Просмотр содержимого документа
«Диспут «Роль валеологии в системе здоровьесберегающих технологий в соответствии с ФГОС ДО»»
Департамент образования Администрации город Ноябрьск
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «МАЛЬВИНА»
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД НОЯБРЬСК
Диспут
«Роль валеологии в системе
здоровьесберегающих технологий
в соответствии с ФГОС ДО»
Подготовила:
инструктор по физической культуре,
Шмыгля Лили Рихордовна
г. Ноябрьск, 2022 г.
«Роль валеологии в системе здоровьесберегающих технологий
в соответствии с ФГОС ДО»
Мы так привыкли употреблять это слово как приветствие, что не всегда вдумываемся в его смысл. А оно означает — будь здоров, не болей, желаю здоровья. Приветствовать людей пожеланием здоровья стало доброй традицией. Она как бы напоминает о том, что самое главное для каждого человека — здоровье. Большинству из нас от рождения дается хорошее здоровье, но этот бесценный дар мы слишком часто принимаем как нечто само собой разумеющееся.
Мы не задумываемся и над тем, насколько здоровье зависит от нас самих, от того, какой образ жизни мы ведем. С древних времен люди упорно ищут чудодейственные средства сохранения здоровья. С древних времен хорошо известна целебная сила естественных факторов природы — воздуха, солнца, воды — и физических упражнений.
«Отец медицины» — древнегреческий ученый Гиппократ, сам проживший 104 года, проповедовал, что для продления жизни необходимы разумная гимнастика, свежий воздух, прогулки. Известный греческий писатель, и историк Плутарх называл движения «кладовой жизни».
Здоровье человека всегда было и будет актуальной темой, особенно если речь идет о здоровье дошкольника.
Дошкольный возраст — это решающий этап в формировании основ психического и физического здоровья детей. Именно в эти годы интенсивно формируются органы и развиваются функциональные системы организма.
В последние годы замечена устойчивая тенденция снижения уровня здоровья дошкольников, все больше детей показывают нарушение речевого и психического развития. Всё это делает необходимым поиск механизмов, которые бы помогли изменить ситуацию.
Главная задача воспитателей детского сада — подготовить дошкольника к будущей самостоятельной жизни, предоставив ему необходимые условия для получения и закрепления устойчивых навыков, умений, знаний, воспитав в нем необходимые привычки. Но, может ли каждый педагог или просто взрослый человек относиться равнодушно к неблагополучному состоянию здоровья своих воспитанников, к его заметному ухудшению? Одним из ответов на этот вопрос и выступает востребованность среди педагогов здоровье сберегающих технологий.
Здоровьесберегающие технологии — этоорганизованная совокупность приемов, программ, методов организации процесса образования, которая не причиняет ущерба здоровью детей.
Основные задачи здоровьесберегающих технологий в детском саду:
- сохранение уровня здоровья и подбор пошагового увеличения уровня здоровья воспитанников;
- создание обстановки для комплексного психофизиологического развития ребенка;
- обеспечение комфортных условий жизни на протяжении нахождения ребенка в детском саду.
Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании - это обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры, как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.
Валеология — это наука об индивидуальном здоровье человека. Она представляет собой совокупность научных знаний о формировании, сохранении и укреплении здоровья.
От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. Во всем мире в последнее десятилетие наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Экологические проблемы, различные отрицательные бытовые факторы, химические добавки в продуктах питания. Некачественная вода, накапливающиеся раздражения в обществе, связанные с неудовлетворительным экономическим положением.
Дошкольное учреждение – это первое звено непрерывного валеологического образования, предполагает выбор альтернативных форм и методов организации учебно-воспитательного процесса.
Чтобы обучение для дошкольника не было "мученьем", я используют различные виды здоровьесберегающих технологий сохранения и стимулирования здоровья :
1. Динамические паузы и "физминутки" проводятся во время занятий, занимают 2–5 мин., используются по мере утомляемости детей. Рекомендуются для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других элементов (в зависимости от вида занятия) .
2. Подвижные игры (как часть занятия, в групповой комнате). Используются игры малой и средней степени подвижности. Они подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем их проведения.
3. Пальчиковые игры используются с младшего возраста. Проводится в любой удобный отрезок времени.
4. Гимнастика для глаз проводится в течение 3–5 мин. в любое время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста.
5. Гимнастика дыхательная используется в различных формах физкультурно-оздоровительной работы по мере утомляемости детей.
Обучение детей наиболее продуктивно, если оно идет в контексте с практической и игровой деятельностью. Для того чтобы реализовать программу здоровьесберегающего обучения, я включают в план работы не только дидактические и ролевые игры, но и игры, которые носят оздоровительный характер.
Например, такие:
1. Рисование с помощью пальцев с использованием пальчиковых красок.
Такой вид рисования благотворно влияет на психику ребенка, так как успокаивает и расслабляет малыша.
2. Работа с пластилином
Работа с такими материалами для творчества оставляет приятные ощущения, помогает расслабиться.
3. Игры с песком
Игры с песком имеют положительное значение для развития психики ребенка, установления психологического комфорта:
• при взаимодействии с песком стабилизируется эмоциональное состояние;
• развивается мелкая моторика, формируется произвольное внимание, память.
4. Дыхательная и артикуляционная гимнастика.
Это тренировка дыхательного аппарата и способ повышения эффективности дыхания. Дыхательные упражнения способствуют насыщению каждой клеточки организма кислородом.
Важнейшим условием успешной реализации здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе является взаимодействие с родителями дошкольников. Необходимо планировать беседы, консультации, досуги с родителями направленные на развитие валеологической культуры в семье.