kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Доклад на тему "Познавательно-речевое развитие детей через приобщение к истокам русской культуры"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад на тему "Познавательно-речевое развитие детей через приобщение к истокам русской культуры"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему "Познавательно-речевое развитие детей через приобщение к истокам русской культуры"»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №8 «Тополек»









Доклад на тему:

«Познавательно-речевое развитие детей через приобщение к истокам русской культуры»







Подготовила:

воспитатель Лыкова О.А.





















г.Донецк

2020 г.

Раннее детство - начало жизни.

С первых лет жизни ребенка приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям помогают заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формирует основы самосознания и индивидуальности.

Дошкольный период жизни ребенка во многом зависит от нас, взрослых. И мы, взрослые, должны наполнить жизнь ребенка светом добра и ласки, духовно обогатить среду, в которой он растет, заложить предпосылки высоких человеческих начал.

И звучат из поколений в поколения колыбельные песни, сказы, потешки, пословицы и поговорки.

Дошкольное образовательное учреждение-первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования.

Воспитание детей не может быть успешным без познания жизни своих предков. При приобщении к русской культуре пробуждается интерес к прошлому народа, его традициям, самобытности. В ходе знакомства с образом жизни людей в старину, русским фольклором развивается речь детей, обогащается словарный запас. Но в наши дни дети мало получают информации о русской культуре. Родители все реже говорят о жизни в старину своим детям. Поэтому в детском саду, в нашей группе ведётся работа по нравственно-патриотическому воспитанию. Одна из его задач – знакомство детей с истоками русской народной культуры.

Цель. Обеспечение процесса развития познавательно-речевой сферы ребёнка в различных видах совместной деятельности через приобщение детей к истокам русской народной культуры.

Задачи. Расширять представления детей о жизни людей в старину, старинных предметах быта. Познакомить детей с происхождением посиделок, их связью с фольклором. Обогащать знания о малом фольклорном жанре: загадках, потешках, небылицах. Познакомить с русским народным инструментом балалайкой. Упражнять в умении пересказывать сказку и инсценировать её. Развивать интерес к познавательным развлечениям, знакомящим с традициями и обычаями народа. Активизировать речь детей.

Произведения устного народного творчества – это неисчерпаемый источник эстетического, нравственного, трудового, патриотического воспитания дошкольников.

Народная мудрость, заключенная в сказках, потешках, прибаутках, загадках на протяжении многих веков воспитывала в детях гордость за талант русского народа, интерес к меткому, выразительному слову, любовь к родному языку.

Учитывая огромную значимость устного народного творчества в развитии речевой активности детей работу можно проводить как на занятиях, так и в свободное время.

В разные режимные моменты можно использовать фольклорные произведения (сказки, песни, потешки, частушки, пословицы, поговорки). Во время умывания - потешку «Водичка-водичка.»;

Во время причесывания - «Расти коса до пояса.»;

Во время одевания на прогулку - «Вот они сапожки.»

Пословицы и поговорки называют жемчужинами народного творчества. Они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека.

Пословицы и поговорки использую в процессе повседневного общения с детьми.

- Подбодрить ребенка робкого«Смелость города берет»

- если ребенок ленится«Люди жать - а он с поля бежать»«У лодыря Егорки всегда отговорки»;

- во время приема пищи«Когда я ем, я глух и нем»

- во время одевания на прогулку«Семеро одного не ждут»

- а если неаккуратно оделся«Поспешишь - людей насмешишь»

Кто отвлекается от работы, в зависимости от конкретной ситуации, говорят«Где много слов, там мало дела» или «Большой говорун, плохой работун».

На прогулках, во время наблюдения за цветами«Весна красна цветами».

Широко использую загадки, как на занятиях, так и в трудовой и игровой деятельности детей, в быту. Они побуждают ребенка к наблюдению, размышлению, познанию. Отбирая загадки для работы с детьми, учитываю их возраст, ведь тематика для маленьких ограничена их небольшим опытом. Это загадки, с которыми ребенок чаще всего сталкивается: загадки о предметах, домашних животных, о некоторых предметах домашнего обихода.

Малышам предлагаю загадки, в которых названы яркие, характерные признаки внешнего вида (цвет, форма, величина, отмечающие те качества, которые дети хорошо знают (голос животного, повадки, чем питается, например:

«На заборе сидит

«Ку-ка-ре-ку» - кричит.

Или

Под полом таится

Кошки боится.

Или

Маленькая, серенькая,

Живет в норке,

Любит корки.

Для уточнения и углубления знаний об окружающем мире, о сезонных явлениях использую соответствующие загадки, например во время наблюдений: «Весной вырастают,

Осенью опадают»

Создание атмосферы народного быта. Окружающие предметы оказывают большое влияние на формирование душевных качеств ребенка. «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». В группах создаю уголок нравственно-патриотического воспитания, в которых есть: альбомы, раскраски, «Дымковская игрушка»«Загадки»«Филимоновская игрушка». Большую радость приносят детям игрушки. Происходит знакомство детей с русской народной игрушкой - матрешкой.

Игра - основной вид деятельности детей дошкольного возраста, учим детей играть в русские народные игры с припевами, такие как  «Коза-хлопота»«У медведя во бору»; учим водить хороводы, где дети не только речевые навыки развивают, но и физические.

В играх - драматизациях использую сюжетно-ролевую игру с использованием персонажей и сюжетов, взятых из сказок и театрализованную игру для зрителей.

Познакомить детей с русскими народными инструментами: гармошка, балалайка, дудка, свистулька будем в более старшем возрасте.

Проведение традиционных праздников, где дети могут познакомиться с атрибутами и русскими костюмами, таким праздником будет вскоре «Масленица».

Таким образом, систематически организованная работа с детьми по использованию русской народной культуры благотворно влияет на всестороннее развитие личности.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Лыкова О.А.

Дата: 03.02.2020

Номер свидетельства: 538341


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства