kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Доклад на тему: «Духовно-нравственное воспитание дошкольников через приобщение к истокам русской народной культуры»

Нажмите, чтобы узнать подробности

цель : ознакомление детей с бытом и культурными особенностями людей на Руси, и следующие задачи: развивать речь средствами фольклора, расширять и углублять представления детей о жизнедеятельности людей на Руси, осуществлять сравнение прошлого и современного укладов жизни русских людей.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«доклад на тему: «Духовно-нравственное воспитание дошкольников через приобщение к истокам русской народной культуры»»

 «Духовно-нравственное воспитание дошкольников через приобщение к истокам русской народной культуры»


 Культура русская щедра и многолика,

Разнообразна как природная краса

Талантами и мудростью велика,

И необьятна словно небеса.

1

 Сегодня материальные ценности превозносят над духовными, поэтому у детей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. В нравственном воспитании современных детей наметились негативные тенденции: книги ушли на второй план, их место занял экран телевизора, с которого в жизнь ребенка теперь постоянно входят персонажи сказок, герои мультфильмов, не всегда отличающиеся душевностью или нравственной чистотой. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. В образовании детей дошкольного возраста больше внимания стали уделять познавательному развитию, подготовке ребят к школе. Родители водят детей на дополнительные занятия, не жалея на обучение ни времени, ни денег. А вот на совместное чтение книг, на изготовление подарков близким, на прогулки, совместные игры времени свободного не остается. А кто же даст детям уроки нравственности? Кто научит их в первую очередь быть добрым, чутким, честным, справедливым? Значит, нам, педагогам, необходимо восполнить образовавшийся пробел в воспитании нравственных чувств детей и привлечь к этому родителей. 

Используя в педагогической деятельности такое направление как « Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры» , опеределяется следующая важнейшая задача, стоящая перед нашим обществом в настоящее время, является его духовное и нравственное возрождение, которое невозможно осуществить, не осваивая культурно-исторический опыт народа!

2

К проблеме возможностей народной культуры как живого источника педагогической мудрости обращались многие ученые и педагоги. Они рассматривал народную культуру, как средство нравственного воспитания, формирования мировоззрения и развития фантазии ребенка. Это Сухомлинский ,Усова, Князева, Коморава. Их опыт бесценен!

3.

Воспитуя детей духовно нравственно обращаясь к устокам русской народной культуры пожно выделить несколько этапов это устное народное творчество ,театролизрванная деятельность,художественное творчество,прикладное искусство.

Говоря о театральной деятельности можно сказать следующее- активно участвуя в праздничных действиях, проживая их эмоционально, коллективно, дошкольники приобщаются к различным сторонам общественной жизни, культуре, языку своего народа. В праздничных обрядах активно задействованы художественное слово, предмет, ритм, музыка; присутствует уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук, победы красоты и добра.

В процессе подготовки и проведения забытых календарных праздников, таких как,: Рождество (Святки), колядки, Покров  и традиционные народные праздники мы ставим перед собой следующие задачи: -изучить историю народных праздников;- узнать о местных традициях в праздновании народных праздников;- развивать интерес к активной творческой деятельности, к традициям и обычаям своего народа.

4 «Устное творчество»

4 Говоря о приобщении к истокам русской народной культуры через устное народное творчество можно сказать ,что у ребенка формируется потребность в художественном слове. И здесь ставится следующая цель цель : ознакомление детей с бытом и культурными особенностями людей на Руси, и следующие задачи: развивать речь средствами фольклора, расширять и углублять представления детей о жизнедеятельности людей на Руси, осуществлять сравнение прошлого и современного укладов жизни русских людей.

В работе я использую все виды фольклора. При знакомстве детей с устным народным творчеством, я приобщаю их к общечеловеческим ценностям. Простой и ясный язык сказок, песенок, пословиц, поговорок, понятен детям.

Художественное творчество

Цель: -        развивать творческую активность и эстетический вкус; -        знакомить с предметами русского народного творчества, их разнообразием; -        показать характерные для того или иного вида художественного промысла особенности.

Задачи: -        знакомство с историей народных промыслов декоративно — прикладного искусства; -        изучить характерные особенности каждого промысла; -        развивать познавательные и творческие способности детей в процессе изучения различных видов декоративно-прикладного искусства; -        воспитывать у детей умение использовать разные виды росписей в повседневной жизни; -        формировать у детей и духовный патриотизм.
Ожидаемый результат: -        дети должны уметь различать изделия народных промыслов по росписи, изображать элементы, характерные для каждого вида росписи; -        у них должны быть сформированы представления о народных промыслах, как части культуры русского народа, его значении в жизни русских людей; -        гордость за свой народ, свою культуру.


«Предметно- развивающая среда»

5 В группе создана библиотечка красочных книг с русскими народными сказками, потешками, загадками. Отведено место для театральной деятельности. В процессе создания появился  уголок ряженья с элементами костюмов, шапочки для игр-драматизаций и инсценировок сказок, кукольный, настольный, теневой и пальчиковый театры, дидактические и настольно-печатные (лото, мозаика) игры.

В развивающей среде группы появяются куклы в русских костюмах, предметы народного творчества, старинные вещи.

Для реализации задачи по развитию эмоциональной отзывчивости на произведения устного народного творчества предлагаю детям поиграть в сказку, пережить все приключения сказочных героев, помочь найти выход из трудной ситуации. Волки, медведи в сказке олицетворяют трудности, которые надо преодолеть. В сказке герой всегда выходит победителем из трудной ситуации. Учу детей быть такими же смелыми, решительными, находчивыми. Благодаря сказкам у ребенка развивается способность сострадать, сочувствовать, сопереживать, радоваться чужим удачам.

6 взаимодействие с родителяи  

Моя работа не была бы столь плодотворной без помощи родителей моих детей. С ними систематически провожу беседы, консультации на темы: «Устное народное творчество как средство развития речи детей», «Произведения народного творчества», «Драгоценное достояние», «Сказка ложь, да в ней намёк».

 В уголок для родителей помещала статьи: « Что за прелесть эти сказки», « Пословицы и поговорки – жемчужины народного творчества» «Традиционные и обрядовые праздники», « Русские народные игры».

 Вместе с родителями оформили альбомы по устному народному творчеству: «Загадки»,  «Пословицы и поговорки», «Скороговорки».

 Родители оказали большую помощь в оформлении дидактических игр по фольклору, в обновлении и обогащении театральной зоны.

« Взаимные интересы»

7Каждый из педагогов нашего учреждения работает по своему направлению и имеет свою творческую лабораторию. Порой, одна проблема объединяет несколько человек, тогда есть место творческому объединению, в котором каждый педагог может проявить свои способности. Я нашла таких людей!

Заключение

Русское народное творчество не перестает восхищать и удивлять своим глубоким содержанием и совершенной формой. Оно постоянно изучается, и к нему обращены взоры историков, искусствоведов, педагогов. 

Знакомство детей с родной культурой, произведениями устного народного творчества, родной речью с самого раннего детства способствует духовному, нравственному, патриотическому воспитанию дошкольников .И в будущем они обязательно сумеют сохранить все культурные ценности нашей Родины и Россия будет жить, даря миру громадное количество талантов, которыми восхищались и будут восхищаться в нашей стране.

 Если ребенок родился и рос,

 На родной стороне, среди русских берез,

 Слышал русские песни, колядки справлял,

 С светлым праздником Пасхи родных поздравлял,

 Был воспитан в труде, милосердье, добре,

 В уважении к старшим, родным и Земле,

 Эту заповедь предков в душе сбережет,

 Только радость и счастье с собой принесет.














окончание
Если планировать воспитательный процесс обращаясь к духовно- нравственным традициям отечественного образования и воспитания, то это значительно повысит эффективность воспитательной работы по духовно-нравственному развитию дошкольников, повысит компетентность педагогов, родителей, расширит воспитательное пространство и обеспечит активный выход на социум. 



 знания детей об истории, быте русского народа; формирование чувств национального достоинства; широкое использование всех видов фольклора (песен, потешек, закличек, пословиц, поговорок и т.п.); знакомство с русским народным искусством; повышение профессионального мастерства, компетенции педагогов; повышение эффективности воспитательной работы по духовно-нравственному воспитанию детей. 




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Автор: Радионова Юлия Юрьевна

Дата: 08.12.2016

Номер свидетельства: 367516


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства