов обучения на занятиях позволяет максимально приблизить решение поставленных программой задач и развить возможности ребёнка, обогатить взаимоотношения учителя и ученика, сформировать новые пути взаимодействия.
Список используемой литературы
1.Новикова В.П. Математика в детском саду. М: Мозаика – Синтез, 2007.
2. Зайцев В.В. Математика для дошкольников. Волгоград, Учитель 2003.
3. Л.Г. Петерсон «Раз – ступенька, два - ступенька»
6. Помораева И.А., Позина В.А. Занятия по формированию элементарных математических представлений. Мозаика – Синтез, 2010.
7. Алябьева Е.А. Развитие логического мышления и речи детей 5 - 8 лет. М., 2007.
8. Шевелев К. В. Дошкольная математика в играх. М., 2005.
9. Новикова В.П. « Математика в дошкольном саду. Подготовительная группа» - М.: Мозаика – Синтез,2006.
10. Помораева И.А., Позина В.А. «Занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе детского сада» - М.: Мозаика – Синтез, 2012.
Приложение .
«Количество и счет» 1. Дидактическая игра: «Незнайка в гостях» Цель: учить видеть равное количество разных предметов, закрепить умение вести счет предметов. Оборудование: 3 группы игрушек из 5, 6, 7 штук; карточки с кружками. Содержание: В. обращается к детям: Сегодня в гостях у нас Незнайка. Я попросила его, чтобы он к каждой группе игрушек поставить карточку, на которой столько же кружков, сколько стоит игрушек. Посмотрите, правильно ли Незнайка расставил карточки». Выслушав ответы детей, педагог предлагает 1 ребенку подобрать к каждой группе соответствующую карточку. Организует проверку. Дети по очереди (два ребенка) пересчитывают игрушки одной из групп и кружки на представленной на ней карточке. Последнюю группу игрушек педагог предлагает сосчитать всем детям вместе.
2. Дидактическая игра: «Угадай, какое число пропущено» Цель: определить место числа в натуральном ряду, назвать пропущенное число. Оборудование. Фланелеграф, 10 карточек с изображением на них кружков от 1 до 10 (на каждой карточке кружки другого цвета) флажки. Содержание. В. расставляет на фланелеграфе карточки в последовательности натурального ряда. Предлагает детям посмотреть, как они стоят, не пропущено ли какое-нибудь число. Затем ребята закрывают глаза, а В. убирает одну карточку. После того как дети отгадают, какое число пропущено, показывает спрятанную карточку и ставит ее на место. Тому, кто первый назовет пропущенное число, получает флажок.
3. Дидактическая игра:«Поездка» Цель: учить детей в сравнении чисел и определении, какое из чисел больше или меньше. Оборудование. Наборное полотно, 8 больших треугольников, 8 - маленьких. Содержание. В. рассказывает: «Ребята, в детский сад я ехала на трамвае. В вагон вошли школьники: девочки и мальчики. Были свободные места и мальчики уступили их девочкам. Все девочки сели рядом, а мальчики стали вдоль всего вагона. Девочек я обозначу маленькими треугольниками, а мальчиков большими. Кого в трамвае было больше: мальчиков или девочек? Как догадались? Какое число больше (меньше)? Почему некоторые дети подумали, что мальчиков больше? Как доказать, что число 8 больше 7, а 7 больше 8.» 0дин ребенок раскладывает маленькие треугольники под большими, точно один под один. В.заключает: « Мы с вами увидели, что число предметов не зависит от места, которое они занимают. Чтобы узнать, каких предметов больше, а каких меньше, надо считать предметы и сравнивать их число».
4. Дидактическая игра:«Сколько?» Цель: развитие мышления. Содержание. В. предлагает детям ответить на вопросы: -Сколько хвостов у семи ослов? -Сколько носов у двух псов? -Сколько пальчиков у одного мальчика? -Сколько ушей у пяти малышей? -Сколько ушек и трех старушек? и т. д.
5. Дидактическая игра:«Клумба» Цель: закрепить понятие, что число предметов не зависит от расстояния между ними. Оборудование. Наборное полотно с 2 полосками, предметные картинки с изображением цветов (по 7 штук), карточки с 2 свободными полосками. Содержание. На наборном полотне в 2 ряда точно один под другим расположены по 6 рисунков маков и астр. В. говорит: «Представьте себе, что это клумба и на ней в два ряда растут цветы. Сколько маков? Давайте все вместе сосчитаем! Можно сказать, сколько астр, не пересчитывая их? Почему это можно сказать? Давайте проверим. Коля, громко сосчитай астры! Сейчас я пересажу маки и астры. В. размещает маки вплотную друг к другу и увеличивает расстояние между астрами. Что изменилось? Как теперь растут маки? Астры? Поровну ли теперь цветов? Как можно доказать, что цветов поровну? (Добавляет 1 мак). Сколько стало маков? Как мы получили 7 маков? Каких цветов теперь больше (меньше)? Как доказать, что маков больше? Какое число больше? (меньше:6 или 7? ) Как сделать, чтобы было видно, что маков больше, - чем астр?
6. Дидактическая игра: «Сосчитай, не ошибись» Цель: закрепить знания о том, что число предметов не зависит, от их размеров Оборудование: Наборное полотно с 2 полосками, 10 больших 10 маленьких кубов, Содержание. В. обращается к детям «Сейчас я буду ставить кубы в ряд, а вы их считайте! Сколько кубов я поставила? (8 ). Закройте глаза! (На каждый большой куб помешает маленький). Откройте глаза! Можно ли сказать, не считая, сколько маленьких кубов я разместила? Почему это можно сделать? Докажите, что маленьких кубов и больших кубов поровну! Как сделать, чтобы маленьких кубов стало на 1 больше чем больших. Сколько их тогда будет? (Добавляет маленький куб). Каких кубов стало больше? Сколько их? каких меньше? Сколько их? Какое число больше? (меньше?). Что нам надо сделать, чтобы больших и маленьких кубов стало опять поровну?
7. Дидактическая игра: «Угадайте, какое число пропущено?» Цель: закрепить знания и последовательности чисел. Содержание. В. предлагает детям поиграть в игру «Угадайте, какое число я пропустила?», объясняет ее содержание: «Я буду называть 2 числа, пропуская между ними одно, а вы угадывать, какое число я пропустила. Посмотрим, какой ряд детей выиграет». Называет числа: 2 и 4, 3 и 5, 4 и 6, 5 и 7, 8 и 10 и т. п.
Геометрическая форма. 1. Дидактическая игра: «Учимся рисовать круги» Цель: учить рисовать круги в квадратах. Содержание В. напоминает, какие фигуры они рисовали по клеткам и сообщает: «Сегодня мы будем учиться рисовать круги. Для того чтобы круг получился ровным, его удобнее рисовать в квадрате. Посмотрите, я наложу круг на квадрат. Видите, круг касается всех сторон квадрата, а углы остаются свободными». Затем дети рисуют квадраты, воспитатель показывает на доске, как надо рисовать круги (рисуют красным карандашом круги в квадратах.).
2. Дидактическая игра: «Сломанная машина» Цель: учить замечать нарушения в изображенном предмете. Оборудование: машина, состоящая из геометрических фигур, на которой не достает какой-либо части. Содержание. На фланелеграфе строится машина, состоящая из геометрических фигур. Затем все дети, кроме одного - ведущего, отворачивается. Ведущий убирает какую-либо деталь машины. Кто раньше других скажет чего не стало и какой она формы, становится ведущим. Если дети легко справляются с задачей, можно одновременно убрать две детали.
3. Дидактическая игра: «Подбери фигуру» Цель: упражнять в сопоставлении формы изображенных на картинах предметов с геометрическими фигурами. Оборудование: Подставка, на которой размешены модели геометрических фигур, картинки, на которых нарисованы предметы, состоящие из нескольких частей. Содержание. В. объясняет задание: «Я буду указывать на фигуры, а вы среди своих картинок выбирайте те, на которых нарисованы предметы такой же формы. Если у вас есть предмет, у которого есть часть такой же формы, ту карточку вы тоже покажите».
4. Дидактическая игра: «Сложи из палочек» Цель: упражнять в составлении из палочек геометрические фигуры. Оборудование: счетные палочки на каждого ребенка. Содержание. Ребенок по образцу выкладывает из счетных папочек какое - либо изображение или фигуру.
5. Дидактическая игра: «Сложи фигуру» Цель: составлять модели знакомых геометрических фигур из частей по образцу. Оборудование: Фланелеграф. Модели геометрических фигур. Содержание. В. помешает модели геометрических фигур на фланелеграф, вызывает ребенка, просит его показать и назвать фигуры. Объясняет задание: «У каждого из вас такие же геометрические фигуры, но они разрезаны на 2 или 4 равные части; если их правильно приложить друг к другу, то получаются целые фигуры». Выполняя задание, дети рассказывают, из какого количества они составили фигуру.
6. Дидактическая игра: «Кто больше увидит» Цель: закрепление знаний о геометрических фигурах. Оборудование: Фланелеграф, геометрические фигуры. Содержание. На фланелеграфе в произвольном порядке размещают различные геометрические фигуры. Дошкольники рассматривают и запоминают их. Ведущий считает до трех и закрывает фигуры. Детям предлагает, как можно больше назвать геометрических фигур, которые были на фланелеграфе. Выигрывает тот, кто запомнит и назовет больше фигур. Продолжая игру, ведущий меняет количество фигур. 7. Дидактическая игра: «Найди свою фигуру» Цель: учить детей различать и правильно называть геометрические фигуры, выбирать фигуры по зрительно воспринимаемому образцу. Оборудование: Ящик из картона с прорезанными отверстиями треугольной, круглой, квадратной и т. д. формы, геометрические фигуры, подобранные соответственно прорезям на ящике, конверты с изображением геометрических фигур. Содержание. Игра заключается в том, что одни дети опускают в ящик геометрические фигуры (каждую в соответствующую прорезь), а другие должны выбрать их из ящика, ориентируясь на изображения в своих конвертах. В этой игре обязательно возникает познавательное общение детей, благодаря чему возникает речевая активность детей, дети хорошо видят ошибки друг друга: «Что ты берешь? У тебя же треугольник!» Группы детей в этой игре рекомендуется менять местами.