kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Доклад детское экспериментирование как средство ознакомления детей первых младших групп и групп раннего возраста с окружающим миром

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ребенок рождается исследователем. Любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Доклад детское экспериментирование как средство ознакомления детей первых младших групп и групп раннего возраста с окружающим миром»

ДОКЛАД

ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ПЕРВЫХ МЛАДШИХ ГРУПП И

ГРУПП РАННЕГО ВОЗРАСТА С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ




Ребенок рождается исследователем. Как удовлетворить детское любопытство, причем сделать это не формально, а объяснить законы природы на доступном для детей уровне? Как максимально использовать пытливость детского ума, подтолкнуть ребенка к познанию мира и развитию творческого начала? Любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты поведения детей младшего возраста.

Согласно Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования одним из видов деятельности детей раннего возраста (1 года – 3 лет) является экспериментирование с материалами и веществами. Это обусловлено тем, что для детей раннего возраста ведущей является предметно-манипуляторная деятельность, посредством и внутри которой ребенок усваивает общественно выработанные способы употребления окружающих его вещей. По мере взросления ребенка постепенно появляется детское экспериментирование - вид деятельности, который, удовлетворяет детскую любознательность. Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, накопления представлений об окружающем мире.

Все, что окружает малыша – вещи, принадлежащие взрослым, игрушки, животные, растения, вода, песок и многое другое – вызывает у детей интерес. Мы знаем, что малыши - это первые исследователи, они всё вокруг себя познают с большим интересом. 

Часто взрослые спорят о том, что маленькие дети могут научиться важным вещам. В тоже время мы, знаем, что в этом раннем возрасте у детей развивается любознательность, ребёнок через исследования приобретает опыт, развивается интеллект ребёнка

Надо помнить, что интеллектуальное развитие осуществляется не только под руководством взрослого, но и в свободной, самостоятельной деятельности.

При свободной деятельности по экспериментированию ребёнок получает новую информацию, проводит связь между собственными действиями и окружающим миром.

В 1990-е годы профессор, академик Академии творческой педагогики РАО Н.Н. Поддьяков, проанализировав и обобщив свой опыт исследовательской работы в системе дошкольного образования, пришел к заключению, что в детском возрасте ведущим видом деятельности является экспериментирование.

Эта идея не всеми была понята, слишком устойчивым было представление о том, что ведущим видом деятельности дошкольников является игра. Однако при ближайшем рассмотрении становится ясным, что между этими двумя взглядами нет противоречия. Игра и экспериментирование объединены в одно значение играя и экспериментируя, ребёнок учится общаться, развивается мышление, наблюдательность, познание новых знаний и самостоятельность.

Самостоятельное экспериментирование позволяет ребёнку применять разнообразные способы действий с предметом, а главное в это время он не задумывается над своими ошибками. Вот почему в младшем возрасте как можно больше давать детям свободу действий, не акцентировать внимание на его ошибках, разрешать «распахивать» творчество на изучаемый предмет. Знакомясь с новым предметом, ребёнок порой сам не замечает, кто за ним наблюдает, что надо уже обедать, а вот все дети пошли собираться на прогулку. Маленький исследователь остаётся наедине с предметом, новыми знаниями. Ребёнок, открывая новые знания, стремиться их продемонстрировать самостоятельно. Например – бросают предметы в воду, и наблюдают, тонут или нет, а может быть, кораблик бумажный поплывёт?

Любопытство проявляется в том, что малыш активно стремится к новым впечатлениям, любит наблюдать за окружающим:

- сразу же исследовать его;

- с интересом включается в предложенные взрослым игры с водой, песком, экспериментировать с различными веществами;

- подолгу с увлечением экспериментирует сам, подражая взрослому и изобретая новые действия; стремится поделиться ими с взрослыми

Федеральный государственный образовательный стандарт рекомендует подход, где имеет место возможность совместной деятельности ребёнка и взрослого, совместная деятельность детей и проявление самостоятельности. А это предполагает метод проб и ошибок, опыта, поиска, экспериментирования с последующими итоговыми материалами, выводами. В начале учебного года только 17% детей могут исследовать новые предметы, высказывать гордость и удовлетворение при овладении новыми навыками. Анализ достижений детей группы показывает также, что только 18% детей на начало учебного года включаются в решение проблем игрушек (умоем куклу Машу, кораблик плывёт по морю, замок из песка и т.д.).

А вот уже к концу учебного года, большинство детей охотно подражают взрослому, выполняют его просьбы и инструкции; проявляют самостоятельность (разлить в пластмассовые стаканчики воду, почему вода, сладкая, солёная, кислая, камень тёплый, бумага мокрая, цветная и т.д.). У детей проявляется выраженная любознательность, умение найти себе занятие. Овладевают активной речью, пользуются ею в целях общения, так же во время организованной и самостоятельной деятельности.

Игра – это обширное понятие. В него входят манипуляция ребенка игрушкой.

Еще Л.С. Выготский говорил, что деятельность ребенка раннего возраста можно отнести к экспериментированию.

Попытка разграничить игру и экспериментирование – не чисто теоретический вопрос. От его разрешения зависит построение методики обучения ребенка раннего и дошкольного возраста.

Между двумя видами: игрой и экспериментированием нет противоречий. Игра — вид деятельности, мотив которой заключается не в результатах, а в самом процессе, а через экспериментирование с предметами ребенок ставит определенные цели и добивается конкретных результатов. Разграничивать игру и детское экспериментирование не стоит, они дополняют друг друга. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.

Основная особенность детского экспериментирования заключается в том, что ребенок познает объект в ходе практической деятельности с предметом, практические действия выполняют познавательную, ориентировочно – исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта. Познавая объект, и одновременно получая знания, у ребёнка развивается мышление.

Обладая мышлением, ребенок действует предметами, знакомится с их свойствами.

Мы знаем, что с 3 месяцев ребенок запоминает то, что может усвоить с помощью органов чувств. С 3 месяцев до 3 лет в память загружаются речь (языковые значения, которыми пользуются окружающие), сведения о внешнем виде и свойствах объектов окружающего мира. В это время ребёнку надо запомнить, как выглядит каждый объект, как он звучит, какой имеет вкус и запах, какие ощущения и во что превращает при разных воздействиях. Поэтому уже в младшем возрасте необходимо давать ребёнку как можно больше знаний, впечатлений, для того чтобы эти знания пополнялись, умножались. Только любопытство ребёнка и правильно организационная работа воспитателя может повести за собой малыша в мир эксперимента.

Например, ребенок приближается к кошке, а она убегает, хочет поймать птичку, а она улетает. У ребёнка возникает вопрос, а как узнать, что происходит с каждым из окружающих предметов? Всё надо изучить, всё попробовать, потрогать. Ребёнок узнаёт, что яблоко имеет запах, конфета сладкая, соль солёная. Для воспитателя необходимо создавать такие условия, чтобы все эти знания ребёнок мог «унести» с собой в дальнейшую жизнь. В младшем возрасте дети любят многократное повторение, что необходимо об этом помнить. Поэтому все знания и эксперименты мы должны преподносить детям в игровой форме. Им легко запомнить, а в дальнейшем применить эти знания в игре самостоятельно.

К сожалению, многие взрослые не задумываются, какие ощущения возникают у ребенка при лишении возможности экспериментировать. Природа сделала инстинкт познания в раннем возрасте очень мощным, который должен развиваться с каждым годом, и пополняться новыми знаниями.

Метод детского экспериментирования не труден; он просто не привычен и не разработан применительно к каждой группе. Для этого в группе должно быть такое оборудование, которое отвечает требования:

- безопасность;

- доступность;

- соответствие возрасту детей;

- постепенное пополнение материала;

- соответствует тематике.

Главный принцип состоит в том, чтобы уголок экспериментирования должен быть наполнен таким материалом, который интерес детям.

Совершенствование жизненно важных психических процессов, таких как ощущение, восприятие, являются первыми ступенями в познании окружающего мира, имеет огромное значение в процессе умственного воспитания ребёнка в младшем дошкольном возрасте. Способность отличать один предмет от других приобретается человеком в раннем детстве. Дети, притрагиваясь к предметам, начинают познавать качества материалов и в этом им окажут большую помощь игры с песком, водой, глиной, камнем, бумагой и т.д. 

Высоко оценивала значение игр с природными материалами гигиенист Л. И. Чулицкая. При разработке задач физического воспитания дошкольников игры с песком и водой она относила к играм, способствующим укреплению детского организма. С этой целью ею было разработано устройство песочных ящиков и водных бассейнов

В этом возрасте дети должны познавая мир, притрагиваться и знакомиться с предметами. В каждой группе необходимо оборудовать уголок экспериментирования.

Для детей 2-3 лет также необходимо оборудовать уголок экспериментирование, так как он является основой для связи ребёнка с природой, связь с открытием новых знаний, и взаимосвязь с взрослым. Младший дошкольный возраст – возраст почемучек? Доминирующим детским вопросом становится «почему?». Появляется потребность - запомнить как можно больше причин и следствий, действующих в окружающем мире. В этом возрасте дети с удовольствием слушают сказки, но еще не могут оперировать знаниями в вербальной форме, без опоры на наглядность, поэтому они в подавляющем большинстве случаев не понимают объяснений взрослых и стремятся установить все связи самостоятельно. 

Как доказал Н.Н. Поддьяков, «фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую». В дошкольном возрасте игровая деятельность является ведущей, поэтому именно в игровой деятельности ярко проявляется самостоятельность ребёнка. 

В процессе исследовательской деятельности ребенок осуществляет не простой, а многоуровневый эксперимент:

- физический: учится управлять своим телом;

- природоведческий: знакомится с реальным окружающим миром и причинно-следственными связями, действующими в мире;

- социальный: запоминает индивидуальные особенности каждого человека (сверстника и взрослого), формы взаимодействия друг с другом;

- познавательный: тренирует мыслительный процессы,

- личностный: узнает свои личные возможности;

- поведенческий: моделирует свое поведение в различных жизненных ситуациях.

Реализация поставленных задач в полной мере возможна лишь при условии тесного взаимодействия с родителями детей. Где, как не в семье, ребенок получает возможность включаться в совместные действия со взрослым, осваивая все их разнообразие и сложность? Вместе с мамой или бабушкой можно посадить горох на грядку, ухаживать, поливать, рыхлить и любоваться результатом. Но главное не забыть закрепить результат экспериментами можно через фотографии, детские рисунки. Как же так получилась большая сочная морковка. Что нам надо, чтобы выросла такая морковка? На лето родителям можно раздать темы проектов по экспериментированию: «Самый лучший горох», «Выращивание подсолнуха», «Наблюдаем за лягушкой». 

Если взрослые позволяют ребенку по мере возможности и с учетом безопасности участвовать в их домашних делах, малыш не только узнает много нового, он приобретет опыт переживаний радости от совместной деятельности, ее хорошего результата. Если рядом с вами ребёнок что - то творит и радуется своему результату – это радость для вас. Если же вы, вместе с ребёнком радуясь от положительного результата вашей деятельности, то это вас сближает. В конце концов, ребёнок уже в 3 года научится понимать, что любое дело должно сделано хорошо. Родители не должны ограничивать для того, чтобы он почувствовал уверенность в своих силах. Но нельзя оставлять без внимания все промахи малыша, задача взрослых – вводить его действия в культурные рамки, давать ориентиры поведения в мире вещей.

Взрослый ведёт ребёнка в мир познания, ошибок, радостей и открытий. Надо всегда помнить, что мы, взрослые для ребёнка первые кто открывает ему мир на всё, что его окружает. Ведите его смело по жизни, но совсем скоро он будет вам делать новые открытия, и кто знает, может быть именно он будет открыватель чего- то нового и интересного. В этом будет и наша заслуга. 

Только совместными усилиями родителей и педагогов дошкольного учреждения можно добиться устойчивого положительного результата в воспитании ребенка.

Экспериментирование в младшем возрасте мотивирует детей на осмысленную познавательную деятельность, стимулирует речемыслительную активность, способствует развитию наблюдательности, формирует реальные представления об окружающем мире, а также позволяет ребенку почувствовать уверенность в собственных силах.

Таким образом, систематическая, специально организованная работа по ознакомлению детей раннего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование позволила качественно изменить уровень знаний детей об окружающей действительности и явлениях природы.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Автор: Бурыкина Юлия Александровна

Дата: 07.02.2024

Номер свидетельства: 645276


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства