Просмотр содержимого документа
«Дидактическое пособие «Под дружным шаныраком»»
Дидактическое пособие «Под дружным шаныраком» – для старшего дошкольного возраста
Цель: Воспитание нравственно патриотических чувств к Родине.
Задачи:
-Формироватьзнание о Казахстане, и о городах республики;
-Знакомить с государственными символами Республики Казахстан;
-Расширять представлениоб особенностях культуры и быта казахского народа,
-Воспитывать интерес и желание больше узнать о родном крае, городе.
Рекомендации педагогам по проведению дидактических игр.
Рекомендуется воспитателям средних, старших и подготовительных групп для совместной образовательной деятельности, так же пособие можно использовать в играх – викторинах. Количество игроков 5-7 человек.
Форма работы - подгрупповая, можно использовать в индивидуальной работе по теме «Моя родина Казахстан».
Пособие предназначено для реализации образовательных областей: «Коммуникация», «Познание», «Социум»
Предварительная работа:
Перед знакомством детей с пособием проводится предварительная работа: рассматривание альбомов, открыток с видами Казахстана; знакомство с символикой Казахстана,а также знакомство с гербом города Костаная и гербами флагами других стран.познакомить детей с казахскими орнаментами,разучить с детьми пословицы о родине.
Первая юрта.
Чей герб? Чей флаг?
Цель: закрепить знания детей о государственном флаге (гербе), научить узнавать флаг (герб) Казахстана среди флагов (гербов) других стран
Игра представляет собой набор карточек с изображением гербов и флагов различных государств.
Ход игры.
Детям предлагается назвать флаги различных государств.
Найти флаг и герб Казахстана, герб города Костаная
Игровое упражнение состоит из пяти карточек с изображением различных предметов.
Ход игры.
Дети называют картинку, выделяют первый звук,обозначают его буквой и прочитывают слово.
Должны получиться слова Астана, родина, Костанай, герб, флаг.
Д/и «Назови города Казахстана»
Цель:знать города Казахстана, уметь выбирать нужный город по картинке,знать на какую букву он начинается.
Игра представляет карточки с первой буквой названия города,и с карточками изображения городов.
Ход игры
Дети должны назвать первую букву например К и найти картинки с изображением городов на букву К.
Вторая юрта
Д/И «Кто где живет?»
Цель: знать какие животные обитают на територии Казахстана и других стран.
Карточки с загадками.
Цель:находить правильный ответ на картинке.
Д/и «Назови национальные блюда»
Цель: знать национальные блюда народов проживающих в Казахстане»
Третья юрта
Д/и «Выбери нужный орнамент»
Цель: Выбратьсреди различного узора, казахский национальный орнамент
Воспитывать интерес к изобразительному искусству.
Д/И «Карточки с вопросами.»
Цель:Уметь выбирать из предложенных картинок нужный ответ.
Альбом «Казахская национальная одежда»
Д/и « Праздники в Казахстане»
Цель: Знать праздники которые отмечают в республике Казахстан и что они означают.
Ход игры
Дети разбирают среди открыток открытки с праздниками Казахстана рассказывают что знают об этом празднике.
Каждый народ имеет свои обычаи и традиции, характеризующие только его национальные особенности и черты, раскрывающие его национальную сущность. Любой народ, рассматриваемый вне традиционных для него форм отношений, - это абстракция. Традиции вырабатываются в длительном историческом развитии, в процессе многообразной трудовой и культурной деятельности каждого народа. Со времени возникновения человеческого общества прогресс цивилизации происходил благодаря тому, что от поколения к поколению, от коллектива к отдельному человеку систематически передавались знания, трудовые навыки, нормы поведения, материальные или духовные ценности. Традиции, являясь социальными отношениями, т.е. родовой сущностью человека, проявляющейся в конкретных многообразных формах в поведении людей, в их взаимных отношениях между собой, имеют не только воспитательное, но и познавательное значение. Традиции не довлеют над людьми как некие формы, чуждые им. В жизни казахского народа традиции заменяли, по существу, не только образовательно-воспитательные, но и правовые нормы.
«Аузына тукирту»
Отношение казахов к батырам, популярным акынам, биям, ораторам и другим выдающимся людям всегда было особенным. Каждый родитель хотел, чтобы его ребенок был похож на знаменитость.
Следуя примете, таких людей просили "аузына тукиру", чтобы ребенок перенял их прекрасные, неповторимые черты. Аузына тукиру" (букв. ауыз - рот, тукиру - поплевать). Верили, что с капелькой слюны ребенку перейдет ген одаренности, а с ним появится возможность будущих успехов.
6
«Ашамайга мингизу»
Этот торжественный обряд имеет огромное воспитательное значение и знаменует собой новый этап в жизни мальчика. В возрасте 6 - 7 лет ему дарят коня, торжественно вкладывают в руки камчу и сажают на оседланного укрощенного коня, провозглашая, что отныне он жигит. Это возвышает ребенка, у него появляется чувство ответственности. Заодно ребенка приобщают к труду. В торжественный момент дедушка ребенка благословляет внука, а бабушка радостно осыпает его "шашу". Дети постарше устраивают байгу, а взрослые - небольшой той.
7
«Кызойнак»
Кызойнак - девичник. В отсутствие родителей девушки собирали вечеринку, на которую могли тайно прийти парни. "кызойнак" делали очень редко. Взрослые строго запрещали подобные сборища, оберегая девушек от возможных легкомысленных поступков. Как и у многих других народов, у казахов существовали мистические представления о соединении двух людей в супружеский союз. В народе говорили: "В жизни не возможно предопределить три вещи: с кем будет заключен брак, пол будущего ребенка и время смерти". При вступлении в брак соблюдались определенные ограничения. Так по древнему адату (обычаи и традиции) брак между родственниками запрещался до седьмого колена. В связи с этим каждый казах должен был знать свою родословную хотя бы до седьмого предка, и в течение веков генеалогическую историю хранили особенно бережно.
«БАЙГА» Украшением праздников казахских степей в летние месяцы всегда являлись скачки - байга. За день до байги готовятся лошади, подбираются участники. В этой игре соревнуются молодые наездники на самых лучших скакунах. Площадь байги составляет 10-15 км и более. Участники скачек устремляются только в одном направлении к финишной черте. Победителем становится всадник, первым пришедший к финишу, и именно ему вручается самый дорогой приз. Активное участие в байге принимают зрители, кото-рые возгласами и криками выражают поддержку тому или иному наезднику11
«ВЫТАЛКИВАНИЕ ИЗ КРУГА» Количество участвующих в игре не ограничивается. На земле чертится просторный круг, в центре которого собираются все участники. Всадники должны, не применяя рук, лишь сталкивая скакунов, грудь на грудь, вытеснить соперника за пределы круга. Проигравшим является тот, чей конь двумя ногами заступит за линию. Побеждает тот участник игры, который останется в круге последним.12«СТЯГИВАНИЕ ВСАДНИКА С КОНЯ» В этой игре состязаются 3-4 пеших участников и один конный джигит. Пешие должны скинуть наездника в течение 10-15 минут, не касаясь при этом лошади. В случае неудачи в круг вступает новая группа игроков. Всадник во время состязания не имеет права заступать за установленные границы. Предположительно, эта игра берет начало из истории боев между конной и пешей армиями.
13
«Альчики»
Самыми любимыми играми были альчики (асыки) - раскрашенные овечьи надкопытные бабки. Нередко к этим играм подключалась молодежь и взрослые. Древность ее подтверждается и археологическими данными по всей территории Республики. Существовало множество вариантов. Наиболее известными были алшы, онка, хан, бес тас, атбакыл, жиырма бир и др. В качестве выигрыша на кон ставили альчики, деньги и другие призы1415
ОХОТА С СОКОЛОМ Соколиная охота - один из самых увлекательных и утонченных видов охоты. С древнейших времен в среде степной знати дрессировка сокола считалась особым, почитаемым занятием, являвшимся подлинным искусством. Стремительный полет этой маленькой отважной птицы и последующая молниеносная схватка в воздухе становятся поистине захватывающим зрелищем и производят на участников охоты незабываемые
16
ЛОВЛЯ ЛОШАДИ „Крылья джигита - его скакун”, - говорят в народе.
Чтобы овладеть этими крыльями, поймать и укротить скакуна, джигит должен в совершенстве владеть курыком (шестом с длинной веревкой) - специальным приспособлением для ловли лошадей. Ловлей занимались самые опытные, смелые и закаленные наездники. Зрители с замиранием сердца следили за действиями джигитов, умело управлявшихся с курыком и демонстрировавших виртуозное искусство верховой езды.
17
Если говорят, что конь - крылья джигита, то собака - его надежный спутник. Ночью собака охраняет скот, днем сопутствует хозяину в поиске добычи. Особенно ценятся в степи тазы - среднеазиатские борзые. Эти собаки быстро догоняют увертливого зайца, шуструю лисицу, а от лучших тазы не может уйти даже джейран. За несколько дней до охоты пса выхаживают, следят за его рационом, тренируют, устраивают пробежки. Бес-спорно, что охота с тазы - один из самых интересных и увлекательных видов охоты, который, по праву, считается настоящим искусством ОХОТА С ТАЗЫ