Просмотр содержимого документа
«Долгосрочный проект " По ступенькам в первый класс"»
Проект по подготовке дошкольников к школе "По ступенькам в первый класс"
Данный проект будет полезен в работе воспитателей подготовительных групп, а также родителей, с целью повышения родительской компетентности в вопросах предшкольной подготовки детей. Сроки реализации: сентябрь- май 2022-2023 учебного года Вид проекта: познавательно – творческий Возраст детей: подготовительная группа Участники проекта: педагоги ДОУ, дети подготовительной группы, родители, учителя начальных классов. Обоснование проблемы: 1. Недостаточность знаний родителей и детей об обучении в школе. 2. Небольшой уровень готовности детей к обучению в школе. 3. Незаконченный психологический портрет реального первоклассника.
Цель: формирование положительного представления о школе и о школьной жизни у старших дошкольников и родителей.
Задачи: - формировать мотивацию и интереса к процессу обучения в школе; - создать развивающую предметно-пространсвенную среду, необходимую для ознакомления детей со школой; - способствовать развитию взаимопонимания, дружелюбия; - снятие чувства тревоги и сомнения у дошкольников перед встречей со школой; - повысить родительскую компетентность в вопросах предшкольной подготовки.
Актуальность проекта: Подготовка к школе – сложный период в жизни дошкольника. Поступление в школу и начальный период обучения вызывают перестройку образа жизни и деятельности ребенка. Маленький человек находится в состоянии ожидания: предстоит что-то очень значительное и притягательное, но пока еще неопределенное. Весь уклад жизни ребенка меняется радикально (режим, смена общения со взрослыми и сверстниками, увеличение объема интеллектуальной нагрузки). Отношение ребенка к школе формируется до того, как он в нее пойдет. И здесь важную роль играет информация о школе и способ ее подачи со стороны родителей и воспитателей детского сада. Многие родители стараются создать эмоционально привлекательный образ школы: «Ты у нас отличником будешь», «У тебя появятся новые друзья», «Учителя любят таких умненьких, как ты». Взрослые полагают, что тем самым они прививают ребенку заинтересованное отношение к школе. В действительности же ребенок, настроенный на радостную увлекательную деятельность, испытав даже незначительные, негативные эмоции (обиду, ревность, зависть, досаду) может надолго потерять интерес к учебе. Причин для подобных эмоций школа предоставляет предостаточно: неудачи на фоне кажущейся всеобщей успешности, трудности в поиске друзей среди одноклассников, расхождение оценки учителя и привычной родительской похвалы и др. Ряд авторов подчеркивает необходимость воспитания положительного отношения к школе, как условие успешного обучения в дальнейшем (Я. А. Коменский, Дж. Локк, Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, Н. А. Добролюбов, К. Д. Ушинский, А. С. Симонович, Е. И. Водовозова, А. С. Макаренко). Да и практика сегодня нацелена в основном на интеллектуальную подготовку детей к школе и мало внимания уделяет формированию «внутренней позиции школьника». Следовательно, теоретический анализ литературы и данные практики убедили нас в проведении целенаправленной работы по воспитанию положительного отношения к школе у детей подготовительной группы с помощью разнообразных форм и методов работы, через создание предметно – развивающей среды, через педагогическое просвещение родителей, взаимодействие с учителями начальных классов. Таким образом, все это может быть отражено именно в долгосрочном проекте « Скоро в школу». Проекты школьной направленности способствуют повышению социальной и познавательной активности детей, целенаправленному формированию у них интегративных качеств, необходимых для успешного включения детей в школьную жизнь.
Этапы реализации проекта:
Подготовительный этап: - подготовить в группе необходимый материал для познавательной и продуктивной деятельности (работа кружков «Букваренок» и «Логик – лайк», разработка конспектов образовательной деятельности, бесед и т.д.); - подготовить домашнее задание для родителей, собрать необходимую информацию и оформить её; - помощь со стороны родителей в подборе литературы и настольно – печатных игр на школьную тематику; - сотрудничество со школьной библиотекой и учителями начальных классов.
Основной этап. Реализация проекта: В начале проекта проводится обследование детей. Форма обследования: индивидуальная В ходе реализации проекта задачи решаются в процессе: 1. Образовательной деятельности с детьми. 2. Совместной деятельности ребенка с взрослыми. 3. Самостоятельной деятельности детей. 4 Активной работы с родителями.
1. Образовательная деятельность с детьми: • Ознакомление с окружающим «Экскурсия в общеобразовательную школу» (посещение музея, знакомство с учителем, просмотр презентаций, исследовательская деятельность) «Что такое школа?», «Школьные профессии» и т.д. - Занятие по эксперементально-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Скоро в школу нам шагать – что там будем изучать?»
• Развитие речи: - «Почему я хочу учиться в школе!» (монологический рассказ), - «Басни учат!» - «Каким будет мой первый день в школе?» (фантазийный рассказ) - Дидактические игры на развитие речи и т.д.
• Лепка: «Лепим буквы», «Мы школьники!» • Рисование: «Я в школе!» (диагностическое, в начале и конце проекта) «Кем я хочу быть!», «Мой будущий портфель»
• Социальный мир: «Кто такие первоклассники?», экскурсия в школу, в библиотеку, цикл обучений «Начало мудрости» (анализ и заучивание пословиц, рассказов, сказок, притч), знакомство с понятиями «честность, трудолюбие, ответственность, учение, милосердие» и т.д.
• Математика: - «Работа в тетради в клеточку», - Математическая викторина (скороговорки и пословицы о цифрах, замысловатые вопросы) - Цикл игровых занимательных занятий, математических головоломок и т.д.
• Занятия в математическом кружке «Логик-лайк» и в кружке по подготовке к обучению грамоте «Букварёнок». • Индивидуальные занятия с педагогом логопедом.
2. Совместная деятельность ребенка с взрослыми • Общение «Я в школе!», «Моя первая учительница!», «Каким я буду первоклассником?»; • Беседа «Школьная форма», «Какие предметы помощники в школе?», • «Я хочу играть!», «Правила поведения со сверстниками», «Школа прошлого и настоящего» Ручной труд - «Закладки для книг», «Книжки – малышки», «Тетради», «Стаканчики для карандашей» (оригами);\ - Чтение художественной литературы. - Развивающие игры по обогащению словаря, грамматике, логике, развитию внимания и памяти: - «Составим цифры из счётных палочек», - «Диктанты по клеточкам», - «Штриховка», «Тушевка», - «Встреча с ученицей школы» - «Просмотр мультфильмов на школьную тему» - «Мультимедийные презентации о школе» - Час загадок и ребусов о школе - Подвижные игры «Кто скорее соберёт портфель?», - «Игровая переменка»,
3. Самостоятельная деятельность детей - Сюжетно ролевая игра «Школьная жизнь», «Школьная библиотека», «Урок физкультуры», «Урок математики» (рисования…); - Режиссерские игры « Школьная переменка», «Наш класс» - Художественное творчество на тему, персональные выставки.
4. Активная работа с родителями - Встреча с учителем - Презентация «Как подготовить ребенка к школьному обучению?»; - Памятка «Психологическая готовность ребенка к школе!» - Памятка «Социальная готовность ребенка к школе» - Консультация «Как привить любовь к книге?» - Консультация «Компьютер: польза или вред?» и т.д. - Консультация логопеда. - Папка «Скоро в школу?», «Модель выпускника!» - Папка «Развивающие игры по развитию речи» - Памятка «Что должен знать и уметь ребёнок 6-7 лет!» - Мотивация ребенка к обучению в школе. - Родительское собрание « Готовность к школе родителей и детей!» - Консультация логопеда по подготовке к школе. - Практические занятия с детьми В конце проекта провести повторное обследование детей. Форма обследования та же: индивидуальная, групповая. Организовать для родителей фотовыставку – отчёт: «Мы хотим в школу!», где можно увидеть проделанную работу по проекту.
Заключительный этап. - Презентация проекта, распространение опыта проектной деятельности; Ожидаемый результат: - у детей сформирована мотивационная готовность к школе; - повышение компетентности родителей в вопросах предшкольной подготовки; - благоприятное течение адаптационного школьного периода.