Декоративно-прикладное искусство как фактор развития художественной культуры у дошкольников
Декоративно-прикладное искусство как фактор развития художественной культуры у дошкольников
В условиях сегодняшней жизни, ее темпа и информационной насыщенности предъявляются высокие требования к человеку. Люди нового тысячелетия более интегрированы в мировом культурном прогрессе, полнее ощущают себя частью единой цивилизации. В настоящее время, когда повышение производственной культуры потребует высокий эстетизации любого труда, важно уже с дошкольного возраста развивать у детей высокий художественный, эстетический вкус.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Декоративно-прикладное искусство как фактор развития художественной культуры у дошкольников»
Развитие творческого потенциала на занятиях
по декоративно-прикладному искусству для дошколят (5-7лет)
Сазонова Екатерина Валерьевна,
Воспитатель МАДОУ ДС ОВ «Радуга
г. Новый Уренгой
В условиях сегодняшней жизни, ее темпа и информационной насыщенности предъявляются высокие требования к человеку. Люди нового тысячелетия более интегрированы в мировом культурном прогрессе, полнее ощущают себя частью единой цивилизации.
В настоящее время, когда повышение производственной культуры потребует высокий эстетизации любого труда, важно уже с дошкольного возраста развивать у детей высокий художественный, эстетический вкус.
Считается, что наиболее высокий уровень деятельности достигается человеком в творчестве. Творческая деятельность поднимает личность со ступени потребителя духовных и материальных ценностей до ступени их создателя.
Творческая деятельность привлекает к себе людей тем, что позволяет испытать радость высшего человеческого порядка – радость преодоления, радость творчества. Как правило, во всех определениях творчества отмечается, что это деятельность, в результате которых создается новый, оригинальный продукт, имеющий общественное значение. Общественное значение имеет не только результат творческой деятельности, но и сам процесс творчества; творческий человек более ценен для общества, нежели безынициативный исполнитель. Да и интерес к творчеству в настоящее время обусловлен общественными потребностями.
Декоративно-прикладное творчество является традиционным в любой стране мира. Большинство из нас в детстве брали в руки кисточки, кто-то с интересом и любопытством пытался лепить, рисовать, делать цветы, кораблики из бумаги, некоторые делали замечательные игрушки. Предметная среда окружает человека постоянно, она влияет на подсознание, позитивно и негативно формируя его чувства и эмоции, манеру поведения и общения. Значит, и декоративно-прикладное творчество вносит свою лепту в духовное развитие человека – через созидательную, эстетически значимую творческую деятельность.
В последние годы во всех сферах экономики требуются специалисты, способные творчески мыслить, искать нестандартные пути решения различных проблем, умеющие изобретать и выдвигать новые идеи. Растить творческого человека необходимо начинать с детства. Детское творчество – сложный процесс познания растущим человеком окружающего мира, самого себя, способ выражения своего отношения к познаваемому. Творчество имеет важное значение для личностного развития человека в пору его детства и является фундаментом успешной жизнедеятельности в будущем, поэтому необходимо создание оптимальных условий для организации детского творчества с раннего возраста.
В последние годы уделяется большое внимание изучению, пропаганде и возрождению угасающих видов народного декоративно-прикладного искусства. И мы с детьми на занятиях постигаем основы декоративно прикладного искусства, становимся творцами удивительных предметов.
Работа с детьми осуществляется по следующим направлениям: "Лепка", "Работа с природным материалом", "Аппликация", "Конструирование", "Рисование", "Бумагопластика". Такое разнообразие позволяет сделать процесс обучения интересным и динамичным. Сколько неповторимых и оригинальных сувениров можно сделать с детьми на занятиях. Важно показать и рассказать детям, как с помощью несложных приемов можно изготовить замечательные вещи. Главное – желание, терпение, трудолюбие и фантазия. С целью развития творческих и личностных способностей детей на занятиях, была разработана комплексная образовательная программа «Творчество души». Программа ориентирована на раскрытие и обогащение духовного мира детей, на художественно-эстетическое образование. Программа «Творчество души» содержит темы об истории, об основных приемах и технологиях указанных. Курс построен на последовательности обучения – от простого к сложному, он систематизирует знания, полученные на теоретических занятиях с применением их на практике. Занятия проводятся с элементами здоровьесберегающих, игровых, личностно-ориентированных, развивающих и других технологий. В ходе реализации программы выработаны интересные приемы мотивации к развитию детского творчества, стимулирования и поддержки интереса детей в процессе работы. Просто объяснить и показать, конечно, этого мало. Очень помогает то, что в системе дошкольного образования мы общаемся с детьми неформально, часто ведем беседы на самые разные темы, которые волнуют детей.
Важное практическое значение в развитии творчества имеет разработанный к программе учебно-методический комплект (УМК), в который входят конспекты занятий, дидактический и наглядный материал, схемы, технологические карты, альбомы с наглядными материалами, слайдовые презентации, образцы изделий, фильмы по истории ДПИ и другое. Занимаясь на занятиях, дети учатся решать различные, возникающие в процессе труда проблемы, творчески подходить к своему делу, вкладывая в свой труд душу. Очень важно создать эмоционально благоприятную обстановку на занятиях для каждого ребенка и обеспечить его духовное развитие. Необходимо предоставить возможность каждому ребенку пережить радость творчества, испытать счастье и гордость за результаты своего труда.
Задача воспитателя не только выявить творческие способности детей, но и развивать их, подобрав индивидуальный подход к каждому ребенку. Индивидуальный подход является одним из важнейших условий творческого развития ребенка. Через индивидуальный подход поддержать одаренных и талантливых детей, а также детей отстающих.
Успех ребенка во многом зависит от умения педагога организовать занятия. Нельзя ребенку отказывать, если он хочет чему-либо обучиться. Педагог должен уважать личность ребенка, от природы все дети психологически разные, неповторимые. Только индивидуальный подход может способствовать развитию творческих начал в ребенке, удовлетворению его духовных запросов. Творческая работа требует труда с полной отдачей физических, интеллектуальных, эмоциональных и нравственных сил. К такой работе надо бережно относиться. Просмотр и анализ детских работ в конце занятий – очень важный этап для творческого развития ребенка и здесь педагогу необходимо тактично подойти к оценке вложенного труда каждого ребенка. Кого-то нужно похвалить, а кого-то поддержать за его неудачу, тем самым вызвать у него стремление выполнить следующую работу намного лучше. Переживая духовное удовлетворение от творческого труда, ребенок, по настоящему ощущают счастье в жизни. Пусть такого счастья творческого труда будет больше, и тогда ребенок поймет, что труд, состоящий из творчества, является источником человеческого счастья. Ему захочется обогатить свою жизнь не просто трудом, а трудом творческим – так вырастает творческая личность, которая в итоге способна достичь больших успехов в жизни.
Педагог сам должен быть творческой личностью, мастером на все руки, уметь работать с различными материалами и инструментами; апробировать инновационные технологии и методики в своей работе, использовать технологии развивающего обучения, вести мониторинг творческого развития ребенка. Занятия должны вызывать положительные эмоции. Это во многом зависит от такта и терпения педагога, умения понять ребенка, вовремя его поддержать, помочь, отметить его успехи. Для достижения успехов в творческом коллективе необходима атмосфера взаимопонимания, взаимной поддержки, где никто не боится высказать личное мнение, каждый имеет право на заблуждения и ошибки. При этом участнику образовательного процесса необходимо осознать, что любой его поступок затрагивает интересы окружающих и, следовательно, нет места вседозволенности. Творчество возникает тогда, когда сняты определенные барьеры (внешние и внутренние), и то, что «звенит и светится» внутри человека, свободно, как песня, выходит во внешний мир.
Потребность детей проявлять себя в творчестве очень велика, ее удовлетворение дает им интенсивное ощущение радости жизни. Надо оберегать в каждом ребенке мечтателя, чтобы он вырос активным творцом научной, производственной, культурной, общественной жизни, творцом своей собственной личности.
Таким образом, занятия по декоративно – прикладному искусству являются стартовой площадкой для формирования творчества детей, помогают им реализовать свои задуманные творческие проекты с помощью педагога и представить их на городских, окружных, всероссийских выставках детского творчества. Постепенно из маленького человека вырастает творческая личность, способная креативно мыслить и воплощать в жизнь, через созданные произведения.
Список используемой литературы
1.Бондарь, С.А. Влияние оригами на развитие личности ребенка.// Дополнительное образование и воспитание, № 10,2009. – С. 4-7.
2.Львова, Г.А. Развитие трудолюбия на занятиях по декоративно-прикладному творчеству.//Дошкольное воспитание, № 2,2009. – С.6-12.
5.Диагностика творческого развития личности: Методическое пособие для слушателей курсов повышения квалификации работников образования. //Авт.-сост. И.В. Хромова, М.С. Коган. - Новосибирск, 2003. - 28с.