kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Доклад на тему: «Роль художественных произведений в формировании морально-этических норм у дошкольников»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Значение художественной литературы, как составляющей, в воспитании детей определяется её общественной, а так же воспитательно-образовательной ролью в жизни всего нашего народа.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему: «Роль художественных произведений в формировании морально-этических норм у дошкольников»»





ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ДОНЕЦКА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЯСЛИ-САД № 273 ГОРОДА ДОНЕЦКА»











Доклад на тему:

«Роль художественных произведений в формировании морально-этических норм у дошкольников»










Подготовила:

воспитатель

Пинчук О.В.










Донецк 2022 г.

Значение художественной литературы, как составляющей, в воспитании детей определяется её общественной, а так же воспитательно-образовательной ролью в жизни всего нашего народа. Вкус маленьких читателей накладывает отпечаток на всю систему жанров в литературе для детей. Любовь к книге, умение использовать в жизни полученные из неё знания не приходят к ребёнку сами по себе. Здесь необходима активная помощь взрослого. Детский сад знакомит дошкольников с лучшими произведениями для детей и на этой основе решает целый комплекс взаимосвязанных задач нравственного, умственного, эстетического воспитания.


Одной из задач в формировании личности дошкольника является обогащение его нравственными представлениями и понятиями. Степень овладения ими у детей различна, что связано с общим развитием ребёнка, его жизненным опытом. В этом плане велика роль художественной литературы. Часто мы говорим: "Книга – это открытие мира". Действительно, читая, ребёнок знакомится с окружающей жизнью, природой, трудом людей, со сверстниками, их радостями, а порой и неудачами. Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребёнка. Слово может окрылить ребёнка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомиться с нормами поведения. Формированию нравственных представлений и нравственного опыта способствует сообщение детям знаний о моральных качествах человека.


Преимущество художественной литературы как средства формирования нравственных норм – в её эмоциональной оценке действительности. Литература активно воздействует на чувства и разум ребёнка, развивает его восприимчивость, эмоциональность. Недостаточное развитие этих качеств психики ребёнка приводит к искусственному ограничению его возможностей, к воспитанию человека, который не чувствует, не понимает, а слепо следует усвоенным правилам поведения.


Воспитание художественным словом приводит к большим изменениям эмоциональной сферы ребёнка, что способствует появлению у него живого отклика на различные события жизни, перестраивает его субъективный мир. По словам Б.М.Теплова, искусство захватывает различные стороны психики человека: воображение, волю, чувства, развивает его сознание и самосознание, формирует мировозрение.


Художественная литература должна чаще использоваться как средство развития человечности, гуманности, добра, справедливости, чувства гражданственности. В связи с этим педагог должен обратить особое внимание на отбор произведений, методику чтения и проведение бесед по художественным произведениям с целью формирования у детей гуманных чувств и этических представлений, на перенос этих представлений в жизнь и деятельность детей (насколько отражаются чувства детей, пробуждаемые литературой, в их деятельности, в их общении с окружающими людьми). Отбирая литературу для детей, нужно помнить, что моральное, нравственное воздействие литературного произведения на ребёнка зависит, прежде всего, от его художественной ценности. Художественное произведение должно затрагивать душу ребёнка, чтобы у него появилось сопереживание, сочувствие герою.


Решая задачи формирования нравственных норм дошкольников, необходимо обратиться к классической русской и переводной литературе, к лучшим литературным образцам ХХ столетия. Прежде всего, это произведения А.С.Пушкина, С.Т.Аксакова, П.П.Ершова, Н.А.Некрасова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета, А.А.Блока, С.А.Есенина, из переводных авторов – Р.Киплинга, Ш.Перро, братьев Гримм, Г.Х.Андерсена, произведения писателей и поэтов советского периода: М.Горького, С.Маршака, В.Маяковского, К.Чуковского, А.Барто, С.Михалкова и др. Например, для воспитания у детей старшего возраста нравственных качеств, гуманных чувств можно использовать сказки "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка", "Хаврошечка", "Сказка о рыбаке и рыбке" А.С.Пушкина, "Серебряное копытце" П.Бажова, "Конёк - Горбунок" П.Ершова, "Айболит" К.Чуковского и т.д.


При чтении книги ребёнок видит перед собой определённую картину, конкретную ситуацию, образ, переживает описываемые события, и чем сильнее его переживания, тем богаче его чувства и представления о действительности. Правило морали приобретает в художественном произведении живое содержание.


Задачи формирования нравственных норм дошкольников прекрасно представлены в произведениях лучших детских писателей: Л.Н.Толстого, К.Д.Ушинского, В.А.Осеевой, Н.Н.Носова, А.Л.Барто, Е.А.Пермяка и др. Подбор художественных произведений зависит от конкретных воспитательных задач, стоящих перед педагогом.


Стихи А.Л.Барто по содержанию очень близки и понятны детям – в них запечатлены моменты их детской жизни. Ведь главным действующим лицом является сам ребёнок, его сверстники, игрушки – мир знакомый и увлекательный. Несложное содержание стихотворений выражено в простой, доступной форме. Эти стихи помогают сформировать такие чувства как сочуствие, жалость ("Мишка", "Зайка"), забота о ближнем ("Брат - младший") и т.д.


Основной жанр В.А.Осеевой – короткий рассказ. Сюжеты рассказов взяты из жизни. Это наблюдения за детьми и их родителями. Для них характерны реализм бытовых сцен, быстрое развитие сюжета, а главное они поднимают и решают нравственные проблемы: что легче – соврать или сказать правду? Каким должен быть настоящий товарищ? Кого можно назвать хорошим сыном? и др. Рассказы делятся на 2 группы. В первой – дан готовый вывод, нравственная оценка поступков героев, которая звучит из уст взрослого ("Плохо", "Сыновья"), в другой группе – дети сами должны сделать вывод ("Печенье", "Волшебное слово", "На катке" и др.), что делает эти рассказы наиболее ценными для педагога.


Н.Н.Носов через юмор и сатиру поднимает вопросы трудового воспитания, честности, заботы об окружающих, взаимоотношений детей и взрослых. Эти нравственные качества раскрываются в занимательных рассказах Носова "На горке", "Огурцы", "Фантазеры" и др.


Л.Н.Толстой использовал разные жанры, но основным для него является рассказ. Силу воздействия своих рассказов Толстой проверял на детях. Он стремился донести до них "умную мораль", но морали в тексте нет – нужно самим делать выводы. В своих рассказах о животных и птицах, о детях именно через эмоциональное воздействие Толстой заставлял приходить детей к определённым нравственным выводам: что такое дружба и преданность, в чем заключается гуманизм, смог совершить ошибку – умей отвечать за нее и т.д.


Е.А.Пермяк считал труд основой нравственного воспитания, поэтому и произведения его построены на значимом участии ребёнка в жизни взрослых, когда он вносит хоть и маленькую, но важную лепту в общее дело ("Первая рыбка", "Как Маша стала большой", "Пичугин мост", "Чужая калитка").


И таких писателей немало, в каждом произведении можно найти важный нравственный момент для ребёнка, главное правильно подобрать его.


От содержания художественного произведения зависят те воспитательные задачи, которые решает воспитатель как на занятиях, так и вне их. Некоторые произведения большие по объёму, поэтому важно донести до сознания детей основную идею произведения. Вопросы должны быть конкретными, лаконичными, сосредотачивающими внимание детей на главном. Тематическое распределение произведений для чтения детям на занятиях и вне занятий позволит педагогу проводить работу по формированию нравственных норм у детей целенаправленно и комплексно.


Для всестороннего развития нравственных чувств следует включать детей в различную деятельность, связанную с художественной литературой. Например, дети создают свои рисунки по мотивам прочитанных сказок, рассказов. Воспитатели должны способствовать развитию детских игр по мотивам прочитанных произведений. Особенно вдохновенно действуют дети, когда самостоятельно разыгрывают роли, как настоящие актёры принимают участие в спектаклях.


Итак, формирование нравственных норм у дошкольников необходимо рассматривать в тесной взаимосвязи с общим эмоциональным развитием ребёнка. Эмоциональное отношение детей к окружающему является косвенным показателем становления их чувств. Художественная литература способствует возникновению у детей именно эмоционального отношения к описываемым событиям, природе, героям, их поступкам. И в дальнейшем даёт возможность применять детям усвоенные нормы морали и нравственности в своей жизни.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Автор: Пинчук Ольга Владимировна

Дата: 15.11.2022

Номер свидетельства: 617462


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства