kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Доклад "ТРИЗ на занятиях с детьми дошкольного возраста"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данном докладе представлен опыт работы педагога дополнительного образования. Рассматриваются различные приемы ТРИЗ применительно к изобразительной деятельности детей 5-6 лет

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Доклад "ТРИЗ на занятиях с детьми дошкольного возраста"»



МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА

«НАРОДНЫЕ РЕМЕСЛА»












ПРИМЕНЕНИЕ ТРИЗ НА ЗАНЯТИЯХ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА







Выполнила:

Иванович Татьяна Александровна,

педагог дополнительного образования












р.п.Чунский

2017 г.

Обучение детей дошкольного возраста по программе «Художественная азбука» имеет ряд особенностей. Прежде всего, это связано с психологическими особенностями возраста. Ведущей деятельностью детей 5 лет продолжает оставаться игра, но игровая деятельность усложняется. В психике ребенка появляются принципиально новое образование, – это произвольность психических процессов: внимания, памяти, восприятия и т.д., и вытекающая отсюда способность управлять своим поведением. Этот период является очень важным в развитии познавательной, интеллектуальной и личностной сферы ребенка. Большая часть всех черт личности ребенка закладывается в возрасте 5–6 лет. Это очень важный возраст, когда мы можем понять, каким будет человек в будущем.

Также пятилетний возраст характеризуется расцветом воображения и фантазии у детей. Особенно ярко воображение ребенка проявляется в игре, где он действует очень увлеченно. Но для того, чтобы способствовать оптимальному развитию воображения и творческого мышления у детей, необходима специальная целенаправленная работа.

Воображение – способность сознания формировать образы, идеи, представления и манипулировать ими. Являясь основой наглядного мышления, он позволяет человеку решать задачи без применения практических действий и лучше ориентироваться в ситуации. В зависимости от типа классификации может быть активным и пассивным, конкретным и абстрактным, репродуктивным и творческим.

Фантазия – представляемая человеком или группой людей ситуация, выражающая их желания, но не соответствующая реальности. Ее также можно назвать импровизацией на свободную тему. Фантазировать – значит сочинять. Данная способность выступает обязательным условием творческой реализации человека. Фантазия проявляется в построении образа или модели результатов деятельности в случае, когда наглядная «картинка» не требуется.

Одной из самых эффективных педагогических технологий, способствующих развитию воображения и творческого мышления, является теория решения изобретательских задач или ТРИЗ, разработанная гениальным изобретателем, педагогом и писателем Генрихом Сауловичем Альтшулером в 1946 году. Проведя системный анализ данных, он пришел к выводу, что в основе всех изобретений лежат одинаковые предпосылки. Выделив и систематизировав их, он смог создать свою теорию.

ТРИЗ для дошкольников – занятия, на которых ребенок радуется своим первым творческим открытиям. Главное отличие технологии ТРИЗ от классического подхода к обучению – это возможность самостоятельно находить ответы на вопросы, решать задачи, анализировать, а не повторять сказанное взрослыми.

Применение ТРИЗ не требует каких-то особых условий. Отдельные методы и приемы этой технологии применимы на любом занятии и подходят для детей, начиная с трехлетнего возраста. Занятие становится интересным, насыщенным, проходит весело и эмоционально, дети чувствуют себя очень комфортно и охотно отвечают на вопросы, ищут аналогии, сопоставляют и классифицируют объекты и явления.

Образы творческого воображения создаются посредством различных приемов и методов, имеющихся в арсенале ТРИЗ. Методы развития творческого воображения позволяют уменьшить психологическую инерцию при решении творческих задач.

Основные из них:

- Метод мозгового штурма. Это оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказать как можно большее количество вариантов решений, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.

- Метод каталога. Метод позволяет в большей степени решить проблему обучения дошкольников творческому рассказыванию.

- Метод фокальных объектов. Сущность данного метода в перенесение свойств одного объекта или нескольких на другой. Этот метод позволяет не только развивать воображение, речь, фантазию, но и управлять своим мышлением

. - Метод «Системный анализ». Метод помогает рассмотреть мир в системе, как совокупность связанных между собой определенным образом элементов, удобно функционирующих между собой. Его цель – определить роль и место объектов, и их взаимодействие.

- Метод морфологического анализа. Суть его заключается в комбинировании разных вариантов характеристик определённого объекта при создании его нового образа.

- Метод обоснования новых идей «Золотая рыбка». Суть метода заключается в том, чтобы разделить ситуации на составляющие (реальную и фантастическую), с последующим нахождением реальных проявлений в фантастической составляющей.

- Метод моделирования «Маленькими человечки», моделирование процессов, происходящих в природном и рукотворном мире между веществами с помощью маленьких человечков.

- Синектика – метод стимулирования творческой активности, в котором создаются особые условия, стимулирующие выдвижение неожиданных и нестереотипных аналогий и ассоциаций к поставленной задаче.

- Типовые приёмы фантазирования. Чтобы у ребёнка развить фантазию вводят в помощь шесть волшебников. Цель волшебников – изменить свойства объекта.

Приёмы волшебства: увеличение-уменьшение, деление-объединение, преобразование признаков времени, оживление-окаменение, специализация-универсализация, наоборот.

На занятиях по программе «Художественная азбука» с детьми дошкольного возраста я использую игры с элементами триз-технологии.

Метод синектики предполагает мышление по аналогии. Так как аналогия – это сходство предметов и явлений по каким- либо свойствам и признакам, то сначала я учила детей определять свойства и признаки предметов, сравнивать и классифицировать их.

Вариантов игр на определение признаков и классификацию великое множество, например: Бабушка шила лоскутное одеяло для своего внука. Прибежал котенок, и, играя, разбросал все лоскутки. Поможем бабушке? Дети помогают собрать лоскутки. Можно работать на доске, показывая стрелочками, куда бабушке разместить лоскуток, можно играть, раздав лоскутки из бумаги, и прикреплять их в нужное место лоскутного одеяла магнитом. Вы заметили, что лоскутки помимо разного цвета, еще имеют разную форму. Чтобы выполнить задание, детям приходится сначала сравнить форму, затем цвет и направление рисунка.

Еще один пример из моей практики. Мы работали над образом дерева. Вначале занятия детям было предложено отгадать загадку. (Растет в лесу зеленый друг, веселый и хороший, он тянет мне десятки рук и тысячу ладошек). Затем дети увидели разнообразие форм деревьев, определили их общие признаки – у всех деревьев есть корень, ствол, ветви. Различия – у одних деревьев на ветках есть листья, у других – иголочки, у одних плоды, у других– семена. Поэтому и существует 2 группы деревьев и называют их по-разному. Как ? Дети предлагали варианты. Затем мы поиграли в игру на определение подсистемных связей. Нужно было назвать части различных деревьев.

Игра «Ты– моя частичка». Я– елочка, ты – (корень, ствол, веточка, и т.д).

Когда на занятиях мы знакомились с геометрическими фигурами, дети учились определять их свойства. Вначале мы смотрели видеофильм-сказку про геометрические фигуры. Затем я предложила поиграть в дидактическую игру на классификацию «Найди ракету для инопланетянина». Нашу Землю посетили представители трех планет: Овалии, Квадратчика, Треугольникуса. Инопланетяне заблудились на нашей огромной планете, и нужно было помочь им отыскать свой космический корабль. Дети определяли, с какой планеты прилетели инопланетяне, соответственно из каких геометрических фигур будет состоять они сами и их корабль, а затем «отправить» их в нужном направлении, обзначив его стрелочками.

Синектика. Игра «На что похоже?». Дети учатся анализировать и сравнивать. Используется прямая аналогия. Игра основывается на поиске сходства природных и технических систем, использовалась игра на занятиях постоянно. Дети, начиная работу над образом какого- либо предмета, созданного человеком, находят аналогии, делают свои маленькие открытия. Вертолет – аналогия стрекозы, подводная лодка – аналогия рыбы, люстра – аналогия цветка, домик феи похож на раковину улитки и т.д.. Если нам предстояло нарисовать или слепить природный объект, то наоборот предлагалось найти подобие природной формы в мире вещей, что похож объект по форме, цвету, свойствам.

в) Игра «Волшебный экран». Используется фантастическая аналогия. Решение проблемы, задачи осуществляется, как в волшебной сказке, т. е. игнорируются все существующие законы. Чтобы посмотреть в «Волшебный экран», мы должны закрыть глаза. Так мы можем увидеть, как выглядят наши чувства. Как выглядит радость, добро, любовь и т.д. Дети предлагают разные варианты ( обычно их очень много). Затем рисуют выбранный образ.

Обязательно работы обсуждаются в конце занятия.

Метод синектики предлагает поставить себя на место кого (чего) – либо, применяя его, мы развиваем в детях эмпатию, умение сопереживать. Дети представляют себя каким – то конкретным объектом или явлением и передают чувства, переживания, настроения этого образа. Например, зимой мы рисовали синичку. Я предложила детям представить, что думают синички, когда на улице сильный мороз? Когда они нашли зерно или крошки в кормушке? Когда за ними охотится кошка?

Часто на занятиях я использовала метод фокальных объектов. На мой взгляд, он является одним из самых действенных в развитии воображения. Задумывается один предмет (фокальный объект, на этот него, как в фокус собирающей линзы, проецируем свойства нескольких других объектов или явлений, подобранных произвольным образом). Например, когда мы рисовали чудо-дерево, я задумала его как объект.Суть метода заключается в следующем. Перед нами дерево, его надо превратить в чудо-дерево, как-то усовершенствовать. Для усовершенствования на данный объект переносятся свойства другого объекта, никак с ним не связанного. Неожиданные сочетания дают интересные результаты.

Рассматривая или изменяя дерево, произвольно выбираем другой предмет, не имеющий отношения к дереву. Дети называют 2 любых объекта по предложенным карточкам с картинками, разложенными изображениями вниз.

Предлагаю детям описать каждый объект, подбирая 5-10 определений. Для того чтобы помочь детям, их можно спросить: «Какой он, оно, она, они?» Например, дети выбрали карточку, с изображением цыпленка. Даем ему подходящие определения: прыгающий, желтый, пушистый, маленький, веселый, с крылышками и т.д. Определяем таким же образом второй объект, например морковь. Оранжевая с кудрявым зеленым хвостиком, сочная, сладкая, хрустящая, А затем к нашему чудо-дереву присоединяем качества описанных объектов или предметов, рассматривая полученные словосочетания: прыгающее дерево, пушистое дерево, желтое дерево и т.д. У меня дерево получилось желтое, пушистое, с крылышками, с кудрявым зеленым хвостиком. Можно обговорить все получившиеся версии, а можно взять самое интересное. При этом возникают необычные сочетания, которые развиваются дальше путем свободных ассоциаций и изображаются в материале.

Часто я применяю на занятиях приемы фантазирования:

Мы обращаемся за помощью к 6 волшебникам, которые могут увеличивать – уменьшать, делить – объединять, преобразовывать признаки времени, оживлять–превращать в неживое, специализировать – делать универсальными, превращать в противоположность или делать все наоборот.

На одном из занятий мы отправились на космическую прогулку, став кометой или планетой (прием оживления). Вместе сочинили сказку про путешествующие небесные тела, описали их свойства. Выяснили, как им интересно живется в космосе, что они видят, пролетая различные участки космоса, включая Солнечную систему. Попутно помогли папе – Солнцу расставить по орбитам детей(планеты). Затем мы изобразили свое путешествие в нетрадиционной технике. Дети учились рисовать в технике «набрызг», применяя работу щетинной кистью, и рисовали пальцами.

Также в педагогической практике использую игры в функции предметов. В этой игре нужно назвать как можно больше вариантов использования одного и того же предмета.Вот кирпичик. Его можно использовать как строительный материал, как пресс, как мел (если им чертить на асфальте), как украшение садовых дорожек (если его истолочь и посыпать им дорожки) и т.п. Так можно назвать самые обычные предметы и придумать их назначения.

Еще примеры из практики. Игра «Придумай окончание сказки». Жил-был зайчик. Он был маленький, беленький и очень одинокий. Решил он найти себе друга. Поскакал он мимо елочек на опушку леса. Вдруг видит навстречу ему какой-то зверь идет, на длинных ногах и с большими рогами... Дальше дети придумывают окончание сказки и рисуют друга зайчика.

Игры, построенные на приемах фантазирования: 1. Увеличение – уменьшение. Цель этих игр: формировать гибкость мышления, учить видеть, как меняются предметы при изменении существенных свойств Игра «Волшебная палочка» Ребенку говорят: «Вот тебе волшебная палочка, она может увеличивать или уменьшать все, что ты захочешь. Что бы ты хотел увеличить, а что уменьшить?» Можно усложнить эту игру дополнительными вопросами: «И что из этого получится? К чему это приведет? Зачем ты хочешь увеличивать или уменьшать?»

В заключении хочу отметить, что поощрение творческих проявлений особенно важно в дошкольном возрасте. Именно у дошкольника вся жизнь пронизана фантазией и творчеством. Не получив всестороннего развития в дошкольном возрасте, творческий потенциал далеко не всегда проявится в будущем.

Применяя описанные методы и приемы ТРИЗ на практике, я сделала вывод, что такие занятия являются эффективным средством развития активного творческого мышления у дошкольников и помогают детям увидеть неожиданное и интересное рядом с собой. В конце учебного года дети стали предлагать более интересные и нестандартные решения учебных ситуаций, с удовольствием сочинять сказки и воплощать их в творческих работах, научились основным приемам фантазирования и применяют их на практике. В дальнейшей работе с детьми по программе «Художественная азбука» я планирую расширять применение методов ТРИЗ на занятиях.


Использованная литература:

  1. Гин С.И. Занятия по ТРИЗ в детском саду. Издательство НИИ школьных технологий. 2010г. 144с.

  2. Курбатова Л. ТРИЗ - в повседневную жизнь //Дошкольное воспитание.1993. -№4. -С. 23-26.

  3. Сидорчук Т.А. Программа формирования творческих способностей дошкольников: Пособие для педагогов детских дошкольных учреждений. - Обнинск, 1998.

  4. http://www.triz-spb.ru/


Для презентации: https://yandex.ru/images/





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Доклад "ТРИЗ на занятиях с детьми дошкольного возраста"

Автор: Иванович Татьяна Александровна

Дата: 28.08.2017

Номер свидетельства: 426482


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства