kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Долгосрочный проект по внедрению финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект направлен помочь детям дошкольного возраста сформировать представления об экономических понятиях: экономика, потребности, нормы жизни, деньги, товар, цена в соответствии с их возрастными особенностями.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Долгосрочный проект по внедрению финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста»


Долгосрочный проект по внедрению финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста

Педагоги: Беляева Л.В.

Кучеренко Е.А.

МАДОУ « Детский сад 364» г. Пермь


Участники проекта:

-дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет);

-воспитатели группы;

-родители.

Сроки реализации проекта: долгосрочный (в течение учебного года)

Тип проекта: информационно-практико-ориентированный

Актуальность

Финансовое просвещение и экономическое воспитание - сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономического образования с дошкольного возраста, когда дети получают первичный опыт участия в элементарных экономических отношениях, происходит их приобщение к миру экономической действительности.

Содержание проекта, в соответствии с ФГОС ДО, обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие.

Постановка проблемы

Помочь детям дошкольного возраста сформировать представления об экономических понятиях: экономика, потребности, нормы жизни, деньги, товар, цена в соответствии с их возрастными особенностями.

Цель проекта: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.

Задачи:

-Формировать основы финансовой грамотности у дошкольников;

-Развивать основы финансовой грамотности дошкольников посрелдством разнообразных видов детской деятельности;

-Совершенствовать коммуникативные качества детей;

-Содействовать проявлению интереса у детей к профессиональной деятельности взрослых.

-Развивать умение творчески подходить к решению ситуаций финансовых отношений посредством игровых действий.

Этапы проекта:

1этап – Организационный:

-изучение справочной, методической, энциклопедической литературы, сбор материала необходимого для реализации цели проекта.

-информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту «Маленький финансист».

-подбор художественной литературы для детей по выбранной тематике.

-подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта.

-Создание развивающей среды по теме.

2 этап – Практический: реализация проектных мероприятий в форме совместной деятельности воспитателя с детьми. Это использование раздаточного материала в соответствии с темой проекта, изготовление пособий для занятий и атрибутов для игр; чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов (Уроки тетушки совы), презентаций, беседы, экскурсии, дидактические игры, художественное творчество, решение проблемных ситуаций, сюжетно-ролевые игры, игровые ситуации, продуктивная деятельность.

3 этап – Заключительный: Подведение итогов реализации проекта в форме интеллектуально-познавательной игры « Квест».

Предполагаемые результаты

-Дети приобретают первичный финансовый опыт, учатся устанавливать разумные финансовые отношения в различных сферах жизнедеятельности.

-Родители получают дополнительные знания по воспитанию финансовой грамотности детей.

-Педагоги получат систему работы по формированию финансового опыта детей.


Перспективный план по разработке и внедрению программы финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста на 2020-2021учебный год.



Месяц

Тема

Ответственные

Результат


Сентябрь














Октябрь

















Ноябрь












Декабрь
















Январь














Февраль




















Март


















Апрель

















Май

1.« Профессии экономической сферы

2. « Значимость профессий, где нет осязаемого продукта труда»

Цель: расширение знаний дошкольников о профессиях экономической сферы.

( конспекты, презентация по теме, д/игры « Лото – профессии», ходилки)


1.«Ресурсосбережение»

2.« Рационально-расточительно»

Цель: формирование интереса к богатству природных ископаемых и рациональное использование этих ресурсов.


(конспекты, т/альбомы, видеоролик « Как из крана море вытекло», организация уголка в группах по финансовой грамотности)


1.«Потребности человека»

2.«Планированиесемейного бюджета»

Цель: повышение знаний детей об основных и неосновных расходов и значимых потребностей.

( конспекты, худ. Лит-ра Успенский « Трое из Простоквашино», д/и « Перспективная карта покупок.


1.«Благотворительность»

2.« Наши сбережения»

Цель: формирование знаний у детей о благотворительности и благотворительных поступков человека.

(конспекты, худ.лит. Катаев « Цветик семицветик», видеосюжет на тему « Благотворительность», проведение акции в группе « Благотворительность»


1.« Эволюция денег»

2.«Появление первых денег на Руси»

Цель: ознакомление детей с эволюцией денег от ракушек и камней и до наших дней.

( конспекты, т/альбом,презентация, комикс « жила была денежка» игра-задание «заполни



1.« Российские деньги и деньги разных стран»

2.«Деньги разного достоинства и разной ценности»

Цель: ознакомление детей с деньгами разного достоинства и разной ценности.

(конспекты, организация в группе мини – музея « Валюта разных стран», презентация по теме, т/а,д/и « Валюта разных стран» организация с/р игры и атрибутов кней « Турагенство», « Банк»



1.« Фабрика Гознак»

2.« Пермский Гознак, где рождаются деньги»

3.« Свой домашний банк, или копилка для денег»

Цель: формирование знаний детей о том, где рождаются деньги. Учить бережному отношению к ним.

(конспекты, презентация по теме, т/альбом, мастер класс « Придумай денежку», видеоролик « Печатная фабрика Гознак»





1.« Хлеб разных стран»

2.« Экспорт зерна»

3.« Сыроварня, спрос»

Цель: расширение представлений детей о разновидностях хлеба в разных странах и познакомить с производством молочных продуктов.

( конспекты, презентация по теме, д/и « Хлеб любят во всех странах»

Организация дегустации в группе «Хлеб и сыр всему голова»



1.« Нефть и газ – ценные ресурсы ( его применение)

2.« Металлургические предприятия Пермского края»

Цель: расширение представлений у детей о ресурсах Пермского края, знакомство с профессиями (сталевар, плавильщик,разливщик)

( конспекты. т/а, подборка худ лит.оранизация детской коллекции «Мир металла» , экспонаты мини-музея «Природные ископаемые Пермского края» д/ и « Мемори. Профессии», презентация « Добыча нефти и газа»



Педагоги Т.Г.

Методист













Педагоги Т.Г.

Методист















Педагоги ТГ











Педагоги Т.Г.















Педагоги Т.Г.

Методист












Педагоги Т.Г.

Методист

















Педагоги Т. Г.


















Педагоги Т.Г.













Педагоги Т.Г.

Методист

-Разработка конспектов занятий.

- Подбор художественной литературы.

-Создание мини-музея в группах старшего дошкольного возраста.

-Информация для родителей в родительский уголок по теме

-Разработка дидактических и настольных игр.

-Тематические альбомы по теме.

-Создание презентаций и видеороликов.

-Создание уголка в группах по теме

-Фотоотчет педагогов.

-Аналитическая справка педагогов о проделанной работе.









Список использованных литературных источников

            1. Аменд А.Ф., Саламатов А.А. Формирование нравственных представлений дошкольников в процессе экономического воспитания // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с.55.

  1. Аношина Л.М. Экономическое воспитание старших дошкольников в процессе ознакомления с новыми профессиями // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с.103.

  2. Белокашина С.В. Экономика и дети. Пословицы и поговорки // Дошкольная педагогика. 2009. №7. с.8.

  3. Дошкольникам об экономике: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Е.Н. Табих. – Минск: Выш. шк., 2007. – 48 с.: ил.

  4. Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые игры и дидактические игры / авт.- сост. Л.Г. Киреева. – Волгоград: Учитель, 2008г. – 169 с.

  5. Лушникова Е.В. Как мы играем в экономику //Воспитатель ДОУ «ТЦ СФЕРА» М.; 2008. № 11. с.75.

  6. Смоленцева А.А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику: Учебно-методическое пособие, - СПб.: «Детство – пресс», 2001. – 176с.

  7. Смоленцева А.А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок. М.: АРКТИ, 2006. – 88 с.

  8. Смоленцева А.А. Проблемно-игровая технология экономического образования дошкольников // Детский сад от А до Я.2003. №4. с.63.

  9. Ягунова Н.М. Приобщение дошкольников к экономике в творческих видах деятельности // Детский сад от А до Я.2003. №4. с.128.

Интернет ресурсы

https://www.minfin.ru/ru/document

https://dohcolonoc.ru/

http://e.stvospitatel.ru/













Консультации и рекомендации для родителей

Родители, воспитывая своего ребенка, стараются дать ему всё самое лучшее. Они отдают его на различные кружки, учат вежливости, манерам и многому другому, но большинство совсем безответственно подходят к такому важному вопросу, как финансовая грамотность. Для того, чтобы ребенок в будущем жил комфортной, обеспеченной жизнью, родители должны объяснить своим детям следующие вопросы про деньги:

1. Что такое деньги

2. Где их взять

3. Как ими правильно распоряжаться

Если у ребенка не сформировать правильное представление о деньгах, то у него появится собственное, зачастую неверное мнение. Дети должны осознавать, что денежные средства зарабатываются собственным трудом.

Финансовая грамотность – это особое качество человека, которое формируется с самого малого возраста и показывает умение самостоятельно зарабатывать деньги и грамотно ими управлять.

Обучение обращению с деньгами лучше всего начать с пятилетнего возраста, так как с этого момента ребенок готов начать изучать нечто новое.

В период от 5 до 7 лет необходимо ввести ребенку понятие труда. Малыш должен начать понимать, что доход – это результат трудовой деятельности. Ребенку нужно знать о том, какой профессией занимаются его родители. Перед чадом важно делиться успехами своей карьеры.

Когда ребенок пойдёт в школу, он уже должен уметь совершать покупки. Местом для обучения может послужить школьная столовая, так

как в ней можно наглядно показать, как выглядят деньги, процесс их размена и момент выдачи сдачи.

Объясните ребенку, что такое деньги и откуда они появляются

Инструкция, которой следует придерживаться, чтобы ребенок понял, что такое деньги:

•для начала детям нужно показать монетки и купюры, чтобы он внимательно их рассмотрел. Пока он знакомится с ними, необходимо разъяснить ему, что за деньги в магазинах покупаются товары;

•когда родитель покупает малышу игрушку, можно вложить ребенку в руку купюры, чтобы он на кассе сам оплатил покупку. Таким образом, он поймет, что за вещи надо платить;

•ребенку нужно приобрести небольшую копилку и складывать в неё монеты, так он не только поймет цену денег, но и научится их хранить и экономить;

•чтобы ребенок понял, откуда у родителей берутся деньги, ему нужно чаще рассказывать о своей работе. Говорить о том, чем вы там занимаетесь, какую пользу приносите и какие имеете успехи. Важно поставить акцент на том, что за проделанный труд, вы получаете определенную сумму денег. Когда ребенок немного повзрослеет необходимо познакомить его с кредитными картами и показать процедуру снятия наличных при помощи банкомата;

•никогда не нужно использовать деньги в качестве поощрения. Если так делать, то у ребенка возникнет неправильное представление о деньгах, и он с большой вероятностью вырастет финансово неграмотным, так как для него денежные средства будут не наградой за труд, а инструментом для манипулированием людьми;

•чтобы ребенок на самом деле понял, что такое деньги и как они ценны в семье, необходимо все показать ему на примере. Допустим, у него сломалась игрушка. Не надо сразу бежать в магазин и покупать новую. Пусть он поймёт, что деньги не безграничны и зарабатываются трудом.

Рекомендации для родителей.

-Разговаривайте с детьми, отправляясь вместе с ними за покупками.

-Возьмите ребенка в банк.

-Поговорите с детьми о вложении денег. 

-Определите норму выдачи денег, и подарите ребенку копилку. 

-Научите детей зарабатывать деньги.

-Помогите детям определить цель, для достижения которой они будут откладывать деньги. 

-Покажите ребенку, как пользоваться кредитной карточкой. 

-Вовлекайте детей в обсуждение семейного бюджета и планирование отпусков. 

-Расскажите детям о том, что такое пожертвования на благотворительные цели.

-Будьте для ребенка примером.

5




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Автор: Беляева Любовь Васильевна, Кучеренко Елена Александровна

Дата: 05.04.2021

Номер свидетельства: 577491


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства