Доклад для родителей будущих первоклассников на тему "использование народных игр в формировании произвольности поведения детей 6-7 лет"
Доклад для родителей будущих первоклассников на тему "использование народных игр в формировании произвольности поведения детей 6-7 лет"
В этом докладе мы рассматриваем народные игры как фактор формирования произвольности поведения старших дошкольниковвоспитанников подготовительных групп детского сада, которые должны пойти в первый класс. Материал будет полезен родителям и воспитателям детских садов, а так же может использоваться в работе учителями начальных классов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Доклад для родителей будущих первоклассников на тему "использование народных игр в формировании произвольности поведения детей 6-7 лет"»
Доклад
Народная игра как фактор формирования произвольности поведения будущих первоклассников
Подготовила: Кононова Светлана Геннадьевна
Вологда, 2016 г.
Оглавление
Введение 3
§ 1. Народная игра как средство развития ребенка 4
§ 2. Психологические особенности детей в возрасте 5-7 лет 12
Приложение: Народные игры, которые можно исаользовать для формирования произвольности поведения детей старшего дошкольного возраста. 17
Список использованной литературы 24
Введение
Ведущие зарубежные и отечественные педагоги рассматривают игру как одно из наиболее эффективных средств организации жизни детей и их совместной деятельности. Игра отражает внутреннюю потребность детей в активной деятельности, это средство познания окружающей жизни; в игре дети обогащают свой чувственный и жизненный опыт, вступают в определенные отношения со сверстниками и взрослыми.
Учёные давно заметили, что именно детские игры помогают зримо представить историю и культуру всего народа в целом. Многое из того, что было характерно для быта, а с веками исчезло, сохранилось лишь благодаря детским играм.
Игры существовали у всех народов без исключения, на какой бы ступени развития они ни находились. На гробницах и в храмах древних египтян, ассирийцев и вавилонян сохранились изображения гимнастических и других игр наряду с изображением героических битв и самих героев. Вместе с оружием, утварью и доспехами первобытных народов в глубоких слоях земли иногда находят игрушки и игровую атрибутику.
У древних славян существовала целая система средств по развитию физических качеств и воинского искусства, в котором непременно входили разнообразные народные состязания и забавы, такие, как «стенка на стенку», «палочные бои», «стрельба из лука», «свайки», «метание копья» и другое.
Цель данного доклада - показать возможности использования народной игры для формирования произвольности поведения у детей старшего дошкольного возраста, готовящихся к поступлению в первый класс, в дошкольном образовательном учреждении.
§ 1. Народная игра как средство развития ребенка
В философском, социологическом, психологическом, педагогическом словарях и энциклопедии «игра», «детские игры», определяются как:
один из видов деятельности человека и животных. В животном мире игра – форма жизнедеятельности молодых животных, возникающая на определённой ступени эволюционного развития;
форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально-закрепленных способах осуществления предметных действий в предметах науки и культуры;
исторически возникший вид общественной практики, в которой воспроизводятся нормы человеческой жизни и деятельности, интеллектуальное, эмоциональное и нравственное развитие личности;
вид деятельности детей, заключающийся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними и направленный на ориентировку и познание предметной и социальной действительности.
Одними из первых квалифицировавших игру как педагогическое явление были Я. А. Коменский, Е. А. Покровский, И. А. Сикорский, К. Д. Ушинский, Ф. Фребель. Они подчёркивали, что именно в игре ребёнок получает уникальную возможность развиваться, проявлять собственную активность и творчество, раскрывать свой творческий потенциал. Их взгляды получили дальнейшее развитие в зарубежной и отечественной науке.
В разработку теории детских игр существенный вклад внесли такие психологи, как Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.
В их трудах игра рассматривается, как специфическая деятельность детей, социальная по своему происхождению и содержанию, являющаяся продуктом исторического развития общества и выполняющая функции приобщения ребёнка к культуре.
Выделение основных функций детской игры позволило Л.С. Выготскому выдвинуть очень важное положение, что игра является хотя и преобладающим, но не ведущим типом деятельности в дошкольном возрасте. Игра содержит в себе все тенденции развития, она источник развития и создает зоны ближайшего развития; за игрой стоят изменения потребностей и изменения общего характера.
А.Н. Леонтьев продолжил теоретическую разработку вопроса о значении игры в психическом развитии ребенка. Игрой он называл деятельность, в процессе которой лежит мотив. В его работах задается основное направление дошкольного образования: развитие ребенка через его осмысленное обращение к построению новых, культурных, способов взаимодействия с действительностью.
Как показывают исследования развитие игры на протяжении дошкольного возраста происходит в направлении от игры предметной, воссоздающей действия взрослых, к игре ролевой, воссоздающей отношения между людьми.
Обобщая психолого-педагогические исследования, как считают Т. Н. Доронова, О. А. Карабанова, Е. В. Соловьёва, можно выделить две позиции в понимании природы, содержании и роли игры.
• Игра – инстинктивно-биологическая по своей природе деятельность, которая в особой символической форме выражает врожденные влечения ребёнка, вытесняемые жестким давлением общества, антагонистически настроенного по отношению к нему и блокирующего возможности его свободного самовыражения (3. Фрейд, В. Штерн, А. Фрейд и др.). Этот подход акцентировал противостояние общества и личности, общества и ребёнка, и игра в данном случае это форма защитного поведения.
• Игра — важнейшая и чрезвычайно эффективная в дошкольном возрасте форма социализации ребёнка, обеспечивающая освоение мира человеческих отношений (С. Рубинштейн, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин и др.). Она содержит «идеальную форму» (Д. Б. Эльконин), образец – эталон будущей взрослой жизни в понятной и доступной для подражания ребёнком форме. Игра в этом случае не разъединяет, а объединяет «мир взрослых» и «мир детей», обеспечивая создание условий для психического развития и взросления, подготовку ребёнка к будущей жизни.
Таким образом, игра - вид осмысленной непродуктивной деятельности, где мотив лежит как в её результате, так и в самом процессе. Также термин «игра» используют для обозначения набора предметов или программ, предназначенных для подобной деятельности. Игра - форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры.
Внимание известных в научных кругах людей к детской игре свидетельствует о том, что они придали большое значение проблеме детской игры, ясно представили многогранность этого вида деятельности, его огромное влияние на становление личности ребёнка.
И в связи с вышеизложенным можно выявить те важные аспекты в развитии ребенка-дошкольника, на которые игра, как ведущая деятельность, оказывает огромное влияние.
В игре вырабатывается произвольность поведения. В силу необходимости выполнять правила, дети становятся организованнее, учатся оценивать себя и свои возможности, приобретают сноровку, ловкость и многое другое, что облегчает формирование прочных навыков трудовой и учебной деятельности.
Таким образом, можно сделать вывод, что ведущее положение игры определяется:
- не количеством времени, которое ребенок ей посвящает, а тем, что она удовлетворяет его основные потребности;
- в недрах игры зарождаются и развиваются другие виды деятельности;
- игра в наибольшей степени способствует психическому развитию.
Народные игры вошли в поле активного этнографического изучения в XIX веке. Начиная с заметок И.П. Сахарова (Сахаров И.П. Сказания русского народа. СПб., 1837. т. 2: Сказания о русских народных играх) и сборника игр А. Терещенко (Терещенко А. Быт русского народа. Т. 4. Забавы. СПб., 1848.), на протяжении ХIХ-ХХ вв. в русскоязычной литературе о народных подвижных играх накопился достаточно обширный фонд материа- лов. Среди этих публикаций особенно выделяются объемные сборники Е.А. Покровского, В.Н. Всеволодского-Гернгросса. Эпоха СССР обогатила российскую фольклористику ценнейшими материалами по национальным играм народов страны. Размытость границ жанра (смешение подвижных соревновательных игр с хороводными, драматическими и пр.), редкостное обилие материала (в репертуаре каждого нормально развивающегося ребенка насчитываются десятки подвижных игр) составляют специфику рассмотрения данного раздела.
Народная игра формировалась как одно из средств функционирования общества: игра и игрушки относятся к интересным явлениям человеческой культуры, так как отражают этнический менталитет.
Чёткой классификации народных игр нет. На основе исследований Капицы О. И., Науменко Г. М. игры условно можно разделить на виды:
а) Подвижные (спортивные) игры. К ним относятся игры соревновательного характера, включающие в себя бег, прыжки и развивающие силу, ловкость, быстроту, ориентировку в пространстве («Горелки», «Ловишки», «Прятки», «Звонари», «Бубен» и др.)
б) Обрядовые (календарные) игры, это игры, которые имели связь с народным сельскохозяйственным календарём. К сожалению, многие из них уже утрачены. К ним относятся игры: «Кукушечка», «Ручеёк», «Гори, гори ясно», «Солнышко», «Кострома» и др.
в) По отношению к природе. Русский народ всегда трепетно относился к природе, берег ее, прославлял. Эти игры не только воспитывают любовь и доброе отношение к окружающему миру, но и имеют познавательное значение: дети знакомятся с окружающей природой. Это игры: «Сорока», «У медведя во бору», «Заинька», «Паучок», «Ворон», «Олень» и др.
г) Трудовые (бытовые) игры знакомят с историческим наследием русского народа, с повседневным трудом наших предков. («Горшок», «Каравай», «Я весёлая ткачиха, «Клубочек», «Баба сеяла горох», «Мельница» и др.)
д) Игры с ведущим (водящим) – игры, где один или несколько игроков выполняет какое-то действие или ведут игру. («Звонари», «Отгадай, чей голосок», «Море волнуется», «Сижу на камушке») .
е) Игры – забавы – это игры, которые веселят, забавляют ребёнка и, в то же время, несут в себе какой – то познавательный и воспитательный элемент. К ним относятся игры «Сорока-сорока», «Ладушки», «Идёт коза рогатая», «По кочкам» и др.
ж) Драматические (с элементами театрализованных действий) игры – это игры, которые требуют искусство «артиста», умение на время превратиться в какого - то героя игры и выполнять действия по тексту («Заинька, выходи», «Волк-волчок», «Бабка Ёжка», «Идёт коза по лесу», «Дрёма» и др.)
Так как все игры проводились по – разному, их, в свою очередь, можно, так же условно, разделить на 3 типа:
- хороводные или круговые. Это основная группа.
- некруговые или «стенка на стенку».
- хороводы – шествия или хороводы с выполнением разного вида движения: завитушки, змейка, рассыпная.
Правила в играх определяются самими участниками в зависимости от условий, в которых проводятся игры ( в городках - расстояние до города от кона или полукона, в лапте - количество игроков, длина и ширина площадки, в салках - условия осаливания и т.д.). Также может варьироваться и инвентарь (в «Лапте» - размеры биты, мяча, в «Жмурках» - размеры повязки, в «Чижике» - размеры чижика, биты или кона и т.д.).
Таким образом, можно сделать вывод, что русские народные игры представляют собой сознательную инициативную деятельность, направленную на достижение условной цели, установленной правилами игры, которая складывается на основе русских национальных традиций и учитывает культурные, социальные и духовные ценности русского народа в игровом аспекте деятельности.
Народные игры с пением и музыкой в разрезе формирования произвольного поведения ребенка позволяют решать следующие задачи:
- совершенствование танцевальных умений и навыков, то есть сознательное повторение заданного певческого или танцевального образца;
- развитие умений выполнять игровые образы, то есть умение сохранять в памяти и воспроизводить в образе заданный образец;
Стоит сказать о том, что поразительно близкие модели ситуации соревнования обнаруживаются в играх и сказках.
Также присутствует в народных играх и основное специфическое развивающее значение сюжетно-ролевой игры. Развивающий характер народной сюжетно-ролевой игры заключается в том, что она выдвигает ряд требований к ребёнку, в том числе и явные требования к произвольности его поведения:
1) Это действие в воображаемом плане. Необходимость действовать в воображаемом плане ведёт к развитию у детей символической функции мышления, формированию плана представлений, построению воображаемой ситуации. Все это ребенок выполняет сознательно, в чем и проявляется произвольность его поведения.
2) Умение ребёнка определенным образом ориентироваться в системе человеческих взаимоотношений, так как игра направлена именно на их воспроизведение. И ребенок должен стараться не «выходить» из заданной в игре модели взаимоотношений.
3) Формирование реальных взаимоотношений между играющими детьми. Совместная игра невозможна без согласования действий, что также является проявлением произвольности поведения.
Также общепризнано, что в игре формируются знания о явлениях общественной жизни, о действиях и взаимоотношениях.
Рассмотрим игры с правилами. Эта группа игр, имеющих готовое содержание, специально разработанное взрослыми, четкие игровые правила. С.К. Якуб в своей замечательной книжке «Вспомним забытые игры» рассказывает читателям о многих психологических тонкостях и хитростях детских игр. В них заранее установлена определенная последовательность действий. В каждой игре перед детьми ставиться задача, решение которой связано с выполнением правил, обязательных для всех участников. Некоторые игры с правилами имеют сюжет, в них разыгрываются роли.
В правилах заложено большое воспитательное значение. Они определяют весь ход игры, регулируют действия и поведение детей, их взаимоотношение, содействуют формированию воли, т.е. они обеспечивают условия, в рамках которых ребенок не может проявить воспитываемые у него качества.
Игры с правилами в свою очередь делятся на 2 вида: дидактические и подвижные.
В первых развиваются мышление, речь, память, воображение, воля, во вторых решаются вопросы совершенствования двигательных навыков, воспитываются нравственные качества. Таким образом, игры с правилами служат средством формирования личности ребенка.
Например, в связи с движениями водящего и изменением игровой ситуации ребенок должен проявить более сложную, т.е. мгновенную и правильную реакцию, поскольку лишь быстрота действий приводит к благоприятному результату («палочка – выручалочка», «Белый тополь – зеленый тополь» и т.д.)
По своей организации подвижные игры практически всегда коллективны, в них могут объединяться от 2 до 25 детей. Игровой коллектив – это группа совместно действующих детей с отношениями сотрудничества, соподчинения, взаимного контроля, обеспечивающими одинаковые для каждого ребенка права на активную роль и творчество, детей, умеющих договариваться, самостоятельно распределять роли, разрешать спорные вопросы, конфликты. Коллективные действия объединяют детей общими переживаниями и помогают формировать правильные отношения, умения жить с людьми.
Таким образом, можно сделать вывод, что народные игры в силу вложенных в них особенностей помогают формировать и развивать у ребенка произвольность поведения.
Выводы по § 1
Подводя итог рассмотренной нами теме, можно сказать, что народная игра-это важное и полифункциональное средство развития ребенка в целом. Различные виды народных игр, несмотря на их разнообразные формы и содержание, несут в себе огромный потенциал для развития произвольности поведения ребенка-дошкольника.
§ 2. Психологические особенности детей в возрасте 5-7 лет
Старший дошкольный возраст играет особую роль в развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения.
Происходят большие изменения высшей нервной деятельности. В течение шестого года жизни совершенствуются основные нервные процессы — возбуждение и особенно торможение. Это благотворно сказывается на возможностях саморегуляции. Эмоциональные реакции в этом возрасте становятся более стабильными, уравновешенными. Ребенок не так быстро утомляется, становится более вынослив психически (что связано и с возрастающей физической выносливостью). Дети начинают чаще по собственной инициативе воздерживаться от нежелательных действий. Но в целом способность к произвольной регуляции своей активности все еще выражена недостаточно и требует внимания взрослых.
Под влиянием воспитания постепенно происходит переход от импульсивного, ситуативного поведения к поведению, опосредованному правилами и нормами. Дети активно обращаются к правилам при регулировании своих взаимоотношений со сверстниками. Формируются социальные представления морального плана, старшие дошкольники уже отличают хорошие и плохие поступки, имеют представление о добре и зле и могут привести соответствующие конкретные примеры из личного опыта или литературы. В оценке поступков сверстников они достаточно категоричны и требовательны, в отношении собственного поведения более снисходительны и недостаточно объективны.
Определяются игровые интересы и предпочтения мальчиков и девочек. Дети самостоятельно создают игровое пространство, выстраивают сюжет и ход игры, распределяют роли. В совместной игре появляется потребность регулировать взаимоотношения со сверстниками, складываются нормы нравственного поведения, проявляются нравственные чувства. Формируется поведение, опосредованное образом другого человека. В результате взаимодействия и сравнения своего поведения с поведением сверстника у ребенка появляется возможность лучшего осознания самого себя, своего Я.
Более активно проявляется интерес к сотрудничеству, к совместному решению общей задачи. Дети стремятся договариваться между собой для достижения конечной цели. Воспитателю необходимо помогать детям в освоении конкретных способов достижения взаимопонимания на основе учета интересов партнеров.
Одним из новообразований дошкольного детства является развитие воли и произвольности ребенка, которые позволяют ему планомерно и целенаправленно управлять своей деятельностью и поведением.
Е.Е. Сапогова отмечает: «Произвольность в поведении ребенка проявляется в преднамеренном заучивании стихотворения, в способности преодолеть непосредственное желание, отказаться от привлекательного занятия, игры ради выполнения поручения взрослого, … в оказании помощи маме, а так же в способности преодолеть боязнь, преодолеть боль, не заплакать при обиде, ушибе. Все эти проявления есть начальные элементы произвольности»
В этом возрасте формируется опыт межличностных отношений, основанный на умении ребенка принимать и играть роли, предвидеть и планировать действия другого, понимать его чувства и намерения. Отношения с людьми становятся более гибкими, разносторонними и в то же время целенаправленными. Формируются: система ценностей (ценностные ориентации), чувство дома, родства, понимание значения семьи для продолжения рода. Для поддержания этих чувств как нельзы лучше подходят игры, где задействованы семейные и родственные ценности.
Рассмотрим общий возрастной портрет ребенка-старшего дошкольника в связи с теми народными играми, которые могут оказать положительное влияние на его развитие.
Социальное развитие. В возрасте 5-7 лет дети умеют общаться со сверстниками и взрослыми, знают основные правила общения. Дети стремятся быть хорошими, первыми, соблюдая при этом интересы игроков в коллективных играх.
Организация деятельности. Дети 5-7 лет способны воспринимать инструкцию и по инструкции выполнять задание, если поставлены цель и четкая задача действия. Они могут сосредоточенно, без отвлечений работать по инструкции в течение 10 – 15 минут.
В речевом развитии детей 5-7 лет выделяют следующие показатели. Дети способны правильно произносить все звуки родного языка. Словарный запас составляет - 3,5 – 7 тысяч слов. Дети грамматически правильно строят предложения, умеют самостоятельно пересказать знакомую сказку или составить рассказ по картинкам. В разрезе народной игры дети сознательно заучивают ритмизированные тексты, заклички, считалки.
Рассматривая компоненты интеллектуального развития (внимание, память, мышление) детей 6-7 лет, можно выделить следующие показатели.
Развитие внимания. Дети этого возраста способны к произвольному вниманию, однако устойчивость его еще невелика (10-15 минут) и зависит от условий и индивидуальных особенностей ребенка. Количество одновременно воспринимаемых объектов невелико (1-2). Дети этого возраста не способны быстро и часто переключать внимание с одного объекта или вида деятельности на другой.
Развитие памяти. У детей-дошкольников 5-7 лет преобладает непроизвольная память, но дети способны и к произвольному запоминанию, они могут овладеть приемами логического запоминания.
Развитие мышления. У ребенка 5-7 лет уже должно быть сформировано наглядно-действенное мышление, доступна логическая форма мышления. Эти две формы мышления обладают гораздо большей долей произвольности, нежели мышление наглядно-образное в его чистом виде.
Рассматривая зрительно-пространственное восприятие дошкольников 5-7 лет, выделяют следующие показатели развития. Дети способны различать пространственное расположение фигур, деталей в пространстве и на плоскости (над - под, на - за, перед - возле, сверху - внизу, справа - слева и т.п.). Это позволяет играть в игры, которые связаны со словесной инструкцией по поиску предметов или спрятавшихся игроков.
В развитии зрительно-моторных координаций для детей 5-7 лет характерна способность срисовывать простые геометрические фигуры, пересекающиеся линии, буквы, цифры с соблюдением размеров пропорций, соотношения штрихов. Именно на этой особенности основана одна из методик оценки произвольности поведения детей старшего дошкольного возраста.
В развитии слухо-моторных координаций для детей этого возраста характерна способность различать и воспроизводить несложный ритмический рисунок, они могут сознательно выполнять под музыку ритмические (танцевальные) движения.
В развитии движений для детей 6-7 лет характерна уверенность владением элементами техники всех бытовых движений, способность к самостоятельным, точным, ловким движениям, производимым под музыку, в группе детей. Дети способны освоить и правильно реализовать сложнокоординированные действия при ходьбе, выполнять сложнокоординированные гимнастические упражнения, способны к координированным движениям пальцев, кисти, руки при выполнении бытовых действий, при работе с конструктором, мозаикой. Могут выполнять простые графические движения (вертикальные, горизонтальные линии, овалы, круги и т.п.), могут овладеть игрой на различных музыкальных инструментах. Ребенок в этом возрасте заучивает и воспроизводит движения в игре сознательно, подчиняясь правилам игры.
В личностном развитии, самосознании и самооценке у детей выявлена способность осознавать свое положение в системе отношений со взрослыми и сверстниками. Уже в этом возрасте дети осознанно стремятся соответствовать требованиям взрослых, стремятся к достижениям в тех видах деятельности, которые они выполняют.
В мотивах поведения у детей 5-7 лет выделяют: интерес к новым видам деятельности, интерес к миру взрослых, стремление быть похожими на них. Именно с стремление быть похожим ведет к тому, что дети воспроизводят необходимое для игры поведение.
Произвольность. Этот показатель в старшем дошкольном детстве является основным новообразованием и прослеживается во всем, что делает ребенок. Дети 6-7 лет способны к волевой регуляции поведения на основе внутренних побуждений и установленных правил, они способны проявить настойчивость, преодолевать трудности.
Таким образом, можно видеть, что к старшему дошкольному возрасту у ребенка имеется достаточный базис для развития произвольности поведения.
Приложение 1.
Тестовое задание на проверку произвольности поведения: Игра "Запрещенное движение"
Описание игры: подвижная игра, развивающая координацию, внимательность, память.
Правила игры:
1) Воспитатель или ведущий становится в центр зала, площадки. Дети выстраиваются в колонну друг за другом.
2) Перед началом игры выбирается одно «запрещенное движение», например, «прыжок» или «руки вверх», несколько раз демонстрируется детям.
3) Дети ходят по кругу и повторяют движения, которые им показывает ведущий. Задача детей не повторить именно «запрещенное движение».
4) Если ребенок сделал «запрещенное движение», он становится в конец колонны.
5) Тем самым более внимательные дети-победители останутся в начале колонны.
Время от времени менялось «запрещенное движение», таким образом, усложняя игру.
Народные игры, которые можно исаользовать для формирования произвольности поведения детей старшего дошкольного возраста.
Палочки и крестики (Вариант народной игры «Повторялки»)
Цель: Развитие умений действовать по образцу, соблюдая правила.
Приготовьте для ребенка (или группы детей) тетрадный лист в клеточку с полями и попросите его писать палочки и крестики так, как это записано в образце, в течение 5 минут
I + I + I – I + I + I – I
Правила игры.
1. Писать крестики и палочки точно в такой же последовательности, как в образце.
2. Переходить на другую строчку только после знака “–“.
3. Нельзя писать на полях.
4. Каждый знак следует писать в одной клеточке.
5. Соблюдать расстояние между строчками – 2 клеточки.
«Да и нет»
Цель: Развитие умения ребенка действовать по правилу.
Взрослый задает ребенку вопросы. Отвечая на вопросы, ребенку нельзя говорить слова «да» и «нет».
Дети берутся за руки, образуя круг, и по сигналу ведущего начинают движение по кругу в правую сторону до тех пор, пока ведущиё не произнесет слово-задание. Если ведущий говорит: «Тропинка! », все дети становятся друг за другом и кладут руки на плечи впереди стоящего. Если ведущий говорит: «Копна! », - дети направляются к центру круга, выставив руки вперед. Если говорит: «Кочки! », дети приседают, положив руки на голову. Задания ведущим чередуются.
«Расставить посты»
Цель: Способствует развитию произвольного поведения, организации и успокоению.
Дети маршируют друг за другом. Впереди идет командир. Когда командир подаст сигнал (хлопнет в ладоши и т. п., идущий последним ребенок должен немедленно остановиться и стоять на посту, не двигаясь, а остальные продолжают ходьбу. Так командир расставляет все детей в задуманном им порядке) линейка, круг, по углам). Затем назначается новый командир.
«Четыре стихии»
Цель: Способствует развитию произвольного поведения, организации.
Играющие встают в круг. Ведущий объясняет правила игры: если он скажет слово земля, все должны опустить руки вниз, если слово «вода» – вытянуть руки вперед, слово «воздух» - поднять руки вверх, слово «огонь» - произвести вращение в лучезапястных и локтевых суставах.
«Раскрась фигуры» (Вариант игры «Повторялки»)
Цель: Развивать произвольную регуляцию деятельности, терпеливость при выполнении малоинтересной и монотонной работы.
Ребенку показывают лист с нарисованными геометрическими фигурами и просят закрасить цветными карандашом каждую из них. Предупредите ребенка, что он должен делать это очень аккуратно, время не имеет значения. Как только ребенок начинает проявлять небрежность, работа прекращается.
Ребенок 6-7 лет аккуратно закрашивает 15-20 фигур. Это хороший показатель произвольной регуляции деятельности.
"Запретный номер"
Цель: развитие самоконтроля, самодисциплины, укрепление навыков счета, развитие внимания.
Выбирается определенная цифра, например 4. Дети встают в круг и по часовой стрелке считают по очереди: 1, 2, 3… Когда доходит очередь до четвертого ребенка, он не произносит цифру, а хлопает в ладоши 4 раза. В качестве "запретных" выбираются цифры: 4, 7, 11, 14, 15, 18, 21, 23, 25.
"Тень"
Цель: развитие наблюдательности, произвольности поведения, внутренней свободы и раскованности.
Из группы детей выбираются два ребенка. Остальные – "зрители". Один ребенок – "путник", другой – его "тень".
"Путник" идет через поле, а за ним на два-три шага сзади идет второй ребенок, его "Тень". Последний старается точь-в-точь скопировать движения "путника".
Желательно стимулировать "путника" к выполнению разных движений: "сорвать цветок", "Присесть", "поскакать на одной ножке" и т. п.
"Замри! "
Цель: развитие произвольного внимания и произвольных движений.
Играет веселая музыка. Дети подпрыгивают и свободно двигаются в такт музыке. Внезапно музыка обрывается, и дети замирают в тех позах, в которых застал из музыкальный перерыв. Затем через минуту снова включается музыка и игра продолжается. В конце выбирается самый внимательный - победитель.
"Слушай хлопки"
Цель: развитие произвольного внимания и поведения.
Играющие идут по кругу. Когда ведущий хлопнет в ладоши 1 раз – они приседают, два раза – вытягивают руки вверх, три раза – замирают. После выполнения команды движение по кругу продолжается.
«Салочки - догонялочки»
Цель: Воспитание у детей смелости, способности мобилизироваться и избежать опасности.
На полу выделяются две «зоны» - дом для салочки и дом для остальных ребят. Между ними остается свободное пространство. Дети берутся за руки, строятся в шеренгу и дружно шагают от черты со словами: «мы веселые ребята, любим бегать и скакать, ну, попробуй нас догнать! » - с последними словами текста, но не раньше, все поворачиваются спиной к салочке и бегут в свой дом, а салочка старается их догнать. Если ей это удается, то пойманный ребенок идет в дом для салочки, а игра продолжается, если нет, то выбирается новый водящий.
Правила игры.
1. Идти к салочке дружно, смело, ровной шеренгой, держась за руки и согласуя
свои движения с движениями других детей.
2. Бежать только после того, как будет сказано последнее слово «догнать».
3. Не ловить тех, кто намеренно замедляет движение к дому.
Со всеми правилами игры следует познакомить детей наглядно. В конце игры следует поощрить тех участников, которые соблюдали правила.
«Пустое место»
Цель: Формирование волевых качеств и овладение своим поведением. В отличие от предыдущих игр в данной дошкольникам предлагается не воображаемая ситуация, а конкретная задача, решение которой требует от ребенка мобилизации своих усилий. Ребенок должен сам выбрать себе партнера, получая таким образом возможность выразить симпатию одному из сверстников. Содержащийся в ней элемент соревнования заставляет ребенка быть очень внимательным, собранным, а также не нарушая правила поведения в совместной деятельности.
Дети берутся за руки, строятся в круг и садятся на пол лицом внутрь круга. Взрослый, находясь за кругом, обходит его, приговаривая: «огонь горит, вода кипит, тебя сегодня будут мыть, не буду я тебя ловить! ». Дети повторяют за ним слова. На последнем слове взрослый дотрагивается до кого - нибудь из ребят, просит его встать, повернуться к нему лицом, а затем говорит: «раз, два, три - беги! » - и показывает, в каком направлении нужно бежать за кругом, чтобы первым занять освободившееся место. Взрослый и ребенок с разных сторон обегают круг. Взрослый дает малышу возможность первому занять свободное место и снова становится водящим. Он еще раз обходит круг и повторяет слова, давая детям возможность освоить правила игры. Выбрав другого ребенка, взрослый на этот раз старается первым занять место в кругу. Теперь ребенок становится водящим и сам выбирает себе партнера по соревнованию. Так по очереди дети соревнуются друг с другом.
Правила игры.
1. Выбирать в партнеры того, кто еще ни разу не бегал.
2. Бежать по кругу в противоположные стороны.
3. Тот, кто не успел занять место в кругу, становятся водящим.
«Запомни ритм»
Ход: Ведущий предлагает участникам повторить за ним ритмическую модель, которую он воспроизвел с помощью хлопков. Для тех, кто не запомнил образец, дается ориентир в виде цифровой записи, где цифра изображает число непрерывно следующих через равные интервалы хлопков, а тире между ними — паузы (например, 1—1—3—4—2). Для облегчения задачи предлагается вслух считать число хлопков в соответствии с их зрительным изображением. После освоения всеми ритмической мелодии она воспроизводится по кругу сначала в индивидуальном, а затем в нарастающем темпе. Сбившийся выбывает.
«Кто быстрее»
Цель: развивает зрительное внимание, контроль над двигательными реакциями.
Ход: Двое детей садятся за стол друг против друга и кладут правую руку перед собой. Один ребенок должен попытаться дотронуться до руки сидящего напротив. Задача второго игрока — успеть вовремя отдернуть кисть. Если первому удается дотронуться до руки соперника, место проигравшего занимает другой ребенок.
Выигрывает тот, кто оказался более внимательным и ловким.Педагог может устроить в группе соревнование, распределив всех детей по парам. Победители в парах продолжают игру до тех пор, пока не останется один самый ловкий и внимательный.
«Левее–правее»
Вариант игры «Горячо–холодно». Наряду со словами «горячо–холодно» говорим «левее–правее», пока ребенок ищет спрятанный сюрприз.
Список использованной литературы
Игра как феномен сознания / Под ред. Берлид Н.Е.Кемерово: Амф. гуманитарный центр, 1992.-96с.; Игра и развитие личности дошкольника [Текст] / АПИ СССР, НИИ дошк.вос-я. - М.:Изд-во АПИ, 2003
Игры и игрушки в жизни детей : пособие для педагогов ДОУ /Под ред. Т. И. Оверчук; сост. Р. А. Горб – М. : ГНОМ и Д, 2006.
Выготский, Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка / Л.С. Выготский. – 1966 // Вопросы психологии : двенадцатый год издания / Ред. В.Н. Колбановский, Ф.А. Сохин. – 1966. – №6 ноябрь-декабрь 1966.
Леонтьев А.Н., Запорожец А.В. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста: Сб. ст./Под ред. Леонтьева А.Н .и Запорожца А.В . --М.: Международный Образовательный и Психологический Колледж, 1995.
Игра в дошкольном возрасте [Текст] : Пособие для воспитателей детских садов / Т. Н.Доронова, О. А. Карабанова, Е. В. Соловьева. - Москва : Воспитание дошкольника, 2002.
Чиркова, Т. И. Обсуждение с воспитателями вопроса о месте игры в обучении дошкольников / Т. И. Чиркова // Чиркова, Т. И. Психологическая служба в детском саду. – М., 1998.
Смирнова, Е. О. Детская психология : учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е. О. Смирнова. – М. : Гуманитар. изд. центр «ВЛАДОС», 2006. – 366 с.
Ключева М.А. Народные подвижные детский игры. Опыт типологии.- Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения Санкт-Петербург – 2008
Мухлынин М.А. Игровой фольклор и детский досуг. Методическое пособие. – М.: ВНМЦ им. Н.К. Крупской, 1988.
Методика собирания и изучения народных игр. Изд. 2-е / Автор-сост. В.М. Григорьев. – М., Владос, 1992
Дандес А. О морфологии игры: исследование структуры невербального фольклора // Дандес А. Фольклор: семиотика и / или психоанализ: Сборник статей. М., 2003.
Якуб, С. К. Вспомним забытые игры (Старинные русские игры, или Достоверный рассказ о том, как и во что играли наши прабабушки и прадедушки и во что будет интересно играть всем нынешним ребятам) / С. К. Якуб - М.: Дет. лит., -1990.
Ключева М.А. Народные подвижные детский игры. Опыт типологии.- Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения Санкт-Петербург – 2008
Психология. Немов Р.С. Кн. 2. Психология образования. 1995, 2-е изд.