Дидактические игры в процессе формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Дидактические игры в процессе формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Методическая разработка направлена на повышение компетентности и формирование практических умений воспитателей по проблеме формирования элементарных математических представлений у детей 5-7 лет с задержкой психического развития, через организацию игр и упражнений. Материал может использоваться педагогами реализующими прграмму дошкольного образования.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Дидактические игры в процессе формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития»
Дидактические игры
в процессе формирования элементарных математических представлений
у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР
Думина Ольга Александровна, воспитатель МДОУ
«Детский сад комбинированного вида № 22 «Кораблик»
30.08.2017 г.
Оглянитесь вокруг. Все, что нас окружает, подчинено законам математики: все можно посчитать и измерить, расположить в пространстве, всему можно найти сходство с геометрическими фигурами.
Математика имеет свою сложность и требует от детей умственного и волевого напряжения. Детям с задержкой психического развития освоение многих математических задач даётся с большим трудом. Дети демонстрируют низкий уровень формированияколичественных представлений: механический счет в прямом порядке и отсутствие обратного счета; «безытоговый» счет; трудности выполнения действий сложения и вычитания; отсутствие переноса имеющихся знаний в новые ситуации. Пространственно-временные представления оказываются наиболее несформированными: значительные трудности вызывает ориентировка по словесной инструкции и самостоятельное определение и называние пространственных отношений (между, вокруг, спереди, сзади, слева, справа, сверху, снизу), дети с трудом запоминают части суток, дни недели, и последовательность времен года. Наблюдаются трудности при восприятии формы сходных предметов (круг и овал, квадрат и прямоугольник).
Основная задача коррекционно-педагогической работы – создание условий для всестороннего развития ребенка с ОВЗ в целях обогащения его социального опыта и гармоничного включения в коллектив сверстников.
Многочисленными исследованиями С.Г.Шевченко, К.Ф.Лебединцева, Н.А.Менчинской, Г.С.Костюки другими педагогами доказано, что возможности дошкольников с задержкой психического развития позволяют формировать у них научные, хотя и элементарные, начальные математические знания. При этом подчеркивается, что игра является наиболее доступной формой обучения.
В методической литературе существует достаточное количество материала математического содержания, однако оно не систематизировано для детей с ЗПР, поэтому его использование затруднено на практике.
В связи с этим в 2016-2017 учебном году мною была поставлена цель: систематизация дидактических игр по формированию элементарных математических представленийу детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
Определены задачи:
Изучить опыт коллег, Интернет ресурсы по ФЭМП у детей с ЗПР.
Осуществить подбор дидактических игр по ФЭМП для старших дошкольников.
Спланировать систему проведения дидактических игри реализовать ее на практике.
Обогащать развивающую предметно пространственную среду группы по ФЭМП.
Мотивировать родителей к проведению дидактических игр в семье.
Изучив опыт коллег, мы все игры математического содержания разделили на три группы: «Путешествие с числами и формами», «Путешествие в пространстве»,«Путешествие во времени».
Для каждой группы сделали подборку дидактических игр.
Например, к первой группе игр «Путешествие с числами и формами» подобраны игры на обучение детей счету, на состав числа, на сравнение групп предметов, нахождение и сравнение форм предметов.
Во вторую группу игр входит материална ориентировку в пространстве.
Третья группа игр «Путешествие во времени» служит для знакомства детей с днями недели, частями суток, временами года.
Например, представлюмногофункциональное пособие «Занимательный калейдоскоп».
Дидактическое пособие состоит из игрового поля, оформленного в виде круга, разделенного на семь частей - секторов (каждый сектор круга соответствует цвету радуги), в центре круга находится кружок с «липучкой», на секторах карманы для карточек.
Приведу пример игры «7 дней недели».
Объясняется, что каждый день недели имеет свое название. Чтобы дети лучше запоминали название дней недели, они обозначаются сектором определённого цвета. Детям рассказывается о том, что в названии дней недели угадывается, какой день недели по счету: понедельник - первый день после окончания недели, вторник- второй день, среда - середина недели, четверг - четвертый день, пятница - пятый. После такой беседы предлагаются игры с целью закрепления названий дней недели и их последовательности.
Например, игра «Какого человечка не стало».
Дети закрывают глаза, воспитатель убирает одного человечка. Дети открывают глаз и отгадывают, какой человечек убежал.
Или игра «Вчера, сегодня, завтра». Спрашиваем детей: «Если сегодня вторник, то какой день был вчера и будет завтра?»
Такая игра интересна детям, во время игры они запоминают названия дней недели, порядок их следования, классифицируют дни на рабочие и выходные, у детей закрепляются понятия вчера, сегодня, завтра.
Это пособие мыиспользуем во всех образовательных областях при проведении тематических недель.
Разделение игр на группы помогло в планировании системы их проведения.
(показ перспективного плана)
Дети с ЗПР пассивны и не проявляют желания активно действовать с предметами и игрушками. Взрослым необходимо постоянно создавать у детей положительное эмоциональное отношение к предлагаемой деятельности и в этом нам помогают дидактические игры.
В дидактической игре создаются такие условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации или с определенными предметами, приобретая собственный действенный и чувственный опыт. Это особенно важно для проблемных детей, у которых опыт действий с предметами значительно обеднен, не зафиксирован и не обобщен.
Нашим детям, для понимания того или иного действия требуются многократные повторения. Дидактическая игра позволяет обеспечить нужное количество повторений на разном материале при сохранении эмоционально положительного отношения к заданию.
Игры проводим индивидуально и малыми подгруппами в режимных моментах и в совместной деятельности.
Организуя игры с детьми, сначала даю возможность самим справиться с заданием. Если не получается, оказываю минимальную необходимую помощь, позволяющую начать действовать – это стимулирующая помощь. Цель ее, включить ребенка в работу.
В ситуациях, когда ребенок не может выбрать способ деятельности, или спланировать деятельность, оказываем направляющую помощь: наводящие вопросы, подсказки или вместе выстраиваем план действий (что сначала, что потом).
В тех случаях, когда ребенку не под силу самостоятельно решить математическую задачу, оказываем обучающую помощь.
Все практические действия детей должны сопровождаться словесным отчетом о том, что и как они делают, что получается в результате; при этом происходит усвоение соответствующей математической терминологии: больше-меньше, поровну, столько-же, увеличилась и др.
Углубленная работа по данной теме побудила нас к пополнению развивающей предметно-пространственной среды. (фото-отчет игр сделанных своими руками)
Например:
- логические упражнения и задачи;
- игры на составление целого из частей;
- игры – ассоциации;
- игры на закрепление цвета, геометрических фигур, размера;
- картотека занимательных задач и стихов;
- картотека проблемных вопросов.
В нашей группе, особо актуальна задача - мотивировать родителей заниматься с детьми в семье, а значит, мы должны повысить их педагогическую компетентность.
На практических занятиях, беседах в доступной форме рассказываем, показываем, как учить детей математике, используя настольно-печатные игры, которые легко купить, найти в детских журналах.
Объясняем родителям, что окружающая среда богата материалом для счета, сравнения по форме и величине, для ориентировки во времени и пространстве.
В помощь родителям предлагаем «Маршрут сопровождения по формированию элементарных математических представлений». Создание данного маршрута было обусловлено тем, что в группе категория детей с задержкой психического развития разная: у кого-то больше проблем с восприятием, у кого-то с мышлением, у кого-то с памятью, кто-то часто болеющий, поэтому темп освоения содержания материала по ФЭМП различен.
Маршрут разрабатывается воспитателями, совместно с учителем-дефектологом на неделю, включает в себя дидактические игры по проблеме развития ребенка и представляет собой картинку.
Маршрут – картинку показываем родителям и объясняем, в какие игры поиграть с ребенком.
Копия маршрута остается в группе, чтобы оба воспитателя проиграли все намеченные игры.
Таким образом, мы осуществляем индивидуальный подход к детям.
В этом учебном году мы планируем оформить рабочие тетради для формирования ЭМП для дошкольников с ЗПР 5-6 лет, 6-7 лет и пополнять картотеку дидактических игр.
Математика, несмотря на свою сложность, интересна дошкольникам. Выстроенная система дидактических игр облегчает работу педагогам по ФЭМП у детей ЗПР.