С каждым годом растет число детей, имеющих отклонения в развитии речи. А речь, как мы знаем, один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка в целом. Это обусловлено исключительной ролью речи в жизни человека. Без речевого окружения ребенок никогда не заговорит. Но и этого недостаточно для возникновения у него речи. Важно, чтобы у него самого появилась потребность к пользованию речью, как основным способом общения со сверстниками, близкими.
Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими: он может понятно выразить свои мысли и желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. И наоборот, неясная речь ребенка весьма затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает тяжелый отпечаток на его характер. В семье ребенка понимают с полуслова, и он не испытывает особых неудобств, если его речь несовершенна.
Однако постепенно расширяется круг связей ребенка с окружающим миром, и очень важно, чтобы его хорошо понимали и сверстники, и взрослые. Поэтому овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Дидактическая игра, как средство развития речи»
Сообщение «Дидактическая игра, как средство развития речи» Выполнила Орлова Н.А.
С каждым годом растет число детей, имеющих отклонения в развитии речи. А речь, как мы знаем, один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка в целом.
Это обусловлено исключительной ролью речи в жизни человека. Без речевого окружения ребенок никогда не заговорит. Но и этого недостаточно для возникновения у него речи. Важно, чтобы у него самого появилась потребность к пользованию речью, как основным способом общения со сверстниками, близкими.
Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими: он может понятно выразить свои мысли и желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. И наоборот, неясная речь ребенка весьма затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает тяжелый отпечаток на его характер. В семье ребенка понимают с полуслова, и он не испытывает особых неудобств, если его речь несовершенна.
Однако постепенно расширяется круг связей ребенка с окружающим миром, и очень важно, чтобы его хорошо понимали и сверстники, и взрослые. Поэтому овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте.
Изучая методическую литературу, изучая опыты известных педагогов по данной проблеме и наблюдая за речью и играми детей, пришла к выводу, что через игру у детей дошкольного возраста развитие речи происходит быстрее .
Почему? Да потому, что в дошкольном возрасте, игра является основным видом деятельности. Уже с самого раннего возраста детям доступны дидактические игры.
Именно с помощью дидактических игр детям передаются определенные знания, формируются представления об окружающем мире, развивается речь, а также учат их играть. Детский сад совместно с семьей является первым звеном системы по развитию речи дошкольников, поэтому не случайно перед воспитателями встает задача формирования речевой деятельности детей.
Уровень развития речи детей в дошкольном учреждении зависит от проводимых мероприятий по развитию речи детей. Если в группе будет создана система работы по развитию речи детей совместно с их родителями, то уровень развития речи детей дошкольного возраста возрастет, обогатится и расширится словарь, усовершенствуется звуковая культура речи детей и развитие монологической и диалогической речи.
Для меня, как для воспитателя, очень важно определить каким набором методического педагогического инструментария следует воспользоваться, чтобы ежедневно помогать детям познавать мир, развиваться, взрослеть. Одной из моих педагогических заповедей стала древнейшая мудрость, которая гласит, что педагог должен подготовить воспитанника, у которого смог бы учиться сам. Многие выдающиеся педагоги и мыслители прошлого придавали большое значение дидактической игре, как средству развития речи детей дошкольного возраста.
Педагоги и психологи пришли к выводу о необходимости выбора методов, форм обучения, наиболее приближенных к естественной детской деятельности, игре.
Дидактические игры – это одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Огромный вклад в разработку теории игры внесла
Н.К. Крупская. Она придавала большое значение игре, игра – это средство воспитания и формирования личности ребенка: «Игра для них – учеба, игра для них - труд, игра для них серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего. Играя, он изучает цвета, форму, свойства материала, пространственные отношения, числовые отношения, изучает растения, животных». В игре ребенок развивается, у него воспитывается сообразительность, находчивость, инициатива. Н.К.Крупская отмечает, что приобретать знания можно не только сидя за книгой, а через игру, которая должна помочь детям познать жизнь, познать самих себя.
Идеи развития речи дошкольников с использованием дидактических игр получили дальнейшее развитие в теории и практике дошкольного воспитания в статьях, методических работах C. Л Новоселовой «Игра дошкольника», А.И.Сорокиной «Дидактические игры в детском саду», А.К.Бондаренко «Дидактические игры в детском саду», Е.И.Удальцовой «Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников».
Изучив внимательно их методические разработки, изучив «Программу воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой, в которой говорится: «С помощью дидактических игр осуществляется сенсорное воспитание, развиваются познавательные процессы (любознательность, понимание взаимосвязей простых явлений), я пришла к выводу, что необходимо использовать дидактическую игру как средство развития мышления, речи, воображения, памяти, расширения и закрепления представлений об окружающей жизни».
Особенности дидактических игр заключаются в том, что они создаются взрослыми с целью обучения и воспитания детей, они способствуют формированию у детей психических качеств: внимания, памяти, наблюдательности, сообразительности.
Такие игры учат детей применять имеющие знания в разных игровых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы и доставляют эмоциональную радость детям.
Игра незаменима как средство воспитания правильных взаимоотношений между детьми, в ней ребенок проявляет чуткое отношение к товарищу, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости, помогать в беде. Поэтому игра - это прекрасное средство воспитания коллективизма.
Дидактические игры способствуют и художественному воспитанию – совершенствованию движений, выразительности речи, развитию творческой фантазии. В процессе дидактических игр многие сложные явления расчленяются на простые и, наоборот, осуществляется аналитическая и синтетическая деятельность, игры подводят детей к обобщению и классификации, к употреблению слов, обозначающих обобщенные понятия (посуда, мебель, одежда, обувь, продукты).
Поэтому дидактические игры – это не просто заполнение свободного времени детей, а спланированный и целенаправленный педагогический прием для расширения и закрепления полученных ими знаний, дети на практике самостоятельно применяют полученные на занятиях знания об окружающем в новых, игровых условиях, что весьма благоприятно влияет на их умственное развитие, и конечно же на речь.
Всем известен постулат детской психологии, что игра – ведущий вид деятельности дошкольника, а с помощью дидактических игр детям передаются и закрепляются определенные знания, полученные ими при обучении, формируются представления об окружающем мире, развивается речь.
Использование игр на занятиях способствует правильному произношению слов, звуков, фраз, темпу речи, речевому слуху. В дидактических играх развиваются мышление, память, внимание, наблюдательность - необходимые компоненты для полноценного развития речи детей дошкольного возраста.
Игра – один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.
Истоки сочетания обучения малышей с игрой – в народной педагогике. Народ создал такие игры, как «Ладушки», «Сорока - белобока», «Гули-гули» и многие другие. В обучающие игры народ привносил потешки, песенки, сказки.
К.Д. Ушинский высоко ценил игры, создаваемые народом для детей. Он указывал на то, что игры, припевки, потешки, прибаутки, сказочки содержат доступные формы обучения, они близки детям по содержанию, по игровым действиям, образам.
Народная педагогика талантливо решала вопрос о связи обучения с игрой и внесла вклад в понимание особенностей обучающей игры.
Выдающийся педагог Н.К. Крупская, подчеркивая особенности детских игр, писала: «Игра есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребенка, тверже делается рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива. В игре вырабатываются у ребят организационные навыки, развиваются выдержка, умение взвешивать обстоятельства и пр ...»
Известный педагог Е.И. Тихеева высоко ценила дидактическую игру, ее роль в ознакомлении детей с предметами, явлениями жизни. Особое значение она придавала обучению родному языку. Обучение и игровая деятельность как форма обучения в детском саду направлена на развитие у детей внимания, наблюдательности, запоминания и припоминания, сравнения, форм аналитико - синтетической деятельности, деятельности воображения, развития речи, любознательности и познавательных интересов, направлена также на решение задач нравственного и эстетического воспитания.
Дидактические игры способствуют развитию всех сторон личности ребенка. Психолог А.В. Запорожец, оценивая роль дидактической игры, справедливо указывал: «Нам необходимо добиваться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребенка, служила формированию его способностей».
С помощью дидактических игр детям передаются и закрепляются определенные знания, полученные ими при обучении, формируются представления об окружающем мире, развивается речь.
Использование игр на занятиях способствует правильному произношению слов, звуков, фраз, темпу речи, речевому слуху. В дидактических играх развиваются мышление, память, внимание, наблюдательность - необходимые компоненты для полноценного развития речи детей дошкольного возраста.
Создание на базе ДОУ системы по развитию речи детей с использованием в педагогическом процессе разнообразных дидактических игр будет способствовать развитию понимания речи, расширению и обогащению представлений детей об окружающем, формированию обобщенных представлений о предметах и действиях, развитию активной речи, обогащению и расширению словаря, совершенствованию звуковой культуры речи, развитию потребности детей в общении посредством речи, обучению простым формам монологической и диалогической речи.
Началом формирования речевой деятельности ребенка является дошкольное детство (это и детский сад, и семья), именно в этот период закладываются основы развития речи, обогащается словарь детей, формируется звуковая культура речи детей.
А так как игра - это ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, то я поставила перед собой цель: развивать речь детей через разнообразные виды дидактических игр.
Дидактическая игра - явление сложное, но в ней отчетливо обнаруживается структура, то есть основные элементы, которые характеризуют игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно.
Один из элементов игры - дидактическая задача, которая определяется целью обучающего и воспитательного воздействия, познавательное содержание черпается из « Программы воспитания и обучения в детском саду».
Следующий элемент - это игровые правила, их основная цель - организовать действия, поведение детей, правила могут запрещать, разрешать, предписывать детям что - то в игре, делать игру занимательной, напряженной.
Еще один элемент игры - это игровые действия, они контролируют выполнение игровых правил.
Так любая игра становится дидактической, если имеются ее основные компоненты: дидактическая задача, правила, игровые действия.
Дидактические игры развивают сенсорные способности детей, ознакомление детей с цветом, формой, величиной предмета позволило создать систему дидактических игр и упражнений по сенсорному воспитанию. Дидактические игры развивают речь детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение выражать свои мысли. Дидактические задачи многих игр составлены так, чтобы научить детей составлять самостоятельные рассказы о предметах, явлениях в природе и окружающей жизни. В процессе многих игр развитие мышления и речи осуществляется в непрерывной связи, активизируется речь при общении детей в игре, решении спорных вопросов, в игре развивается способность аргументировать свои утверждения, доводы.
Огромное значение в руководстве играми имеет слово педагога. Обращение к детям, объяснения, короткие рассказы, пояснения, вопросы к детям - все это раскрывает содержание игры и участие детей в ней, содействует пониманию включенных в игру задач, обеспечивает контакт детей между собой и взрослыми. При помощи пояснений, указаний, педагог направляет внимание детей, упорядочивает, уточняет их опыт, расширяет опыт. Одновременно он способствует развитию речи детей, обогащению их словаря. Игра должна сохранять эмоциональный настрой детей, их непринужденность, переживание радости от процесса игры и чувство удовлетворения от решения поставленных в ней задач. Развитию игры чаще всего способствуют косвенные приемы: интригующий игру вопрос, удивление, шутка, доброжелательный юмор, сюрпризы и другое. В руководстве игрой и в развитии ее, важное значение имеет темп, он определяется темпом умственной активности, речи, усвоением игровых правил. Темп игры обусловлен и эмоциональными переживаниями и увлеченностью детей.
Особенностью дидактической игры и ее завершающим концом является результат. Для педагога результат игры является показателем уровня достижений или в усвоении знаний, или в их применении, в установлении взаимоотношений детей в игре.
Все структурные элементы дидактической игры взаимосвязаны между собой, и отсутствие основных из них разрушает игру. Без игровой задачи и игровых действий, без правил, дидактическая игра невозможна, она утрачивает свои особенности, не достигает обучения и воспитания.
В своей работе с детьми я использую различные виды дидактических игр, но особое внимание уделяю словесным дидактическим играм. В процессе дидактической игры разнообразные умственные процессы активизируются и принимают произвольный характер, а также дидактическая игра помогает закрепить полученные знания при обучении. Использование дидактических игр на занятиях способствует правильному и отчетливому произнесению звуков, слов, фраз, темпу речи, ее громкости, а также речевому слуху.
Я считаю, что немаловажное значение для развития речи детей – это окружающая обстановка в группе и конечно, дома. Также много значит правильное размещение дидактических пособий и игр, мест, где можно уединиться, поиграть за столом, посидеть, поговорить, посмотреть картинки.
Свою работу строю на следующих дидактических принципах:
Проблемности - ребенок получает знания не в готовом виде, а добывает сам в процессе своей собственной деятельности .
Мотивированности - знания приобретают для ребенка личностный смысл.
Интегрированности - взаимосвязь всех разделов программы.
Индивидуализации - способствует развитию личностных качеств.
Психологической комфортности - создание спокойной, доброжелательной атмосферы.
Для реализации дидактических принципов на практике выделила основные задачи:
1. Расширение и обогащение представлений детей об окружающем.
2. Активизация и обогащение словарного запаса детей.
3. Совершенствование звуковой культуры речи.
4. Обучение простым формам монологической и диалогической речи.
В своей работе я использую развивающие методы:
1. Словесный - беседы, диалоги, объяснения.
2. Игровой - игра естественное состояние детей, познающих окружающий мир.
3. Наглядный – показ способа действий.
В своей работе я использую пособие А.К.Бондаренко «Дидактические игры в детском саду», Е.И.Удальцова «Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников».
Опыт работы показывает, что именно дидактические игры в большей степени способствуют развитию речевой деятельности детей, обогащению словарного запаса детей, воспитанию звуковой культуры речи.
Каждое утро я занимаюсь с детьми разнообразными дидактическими играми: игры с дидактическими игрушками, дидактическими пособиями настольно-печатными играми, играми-путешествиями, играми - загадками, «лото», «конструктор», «домино», различными мозаиками, рассматриваем вместе с детьми красочные альбомы по теме: «Овощи на грядках» - закрепляются названия овощей, «Домашние животные» - дети знакомятся и запоминают домашних животных, «Ягоды и фрукты», рассматриваем книжки - малышки, детям они очень нравятся, и они конечно сами того не замечая, овладевают различными знаниями, обогащается и развивается их словарный запас.
После ужина дети с удовольствием разбирают и собирают матрёшки, играют в игры – шнуровки, украшают коврик – застегивая и расстегивая пуговицы, учатся нанизывать бусинки на верёвочку, бусы для куклы - развивается мелкая моторика рук, мы вместе с детьми играем в разные дидактические игры.
К каждому ребёнку осуществляю индивидуальный подход, особенно к детям, которые проявляют недостаточную речевую активность; чаще обращаюсь к ним в ходе занятия и в процессе игры.
Наиболее эффективных результатов можно достичь только при условии совместной работы родителей и педагогов. Только опираясь на семью, нашими совместными усилиями мы сможем решить главную задачу - развитие полноценной речи детей.
Советую родителям больше разговаривать с детьми, читать книжки на ночь, даже на кухне, когда готовят ужин можно поиграть в словесные игры.
Многие родители прислушиваются к советам, и когда был виден результат, говорят спасибо.
В работе с родителями по данному направлению использую разнообразные формы и методы:
- анкетирование;
- размещение информации в уголке для родителей в виде консультаций, папок-передвижек;
- привлечение к совместному творческому труду, родительские собрания.