Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему: «Физкультурно-оздоровительные технологии в ДОО»»
Доклад «Физкультурно-оздоровительные технологии в ДОО»
Подготовила:
инструктор по
физической
культуре
Саманова Л.Р.
Дошкольный возраст является важнейшим этапом в формировании физического и психического здоровья. До 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется отношение к себе и окружающим. Очень важно именно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.
Педагоги ДОУ используют разнообразные формы и виды здоровьесберегающих технологий, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей. Главное назначение данных технологий – нацелить педагогов, специалистов детского сада, родителей и самое главное – самих детей на сохранение и укрепление здоровья.
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий – создать условия для сохранения здоровья, донести до детей необходимые знания по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Здоровьесберегающиетехнологиив дошкольном образовании- направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования-задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.
Технологии, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка:
-развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников,
-закаливание,
-дыхательная гимнастика,
-массаж и самомассаж,
-профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки,
-воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье и др.
Технология закаливания и профилактика плоскостопия
Закаливание является существенным, самым эффективным и доступным средством тренировки и совершенствования защитных механизмов организма.
Дыхательная гимнастика Существуют различные комплексы дыхательной гимнастики, которые построены на упражнениях, главными элементами которых являются:
глубокое дыхание,
искусственное затруднение дыхания,
задержка дыхания,
замедление дыхания,
поверхностное дыхание.
Дыхательная гимнастика «Подуем на живот, Как трубка, станет рот, Ну, а теперь — на облака И остановимся пока». Дыхательная гимнастика «Сели бегемотики, Потрогали животики. То животик поднимается (вдох), То животик опускается (выдох).» Дыхательная гимнастика
Главная задача дыхательной гимнастики для ребенка – это научить его правильно, глубоко дышать, максимально наполнять легкие при вдохе, расширяя при этом грудную клетку, а на выдохе освобождать легкие от остаточного воздуха, выталкивая его путем сжатия легких.
Гимнастика для глаз
снимает глазное напряжение,
укрепляет мышцы глаз и совершенствует их координацию.
Ее можно делать как паузу и разгрузку в ходе детских занятий, требующих усидчивости и дающих нагрузку на зрение.
Гимнастика для глаз «Заяц» Вверх морковку подними, На нее ты посмотри. Смотрят вверх. Вниз морковку опусти. Смотрят вниз. Только глазками смотри: Вверх-вниз, вправо-влево. Глазами смотрят вверх-вниз, вправо-влево. Ай да, заинька, умелый! Глазками моргает. Моргают глазками. Глазки закрывает. Глазки закрывают. Зайчики морковки взяли, С ними весело плясали. Гимнастика для глаз «Белка» Белка дятла поджидала, Резко перемещают взгляд вправо-влево. Гостя вкусно угощала. Ну-ка, дятел, посмотри! Смотрят вверх-вниз. Вот орехи — 1, 2, 3. Пообедал дятел с белкой Моргают глазками. И пошел играть в горелки. Закрывают глаза, гладят веки указательным пальцем. Рекомендации при подборе гимнастики для глаз
учитывается возраст,
состояние зрения,
быстрота реакции ребенка,
дети во время проведения зрительной гимнастики не должны уставать,
зрительную гимнастику необходимо проводить регулярно 2-3 раза в день по 3-5 минут,
надо следить за напряжением глаз, и после гимнастики практиковать расслабляющие упражнения.
Технология игрового массажа и самомассажа
Игровой самомассаж - нетрадиционный вид упражнений, помогающий естественно развиваться организму ребенка, морфологически и функционально совершенствоваться его отдельным органам и системам.
Технология игрового массажа и самомассажа
«Игровой самомассаж» является основой закаливания и оздоровления детского организма.
Технология игрового массажа и самомассажа
При проведении массажа рекомендуется обучать детей не надавливать с силой на указанные точки, а массировать их мягкими движениями пальцев.
Технология игрового массажа и самомассажа
Выполнять массажные движения следует от перифирии к центру.
Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.
Пальчиковая гимнастика — это вид здоровьесберегающих технологий, который применяется не только для развития мелкой моторики рук (что важно для подготовки ребенка к рисованию, лепке и письму), но и для решения проблем с речевым развитием у детей. Помимо этого такая гимнастика способствует развитию:
Пальчиковая гимнастика проводится в форме инсценировки стихотворных текстов с помощью пальцев. Это чуть ли не первая разновидность гимнастики, которую можно выполнять с детьми. В ходе проведения пальчиковой гимнастики дети производят активные и пассивные движения пальцами. Используются такие виды упражнений:
Рекомендуется делать пальчиковую гимнастику ежедневно. В ходе ее выполнения нужно следить, чтобы нагрузка на обе руки была одинаковой. Кроме этого необходимо помнить, что каждый сеанс пальчиковой гимнастики должен оканчиваться расслабляющими упражнениями. Такие занятия можно проводить коллективно, в группах или индивидуально с каждым ребенком.
Физкультминутки
Одним из наиболее простых и распространенных видов здоровьесберегающих технологий в ДОУ являются физкультурные минутки. Их еще называют динамичными паузами. Это кратковременные перерывы в интеллектуальной или практической деятельности, во время которых дети выполняют несложные физические упражнения.
Цель таких физкультминуток заключается в:
Проведение динамичных пауз имеет некоторые особенности. Они предназначены для выполнения в условиях ограниченного пространства (возле стола, в центре комнаты и т.п.). Большинство физкультминуток сопровождаются стихотворным текстом или же выполняются под музыку.
Длятся такие динамичные паузы 1-2 минуты. К выполнению физкультминуток привлекаются все дети. Для этого не требуется спортивная форма или инвентарь. Время для проведения выбирается произвольно в зависимости от степени утомляемости ребят. Физкультминутка может включать отдельные элементы других здоровьесберегающих технологий.
Вывод:
Для обеспечения комплексного подхода к охране и улучшению здоровья воспитанников, требуемого по ФГОС, в ДОУ используются различные виды современных здоровьесберегающих технологий:
Только реализуя все указанные виды здоровьесберегающих технологий можно достигнуть тесного взаимодействия основных факторов, влияющих на здоровье дошкольников.
Суть таких технологий понятна исходя из их названий. Конечная цель использования здоровьесберегающих технологий в детском саду по ФГОС — сохранение и укрепление здоровья детей, что служит обязательным условием повышения результативности учебно-воспитательного процесса. Только здоровый ребенок может стать хорошим учеником и успешной личностью.