«Шагаем в ногу с ИКТ»
Пономарева И. В.
Если сегодня будем учить так, как учили вчера,
мы украдём у наших детей завтра.
Джон Дьюи (американский педагог, социолог)
В последние годы наблюдается массовое внедрение информационно-
коммуникационных технологий не только в школьное, но и дошкольное
образование. Процесс информатизации в дошкольных учреждениях
обусловлен требованиями современного развивающегося общества, где
педагог должен идти в ногу со временем, использовать новые технологии в
воспитании и образовании. Нашу повседневную жизнь уже больше
невозможно представить себе без информационно-коммуникационных
технологий. Использование информационно-коммуникационных технологий
в воспитательно-образовательном процессе в дошкольном образовательном
учреждении — это одна из самых новых и актуальных проблем в
отечественной дошкольной педагогике.
В условиях модернизации системы образования появляются новые
проблемы и задачи, над решением которых предстоит работать педагогам.
Сейчас выигрывает тот воспитатель, который делает ход непосредственной
образовательной деятельности наглядным, занимательным, ярким,
интересным, эмоциональным, запоминающимся. То есть, материал должен
содержать в себе элементы необычайного, удивительного, неожиданного,
вызывающие интерес у дошкольников к учебному процессу,
способствующие созданию положительной эмоциональной обстановки
учения, а также развитию мыслительных способностей. Ведь именно приём
удивления ведет за собой процесс понимания.
Экспериментально доказано, что при устном предоставлении ребенку
материала, за минуту воспринимает и может переработать до 1 тысячи
условных единиц информации, а в случае задействования органов зрения до
100 тысяч таких единиц. У старшего дошкольника лучше развито
непроизвольное внимание, которое становится особенно
концентрированным, когда ему интересно, изучаемый материал отличается
наглядностью, яркостью, вызывает у дошкольника положительные эмоции.
Использование компьютеров в совместной и самостоятельной работе (с
точки зрения ребенка) является одним из эффективных способов повышения
мотивации и индивидуализации его обучения, развития творческих
способностей и создание благоприятного эмоционального фона. Из чего
следует очевидность высокой эффективности использования в обучении
информационно-коммуникационных технологий.
Использование ИКТ в детских садах позволяет развивать умение детей
ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать
практическими навыками работы с информацией, развивать разносторонние
умения, позволяющие осуществлять обмен информацией при помощи
современных технических средств.
Применение ИКТ во время занятий позволяет перейти от
объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному,
при котором ребенок становится активным субъектом, а не пассивным
объектом педагогического воздействия. Это способствует осознанному
усвоению знаний дошкольниками.
По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников
информационно-коммуникационные технологии обладают рядом
преимуществ:
- предъявление информации на экране - несет в себе образный тип
информации, понятный дошкольникам;
- движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;
- проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим
компьютером являются стимулом познавательной активности детей;
- предоставляет возможность индивидуализации обучения;
- в процессе своей деятельности за компьютером, около интерактивной доски
дошкольник приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может.
В нашем дошкольном образовательном учреждении с января 2015 года
успешно внедряется инновационный проект «Умники и Умницы»
направленный на активное внедрение информационных технологий как
ресурса, направленного на интеллектуальное и творческое развитие
современного дошкольника. Педагоги в работе с дошкольниками активно
применяют интерактивное оборудование такое как – интерактивная доска,
интерактивный стол, детские игровые планшеты. Несмотря на то, что проект
еще не закончен, мы уже наблюдаем у наших воспитанников повышение
уровня творческой одаренности, смекалки. Совместное творчество педагогов
и детей реализовывается в создании мультипликационной серии
«Увлекательные приключения Умника и Умницы». Придуманные детьми
герои, путешествуют по родному Подмосковью вместе с нашими
воспитанниками. Дети с огромным удовольствием принимают участие в
создании этой мультипликационной серии. К концу проекта мы планируем
создание детьми документального фильма «Детский сад глазами ребенка» с
элементами детского интервьюирования.
На сегодняшний день перед нами стоит задача - как вызвать интерес у
ребенка, подарить ему новые ощущения и всецело увлечь необычным
форматом игр, при этом охватив всех дошкольников, включая детей с
нарушением функций опорно-двигательного аппарата.
Мы считаем, что решить поставленную задачу нам помогут
интерактивные панели (интерактивный пол, интерактивные стены).
При наличии содержательного и хорошо выполненного наполнения
подобное решение не скоро наскучит детям: одно движение – и на
поверхности интерактивных панелей возникают яркие образы, с которыми
так интересно играть. Катать виртуальный мяч, собирать в кучи облака – на
интерактивном полу можно создать самую фантастическую игровую среду.
Установленный интерактивный комплекс станет постоянным источником
положительных эмоций для детей и настоящей находкой для педагогов.
Развлекательно-игровую функцию светодиодных панелей можно легко
и эффективно совместить с познавательной, используя его как обучающую
платформу для коллективных игр-занятий. По сути, светодиодные панели –
это база, основа, в которую можно загружать различное обучающее
наполнение и видеографику.
Использование интерактивных панелей помогает:
- привлекать пассивных детей к активной деятельности;
- активизировать познавательный интерес;
- активизировать мыслительные процессы (анализ, синтез и др.);
- способствует адаптации ребенка к новым условиям;
- позволяет в игровой форме познавать мир.
- помогает ребенку быстро ориентироваться в пространстве;
- создает благоприятный эмоциональный фон.
Независимо от времени года и климатических условий дети могут
оказаться на разнообразных полях - футбольное, где можно поиграть с
мячом, или хоккейное, цветочные поля – с разнообразными цветочными
шлейфами. Это может быть абсолютно реалистичная водная поверхность, на
«дне» которой плавают рыбки (релаксация), или это может быть
многоцветные частицы, которые разбегаются, или, наоборот, притягиваются
к вам. Это может быть лед, который «вырастает» под вашими ногами. И еще
как минимум три десятка всевозможных эффектов высочайшего качества.
Дети мечтают, фантазируют, и интерактивные панели для детей –
своеобразный стимул для посещения учреждения образования.
Отдельной сферой применения светодиодных интерактивных панелей
является их использование в детской реабилитационной практике. Благодаря
ряду функций эта технология – эффективный инструмент для восстановления
жизненно важных функций у детей, требующих особого подхода в лечебно-
педагогической работе.