Просмотр содержимого документа
«Долгосрочный познавательно-творческий проект «Ознакомление дошкольников с культурой мордовского края»»
Долгосрочный познавательно-творческий проект
«Ознакомление дошкольников с культурой мордовского края»
Цель проекта: создание условий для системного, целостного освоения детьми национальной культуры Мордовии.
Задачи проекта:
- создание системы работы по приобщению дошкольников к национальной культуре Мордовии;
- обобщение, распространение и тиражирование опыта по приобщению дошкольников к национальной культуре Мордовии.
Педагогическая идея:
Правильно подобранные материал позволяют сделать непосредственно образовательную деятельность более интересной и динамичной, помогают «погрузить» ребёнка в предмет изучения, создать иллюзию соприсутствия, сопереживания с изучаемым объектом, содействуют становлению объёмных и ярких представлений.
Применяемые средства являются оптимальными и эффективными.
Внедрением проекта педагог добивается следующих результатов:
- повышение мотивации ребенка к образовательной деятельности;
- активизация познавательной сферы ребенка;
- повышение качества усвоения программного материала;
- развитие наблюдательности, внимания, речи;
-формирование в ребенке инициативности, ответственности, самостоятельности.
Содержание проекта состоит из 4-х разделов: краеведение, бытовая культура, традиции, искусство.
Содержание работы: 1. Изучение и анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы по приобщению детей дошкольного возраста к национально-региональной культуре Мордовии.
2. Анализ состояния проблемы в теории и практике дошкольного образования Республики Мордовия, России.
3. Определение цели, задач, рабочей гипотезы исследования.
Методы: Анализ научной литературы, опыта педагогов дошкольного образования своего и других регионов РФ.
Прогнозируемые результаты: Создание проекта
Средства контроля: Диагностика детей, анкетирование родителей, наблюдение, опрос.
2. Констатирующий.
Содержание работы: 1. Разработка нормативно-правового обеспечения опытно-экспериментальной работы.
2. Анализ научно-методического, материально-технического обеспечения экспериментальной работы.
3. Оценка готовности педагогов к инновационной деятельности.
4. Проведение констатирующего среза или анализ полученных данных.
5. Выявление принципов, подходов, механизмов, условий для проведения обучающего эксперимента.
6. Разработка и создание программы по приобщению дошкольников к национально-региональной культуре Республики Мордовия.
Методы: Анализ научно-методического, материально-технического обеспечения экспериментальной работы.
Прогнозируемые результаты: Анализ научно-методического, материально-технического обеспечения экспериментальной работы.
Средства контроля: Оценка готовности педагогов к инновационной деятельности.
3. Обучающий
Содержание работы: 1. Обобщение информационных условий для приобщения к национально-региональной культуре Республике Мордовия детей дошкольного возраста.
2. Составление педагогами методических рекомендаций по программе «Мой родной край»
3. Разработка плана мероприятий для работы с родителями по реализации проекта.
4. Разработка электронного ресурса для совместной деятельности детей и родителей.
5. Накопление методического материала.
6. Реализация плана работы с детьми
9. Анализ контрольного среза.
10. Сравнительный анализ
Методы: Изучение нормативно-правовой литературы.
Прогнозируемые результаты: Разработка плана мероприятий для работы с родителями по реализации проекта.
Средства контроля: Анализ контрольного среза.Сравнительный анализ.
4. 3аключительный
Содержание работы:
1. Проведение контрольного среза;
2. Сравнительный количественно-качественный анализ результатов констатирующего эксперимента и контрольного среза;
3. Издание программы и методических рекомендаций по приобщению к национально-региональной культуре детей дошкольного возраста.
Методы: Обобщение и систематизация материалов по опытно-экспериментальной деятельности.
Сравнительный количественно-качественный анализ результатов.
В последние годы повышается значимость дошкольного образования как института социализации, что обусловлено объективными потребностями современного общества и государства. Спектр проблем, решение которых опосредовано модернизацией дошкольного образования, широк: от демографических, связанных с созданием условий для повышения рождаемости, до проблем воспроизводства человеческого и интеллектуального потенциалов общества. В контексте усиливающейся социальной дифференциации, плюрализации современного российского социума и, как следствие, актуализации проблем социального взаимодействия в межэтнической, межконфессиональной и межкультурной сферах, возрастает роль дошкольного образования в формировании основ мировоззрения личности.
Актуальность данного проекта заключается в том, что Мордовия является поликультурным регионом, в котором проживают русские, татары, мордва, а также представители других национальностей. Поэтому, проблемы социального взаимодействия в межэтнической, межконфессиональной и межкультурной сферах в настоящее время очень велики. Отсюда возрастающая роль дошкольного образования в формировании основ мировоззрения личности. Федеральный государственный образовательный стандарт предусматривает учёт этнокультурной ситуации развития детей, как одного из основных принципов дошкольного образования.
Влияние национального компонента на развитие детей дошкольного возраста огромно. Приобщение ребенка к живительному источнику истории, традиций, обычаев своего народа является неотъемлемой частью нравственного воспитания, первой ступенькой усвоения ими общечеловеческих моральных ценностей. Сохранение и возрождение культурного наследия начинается с изучения истории своего края, воспитания бережного и уважительного к нему отношения, начиная с самого раннего детства.
Принципы организации работы:
1. Личностно-ориентированный принцип. Признание личности как продукта общественно-исторического развития и носителя культуры, уникальности личности, ее интеллектуальной и творческой свободы, права на уважение, опора в воспитании на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала, создание для этого соответствующих условий.
2. Этнопедагогический принцип. Единство интернациональных (общечеловеческого, национальных и индивидуальных элементов воспитания.
3. Принцип вариативности. Каждый педагог вправе предлагать любой материал, соответствующий возрастным возможностям детей, способствующий развитию личности ребенка, его коммуникативных умений, представлению о региональной культуре.
Теоретической базой для разработки проекта являлись:
- «Валдоня», региональная программа;
- примерный региональный модуль программы дошкольного образования «Мы в Мордовии живем», Авторы: О. В. Бурляева и др. - Саранск 2011г.
- Князева О. Л., Маханева М. Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», «Детство-Пресс», 2002
Тематическое планирование по направлениям работы
Первое направление: «Краеведение»
Цель: дать детям понятие малой родины, систематизировать и расширить знания детей о родном крае.
Задачи:
1. Познакомить детей с растительным и животным миром, с памятными местами, с символикой и населенными пунктами Мордовского края;