Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему "Познавательно-речевое развитие детей через приобщение к истокам русской культуры"»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №8 «Тополек»
Доклад на тему:
«Познавательно-речевое развитие детей через приобщение к истокам русской культуры»
Подготовила:
воспитатель Лыкова О.А.
г.Донецк
2020 г.
Раннее детство - начало жизни.
С первых лет жизни ребенка приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям помогают заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формирует основы самосознания и индивидуальности.
Дошкольный период жизни ребенка во многом зависит от нас, взрослых. И мы, взрослые, должны наполнить жизнь ребенка светом добра и ласки, духовно обогатить среду, в которой он растет, заложить предпосылки высоких человеческих начал.
И звучат из поколений в поколения колыбельные песни, сказы, потешки, пословицы и поговорки.
Дошкольное образовательное учреждение-первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования.
Воспитание детей не может быть успешным без познания жизни своих предков. При приобщении к русской культуре пробуждается интерес к прошлому народа, его традициям, самобытности. В ходе знакомства с образом жизни людей в старину, русским фольклором развивается речь детей, обогащается словарный запас. Но в наши дни дети мало получают информации о русской культуре. Родители все реже говорят о жизни в старину своим детям. Поэтому в детском саду, в нашей группе ведётся работа по нравственно-патриотическому воспитанию. Одна из его задач – знакомство детей с истоками русской народной культуры.
Цель. Обеспечение процесса развития познавательно-речевой сферы ребёнка в различных видах совместной деятельности через приобщение детей к истокам русской народной культуры.
Задачи. Расширять представления детей о жизни людей в старину, старинных предметах быта. Познакомить детей с происхождением посиделок, их связью с фольклором. Обогащать знания о малом фольклорном жанре: загадках, потешках, небылицах. Познакомить с русским народным инструментом балалайкой. Упражнять в умении пересказывать сказку и инсценировать её. Развивать интерес к познавательным развлечениям, знакомящим с традициями и обычаями народа. Активизировать речь детей.
Произведения устного народного творчества – это неисчерпаемый источник эстетического, нравственного, трудового, патриотического воспитания дошкольников.
Народная мудрость, заключенная в сказках, потешках, прибаутках, загадках на протяжении многих веков воспитывала в детях гордость за талант русского народа, интерес к меткому, выразительному слову, любовь к родному языку.
Учитывая огромную значимость устного народного творчества в развитии речевой активности детей работу можно проводить как на занятиях, так и в свободное время.
В разные режимные моменты можно использовать фольклорные произведения (сказки, песни, потешки, частушки, пословицы, поговорки). Во время умывания - потешку «Водичка-водичка.»;
Во время причесывания - «Расти коса до пояса.»;
Во время одевания на прогулку - «Вот они сапожки.»
Пословицы и поговорки называют жемчужинами народного творчества. Они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека.
Пословицы и поговорки использую в процессе повседневного общения с детьми.
- Подбодрить ребенка робкого: «Смелость города берет»
- если ребенок ленится: «Люди жать - а он с поля бежать», «У лодыря Егорки всегда отговорки»;
- во время приема пищи: «Когда я ем, я глух и нем»
- во время одевания на прогулку: «Семеро одного не ждут»
- а если неаккуратно оделся: «Поспешишь - людей насмешишь»
Кто отвлекается от работы, в зависимости от конкретной ситуации, говорят: «Где много слов, там мало дела» или «Большой говорун, плохой работун».
На прогулках, во время наблюдения за цветами: «Весна красна цветами».
Широко использую загадки, как на занятиях, так и в трудовой и игровой деятельности детей, в быту. Они побуждают ребенка к наблюдению, размышлению, познанию. Отбирая загадки для работы с детьми, учитываю их возраст, ведь тематика для маленьких ограничена их небольшим опытом. Это загадки, с которыми ребенок чаще всего сталкивается: загадки о предметах, домашних животных, о некоторых предметах домашнего обихода.
Малышам предлагаю загадки, в которых названы яркие, характерные признаки внешнего вида (цвет, форма, величина, отмечающие те качества, которые дети хорошо знают (голос животного, повадки, чем питается, например:
«На заборе сидит
«Ку-ка-ре-ку» - кричит.
Или
Под полом таится
Кошки боится.
Или
Маленькая, серенькая,
Живет в норке,
Любит корки.
Для уточнения и углубления знаний об окружающем мире, о сезонных явлениях использую соответствующие загадки, например во время наблюдений: «Весной вырастают,
Осенью опадают»
Создание атмосферы народного быта. Окружающие предметы оказывают большое влияние на формирование душевных качеств ребенка. «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». В группах создаю уголок нравственно-патриотического воспитания, в которых есть: альбомы, раскраски, «Дымковская игрушка», «Загадки», «Филимоновская игрушка». Большую радость приносят детям игрушки. Происходит знакомство детей с русской народной игрушкой - матрешкой.
Игра - основной вид деятельности детей дошкольного возраста, учим детей играть в русские народные игры с припевами, такие как «Коза-хлопота», «У медведя во бору»; учим водить хороводы, где дети не только речевые навыки развивают, но и физические.
В играх - драматизациях использую сюжетно-ролевую игру с использованием персонажей и сюжетов, взятых из сказок и театрализованную игру для зрителей.
Познакомить детей с русскими народными инструментами: гармошка, балалайка, дудка, свистулька будем в более старшем возрасте.
Проведение традиционных праздников, где дети могут познакомиться с атрибутами и русскими костюмами, таким праздником будет вскоре «Масленица».
Таким образом, систематически организованная работа с детьми по использованию русской народной культуры благотворно влияет на всестороннее развитие личности.