Доклад на тему "Закаливание: дыхательная гимнастика, самомассаж"
Доклад на тему "Закаливание: дыхательная гимнастика, самомассаж"
Закаливание - это научно обоснованное систематическое использование естественных факторов природы для повышения устойчивости организма к неблагоприятным агентам окружающей среды. Закаливание воздухом, водой и солнцем как инструментами повышения сопротивляемости организма различным условиям внешней среды использовалось с древних времен. Практическую пользу закаливания признавали такие авторитеты, как Авиценна и Гиппократ - сторонники использования в оздоровительных целях холодных обтираний, душа и ванн. Методы закаливания новорожденных у скифов описывали Геродот и Тацит; имеются данные о традиции якутов обтирать новорожденных снегом, у некоторых других народов принято обливать младенцев холодной водой несколько раз в день, начиная с первых дней жизни. И в Древней Руси, по свидетельству летописца Нестора, считалось добродетелью с самого раннего детского возраста приучать тело к холоду и непогоде с помощью бани и купания в холодной воде. В основе же современных представлений о физическом воздействии закаливающих процедур на организм лежат труды видных деятелей русской науки.
Существуют различные методы закаливания в зависимости от способа воздействия. Первый (и наиболее распространенный) – это закаливание холодом. Закаливание к холоду является самым распространённым и практически наиболее важным, так как оно способствует профилактике острых респираторных вирусных инфекций, благодаря стимуляции реакций иммунитета и совершенствованию процессов терморегуляции. Второй (не менее распространенный) – это солнечные лучи с давних времен использовались как средства закаливания. Они и до сих пор остаются основными и самими действенными. Ни одно искусственное средство не может сравниться с ними по силе воздействия, не говоря уже о доступности применения.
Еще одним видом закаливания является дыхательная гимнастика. От правильного дыхания во многом зависит здоровье человека, его физическая и умственная деятельность. Тренированность дыхательной мускулатуры определяет физическую работоспособность и выносливость человека, сопротивляемость организма к простудным и другим заболеваниям.
У детей дошкольного возраста дыхательные мышцы еще слабые, чтобы правильно дышать, детям нужно научиться управлять дыхательными мышцами, всячески развивать их и укреплять.
Для этого в младшем дошкольном возрасте вместе с дыхательной гимнастикой активно используются дыхательные упражнения, звуковая гимнастика, имитационные и образно-подражательные упражнения.
Дыхательные упражнения необходимы и полезны – это элементы первой помощи своему организму. С их помощью дети учатся сознательно заботиться о своем здоровье и заниматься профилактикой простудных заболеваний. В группах раннего и младшего дошкольного возраста, в основном часто болеющие дети, с ослабленным иммунитетом. Необходимо в физкультурное занятие (во вводной, обще развивающихся упражнениях и в заключительной части), утреннюю гимнастику, физкультминутки, пальчиковую гимнастику и релаксацию включать элементы дыхательной гимнастики.
Учитывая незавершенность формирования дыхательной системы детей раннего и младшего дошкольного возраста, дыхательные упражнения выполняются в медленном темпе с небольшим количеством повторений (4-5раз).
Во вводной части физкультурного занятия лучше использовать игровые упражнения дыхательной гимнастики по 25-30 с.
Обще развивающие упражнения для рук, плечевого пояса и туловища проводятся в сочетании со звуковой гимнастикой: имитационные и образно-подражательные упражнения.
В заключительной части - релаксационные, игровые упражнения дыхательной гимнастики на нормализацию дыхания.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему "Закаливание: дыхательная гимнастика, самомассаж"»
Доклад на тему:
Закаливание: дыхательная гимнастика, самомассаж.
Выполнила воспитатель
1 группы раннего возраста д/с № 145.
Закаливание - это научно обоснованное систематическое использование естественных факторов природы для повышения устойчивости организма к неблагоприятным агентам окружающей среды. Закаливание воздухом, водой и солнцем как инструментами повышения сопротивляемости организма различным условиям внешней среды использовалось с древних времен. Практическую пользу закаливания признавали такие авторитеты, как Авиценна и Гиппократ - сторонники использования в оздоровительных целях холодных обтираний, душа и ванн. Методы закаливания новорожденных у скифов описывали Геродот и Тацит; имеются данные о традиции якутов обтирать новорожденных снегом, у некоторых других народов принято обливать младенцев холодной водой несколько раз в день, начиная с первых дней жизни. И в Древней Руси, по свидетельству летописца Нестора, считалось добродетелью с самого раннего детского возраста приучать тело к холоду и непогоде с помощью бани и купания в холодной воде. В основе же современных представлений о физическом воздействии закаливающих процедур на организм лежат труды видных деятелей русской науки.
Существуют различные методы закаливания в зависимости от способа воздействия. Первый (и наиболее распространенный) – это закаливание холодом. Закаливание к холоду является самым распространённым и практически наиболее важным, так как оно способствует профилактике острых респираторных вирусных инфекций, благодаря стимуляции реакций иммунитета и совершенствованию процессов терморегуляции. Второй (не менее распространенный) – это солнечные лучи с давних времен использовались как средства закаливания. Они и до сих пор остаются основными и самими действенными. Ни одно искусственное средство не может сравниться с ними по силе воздействия, не говоря уже о доступности применения.
Еще одним видом закаливания является дыхательная гимнастика. От правильного дыхания во многом зависит здоровье человека, его физическая и умственная деятельность. Тренированность дыхательной мускулатуры определяет физическую работоспособность и выносливость человека, сопротивляемость организма к простудным и другим заболеваниям.
У детей дошкольного возраста дыхательные мышцы еще слабые, чтобы правильно дышать, детям нужно научиться управлять дыхательными мышцами, всячески развивать их и укреплять.
Для этого в младшем дошкольном возрасте вместе с дыхательной гимнастикой активно используются дыхательные упражнения, звуковая гимнастика, имитационные и образно-подражательные упражнения.
Дыхательные упражнения необходимы и полезны – это элементы первой помощи своему организму. С их помощью дети учатся сознательно заботиться о своем здоровье и заниматься профилактикой простудных заболеваний. В группах раннего и младшего дошкольного возраста, в основном часто болеющие дети, с ослабленным иммунитетом. Необходимо в физкультурное занятие (во вводной, обще развивающихся упражнениях и в заключительной части), утреннюю гимнастику, физкультминутки, пальчиковую гимнастику и релаксацию включать элементы дыхательной гимнастики.
Учитывая незавершенность формирования дыхательной системы детей раннего и младшего дошкольного возраста, дыхательные упражнения выполняются в медленном темпе с небольшим количеством повторений (4-5раз).
Во вводной части физкультурного занятия лучше использовать игровые упражнения дыхательной гимнастики по 25-30 с.
Обще развивающие упражнения для рук, плечевого пояса и туловища проводятся в сочетании со звуковой гимнастикой: имитационные и образно-подражательные упражнения.
В заключительной части - релаксационные, игровые упражнения дыхательной гимнастики на нормализацию дыхания.
Использование этого метода позволяет успешно развивать дыхательную мускулатуру, увеличивать подвижность грудной клетки и диафрагмы, улучшать лимфо-кровообращение в легких; повысить жизненный тонус ребенка, и его иммунитет.
1.«Поцелуйте меня». Дети вытягивают губы вперед трубочкой и произносят звук.
2. «Змея злится». Предложить ребенку высунуть тонкий язычок, как можно дальше (10 – 15) сек. Туловище расслабляется. Сделать полный вдох, сквозь зажатые губы с силой выпустить воздух несколькими отрывистыми выдохами, произнося «с – с – с – с».
3.«На птичьем дворе» Увидели петушка. Дети отводят руки немного назад (это крылья) и поют, как петушок: «Ку – ка – ре – ку – у –у -у» хлопают руками по бедрам и высоко поднимая колени.
Курочку. Курочка – тараторочка. По двору ходит, Хохолок раздувает, Малых деток созывает: «Ко – ко – ко»! Дети отводят руки немного назад (это крылья), хлопают руками по бедрам и высоко поднимая колени, ходят в разных направлениях , говорят «ко –ко-ко».
Гуся.
Гуси у пруда галдят, Пощипать тебя хотят. Дети отводят руки назад и в движении и произносят «го-го-го». Затем вытягивают вперед шею и шипят « ш – ш - ш» друг на друга. Малыши идут к собачке (любой игрушке), произносят «га-га-га», останавливаются и начинают шипеть, собачка пугается и прячется от них.
4.«Шарик лопнул».
Полусогнутые ладони приблизить друг к другу и держать на уровне губ. Дети держат воображаемый мыльный шарик, надувают его «ш - ш-ш» , одновременно разводят руки в стороны. Большой шарик надули, «Хлоп» - лопнул шарик. Дети хлопают в ладоши перед собой.
5. «Едим на поезде».
Чух-чух, Чух-чух, Мчится поезд Во весь дух , Паровоз Пыхтит. -Тороплюсь! - Гудит,- Тороплюсь, Тороплюсь, Тороплю – у – у – у сь! Э. Мошковская.
Дети встают за воспитателем друг за другом, одной рукой держатся за длинную палку. Идут, делая попеременные движения руками (вперед, назад),приговаривая: «Чух – чух – чух», «Ту –ту –ту -у».
6. «Веселые вороны». Дети делают короткий вдох на выдохе, произносят «Кар – кар – кар». Тоже с поворотом головы (направо, налево).
Дыхательные упражнения из положения «стоя».
1. «Комарики прилетели».
На лужайке у горы Под зеленой липкой Потеряли комары Маленькую скрипку… ( А.Екимцев).
К обручу или палке на разных по длине нитках закреплены «комарики», сделанные из тонкого материала. Дети быстро идут или бегут за улетающими комариками издают «пи-и-и-и», « з – з - з ».
2.«Лови комара». Распищались комары Зло и недовольно. И, наверно, с той поры . Всех кусают больно! ( А. Екимцев).
Встать прямо, ноги врозь, руки опустить. Хлопнуть в ладоши перед собой на уровне лица(груди, над головой), сказать: «Хлоп!» Вернуться в и.п.- вдох.
3.«Утренняя прогулка».
Солнышко-ведрышко! Взойди поскорей, Освети, обогрей - Телят да ягнят. Еще маленьких ребят. Встать прямо, ноги вместе, руки вдоль туловища. Поднять руки вверх, потянуться, встать на носки - вдох, вернуться в И.П. : «У – х – х » -выдох.
4.«Летняя гроза».
Гроза прошла, и ветка белых роз В окно мне дышит ароматом…
Воспитатель предлагает понюхать ароматные цветочки. Слегка наклоняя голову, дети делают спокойный вдох через нос, стараясь не поднимать плечи, задерживают дыхание и на выдохе продолжительно произносят: «А-а-а-ах!».
Еще трава полна прозрачных слез, И гром вдали гремит раскатом. ( А.Блок).
Встать прямо, ноги врозь, руки опустить. Хлопнуть в ладоши перед собой на уровне лица (груди, над головой), сказать: «Хлоп!» Вернуться в и.п.- вдох.
5. «Дровосек».Встать прямо, широко расставив ноги, руки подняты над головой, пальцы сцеплены. Наклониться вперед, опуская руки между ногами, и произносить с выдохом: «Б - а- а- х- х! Б- а- а- х- х!»
Не нужна ни шуба, Не нужна ни шапка. От работы дровосеку, На морозе жарка. Топором умелым Ловко колет чурки, Гори огонь сильнее В маленькой печурки.
6. «Лягушонок». Лупоглазая лягушка, Надувает важно брюшко. У нее одна забота: Комара поймать охота. В. Степанов.
Встать прямо, ноги вместе, руки на поясе - Вдох. Прыжок вверх, руки в стороны вверх - Выдох с одновременным произнесением: «Ква – ква-ква».
Упражнения из положения «сидя», « лежа».
1.«Спрячься» Сидя на полу, ноги вперед, руки вверх. Подтянуть колени к груди, обхватить их руками и произнести на выдохе: «Ух». Вернуться в и.п. — вдох.
2.«Кошечка». Маленькая кошечка в гости к нам пришла, Глазками мигает, спинку выгибает, Песенку поет: «Мяу – мяу – мяу». Стоя на четвереньках. Поднять голову, прогнуть спину — вдох. Опустить голову, выгнуть спину, сказать: «Ф- р-р-р» («Ш-ш-ш») — и выдохнуть.
3. «Совушка - сова». Ах ты, совушка – сова, Ты большая голова! Ты на дереве сидела, Головою ты вертела.
Сидя на полу, ноги скрещены, руки на поясе. Повороты головы вправо и влево ,взмахивая руками и повторяя: «У- у- ф - ф». 4. «Чайник». А- чайник, ворчун, хлопотун, сумасброд, Я вам на показ выставляю живот, Я чай кипячу, клокочу и кричу: - Эй, люди, я с вами почайпить хочу! Сидя, одна рука лежит на животе, другая- на груди. Втягивая живот- вдох, выпячивая- выдох. Выдыхая, громко произносить: «Ф - ф – ф - ф».
Упражнения на нормализацию дыхания.
На протяжении занятий дети выполняют большой объем физической работы требующей усиленного притока кислорода к мышцам и органам. Поэтому для улучшения вентиляции легких на занятиях необходимо вводить дыхательные упражнения, способствующие нормализации дыхания, особенно после бега и прыжков.
1.«Обними себя».
Ноги на ширине плеч, руки в стороны и отведены назад, ладони вперед, пальцы врозь - сделать полный вдох; задержать дыхание на 3-4 сек.; растягивая губы в улыбки, произносить звук «с», выдыхая воздух и втягивая в себя живот, руки скрестить на груди, кистями хлопнуть по лопаткам, Вернуться в и.п. — вдох.
2.«Сдуем снег (пыль) с обуви».
И.п. — ноги на ширине плеч, руки вверх — в стороны. Опускаясь на ступню, наклониться вперед, руки через стороны скрестить перед грудью с громким выдохом. Оставаясь в наклоне, плавно скрещивая и разводя руки, закончить выдох. Плавно выпрямиться, делая спокойный вдох, и принять и.п.
3. «Ветер».
Ветер тихо клен качает, Вправо, влево наклоняет. Раз - наклон. И два - наклон, Зашумел листвою клен. А)И.п. — ноги на ширине плеч, руки вверх — в стороны. Сделать –вдох. На выдохе, раскачиваясь из стороны в сторону, произносить «Ф- ф- ф».Вернуться в И.п. Б)Сидя или лежа. Мышцы расслаблены. Сделать полный вдох, выпячивая живот и ребра. Задержать дыхание на 3-4 с. Сквозь сжатые губы с силой выпустить воздух несколькими отрывистыми выдохами. Повтор 3-4 раза. Музыкальное сопровождение по выбору.
В современном мире, наряду с занятиями физической культурой, очень популярен в последнее время массаж. Применение массажа с профилактической и лечебной целях имеет древнюю историю. В старину при различных недугах и болях применяли растирание, разминание, легкое поколачивание тела. Индусы и китайцы были первыми, кто описывали и применяли приемы массажа. В настоящее время массаж, как метод лечения и профилактики заболеваний, с успехом применяется в различных клиниках, оздоровительных центрах. Также массаж применяется и в детских садах, так как является немедикаментозным методом профилактики и лечения болезней.
Самомассаж стимулирует обменные процессы в мышечной ткани, усиливает кровообращение в мышцах, улучшает питание тканей, снабжая их кислородом. Самомассаж способствует приобретению знаний о строении собственного тела, стимулирует развитие речи и увеличивает словарный запас. Самомассаж проводят не только индивидуально, но и с группой детей одновременно. Его можно использовать многократно в течение дня, включая в различные режимные моменты, логопедические занятия и т.п.
Массаж рук «Гусь»
Слова
Действие
Где ладошка? Тут?
Тут!
Показать правую ладошку.
На ладошке пруд?
Пруд!
Круговые движения левым указательным пальцем по ладони.
Палец большой – гусь молодой.
Указательный – поймал,
Средний – гуся ощипал,
Безымянный – суп варил,
А мизинец – печь топил.
Поочерёдно массировать круговыми движениями каждый палец.
Полетел гусь в рот.
А оттуда в живот!
Вот!
Махи кистями рук.
Двумя ладонями погладить живот.
Массаж лица «Летели утки»
Слова
Действие
Летели утки
Над лесной опушкой.
Лёгкими движениями провести пальцами по лбу 6 раз
Задели ели
Самую макушку.
Так же легко провести 6 раз по щекам
И долго елка
Ветками качала.
Указательными пальцами массировать крылья носа
А не начать ли нам массаж сначала?
Повторить
Расслабляющий массаж
(для снятия физического и эмоционального напряжения)
И.П. – стоя. Лёгкие поглаживания ото лба к вискам и вокруг глаз до переносицы. (5-20 раз)
И.П. – тоже. Лёгкие поглаживания от переносицы к ушам (как при умывании) 5-20 раз.
И.П. – тоже. Погладить руки, плечи в направлении к туловищу (5-20 раз)
И.П. – тоже. Поглаживаем живот круговыми движениями по часовой стрелке
Указательный и средний палец положить перед и за ухом и растереть.
Массаж ушей
Слова
Действие
На дальней границе
И в холод и в зной,
В зелёной фуражке
Стоит часовой.
Легко загнуть руками уши вперёд
На дальней границе
И ночью и днём,
Он зорко, он зорко,
Следит за врагом.
Потянуть легко руками мочки ушей вверх, вниз.
И если лазутчик
Захочет пройти,
Его остановит
Солдат на пути.
Указательным и большим пальцем массировать слуховые отвороты.
Массаж спины
( Движения по тексту, выполняются 40-50 секунд )
В колонночку в круг встали,
Ладошками по спинке застучали.
Дети спинку подставляют,
И со спинками играют,
Здоровья спинкам прибавляют.
Оздоровительный массаж
( Движения по тексту )
Чтобы не зевать от скуки,
Встали и потёрли руки.
А потом ладошкой в лоб –
Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп!
Щёки заскучали тоже?
Мы и их похлопать можем!
Ну-ка, дружно, не зевать!
1, 2, 3, 4, 5!
А теперь уже, гляди,
Добрались и до груди!
Постучим по ней на славу:
Сверху, снизу, слева, справа!
Постучим и тут и там,
И немного по бокам.
Не скучать и не лениться!
Перешли на поясницу.
Чуть нагнулись, ровно дышим.
Потянулись – выше, выше!
Стимуляция биоактивных зон кожи активизирует выработку в организме собственного интерферона, который, помимо противовирусного эффекта, обладает еще и радиозащитными свойствами: снижает повреждающее действие на человека рентгеновских и других излучений, сопровождающих радиоактивный распад, увеличивает количество полноценных клеток, снижает число хромосомных повреждений в клетках костного мозга, усиливает и поддерживает адаптационные реакции организма в неблагоприятной экологической обстановке.