Просмотр содержимого документа
«Доклад из опыта работы «Игра как средство обучения грамоте старших дошкольников»»
«Игра как средство обучения грамоте старших дошкольников»
Природа хочет,
чтобы дети были детьми,
прежде чем стать взрослыми!
Ж.-Ж. Руссо
Одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений является подготовка детей к школе. В эту задачу входит подготовка к обучению грамоте. Формирование у детей старшего дошкольного возраста грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чёткой речи – одна из важнейших задач в системе обучения ребёнка развитию речи в дошкольном учреждении.
Развитие речи старшего дошкольника имеет огромное значение в определении уровня готовности его к школе. У ребенка должна быть правильная разговорная речь, развита связная речь, активный словарь и т.д.
Подготовка детей к обучению грамоте занимает особое место в развитии детской речи. Грамота - это овладение умением читать и писать тексты, излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, то есть овладение письменной речью.
Грамота — довольно сложный предмет для дошкольников. Пяти — шестилетнему ребёнку очень сложно усвоить абстрактные, не встречающиеся в его практическом мире, понятия. На помощь приходит игра. В игре часто очень сложное становится понятным и доступным. Игра не возникает сама по себе, педагог должен открыть для ребёнка мир игры, заинтересовать его. И только тогда, ребёнок будет подчиняться определённым правилам, у него появится желание много узнать и добиться результата. Мы знаем, что игра является основным видом деятельности дошкольника и его обогащения со сверстниками. Следовательно, игровое общение есть тот необходимый базис, в рамках которого происходит формирование и совершенствование речевой активности ребенка.
Поскольку детям очень хочется общаться, они стараются более связно и четко выражать свои намерения, мысли, желания.
От того, как ребенок будет введен в грамоту, во многом зависят его успехи не только в чтении и письме, но и в усвоении русского языка в целом.
Обучение грамоте начинается не тогда, когда пытаются заставить ребенка запомнить букву, а когда ему скажут: "Послушай, как поет птичка!".
Организуя работу по подготовке к обучению грамоте, всегда следует помнить, что главное - учитывать особенности ребенка-дошкольника, его интересы и потребности. Занятие по обучению грамоте носит развивающий характер, способствует развитию активной мыслительной деятельности.
Элементы подготовки к обучению грамоте вводятся со средней группы и продолжается работа в старшей и подготовительной группах на специально организованных занятиях по обучению грамоте. Именно такая система обучения даёт наиболее высокие результаты в освоении детьми начальной грамоты. Дети пятого года жизни очень любознательны, проявляют особую чувствительность к звуковой, смысловой и грамматической сторонам речи – это говорит о необходимости работы по развитию фонематического слуха и формированию звуковой культуры речи в средней группе детского сада. К числу предпосылок, важных для овладения грамотой, относится осознание ребенком речевой действительности и ее элементов: звуков, слов. Осознание языковой действительности имеет большое значение для умственного становления личности в целом, обеспечивает высокую эффективность речевого развития и успешность последующего систематического изучения курса родного языка. Осознание речевой действительности, языковых обобщений (словесного и звукового состава речи) происходит в процессе практического овладения ребенком различными системами языка уже в дошкольном возрасте. При этом учитывается повышенный интерес детей 5 - 6 лет к звуковой стороне языка. Шестой год жизни ребенка является периодом наиболее высокой "языковой одаренности", особой восприимчивостью к звуковой стороне речи. Читающий оперирует со звуковой стороной языка, а чтение - процесс воссоздания звуковой формы слова по его графической (буквенной) модели. Отсюда вытекает необходимость предваряющего знакомства детей со звуками родного языка.
В своей работе я опираюсь на методическое пособие Т.Н. Дороновой «На пороге школы», дополнительно использую разные серии пособия «Дошкольник» («Занимательное азбуковедение», «Обучение грамоте детей дошкольного возраста» и др.), серии пособия «Скоро в школу» («Веселая грамматика», «Волшебная логопедия» и др.) Основное содержание работы по подготовке детей к обучению грамоте осуществляется во время непосредственно образовательной деятельности как форме организованного обучения один раз в неделю, а закрепление материала — во время организованной образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов.
Вначале учебного года мы провели диагностику развития детей по следующим параметрам:
Звуковая культура речи
Грамматический строй речи
Словарь
Связная речь
Результаты диагностики показали:
Высокого уровня – 24%, средний - 50 %, низкий - 26%.
Поэтому мы поставили перед собой две цели:
Сформировать у детей необходимую готовность к обучению грамоте.
Научить детей чтению.
Особый интерес современных детей к чтению и социальный заказ родителей обусловили изменение содержания занятий по подготовке детей к обучению грамоте в детском саду. Появились задачи, которые раньше не ставились перед детьми и педагогами дошкольных учреждений. К числу первостепенных задач относится обучение старших дошкольников чтению.
Из личного опыта работы с детьми мы знаем, что самым сложным для детей является чтение.
Поэтому в работе по данной теме мы поставили перед собой следующие задачи:
Создать в группе условия для повышения уровня развития речи детей.
Формировать направленность на звуковую сторону речи:
развитие умения вслушиваться в слово;
выделять звуки;
различать звуки, близкие по звучанию.
Развитие умений ориентироваться в звуковом составе слова:
последовательно выделять звуки;
устанавливать их место в слове.
Активизация устной речи детей. Сделать предметом их внимания слово и предложение, учить изменять и образовывать новые слова, наблюдать, сравнивать и обобщать явления языка.
В своей работе не стремлюсь сразу к тому, чтобы дети быстро читали. Только когда дети активно овладеют отдельными шагами и в них созреет необходимость перейти на следующую ступень.
Учу детей делить слова на слоги, используя в качестве наглядной опоры разные схемы. По звуковому анализу проводится специальная работа: при помощи интонации в слове выделяется каждый звук. Например: длительное произнесение гласных, сонорных или шипящих звуков, громкое, подчеркнутое произнесение губных, взрывных звуков. В таких случаях утрированная артикуляция выполняет ориентировочную функцию - ребенок, произнося слово, как бы исследует его состав. Схема звукового состава слова при проведении звукового анализа заменяется фишками - заместителями букв. Одновременно дети в практическом плане усваивают термины: звук, слог, слово, предложение, предлог, дифференцируют звуки по твердости - мягкости, глухости - звонкости. Дети складывают из букв разрезной азбуки по следам звукового анализа слоги, слова, предложения. Навык складывания и чтения слогов и слов закрепляется ежедневно.
Все упражнения проводятся в игровой, занимательной форме с элементами соревнования, так как игровые приемы и дидактические игры составляют специфику обучения дошкольников.
Дети учатся по количеству хлопков или по заданному слогу придумывать слово, отобрать картинки, в названии которых есть заданный звук или слог. По мере знакомства с буквами, они вписываются в схему слова. Дети узнают, что слог содержит один гласный звук, в слове столько слогов, сколько гласных звуков. Большое внимание уделяется упражнениям на преобразование слов путем замены, перестановки, добавления звуков. При этом подчеркивается необходимость осмысленного чтения. Дети берут для звукобуквенного анализа слова различного слогового состава и слова со стечением согласных звуков. Дети учатся вставлять пропущенные буквы, читать слоги, составлять из них слова, слитно их читать, объясняя смысл прочитанного. Они учатся также делить предложение на слова, определять количество, порядок слов в предложении, выделять предлог.
Такое построение занятий позволяет добиться устойчивого внимания и поддержания интереса на протяжении всего занятия. Сюжетно-тематическая организация занятий и разнообразие учебного материала способствует спонтанному развитию связной речи, познавательных процессов и соответствует детским психофизическим данным, так как в игре максимально реализуются потенциальные возможности детей. Занятия направлены на включение в работу всех анализаторных систем.
Также была проведена работа над смысловыми оттенками значений частей речи (домик - домище; играть - проиграть; умный умнейший), пониманием смысловой близости и различия разнокоренных синонимов (веселый - улыбчивый, радостный - жизнерадостный; счастливый удачный), а также над пониманием словосочетаний в переносном значений (лес дремлет; злая зима). Проведены были ряд игр и упражнений на образование смысловых оттенков значений имён существительных (книга - книжка, книжонка), глаголов (бежал - забежал), прилагательных (умный - умнейший), на подбор синонимов и антонимов к изолированным словам и словосочетаниям, на развитие понимания переносного значения многозначного слова позволяет сформировать у детей навык переноса в свою речь слов с различными смысловыми оттенками (белка - белочка, лиса - лисонька), отражающими эмоциональное состояние, настроение, чувства героев, характеристику персонажей. В работе с детьми также используем фразеологизмы, пословицы. Но для этого необходимо детям разъяснять их значение. Например: «Зарубить на носу» - запомнить, «Водить за нос» - обманывать, «Бок о бок» - рядом и т.д.
Для составления рассказа по картине мы используем также технологию: «Что сначала? Что потом?», в основе, которой лежат серии картинок, по которым составляется связь их между собой и составляется рассказ. Вместе с образностью речи с помощью этой методики у детей развивается логическое мышление. Для развития умения составляет рассказ с помощью данной технологии, используем следующие игры: «Что сначала? Что потом?», «Узнай сказку и нарисуй, что должно быть в пустом квадрате», и т.д.
Следующим этапом работы было создание условий для реализации поставленных задач. Это оформление игр и пособий:
«Слово за словом», «Зеленый друг» (лото), «Подбери части к предмету», «Сказка за сказкой» - направление на формирование словаря (слова, обозначающие предмет, действие, признак и т.д.). Благодаря этим играм дети пополняли свой словарный запас и из пассивного словаря новые слова переходили в активный.
«Составь картинку из частей», «Доскажи словечко», «Объедини предметы», «Скажи наоборот» - игра на обогащения и активизацию словаря.
«Потерялся звук», «Подбери слово», «Поймай звук», «Замени звук» - эти игры позволяют детям развивать и совершенствовать фонематический слух, работать над звуковой культурой речи.
«Составь предложение по схеме», «Слово за слово», «Найди отличия», «Придумай конец сказки на новый лад», «Составь рассказ по сюжетным картинкам», «Что сначала? Что потом?» - игры на развитие связной речи и грамматического строя. С помощью этих игр дети развивают связную речь, умение грамотно выражать свои мысли, составлять предложения, развивают логическое мышление, творчество.
«Ребусы» - с их помощью дети развивают логическое мышление, связную речь, эрудицию.
Для успешного развития детей в группе создана речевая зона. Она представлена театральным, книжным уголками и уголком школьника. В этой зоне дети могут посмотреть любимые книги и иллюстрации к художественным произведениям, рассказать и показать любимую сказку. В речевом уголке детям предложены следующие игры: познавательныеигры – лото «Чтение», «Собери пословицы»; развивающие игры- «Расшифруй слова», «Почитай-ка», «Делим сова на слоги», «Азбука», «Ребусы»; книга – игра «Весёлые буквы и слова»; обучающая игра «Найди букву» (орфографическое лото); настольно – печатные игры, домино «Читаем по слогам», обучающая игра «Почитаем – посчитаем», развивающая игра «Десять гласных подружек».
Также созданы картотеки:
- картотека пальчиковой гимнастики;
- картотека физкультминуток;
- картотека фонематических потешек;
- картотека загадок на каждую букву.
При знакомстве детей с буквами использую «Азбукув картинках и стихах». Как вы могли заметить, картинка Азбуки содержит задание — найди букву, что поможет запомнить графический образ буквы.
Играть со словами, разгадывать ребусы, загадки, гораздо интереснее, чем просто читать слоги и предложения.
В ходе игры «Читаем и составляем слова» дети смогут потренироваться в составлении и чтении различных слов. Кроме того, игра поможет детям ассоциировать слова с предметами, а также развить внимание, зрительное восприятие, речь.
Для выполнения графическихупражненийв уголке имеются карточки содержащие различные игровые упражнения. Такие как: карточки с заданиями«Найди и обведибукву», «Найди каждой букве пару, «Соедини большие буквы с маленькими», «Допиши букву», «Преврати буквув…»;
Этот рабочий материал может быть использован как для индивидуальных, так и фронтальных занятий.
Игры и игровые задания я использую не только в непосредственно образовательной деятельности, но и в других видах детской деятельности и режимных моментах. Также использую как приём на прогулках. Например, дети любят игру «Поймай мяч». Цель её — развитие умений определять наличие звука в слове. Ребёнок ловит мяч только в том случае, если в слове есть данный звук. Или, «Ходим, ходим по базару», дети встают в круг и идут друг за другом по кругу, произнося слова: « Ходим, ходим по базару. Ищем всякого товара». Воспитатель спрашивает: «Что будем покупать?» Ребенок должен назвать одно обобщающее понятие.
Или «Букварь». На земле чертят две линии на некотором расстоянии друг от друга. Дети выстраиваются на одной из них. Водящий – Букварь. Он встаёт между линиями посередине и отворачивается от играющих.
Дети (хором).
Эй. Букварь, эй, Букварь!
Звук скорее называй!
Букварь называет звук, после чего поворачивается к детям. Дети ищут у себя или на себе любой объект. Название, которого начинается на заданный звук. Нашедшие показывают его водящему и проходят мимо него. Остальные по команде пробегают мимо водящего, так чтобы он не успел их осалить. Осаленные пропускают одну игру, водящий меняется.
В настоящее время уже невозможно себе представить развитие современного общества и производства без информационно-коммуникационных технологий. В своей работе с дошкольниками по обучению грамоте, как составляющую часть занятия, использую компьютерные игры.
Содержание этой продукции очень разнообразно, вызывает положительный отклик у моих воспитанников, раскрывает передо мной огромный выбор тренировочных упражнений в форме игры, которые позволяют закрепить у детей навыки словообразования, грамматически правильной, связной речи.
Системамультимедийныхпрезентаций— одна из составляющих использования ИКТ на занятиях. Мультимедийная форма выражения учебной информации наиболее актуальна на сегодняшний день в связи с компьютеризацией процесса обучения. Такие дидактические задания с использованием элементов анимации дают возможность закрепить содержание тематической презентации, развивают логическое мышление, речь, воспитывают такие важные для дошкольника качества, как умение выслушать ответы товарищей, формируют готовность к обучению в школе.
Взаимодействие с родителями.
Для того, чтобы сделать родителей нашими активными помощниками, в реализации поставленных задач были проведены:
Консультации на тему: «Как помочь ребенку?», «Воспитание культуры речи у дошкольников», «Пальцы помогают говорить», «Почти забытое наследие немецкого народа» (пальчиковые игры), «Скоро в школу» и др.
- Очень эффективны индивидуальные консультации. Во время их проведения создаётся атмосфера доверия, взаимопонимания.
Родительские собрания на тему: «Картинка без записки», на котором познакомили родителей с методикой рассказа по картинке, заучиванием стихотворения. Собрание «Развитие речи, как один из факторов готовности к школе ребенка», на нем родители приняли решение вести альбом по развитию речи, где при выполнении заданий, родители совместно с ребенком проявляют свое творчество.
Папки-передвижки на тему: «Наши пальчики расскажут» с представленным практическим материалом – пальчиковые игры.
Рубрика «Вопрос – ответ» (на стенде)
Семинары-практикумы по темам
Недописанный тезис (на стенде) «Счастливая семья – это.. и т.д.)
Таким образом, применение игр как одного из наиболее продуктивных средств обучения позволяет учить детей весело, радостно и без принуждения. Игра помогает организовать деятельность ребёнка, обогащает его новыми сведениями, активизирует мыслительную деятельность, внимание, а главное, стимулирует речь. Игру можно применять в различных вариантах, обновляя речевой материал и включая в неё дидактический материал для формирования основ грамоты разноуровневого характера.
Считается, как человек говорит, так он мыслит, думает и придумывает. Речь является одним из ярким показателей развития человека, и, конечно же, ребенка. Поэтому мы будем продолжать свою работу, чтобы наши воспитанники говорили и думали достаточно правильно.