Просмотр содержимого документа
«Добрый мир- воспитание духовно-нравственной культуры детей»
ДОБРЫЙ МИР-ВОСПИТАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ
Кудряшова Н.В.,
МБДОУ «Детский сад №1» г.Новочебоксарска natalya.kudryashova.78@mail.ru
Аннотация: в статье раскрывается опыт работы по воспитанию духовно-нравственной культуры старшего дошкольного возраста.
Ключевые слова: духовное здоровье, духовно-нравственное развитие, православная культура.
В настоящее время специалистами отмечается снижение многих показателей качества жизни современных детей, в том числе и дошкольного возраста, их телесного, психического и духовного здоровья.
Погруженный в технократию мир предлагает ребенку информацию вместо знания, заданную программу вместо развития собственной фантазии, телевизор и игровой компьютер вместо необходимого человеческого общения. Агрессивная информационная среда подавляет развитие личностных качеств, определяющих человеческую сущность, – способности к состраданию и милосердию, к самостоятельному мышлению и принятию решений, творчеству и созиданию.
Искажения в развитии личности особенно опасны в дошкольном возрасте, когда закладывается способность различать «добро» и «зло», складываются нравственные эталоны, постигается духовная культура своего народа. Оказавшись без должного воспитания, в отрыве от отечественной культурной среды, высшие сферы личности ребенка-дошкольника, его мировоззрение заполняются суррогатным содержанием виртуального мира, заблуждениями воспитанных в атеизме взрослых и мистикой.
Дети не защищены от всех этих вредных воздействий. Наиболее опасно то, что и в самих дошкольных образовательных учреждениях (под видом духовно-нравственного воспитания) действуют представители нетрадиционных религий, используются программы и пособия псевдорелигиозных учений и сект. Этим и объясняется опасный разнобой в построение воспитательной работы.
Все это, а также мировоззренческая дезориентация педагогов наносит ущерб духовно-нравственному развитию детей и дискредитирует саму идею и практику духовно-нравственного воспитания. Поэтому нередко в детских садах полностью отказываются от духовно-нравственного воспитания, что имеет не меньшие отрицательные последствия для нормального духовно-нравственного развития ребенка.
Именно поэтому в настоящее время крайне важно как можно скорее создать нормально функционирующую систему духовно-нравственного воспитания в дошкольных образовательных учреждениях; систему, построенную на ценностях традиционной духовной культуры, отвечающую потребностям развития личности ребенка и направленную на развитие телесно, душевно (психически) и духовно здорового человека.
Для этого идеально подходит программа «Добрый мир» Л.Л.Шевченко, разработанная на основе авторской общей программы «Православная культура» в соответствии с Федеральным законом «Об образовании».
Программа предназначена для детей в возрасте от 5 до 7 лет. Значимость этой программы в том, что она содействует сохранению духовного здоровья детей, знакомит их с основами Православной культуры.
Цель программы: развитие личности ребенка дошкольного возраста, формирование базовой культуры на основе отечественных традиционных и нравственных ценностей.
Задачи программы:
- духовно-нравственное развитие и воспитание детей посредством приобщения к традиционным духовным традициям России, понимания значимости традиционных нравственных идеалов и моральных норм для жизни личности, семьи, общества;
- формирование у детей основополагающих морально-нравственных идеалов, установок, ценностей, норм, обеспечивающих осознанный нравственный выбор;
- приобретение культурологических знаний, необходимых для разностороннего развития детей; формирование общей культуры дошкольников;
- создание условий творческого развития;
- воспитание гражданственности и патриотизма, любви к Родине, семье;
- интеграции личности в национальную и мировую культуру;
- обеспечение ценностно-смысловой, содержательной, методической преемственности между ступенями дошкольного, начального и основного общего образования.
Учитывая, что ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста является игровая деятельность, содержание программы организовано как тематическая игра-путешествие, которое начинается в старшей группе и завершается в подготовительной на празднике прощания с детским садом как тема «Окончание путешествия. Благодарение».
В программе предлагаются соответствующие возрасту дошкольников формы совместной со взрослыми (воспитателями и родителями), групповой и самостоятельной работы: ролевые, сюжетные игры, драматизация, беседа, наблюдение, экспериментирование, обсуждение проблемных ситуаций, конструирование, художественное творчество, музицирование и др. в условиях предметно-развивающей среды (прогулки – путешествия, выставки, спектакли, концерты и т. п.).
В основу реализации программы положено блочно-тематическое построение содержания, которое представлено в разных видах деятельности. Это позволяет осваивать материал программы на уровне многократного концентрического повторения.
В состав учебно-методического комплекта «Добрый мир» входят 9 пособий:
1–4. Хрестоматия в 4 книгах (для детей) с методическими комментариями (для воспитателя):
- Книга 1. Прогулки по дням творения. /Устроение мира/;
- Книга 2. Хорошо – плохо. /Устроение отношений в мире/;
- Книга 3. Семья. Родина. Православный храм. Наши меньшие друзья / Устроение отношений в нашей жизни/;
- Книга 4. Православные праздники. Чему мы радуемся? /Ценности жизни христиан/;
5. Методическое пособие с программой;
6. Рабочая тетрадь для творческих видов деятельности;
7. Музыкальное сопровождение занятий в соответствии с темами (диск в формате МР3 – 89 произведений русской, зарубежной классической, народной, церковной музыки);
8. Наглядные материалы по теме «Православный храм»;
9. Маршруты духовного краеведения для детей во внеучебной работе.
В целях создания организационно-методических условий, обеспечивающих гармоничное формирование духовно-нравственной личности дошкольника и его социального развития на основе ценностей православной культуры, на основании соглашения о сотрудничестве в сфере духовного и нравственного воспитания детей и молодежи между Министерством образования и молодежной политики ЧР и Чебоксарско-Чувашской епархии наш детский сад с 2011 реализует проект по духовно- нравственному воспитанию детей на основе православной культуры «Мир - прекрасное творение».
Внедрение данного проекта начали в двух группах в средней и подготовительной (на основе анкетирования и заявлений от родителей). В течение учебного года работа велась по программе «Мир - прекрасное творение». Основы православной культуры Гладких Л.П., архимандрит Зиновий (А.А. Корзинкин), В.М. Меньшиков, курс реализовывался в форме кружковой работы во второй половине дня, 1 раз в неделю. В течении года шла систематическая, целенаправленная работа, проводились семинары, круглые столы, с участием педагогов, представителей Чебоксарско-Чувашской епархии.
С 2012 года реализацию данного проекта дополнили программой «Добрый мир» Л. Л. Шевченко. Для этого применяем различные формы работы с детьми. Это занятия и цикл бесед проведенных священнослужителем отцом Николаем, прикладное творчество, совместные праздники и посещение православной церкви. На занятиях даём понятия о добрых и злых людях, о традиции в семье (празднование День Ангела), углубляем и закрепляем представления о родной стране, знакомим с православными праздниками (Покров, Рождество Христово, Благовещенье, Пасха), с родословной семьи, генеалогическим древом, с храмами нашего города. На экскурсиях дети знакомятся с архитектурой и внешним убранством храмов, достопримечательностями города.
Большую помощь в ознакомлении детей с православной культурой оказывают художественные произведения. При выборе литературы стараемся учитывать следующие критерии: положительные персонажи, в которых воплощены идеалы добра, любви, милосердия, послушания, сострадания; отсутствие психической агрессии; слог и стиль, соответствующий возрасту ребёнка.
Это рассказы для детей из серии «Спаси и сохрани» В. Максимовой формирующие у детей нравственное поведение и привычки. Серия книг «Зёрнышки» - добрые истории для маленьких детей, повествующие о жизни и поступках людей, детей и животных
Ведущую роль в становлении личности ребенка-дошкольника играет семья. Именно в семье благодаря ощущению " живой человеческой среды" и на основе наблюдаемых форм поведения взрослых, ребенок приобретает первый социокультурный опыт.
Однако воспитание духовно-нравственной личности показывает, что самым слабым местом в этой деятельности является семья. При помощи различных вопросов, мы попытались изучить отношение родителей к данной проблеме и провели анкетирование. Анализируя ответы родителей, пришли к выводу, что, несмотря на различные мнения, как правило, всем хотелось бы, чтобы их дети были знакомы с традициями, религией и выросли с четкими преставлениями о нормах морали и нравственности.
Плодотворность воспитательного процесса напрямую зависит от согласованности целей и педагогических усилий семьи и педагогов. Сотрудничество родителей и педагогов - непременное условие реализации вышеизложенной проблемы. Система мероприятий с родителями направлена на возрождение традиционного уклада жизни семьи, совершенствование современного воспитания на основе православной культуры.
Изучение основ православной культуры позволяет детям и родителям почувствовать связь между поколениями, увидеть красоту и неповторимость отечественной культуры, понять, в чём состоит её уникальность.
Работу по воспитанию духовной культуры строим на основе приобщения, как взрослых, так и детей к доступным пониманию последних главных святынь и духовных ценностей России, подвигов святых и героев своей Земли. Мы воспитываем любовь к Богу, первоначальные понятия о необходимости следовать лучшим традициям своей семьи, народа, уважение к другим народам. Нравственное, эстетическое, физическое воспитание и интеллектуальное, творческое развитие ребенка происходит с опорой на целостный календарно-обрядовый комплекс, семейный уклад и народную философию истории.
Драгоценное время детства необходимо использовать, чтобы ребёнок не только обогатился знаниями, но и нашёл свой собственный путь к духовным ценностям, приобщился к делам милосердия, любви и сострадания к ближним.
Духовно-нравственное воспитание наших детей показывает: что дети меняются, стало меньше конфликтов, стараются больше проявлять терпимость, сдержанность, заботливость, внимательность по отношению друг к другу, учатся прощать, уступать, соотносить свои интересы с интересами других. И главный результат нашей работы, на который очень бы хотелось надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла.