Доклад на тему: «Развивающие игры В.В. Воскобовича в развитии связной речи у детей среднего и старшего дошкольного возраста»
Доклад на тему: «Развивающие игры В.В. Воскобовича в развитии связной речи у детей среднего и старшего дошкольного возраста»
Ценность развивающих детских игр состоит в том, что они быстро и эффективно позволяют достичь желаемых результатов, не утомляя при этом ребёнка. Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей 3-
7 лет «Сказочные лабиринты игры» представляет собой форму взаимодействия детей и взрослых через реализацию определенного сюжета с использованием развивающих игр В.В. Воскобовича. Развивающие игры имеют ряд особенностей:
Широкий возрастной диапазон участников игр;
Многофункциональность. С помощью игр можно решать множество образовательных задач;
Вариативность игровых заданий и упражнений;
Творческий потенциал каждой игры.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему: «Развивающие игры В.В. Воскобовича в развитии связной речи у детей среднего и старшего дошкольного возраста»»
Доклад на тему:
«Развивающие игры В.В. Воскобовича в развитии связной речи у детей среднего и старшего дошкольного возраста»
Анисимова Г.М.
2022
Всем известно, что для детей, а особенно для детей дошкольников, самая лучшая форма обучения, это обучение с помощью игры. Очень важно предоставить ребёнку как можно больше возможностей для самостоятельных наблюдений и исследований окружающего его мира, используя при этом самые разнообразные виды развивающих игр для детей. Игры очень важны для становления и развития личности ребёнка, поскольку являются не только инструментами его самовыражения, но, также, и способом познания окружающего мира и адаптации к нему. Ценность развивающих детских игр состоит в том, что они быстро и эффективно позволяют достичь желаемых результатов, не утомляя при этом ребёнка. Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей 3-
7 лет «Сказочные лабиринты игры» представляет собой форму взаимодействия детей и взрослых через реализацию определенного сюжета с использованием развивающих игр В.В. Воскобовича. Развивающие игры имеют ряд особенностей:
Широкий возрастной диапазон участников игр;
Многофункциональность. С помощью игр можно решать множество образовательных задач;
Вариативность игровых заданий и упражнений;
Творческий потенциал каждой игры.
Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня владения ими связной речью, от состояния активного словаря. Речь является основой, на которой строится вся учебная деятельность.
Игровая технология, применяемая в работе с детьми в ДОУ, предполагает нетрадиционный подход в речевом развитии детей.
Нетрадиционно – это значит научить детей оригинально, непривычно, не только воспринимать данное, но творчески преобразовывать, вводить непредвиденные ситуации, придумывать свое, воображать и фантазировать.
Интеграция образовательных задач с развивающими играми В.В. Воскобовича: учит детей сравнивать, сопоставлять; формирует привычку доказывать, что это, так или иначе; дает дошкольнику возможность выбора собственной позиции; учит задавать вопросы, так как, умение в контексте разумно сформулировать вопрос является одним из показателей успешного развития дошкольников.
Развитие мышления и воображения помогает дошкольнику различать реальную жизнь и фантазии. Воображение делает жизнь дошкольника индивидуально-творческой, нестандартной, неповторимой. Через игру, дошкольнику предлагается отойти от привычного и изобрести новую сказку, загадку, составить маленький рассказ. Возникает обратная связь: ребёнок сам творит, фантазирует, развивает собственное воображение.
Одной из трёх больших групп, которые включает технология «Сказочные лабиринты игры, является группа игр с буквами, звуками, словами и слогами. К ним относятся: «Теремки Воскобовича», «Складушки», «Читайка на
«Конструктор букв». В этих играх ребёнок решает логические задачи с буквами, составляет слоги, слова, занимается словотворчеством. Игры способствуют развитию речи и интеллекта, в процессе игр происходит знакомство с орфографией, расширяется словарный запас, совершенствуется звукопроизношение, ребёнок учится делать звуковой анализ, знакомится со словообразованием.
Подготовка к обучению ребёнка чтению идёт в три этапа:
Первыйэтап
Знакомство со звуками и буквами. Гласные и согласные буквы. Разделение согласных звуков на твёрдые и мягкие, звонкие и глухие.
Второйэтап
Знакомство со слогами. Слияние букв.
Третийэтап
Слоговое чтение. Чтение простых слов.
В процессе знакомства с игрой«Теремки»решаются следующие задачи:
составление слогов, освоение слияния звуков в слоге;
знакомство с орфографическими исключениями русского языка;
конструирование слов и простых предложений;
использование моделей гласных и согласных букв при составлении слов;
развитие внимания, памяти, мышления.
«ТеремкиВоскобовича»признаны уникальной учебной моделью для подготовки ребенка к раннему чтению. Малыши в игровой форме учатся соединять буквы в слоги, а слоги преобразовывать в слова. Пособие включает в себя 12 разноцветных кубиков-теремков, на которых расположенные различные звуки. Каждый теремок оснащен окошком или аркой для гласных букв. В мир гласных букв малыша приглашают веселые артисты, имена которых начинаются с гласных букв: Орлекин, Арлекин и т.д. Чтобы соединить буквы в слог, нужно вложить соответствующий сундучок в теремок и пропеть слог, который после этого образовался. чтобы получались слоги. А из нескольких "теремков" можно составить слово. Также дошкольник знакомится со знаком ударения, мягким и твердым знаками. Далее ребенок учится составлять и читать первые слова. К данному пособию прилагается детальная инструкция с подробным описанием игр, обучающих ребенка основам чтения.
Не менее интересной является игра «Складушки». "Складушки" – это игра, предназначенная для обучения детей 3-4 лет чтению по складовой
системе. Рисунки, стихи, музыка иллюстрируют складовую систему обучения. Вместе с ребенком вы рассматриваете рисунки на карточках, читаете стихи, придумываете сказку, поете песенки, которые ребенок
помогает подпевать. Эти смешные песенки детям, как правило, нравятся, и они довольно быстро запоминают их.
К играм, помогающим педагогу добиваться высоких результатов, можно отнести игры- эрудиты «Яблонька», «Снеговик», «Ромашка»;
«Читайка на шариках»; знаковые конструкторы: «Шнур- затейник»,
составлять новые слова и читать их. Из ключевого слова при помощи шнурка можно составить 200 слов. Для детей 2–3 лет игра «Ромашка» используется
в качестве шнуровки, для развития мелкой моторики кисти рук. Игра- шнуровка «Ромашка» развивает у детей: сообразительность навыки чтения обогащает словарный запас и формирует умение творчески мыслить.
«Конструктор букв»развивает воображение, внимание и память, делает ум гибким, учит анализировать и логически мыслить, тренирует мелкую
моторику, координацию «глаз-рука», и помогает интересно, необычно и полезно разнообразить досуг ребенка. С помощью игры «Конструктор букв» ребенок освоит моторный образ буквы, научится проводить ее тактильный и оптический анализ. Развивающая игра «Конструктор букв» является
прекрасным помощником в период знакомства ребенка с буквами. В состав игры входит специальная фанерная основа с резинками, которые фиксируют части букв. Также детям предлагаются 15 деталей различной формы. Ребенок в ходе игры складывает графические образы различных букв, превращая
их из одной в другую. Помогают ему в этом сказочные обитатели
Фиолетового Леса, которые желают узнать о секрете фокусника Филимона Коттерфильда. «Конструктор букв» помогает малышу: понять взаимосвязь между звуком и буквой формирует у него правильный графический образ буквы развивает фантазию и мелкую моторику.
Игра«Читайканашариках»развивает:
формирование интереса к чтению;
различение звонких, глухих согласных звуков;
звуковой анализ слов;
деление слов на слоги и произвольные части;
слоговое чтение;
конструирование и чтение слов, словотворчество;
внимание, память, воображение, мышление;
мелкую моторику рук.
Данная развивающая игра Воскобовича является эффективной методикой для обучения и закрепления навыков чтения. Это своеобразная книжка-
раскладушка позволяет формировать слова различного уровня сложности. Если загибать уголки по белым линиям, то можно прочитать слова,
состоящие из двух-трех букв – это желтые шарики. На красных шариках образуются слова из трех или четырех букв и т.д. Также «Читайка на шариках» позволяет составлять из полученных слов совершенно новые слова. Таким образом, можно составить около 130 новых слов.
Игра «Лабиринтыбукв»способствует: развитию памяти, внимания, воображения, логического мышления; развитию речи: расширение словарного
запаса; подготовке к обучению чтению; развитию познавательных интересов и мотивации детей; ориентация в пространстве; развитию общения и
взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками; развитию мелкой
моторики. Это альбом в котором можно подготовиться к обучению чтению, развить навыки чтения, подготовить руку к письму и развить интеллект.
В альбоме множество лабиринтов, так что вооружаемся маркером, и начинаем их прохождение с домика-стрелочки.
Для прохождения лабиринтов рекомендуется использовать графический тренажер Игровизор. Это папка с прозрачным верхним листом-экраном, на
котором можно рисовать маркером и потом стирать обычной салфеткой. Это дает возможность многократно использовать каждый лист с заданием,
исправлять ошибки.
Ребенку предлагается выполнить различные задания, которые познакомят его с буквами, научат соотносить графическое изображение буквы с ее звуком,
Ищем путь от входа к главной букве лабиринта, не задевая бусинки с буквами.
Ищем путь от входа к главной букве проходя через бусинки с буквой.
Чистое прохождение к картинкам, не задевая бусинок с буквами.
Собираем слова из бусинок.
Находим буквы и строим слова, обводим нужную.
Тир. Определяем букву, зная номер столбца и номер строки. И составляем слово и др.
Каждая игра технологии обязательно имеет свою сказку, но дети очень любят придумывать свои сказки к играм. Придумывание собственных
небольших сказок - отличная тренировка для развития речевых навыков и логического мышления.
Развивающие игры способствуют общению. Общаясь с персонажами Фиолетового леса (развивающая среда, где сосредоточены персонажи и области их проживания), отвечая на их вопросы, задавая вопросы им,
ребёнок учится вести диалог. Овладев диалогом, в ответах на заданные вопросы (с просьбой рассказать), ребенок осваивает монологическую речь.
Развивающие игры развивают активность детей и самостоятельность их мышления, помогают в игровой форме решать умственные задачи, преодолевая при этом определенные трудности. Именно в развивающих играх формируется познавательная деятельность, закрепляются,
активизируются и приводятся в систему знания, развивается произвольное умение сосредоточиться на поставленной цели.
Постоянное усложнение позволяет поддерживать детскую деятельность в зоне оптимальной трудности, то есть на пределе возможностей ребенка – реализуется зона ближайшего развития.
Комбинация игр предопределяет интенсивное развитие у детей внимания, памяти, воображения, речи, логического и творческого мышления.
Интересны игры для использования их в викторинах, интеллектуальных соревнованиях, в которых формируется мотивация достижения успеха.
Таким образом, используя развивающие игры Воскобовича В. В., можно добиться положительного результата в развитии связной речи детей, обучении чтению и словесного творчества.