Просмотр содержимого документа
«Дидактическое пособие «Секреты экономики»»
МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №178» г.Перми
Дидактическое пособие «Секреты экономики»
Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста основ финансовой грамотности.
Задачи:
Сформировать первичные экономические понятия;
Научить детей правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному их использованию;
Объяснить взаимосвязь между экономическими и этическими категориями: труд, товар, деньги, цена, стоимость - с одной стороны и нравственными понятиями, такими, как бережливость, честность, экономность, щедрость и т. д. ;
Научить детей правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер (покупка в магазине, плата за проезд в транспорте и т. д.)
Возрастная адресность: 6 – 7 лет (дети старшего дошкольного возраста)
Актуальность
В современном мире ребенок поневоле встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Он узнаёт, что такое «моё», «твоё», «наше», «обмен», «деньги», «цена» и пр.
Если у ребенка не сформировать правильное представление о деньгах, то у него появится собственное, зачастую неверное мнение. Дети должны осознавать, что денежные средства зарабатываются собственным трудом.
Ребёнку нужно помочь в освоении финансовой грамотности, но не делать все за него. Обучение финансовой грамотности не сводится к тому, чтобы учить зарабатывать деньги. На первый план ставится формирование нравственных понятий: честность, обязательность, взаимопомощь и пр.
В нашем дидактическом пособии ребенок обязательно найдет разделы, которые ему будут интересны и на основе этих первичных интересов мы сможем выстроить работу по ознакомлению ребенка с финансовой грамотностью.
Таким образом, актуальность данного пособия в том, чтобы за счет использования информационной среды максимально полно использовать интерес детей к экономической деятельности, оптимизировать их интеллектуальную нагрузку.
Основная часть
Дидактическое пособие «Секреты экономики» представляет собой интерактивную папку в форме короба, что, по нашему мнению, удобно и практично, так как в таком виде материалы не выпадают, находятся на уровне глаз ребенка и само пособие выглядит опрятно.
Пособие находится в свободном доступе детей, используется на занятиях и в индивидуальной работе.
Разделы, представленные в пособии:
Учимся экономить (правила экономного человека)
Экономические ребусы
Экономические профессии
Деньги мира
Пословицы про деньги
Как появились деньги (рассказ в картинках)
Словарик юного экономиста
Семейные расходы (схема)
Семейные доходы (схема)
Загадки из кошелька
Оригами «Кошелек» (схема и материал)
Финансовые задания
Экономические дидактические игры (Картотека игр для групповой, подгрупповой и индивидуальной работы)
Сказки, ориентированные на освоение экономических понятий (по материалам практического пособия Смоленцевой А.А. «Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок»)
Первые 12 разделов используются детьми в самостоятельной деятельности. Дети могут рассмотреть материал самостоятельно, либо рассказать и показать другому ребенку.
Все 14 разделов используются в групповой, подгрупповой и индивидуальной работе.
Примеры использования материалов дидактического пособия
Беседа «Как появились деньги?». Путешествие в прошлое денег.
Задачи: Дать представление о денежной единице, деньги – это универсальное и удобное средство обмена, учить понимать назначение денег; Познакомить с историей возникновения денег.
Задачи: Формировать умения в исследовательской деятельности (делать выводы), самостоятельно находить источник; Раскрыть сущность понятия «монета», «банкнота», «пластиковая карта» наличные и безналичные деньги.
Занятие – путешествие «Путешествие рубля».
Задачи: Формирование представлений детей об понятии «валюта», цена, товар.
Занятие – путешествие «Наши потребности»
Задачи: Дать понятие «потребности»; Уточнить от чего зависят потребности человека; Учить решать проблемные ситуации, подвести к пониманию того, что человек не может иметь все, что хочет.
Игра-развлечение «Как правильно беречь деньги?»
Задачи: Систематизировать знания детей о способах экономного расходования бюджета; Воспитывать навыки разумного поведения в ситуациях, связанных с деньгами.
Игра-развлечение «Идем в магазин или как делать покупки с умом»
Задачи: Развивать у детей умение устанавливать зависимость между качеством товара, его ценой и спросом на него; Дать понятия «товар», «цена», «дороже - дешевле», «потребительская грамотность»; Воспитывать уважение к людям, умеющим хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги.
Игра-рассуждение «Все профессии важны»
Задачи: Дать представление о труде, его видах (сельскохозяйственный, ремесленный, домашний и т.д.); Учить выделять последовательность трудовых действий; Формировать у детей отчетливое представление о роли труда в жизни общества; Воспитывать уважение к людям, умеющим хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги.
Игра-путешествие «Дом, где живут деньги»
Задачи: Дать первоначальные знания о банке (банк принимает деньги на хранение, выдает деньги вкладчикам, предоставляет деньги в долг); Знакомство с профессиями: менеджер, кассир, банкир.
Задачи: Закрепить представления детей о сущности экономических явлений и понятий; Формировать экономическое мышление; Проводить эксперименты, устанавливать причинно-следственные связи; Закрепить экономические знания в практической ситуации.
Беседа «Кто долго спит, тот денег не скопит»
Задачи: Познакомить детей с пословицами и поговорками о труде.
Чтение художественной литературы «Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок»
Задачи: Развивать у детей умение подмечать в сказках, простейшие экономические явления; Давать нравственную оценку поступкам героев.
Викторина «Копейка рубль бережет»
Задачи: Обобщить и систематизировать знания детей о товарно – денежных отношениях.
Задачи: Развить познавательный интерес к вопросам финансовой грамотности и применению знаний на практике; Формировать понимание единства человека и природы; Дать образное и упрощенное объяснение понятий энергосбережения, электроэнергии, экономного пользования водой, сохранения тепла; Формировать у детей потребность в их экономии.