kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Доклад на тему "Закаливание: дыхательная гимнастика, самомассаж"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Закаливание - это научно обоснованное систематическое использование естественных факторов природы для повышения устойчивости организма к неблагоприятным агентам окружающей среды. Закаливание воздухом, водой и солнцем как инструментами повышения сопротивляемости организма различным условиям внешней среды использовалось с древних времен. Практическую пользу закаливания признавали такие авторитеты, как Авиценна и Гиппократ - сторонники использования в оздоровительных целях холодных обтираний, душа и ванн. Методы закаливания новорожденных у скифов описывали Геродот и Тацит; имеются данные о традиции якутов обтирать новорожденных снегом, у некоторых других народов принято обливать младенцев холодной водой несколько раз в день, начиная с первых дней жизни. И в Древней Руси, по свидетельству летописца Нестора, считалось добродетелью с самого раннего детского возраста приучать тело к холоду и непогоде с помощью бани и купания в холодной воде. В основе же современных представлений о физическом воздействии закаливающих процедур на организм лежат труды видных деятелей русской науки.

Существуют различные  методы закаливания в зависимости от способа воздействия. Первый (и наиболее распространенный) – это закаливание холодом. Закаливание к холоду является самым распространённым и практически наиболее важным, так как оно способствует профилактике острых респираторных вирусных инфекций, благодаря стимуляции реакций иммунитета и совершенствованию процессов терморегуляции.  Второй (не менее распространенный) – это солнечные лучи с давних времен использовались как средства закаливания. Они и до сих пор остаются основными и самими действенными. Ни одно искусственное средство не может сравниться с ними по силе воздействия, не говоря уже о доступности применения.

Еще одним видом закаливания является дыхательная гимнастика. От правильного дыхания во многом зависит здоровье человека, его  физическая и умственная деятельность. Тренированность дыхательной мускулатуры определяет физическую работоспособность и выносливость человека, сопротивляемость организма к простудным и другим заболеваниям.

У детей дошкольного возраста дыхательные мышцы еще слабые, чтобы правильно дышать,  детям нужно научиться управлять дыхательными мышцами, всячески развивать их и укреплять.

Для этого в младшем дошкольном возрасте вместе с дыхательной гимнастикой активно используются дыхательные упражнения, звуковая гимнастика, имитационные и образно-подражательные упражнения.

    Дыхательные упражнения необходимы и полезны – это  элементы первой помощи своему организму. С их помощью дети учатся сознательно заботиться о своем здоровье и заниматься профилактикой простудных заболеваний. В группах раннего и младшего дошкольного возраста, в основном часто болеющие дети, с ослабленным иммунитетом. Необходимо в физкультурное занятие (во вводной, обще развивающихся  упражнениях и в заключительной части), утреннюю   гимнастику, физкультминутки, пальчиковую гимнастику и релаксацию включать элементы дыхательной гимнастики.

Учитывая незавершенность формирования дыхательной системы детей раннего и младшего дошкольного возраста, дыхательные упражнения выполняются в медленном темпе с небольшим количеством повторений (4-5раз).

Во вводной части физкультурного занятия лучше использовать игровые упражнения дыхательной гимнастики по 25-30 с.

Обще развивающие упражнения для рук, плечевого пояса и туловища проводятся  в сочетании со звуковой гимнастикой: имитационные и образно-подражательные упражнения.

В заключительной части -  релаксационные, игровые упражнения дыхательной гимнастики на нормализацию дыхания.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему "Закаливание: дыхательная гимнастика, самомассаж"»

Доклад на тему:

Закаливание: дыхательная гимнастика, самомассаж.

Выполнила воспитатель

1 группы раннего возраста д/с № 145.

Закаливание - это научно обоснованное систематическое использование естественных факторов природы для повышения устойчивости организма к неблагоприятным агентам окружающей среды. Закаливание воздухом, водой и солнцем как инструментами повышения сопротивляемости организма различным условиям внешней среды использовалось с древних времен. Практическую пользу закаливания признавали такие авторитеты, как Авиценна и Гиппократ - сторонники использования в оздоровительных целях холодных обтираний, душа и ванн. Методы закаливания новорожденных у скифов описывали Геродот и Тацит; имеются данные о традиции якутов обтирать новорожденных снегом, у некоторых других народов принято обливать младенцев холодной водой несколько раз в день, начиная с первых дней жизни. И в Древней Руси, по свидетельству летописца Нестора, считалось добродетелью с самого раннего детского возраста приучать тело к холоду и непогоде с помощью бани и купания в холодной воде. В основе же современных представлений о физическом воздействии закаливающих процедур на организм лежат труды видных деятелей русской науки.

Существуют различные методы закаливания в зависимости от способа воздействия. Первый (и наиболее распространенный) – это закаливание холодом. Закаливание к холоду является самым распространённым и практически наиболее важным, так как оно способствует профилактике острых респираторных вирусных инфекций, благодаря стимуляции реакций иммунитета и совершенствованию процессов терморегуляции. Второй (не менее распространенный) – это солнечные лучи с давних времен использовались как средства закаливания. Они и до сих пор остаются основными и самими действенными. Ни одно искусственное средство не может сравниться с ними по силе воздействия, не говоря уже о доступности применения.

Еще одним видом закаливания является дыхательная гимнастика. От правильного дыхания во многом зависит здоровье человека, его физическая и умственная деятельность. Тренированность дыхательной мускулатуры определяет физическую работоспособность и выносливость человека, сопротивляемость организма к простудным и другим заболеваниям.

У детей дошкольного возраста дыхательные мышцы еще слабые, чтобы правильно дышать, детям нужно научиться управлять дыхательными мышцами, всячески развивать их и укреплять.

Для этого в младшем дошкольном возрасте вместе с дыхательной гимнастикой активно используются дыхательные упражнения, звуковая гимнастика, имитационные и образно-подражательные упражнения.

Дыхательные упражнения необходимы и полезны – это элементы первой помощи своему организму. С их помощью дети учатся сознательно заботиться о своем здоровье и заниматься профилактикой простудных заболеваний. В группах раннего и младшего дошкольного возраста, в основном часто болеющие дети, с ослабленным иммунитетом. Необходимо в физкультурное занятие (во вводной, обще развивающихся упражнениях и в заключительной части), утреннюю гимнастику, физкультминутки, пальчиковую гимнастику и релаксацию включать элементы дыхательной гимнастики.

Учитывая незавершенность формирования дыхательной системы детей раннего и младшего дошкольного возраста, дыхательные упражнения выполняются в медленном темпе с небольшим количеством повторений (4-5раз).

Во вводной части физкультурного занятия лучше использовать игровые упражнения дыхательной гимнастики по 25-30 с.

Обще развивающие упражнения для рук, плечевого пояса и туловища проводятся в сочетании со звуковой гимнастикой: имитационные и образно-подражательные упражнения.

В заключительной части - релаксационные, игровые упражнения дыхательной гимнастики на нормализацию дыхания.

Использование этого метода позволяет успешно развивать дыхательную мускулатуру, увеличивать подвижность грудной клетки и диафрагмы, улучшать лимфо-кровообращение в легких; повысить жизненный тонус ребенка, и его иммунитет.

1.«Поцелуйте меня». Дети вытягивают губы вперед трубочкой и произносят звук.

2. «Змея злится». Предложить ребенку высунуть тонкий язычок, как можно дальше (10 – 15) сек. Туловище расслабляется. Сделать полный вдох, сквозь зажатые губы с силой выпустить воздух несколькими отрывистыми выдохами, произнося «с – с – с – с».

3.«На птичьем дворе» Увидели петушка. Дети отводят руки немного назад (это крылья) и поют, как петушок: «Ку – ка – ре – ку – у –у -у» хлопают руками по бедрам и высоко поднимая колени.

Курочку. Курочка – тараторочка. По двору ходит, Хохолок раздувает, Малых деток созывает: «Ко – ко – ко»! Дети отводят руки немного назад (это крылья), хлопают руками по бедрам и высоко поднимая колени, ходят в разных направлениях , говорят «ко –ко-ко».

Гуся.

Гуси у пруда галдят, Пощипать тебя хотят. Дети отводят руки назад и в движении и произносят «го-го-го». Затем вытягивают вперед шею и шипят « ш – ш - ш» друг на друга. Малыши идут к собачке (любой игрушке), произносят «га-га-га», останавливаются и начинают шипеть, собачка пугается и прячется от них.

4.«Шарик лопнул».

Полусогнутые ладони приблизить друг к другу и держать на уровне губ. Дети держат воображаемый мыльный шарик, надувают его «ш - ш-ш» , одновременно разводят руки в стороны. Большой шарик надули, «Хлоп» - лопнул шарик. Дети хлопают в ладоши перед собой.

5. «Едим на поезде».

Чух-чух, Чух-чух, Мчится поезд Во весь дух , Паровоз Пыхтит. -Тороплюсь! - Гудит,- Тороплюсь, Тороплюсь, Тороплю – у – у – у сь! Э. Мошковская.

Дети встают за воспитателем друг за другом, одной рукой держатся за длинную палку. Идут, делая попеременные движения руками (вперед, назад),приговаривая: «Чух – чух – чух», «Ту –ту –ту -у».

6. «Веселые вороны». Дети делают короткий вдох на выдохе, произносят «Кар – кар – кар». Тоже с поворотом головы (направо, налево).

Дыхательные упражнения из положения «стоя».

1. «Комарики прилетели».

На лужайке у горы Под зеленой липкой Потеряли комары Маленькую скрипку… ( А.Екимцев).

К обручу или палке на разных по длине нитках закреплены «комарики», сделанные из тонкого материала. Дети быстро идут или бегут за улетающими комариками издают «пи-и-и-и», « з – з - з ».

2.«Лови комара». Распищались комары Зло и недовольно. И, наверно, с той поры . Всех кусают больно! ( А. Екимцев).

Встать прямо, ноги врозь, руки опустить. Хлопнуть в ладоши перед собой на уровне лица(груди, над головой), сказать: «Хлоп!» Вернуться в и.п.- вдох.

3.«Утренняя прогулка».

Солнышко-ведрышко! Взойди поскорей, Освети, обогрей - Телят да ягнят. Еще маленьких ребят. Встать прямо, ноги вместе, руки вдоль туловища. Поднять руки вверх, потянуться, встать на носки - вдох, вернуться в И.П. : «У – х – х » -выдох.

4.«Летняя гроза».

Гроза прошла, и ветка белых роз В окно мне дышит ароматом…

Воспитатель предлагает понюхать ароматные цветочки. Слегка наклоняя голову, дети делают спокойный вдох через нос, стараясь не поднимать плечи, задерживают дыхание и на выдохе продолжительно произносят: «А-а-а-ах!».

Еще трава полна прозрачных слез, И гром вдали гремит раскатом. ( А.Блок).

Встать прямо, ноги врозь, руки опустить. Хлопнуть в ладоши перед собой на уровне лица (груди, над головой), сказать: «Хлоп!» Вернуться в и.п.- вдох.

5. «Дровосек».Встать прямо, широко расставив ноги, руки подняты над головой, пальцы сцеплены. Наклониться вперед, опуская руки между ногами, и произносить с выдохом: «Б - а- а- х- х! Б- а- а- х- х!»

Не нужна ни шуба, Не нужна ни шапка. От работы дровосеку, На морозе жарка. Топором умелым Ловко колет чурки, Гори огонь сильнее В маленькой печурки.

6. «Лягушонок». Лупоглазая лягушка, Надувает важно брюшко. У нее одна забота: Комара поймать охота. В. Степанов.

Встать прямо, ноги вместе, руки на поясе - Вдох. Прыжок вверх, руки в стороны вверх - Выдох с одновременным произнесением: «Ква – ква-ква».

Упражнения из положения «сидя», « лежа».

1.«Спрячься» Сидя на полу, ноги вперед, руки вверх. Подтянуть колени к груди, обхватить их руками и произнести на выдохе: «Ух». Вернуться в и.п. — вдох.

2.«Кошечка». Маленькая кошечка в гости к нам пришла, Глазками мигает, спинку выгибает, Песенку поет: «Мяу – мяу – мяу». Стоя на четвереньках. Поднять голову, прогнуть спину — вдох. Опустить голову, выгнуть спину, сказать: «Ф- р-р-р» («Ш-ш-ш») — и выдохнуть.

3. «Совушка - сова». Ах ты, совушка – сова, Ты большая голова! Ты на дереве сидела, Головою ты вертела.

Сидя на полу, ноги скрещены, руки на поясе. Повороты головы вправо и влево ,взмахивая руками и повторяя: «У- у- ф - ф». 4. «Чайник». А- чайник, ворчун, хлопотун, сумасброд, Я вам на показ выставляю живот, Я чай кипячу, клокочу и кричу: - Эй, люди, я с вами почайпить хочу! Сидя, одна рука лежит на животе, другая- на груди. Втягивая живот- вдох, выпячивая- выдох. Выдыхая, громко произносить: «Ф - ф – ф - ф».

Упражнения на нормализацию дыхания.

На протяжении занятий дети выполняют большой объем физической работы требующей усиленного притока кислорода к мышцам и органам. Поэтому для улучшения вентиляции легких на занятиях необходимо вводить дыхательные упражнения, способствующие нормализации дыхания, особенно после бега и прыжков.

1.«Обними себя».

Ноги на ширине плеч, руки в стороны и отведены назад, ладони вперед, пальцы врозь - сделать полный вдох; задержать дыхание на 3-4 сек.; растягивая губы в улыбки, произносить звук «с», выдыхая воздух и втягивая в себя живот, руки скрестить на груди, кистями хлопнуть по лопаткам, Вернуться в и.п. — вдох.

2.«Сдуем снег (пыль) с обуви».

И.п. — ноги на ширине плеч, руки вверх — в стороны. Опускаясь на ступню, наклониться вперед, руки через стороны скрестить перед грудью с громким выдохом. Оставаясь в наклоне, плавно скрещивая и разводя руки, закончить выдох. Плавно выпрямиться, делая спокойный вдох, и принять и.п.

3. «Ветер».

Ветер тихо клен качает, Вправо, влево наклоняет. Раз - наклон. И два - наклон, Зашумел листвою клен. А)И.п. — ноги на ширине плеч, руки вверх — в стороны. Сделать –вдох. На выдохе, раскачиваясь из стороны в сторону, произносить «Ф- ф- ф».Вернуться в И.п. Б)Сидя или лежа. Мышцы расслаблены. Сделать полный вдох, выпячивая живот и ребра. Задержать дыхание на 3-4 с. Сквозь сжатые губы с силой выпустить воздух несколькими отрывистыми выдохами. Повтор 3-4 раза. Музыкальное сопровождение по выбору.

В современном мире, наряду с занятиями физической культурой, очень популярен в последнее время массаж. Применение массажа с профилактической и лечебной целях имеет древнюю историю. В старину при различных недугах и болях применяли растирание, разминание, легкое поколачивание тела. Индусы и китайцы были первыми, кто описывали и применяли приемы массажа. В настоящее время массаж, как метод лечения и профилактики заболеваний, с успехом применяется в различных клиниках, оздоровительных центрах. Также массаж применяется и в детских садах, так как является немедикаментозным методом профилактики и лечения болезней.

Самомассаж стимулирует обменные процессы в мышечной ткани, усиливает кровообращение в мышцах, улучшает питание тканей, снабжая их кислородом. Самомассаж способствует приобретению знаний о строении собственного тела, стимулирует развитие речи и увеличивает словарный запас. Самомассаж проводят не только индивидуально, но и с группой детей одновременно. Его можно использовать многократно в течение дня, включая в различные режимные моменты, логопедические занятия и т.п.

Массаж рук «Гусь»

 Слова

Действие

Где ладошка? Тут?

Тут!

Показать правую ладошку.

На ладошке пруд?

Пруд!

Круговые движения левым указательным пальцем по ладони.

Палец большой – гусь молодой.

Указательный – поймал,

Средний – гуся ощипал,

Безымянный – суп варил,

А мизинец – печь топил.

Поочерёдно массировать круговыми движениями каждый палец.

Полетел гусь в рот.

А оттуда в живот!

Вот!

Махи кистями рук.

Двумя ладонями погладить живот.



Массаж лица «Летели утки»

 

Слова

Действие

Летели утки

Над лесной опушкой.

Лёгкими движениями провести пальцами по лбу 6 раз

Задели ели

Самую макушку.

Так же легко провести 6 раз по щекам

И долго елка

Ветками качала.

Указательными пальцами массировать крылья носа

А не начать ли нам массаж сначала?

Повторить

  

Расслабляющий массаж

(для снятия физического и эмоционального напряжения)

 

  1. И.П. – стоя. Лёгкие поглаживания ото лба к вискам и вокруг глаз до переносицы. (5-20 раз)

 

  1. И.П. – тоже. Лёгкие поглаживания от переносицы к ушам (как при умывании) 5-20 раз.

 

  1. И.П. – тоже. Погладить руки, плечи в направлении к туловищу (5-20 раз)

 

  1. И.П. – тоже. Поглаживаем живот круговыми движениями по часовой стрелке

     ( 5-20 раз)

Массаж ног

 

Слова

Действие

Божьей коровки папа идёт.

Сидя, гладить ноги с верху до низу

Следом за папой мама идёт.

Разминать их.

За мамой следом детишки идут.

Похлопать их ладошками

Следом за ними малышки бредут.

«Шагать» пальчиками

Красные юбочки носят они,

Поколачиваем кулачками

Юбочки с чёрными точечками.

Постукиваем пальчиками

На солнышко они похожи,

Встречают дружно новый день.

Поднять руки вверх, скрестить, раздвинуть пальцы.

А если будет жарко им,

То прячутся все вместе в тень.

Погладить ноги ладонями, спрятать руки.



Массаж тела «Пироги»

 

Слова

Действие

За стеклянными дверями

Стоит мишка с пирогами.

Хлопки по левой руке от кисти к плечу.

Хлопки по правой руке так же.

Здравствуй мишенька – дружок.

Сколько стоит пирожок?

Хлопки по груди.

Хлопки по бокам.

Пирожок – то стоит три,

А лепить их будешь ты!

Хлопки по ногам сверху вниз.

Напекли мы пирогов

К празднику и стол готов!

Поглаживание в той же последовательности.



Массаж биологическиактивных зон «Борода»

 

Слова

Действие

Да-да-да, да-да-да

Есть у деда борода.

Потереть ладони друг о друга.

Де-де-де, де-де-де

Есть сединки в бороде.

Провести руками от затылка до ямки.

Ду-ду-ду, ду-ду-ду

Расчеши-ка бороду.

Большими пальцами провести по шее от подбородка.

Да-да-да, да-да-да

Надоела борода.

Сжав кулачки, косточками указательных пальцев растереть крылья носа.

Ду-ду-ду, ду-ду-ду

Сбреем деду бороду.

Положить три пальца на лоб и погладить.

Ды-ды-ды, ды-ды-ды

Нету больше бороды.

Указательный и средний палец положить перед и за ухом и растереть.

 

Массаж ушей

 

Слова

Действие

На дальней границе

И в холод и в зной,

В зелёной фуражке

Стоит часовой.

Легко загнуть руками уши вперёд

На дальней границе

И ночью и днём,

Он зорко, он зорко,

Следит за врагом.

Потянуть легко руками мочки ушей вверх, вниз.

И если лазутчик

Захочет пройти,

Его остановит

Солдат на пути.

Указательным и большим пальцем массировать слуховые отвороты.



Массаж спины

( Движения по тексту, выполняются 40-50 секунд )

В колонночку в круг встали,

Ладошками по спинке застучали.

Дети спинку подставляют,

И со спинками играют,

Здоровья спинкам прибавляют.



Оздоровительный массаж

( Движения по тексту )

Чтобы не зевать от скуки,

Встали и потёрли руки.

А потом ладошкой в лоб –

Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп!

 

Щёки заскучали тоже?

Мы и их похлопать можем!

Ну-ка, дружно, не зевать!

1, 2, 3, 4, 5!

 

А теперь уже, гляди,

Добрались и до груди!

Постучим по ней на славу:

Сверху, снизу, слева, справа!

 

Постучим и тут и там,

И немного по бокам.

Не скучать и не лениться!

Перешли на поясницу.

 

Чуть нагнулись, ровно дышим.

Потянулись – выше, выше!



Стимуляция биоактивных зон кожи активизирует выработку в организме собственного интерферона, который, помимо противовирусного эффекта, обладает еще и радиозащитными свойствами: снижает повреждающее действие на человека рентгеновских и других излучений, сопровождающих радиоактивный распад, увеличивает количество полноценных клеток, снижает число хромосомных повреждений в клетках костного мозга, усиливает и поддерживает адаптационные реакции организма в неблагоприятной экологической обстановке.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Доклад на тему "Закаливание: дыхательная гимнастика, самомассаж"

Автор: Ложкина Екатерина Сергеевна

Дата: 15.01.2017

Номер свидетельства: 379442


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства