kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Доклад «Роль проекта в работе с детьми с нарушениями речи и слуха»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад актуален для воспитателей и работников дошкольного образования

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Доклад «Роль проекта в работе с детьми с нарушениями речи и слуха»»

КГБ ДОУ «Березовский детский сад»







Доклад на тему: «Роль проекта в работе с детьми с нарушениями речи и слуха»



Выполнила:

Сафонова М.С.,

воспитатель












Березовка,2017

Организация проектной деятельности в работе с детьми с общим нарушением речи.

Проектная деятельность – это дидактическое средство активизации познавательного и творческого развития ребенка и одновременно формирование личностных качеств ребенка. Знания, приобретаемые детьми в ходе реализации проекта, становятся достоянием их личного опыта. Экспериментируя, ребенок ищет ответ на вопрос и тем самым, развивает творческие способности, коммуникативные навыки.

Об актуальности использования метода проектов свидетельствуют те аргументы, что в научной педагогической литературе он упоминается в контексте с  гуманизацией образования, проблемным и развивающим обучением, педагогикой сотрудничества, личностно-ориентированным  и деятельностным подходами.

Проектная деятельность представляет собой особый вид интеллектуально–творческой деятельности; совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности; способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.

Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУОпроектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОО, а также вовлекаются родители. Родители становятся непосредственными участниками образовательного процесса, обогащая свой педагогический опыт, испытывая чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.

Педагогическое проектирование позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике. Процесс обучения становится не только более экономным, но и более интересным. Проектная деятельность развивает наблюдательность, творческое и критическое мышление, самодисциплину, культуру речи, позволяет участникам быть более активными в дошкольной жизни, способствует развитию у детей и педагогов навыков общения в группе, умение отстаивать и доказывать свою точку зрения, умения публичного выступления.

Проектная деятельность, основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, в конечном итоге, должна способствовать развитию индивидуально-творческой деятельности педагогов в разработке стратегии, тактики и технологии образовательного процесса, способствовать личностному развитию воспитанников, обеспечить качественные результаты педагогической деятельности.

Таким образом, рассмотренные выше методологические основы проектной деятельности дают представления о высокой степени адаптивности инновационных технологий к специфике ДОО. Метод проектов в работе с дошкольниками сегодня — это инновационный и перспективный метод, который по праву занял свое достойное место в системе дошкольного образования.

Сущность проектной технологии как способа достижения дидактической цели.

В настоящее время государство поставило перед образовательными учреждениями достаточно ясную и важную задачу: подготовить как можно более активное и любознательное молодое поколение.

Чтобы ребенок стал действительно любознательным и стремился получать новые знания сам, а не по принуждению, чрезвычайно важно, чтобы в процессе его воспитания активно использовалась проектная деятельность.

Что такое проект? Следует знать, что сам термин “проект” был заимствован из латинского языка и означал “выброшенный вперёд”, “выступающий”, “бросающийся в глаза”. И как все это увязать с работой в дошкольном образовательном учреждении? В этом случае “проект” – это такой способ усвоения ребенком информации об окружающем мире, когда он совместно с родителями разыскивает информацию и готовит ее оглашение перед сверстниками. Следовательно, метод проекта способствует объединению воспитательной работы ДОО и семьи.

Современный подход к дошкольному образованию в соответствии с положением о  ФГОС ДО предусматривает не только формирование знаний, умений и навыков дошкольника и адаптации его к социальной жизни, но и на сохранение полноценного детства в соответствии с психофизическими особенностями развивающейся личности, обучение через совместный поиск решений, предоставление ребенку возможности самостоятельно овладеть нормами культуры.

Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования.

Проектная деятельность поможет связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни ребёнка, а также заинтересовать его, увлечь в эту деятельность. Она позволяет объединить педагогов, детей, родителей, научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу. Каждый ребёнок сможет проявить себя, почувствовать себя нужным, а значит, появится уверенность в своих силах.

Проект – это метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной практической деятельности по достижению намеченных целей.

Под проектом также понимается самостоятельная и коллективная творческая завершённая работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для её решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.

Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты. Суть «метода проектов» в образовании состоит в такой организации образовательного процесса, при которой обучающиеся приобретают знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к действительности в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий и проектов, имеющих не только познавательную, но и прагматичную ценность. В основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей и родителей над определённой практической проблемой (темой).

Типы проектов

Актуальной  для дошкольного образования является следующая типология проектов:

1. По доминирующему методу: исследовательские, информационные, творческие, игровые, приключенческие, практико-ориентированные.
2. По характеру содержания: включают ребенка и его семью, ребенка и природу, ребенка и рукотворный мир, ребенка, общество и культуру.
3. По характеру участия ребенка в проекте: заказчик, эксперт, исполнитель, участник от зарождения идеи до получения результата.
4. По характеру контактов: осуществляется  внутри одной возрастной группы, в контакте с другой возрастной группой, внутри ДОО, в контакте с семьей, учреждениями культуры, общественными организациями (открытый проект)
5. По количеству участников: индивидуальный, парный, групповой и фронтальный.
6. По продолжительности: краткосрочный, средней продолжительности и долгосрочный.

Проекты требуют четкой структуры, обозначенных целей, актуальности предмета исследования для всех участников, социальной значимости, продуманных методов обработки результата.

Выделены три этапа в развитии проектной деятельности у детей дошкольного возраста, которые и представляют собой одну из педагогических технологий проектной деятельности, включающую в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих.

Первый этап –подражательско-исполнительский, реализация которого возможна с детьми 3,5–5 лет. На этом этапе дети участвуют в проекте «на вторых ролях», выполняя действия по прямому предложению взрослого или путём подражания ему, что не противоречит природе маленького ребёнка; в этом возрасте ещё существует потребность установить и сохранить положительное отношение к взрослому и подражать ему.

Второй этап – развивающий, он характерен для детей 5–6 лет, которые уже имеют опыт разнообразной совместной деятельности, могут согласовывать действия, оказывать друг другу помощь. Ребёнок уже реже обращается к взрослому с просьбами, активнее организует совместную деятельность со сверстниками. У детей развиваются самоконтроль и самооценка, они способны достаточно объективно оценивать как собственные поступки, так и поступки сверстников. В этом возрасте дети принимают проблему, уточняют цель, способны выбрать необходимые средства для достижения результата деятельности. Они не только проявляют готовность участвовать в проектах, предложенных взрослым, но и самостоятельно находят проблемы.

Третий этап – творческий, он характерен для детей 6–7 лет. Взрослому очень важно на этом этапе развивать и поддерживать творческую активность детей, создавать условия для самостоятельного определения детьми цели и содержания предстоящей деятельности, выбора способов работы над проектом и возможности организовать её.

Этапы проектной деятельности

1 этап

«Выбор темы»

Задача педагога – осуществить вместе с детьми выбор темы для более глубокого изучения, составить план познавательной деятельности. Один из способов введения в тему связан с использованием моделей «трёх вопросов»: Что знаю? Что хочу узнать? Как узнать? Диалог с детьми, организованный педагогом, способствует не только развитию саморефлексии ребёнка в области познания собственных интересов, оценке имеющихся и приобретению новых тематических знаний в свободной раскованной атмосфере, но также развитию речи и собственно речевого аппарата. Это подтверждают логопеды, которые в последние годы фиксируют бурный рост числа специфических проблем в этой области. Нужно правильно организовать процесс сбора информации: эта работа должна быть увлекательной, не утомляющая обучаемых. Задача воспитателя - создать условия для реализации познавательной деятельности детей. Об этом же говорят и требования ФГОС. Проектная деятельность в ДОО важна еще и тем, что учит четко распределять и планировать свое время. Важно научиться так распределять проект по определенному временному отрезку, чтобы на решение каждого этапа проблемы оставалось достаточное количество времени. На каждом из этапов должны использоваться личностно-ориентированные технологии, так как способности каждого ребенка могут значительно отличаться от аналогичных у сверстников.

2 этап

«Реализация проекта»

Реализация проектов происходит через различные виды деятельности (творческую, экспериментальную, продуктивную). Мотивация усиливается благодаря творческому характеру детской деятельности, ребенок знакомится с различными точками зрения, имеет возможность высказать и обосновать свое мнение.
Технологии проектирования необходима соответствующая  организация развивающей предметно- пространственной среды группы. В групповой помещают документы, книги, различные предметы, энциклопедии, доступные для детского понимания. Возможен выход детей в библиотеки, музеи или другие учреждения, если это необходимо для реализации проекта.
Технология проектирования ориентирована на совместную деятельность участников образовательного процесса в различных сочетаниях: воспитатель – ребенок, ребенок – ребенок, дети – родители. Возможны совместно-индивидуальные, совместно-взаимодействующие, совместно-исследовательские формы деятельности.

3 этап

«Презентация»

Важно, чтобы в основу презентации был положен материальный продукт, имеющий ценность для детей. В ходе создания продукта раскрывается творческий потенциал дошкольников, находят применение сведения, полученные в ходе реализации проекта. Задача воспитателя - создать условия для того, чтобы дети имели возможность рассказать о своей работе, испытать чувство гордости за достижения, осмыслить результаты своей деятельности. В процессе своего выступления перед сверстниками, ребёнок приобретает навыки владения своими эмоциями и невербальными средствами общения (жесты, мимика и т.д.).

4 этап

«Рефлексия»

Взаимодействие педагога и ребёнка в проектной деятельности может изменяться по мере нарастания детской активности. Позиция педагога выстраивается поэтапно от обучающе-организующей на первых этапах к направляющей и корректирующей к окончанию проекта.

Последовательность работы педагога над проектом

  • педагог ставит перед собой цель, исходя из потребностей и интересов ребёнка;

  • вовлекает дошкольников в решение проблемы;

  • намечает план движения к цели (поддерживает интерес детей и родителей);

  • обсуждает план с семьями на родительском собрании;

  • обращается за рекомендациями к специалистам ДОУ;

  • вместе с детьми и родителями составляет план проведения проекта;

  • собирает информацию, материал;

  • проводит занятия, игры, наблюдения (мероприятия основной части проекта);

  • даёт рекомендации родителям и детям;

  • поощряет самостоятельные творческие работы детей и родителей (поиск материалов, информации, изготовление поделок, рисунков, альбомов и т. д.);

  • организует презентацию проекта (праздник, занятие, досуг), составляет книгу, альбом совместно с детьми;

  • подводит итоги (выступает на педсовете, обобщает опыт работы).

Критерии проектов

1. Актуальность проекта, реальность предлагаемых решений, практическая направленность на развитие ребенка.
2.Объем и полнота разработок, самостоятельность, законченность.
3.Уровень творчества, оригинальность раскрытия темы, подходов, предлагаемых воспитателем решений.
4.Аргументированность предлагаемых решений, подходов.
5.Надлежащее оформление: соответствие стандартным требованиям качества эскизов, схем, рисунков.

Методические рекомендации по применению проектной технологии в работе с детьми с ОНР.

Итак, технология проектирования - является уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей, педагогов и родителей, способом реализации личностно-ориентированных подходов к дошкольному образованию.

Именно поэтому, изучив методическую литературу, познакомившись  с историей возникновения проектного метода, типами и видами проектов, структурой проекта  и  с опытом работы педагогических коллективов других дошкольных учреждений, я решила внедрить данную технологию в свою профессиональную деятельность в работе по развитию речи у детей с ОНР старшего дошкольного возраста.

Работая в группе комбинированной направленности, приходилось работать индивидуально с детьми с ОНР. Так как таких детей оказалось восемь человек и дети проявляли активность, то, во взаимодействии с музыкальным руководителем, мы определили форму совместной работы с детьми с ОНР – музыкальную сказку, где дети только пели. Как известно, в пении звуки произносятся более чётко, поэтому происходит автоматизация этих звуков. Мы определили роли детей. Это были дети старшей группы, которые затруднялись в произношении в основном свистящих и шипящих. Один ребенок заикался.

Родители получили задание по сбору информации о выбранном герое и подготовке выступления с докладом на занятии. Параллельно музыкальный руководитель разучивал сольные партии, а логопед работал над постановкой звуков. Источники информации фиксировались в специальных картах.

Презентация проходила в два этапа: сначала слушались доклады детей перед детьми своей группы. Заключением было представление сказки перед детьми младшего возраста.

Результат работы порадовал: у четырёх детей был снят диагноз, но главное – дети чувствовали себя очень комфортно. Родители отнеслись к работе тоже очень ответственно и были довольны, т.к. повторно сказка была представлена на общем родительском собрании СПДС.

Таким образом, в проектной деятельности происходит формирование субъектной позиции у ребёнка, раскрывается его индивидуальность, реализуются интересы и потребности, что в свою очередь способствует личностному развитию ребёнка. Все это способствует формированию нормальной самооценки. Проекты идеально подготавливают дошкольников к их дальнейшему обучению в школе и даже вузе. Это соответствует социальному заказу на современном этапе.










Список использованных источников

  1. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

  2. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. Изд-во Сфера. М., 2011.

  3. Тимофеева Л.Л. Проектный метод в обучении старших дошкольников.\\ Дошкольная педагогика. 2010 №1.

  4. КомратоваН.Проектный метод  в  социо-культурном воспитании   дошкольников.\\Дошкольное воспитание.2010 №8.

  5. http://www.syl.ru/article/170884/new_proektnaya-deyatelnost-v-dou-tehnologii-proektnoy-deyatelnosti-v-dou

























Приложение 1

Проектная деятельность в Комсомольском детском саду

«Музыкальная сказка».

Петрова Наталья Семеновна воспитатель.

Подготовка к новогоднему утреннику создала творческую обстановку. Дети пожелали сохранить ее и продолжить занятия театральной деятельностью. Наибольший интерес проявили дети с ОНР. В процессе подготовки к утреннику они чувствовали себя более раскрепощенно, т.к. совместная творческая деятельность помогает снять скованность и зажатость детей. К тому же пение способствует более легкому произношению слов.

Цель проекта: обогащение чувственного опыта детей через эстетическое восприятие музыки, развитие у детей творческих способностей.

Гипотеза: в процессе подготовки спектакля дети станут доброжелательными и контактными в отношениях со сверстниками, снимется зажатость и скованность.

Задачи:

  • формировать эстетическое восприятие окружающего мира посредством музыки.

  • Развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление.

  • Тренировать четкое произношение согласных .

  • Учить пользоваться интонациями, выражающими основные чувства.

  • Развивать чувство ритма и координацию движения.

Проектная идея: постановка спектакля для детей других групп.

Вид проекта творческий, краткосрочный, групповой.

Адресация: проект реализуется в рамках Программы образования и воспитания в ДОУ под редакцией Васильевой М.А.

Участники проекта: дети старшей группы с ОНР 2 и 3 уровня, родители, специалисты ДОУ.

Время реализации проекта: февраль – март 2012 года.

Ожидаемый и результат: улучшение грамматического строя речи детей, формированию у них певческих навыков, сплочение коллектива.

Способы оценки: умение характеризовать собственный опыт творческой деятельности, анализ результата творчества детей.

Материалы и оборудование: справочная и художественная литература, декорации, музыка, костюмы.

Схема реализации проекта.

Разделы программы

Виды детско-взрослой деятельности.

Игровая деятельность.

Дидактическая игра «Кто во что одет?», «Большой – маленький», «Угадай насекомое». Подвижные игры: «Игра в медведя», «Заяц и капуста».

Социально-нравственное воспитание.

Умение общаться, договариваться о совместной деятельности.

Речевое развитие.

Разучивание чистоговорок, потешек, считалок, загадок, пословиц; занятия с логопедом.

Познавательное развитие.

Изучение условий жизни персонажей сказки, просмотр книг, энциклопедий, видеоколлоквиумов.

Художественная литература.

Чтение книг, сказок «Почему зайцы зимой белые шубки носят», «Петух и собака», «Мужик и медведь», «Снегурушка» и др. Рассказы Акимушкин И. «Жил-был медведь», К. Паустовский «Заячьи лапы», В. Танасийчук «Кто видит ушами», К. Чуковский «Цыпленок».

ИЗО

Просмотр иллюстраций, рисование главных героев. Изображение детьми слов-ассоциаций по теме.

Музыка.

Слушание маршей Д. Шостаковича, А. Шульгина, пьесы С. Прокофьева «Ходит месяц над лугами», песни Карасева «Кукушка», пение, разучивание музыкально-ритмических движений, игра на музыкальных инструментах.



Этапы работы.

  1. Были определены цели, поставлены задачи, выбрана сказка, распределены роли.

  2. Дети совместно с родителями изучали литературу о своих героях, их повадки, среду обитания. Проводились занятия с логопедом, на которых отрабатывались речевое дыхание и правильная артикуляция.

  3. Результаты сбора информации отражались в виде рисунков и докладов

  4. Показ спектакля «Заячий домик» для детей других групп и родителей.

Критерии отслеживания результативности: улучшение произношения у детей; формирование навыков музыкального сольного исполнения; проявление доброжелательности в отношениях со сверстниками.

Список литературы:

  1. Использование элементов современных педагогических технологий в деятельности дошкольных образовательных учреждений, под ред. В.Н. Чупина, Самара 2005.

  2. Чудесный короб. Русские народные песни, сказки, игры, загадки.

  3. Щеткин А.В. Театральная деятельность в детском саду. М. Мозаика-Синтез 2007г.

  4. Буева Л. П. Личность и среда. Ребенок в системе коллективных отношений М. 1972г.

  5. Панкеев И. Русские народные игры. М. 1998г.

  6. Скуликовская Т.А. Сорок новых скороговорок. Практикум по улучшению дикции. М. 2003.

  7. Савкова З.В. Техника звучащего слова. М. 1998г.















3



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Доклад «Роль проекта в работе с детьми с нарушениями речи и слуха»

Автор: Сафонова Марина Сергеевна

Дата: 15.01.2021

Номер свидетельства: 570155

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства