Данная разработка содержит описание пособие "Банкомат", а также перечень дидактических игр и наглядного материала по финансовой грамотности для дошкольников
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Дидактическое пособие "Банкомат"»
Крюковский детский сад
филиал Новодеревенского детского сада «Колокольчик»
Дидактическое пособие
«Банкомат»
Ильина Наталья Анатольевна,
Воспитатель
Крюково
2023
Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста –
сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Ведь финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с ранних лет его жизни. Дети, так или иначе, рано включаются в экономическую жизнь семьи: сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле-продаже, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями, пока еще на житейском уровне.
Финансовая грамотность – это особое качество человека, которое формируется с самого малого возраста и показывает умение самостоятельно зарабатывать деньги и грамотно ими управлять. Если у ребенка не сформировать правильное представление о деньгах, то у него появится собственное, зачастую неверное мнение. Дети должны осознавать, что денежные средства зарабатываются собственным трудом. Поэтому неоспорима актуальность элементарного экономического образования детей дошкольного возраста.
Данное дидактическое пособие «Банкомат» разработано для детей старшего дошкольного возраста, предназначено для знакомства дошкольников с миром экономики, формирования основ финансовой грамотности и направлено на приобретение и развитие знаний из области финансовых категорий (деньги, цена, стоимость, менять, продавать и т.п.) через проведение разнообразных игр:
«Экономические загадки»
Цель: знакомство детей с загадками на финансовую тематику.
Игра «Как экономить деньги»
Цель: знакомство детей с правилами рационального использования
электроэнергии, водных ресурсов, тепла; закрепление знаний о способах
экономии и бережливости.
После игры с детьми можно сформулировать правила экономии.
- Выключай свет, выходя из комнаты!
- Ешь меньше вредной еды!
- Не покупай ненужных тебе вещей!
- Закрой кран - не лей напрасно воду!
- Заведи копилку!
- Составляй список покупок!
- Бережно относись к вещам!
- Чаще ходи пешком!
«Экономический словарик»
Цель: пополнение словарного запаса детей, закрепление экономических понятий.
Первоначально необходимо познакомить детей с представленными экономическими терминами, а затем задание можно усложнять: назвать термин по описанию и наоборот.
Игра «Семейный бюджет»
Цель: расширение знаний детей о составляющих семейного бюджета
Данная игра поможет детям узнать, из чего и как формируетсябюджет семьи, какие существуют статьи дохода, а так же куда тратятся деньги, т.е.
статьи расхода. Дети узнают, как можно распределить семейный бюджет, на
чем можно сэкономить.
Игра «Можно купить – нельзя купить»
Цель: формирование у детей понимания того, что главные ценности - жизнь,
отношения, дружбу, любовь, радость близких людей – за деньги не купишь.
Ход игры: дети рассматривают карточки маленького формата и раскладывают их вокруг больших карт («Можно купить за деньги», «Нельзя купить за деньги»).
Игра «Профессии»
Цель: расширение знаний детей о профессиях, профессиональной деятельности и орудиях труда.
Ход игры: перед игроками разложены карточки большого формата с изображениями профессий. Карточки малого формата с изображениями орудий труда, необходимых представителям различных профессий, лежат рубашками вверх. Дети должны рассказать, кому нужен данный предмет для работы, а также назвать его профессиональные обязанности.
Игра «Валюты разных стран».
Цель: познакомить детей с названиями валют разных стран; учить соотносить карточки с названием страны и государственной валютой.
Во время игры он запоминает, как называется валюта и какой стране принадлежит.
Игра «Что перепутал художник»
Цель: развитие внимания, мышления; формирование умения видеть несоответствие между профессией человека и орудием труда, а также умения отстаивать собственную точку зрения.
Игра «Надо - хочу».
Цель: формирование умения у детей разделять реальные потребности и свои желания; формирование представления о том, что на товары, которые хочется приобрести, но без которых мы можем обойтись, можно откладывать, «копить».
Ход игры: ребенку предлагаются карточки, которые необходимо разделить на две категории «надо» и «хочу», а затем сложить в мешок к одному из мышат. Обсудите выбор ребенка, расскажите, как товары из одной категории переходят в другую в зависимости от возможностей (например, любая новая одежда переходит в категорию «хочу», если старая еще по размеру и в хорошем состоянии).
Игра «Размен»
Цель: формирование у детей умения разменивать монеты разного достоинства; а также давать сдачу.
Картотека проблемных ситуаций
Цель: формирование у детей экономических представлений, развитие мышления
Ход игры: педагог зачитывает детям проблемную ситуацию и предлагает ее решить. Решая проблемную ситуацию, ребенок приобщается к экономической действительности, учится думать, ориентироваться в окружающем, проявлять инициативу, высказывать собственную и принимать чужую позицию, растет и реализуется его творческий потенциал.
«Экономические сказки».
Цель: формирование умения подмечать в сказках простейшие экономические
явления; выделять слова и действия, относящиеся к экономике; давать
нравственную оценку поступкам героев.
«Экономические пословицы и поговорки».
«Экономические стихи»
«Финансовые ребусы»
«Денежные лабиринты»
Пособие представляет собой модель банкомата, что позволяет познакомить детей с работой данного прибора: как приложить карту, набрать ПИН – код, выбрать услугу, получить деньги.
Именно через игру ребёнок осваивает и познаёт мир. Учитывая интересы детей, типичные для дошкольного возраста виды деятельности, в пособии объединены игра и обучение, что помогает обеспечить единство познавательных, практических игровых задач.Такой «терминал» позволяет активизировать познавательную деятельность, совершенствовать коммуникативные качества, способствует развитию у детей предпосылок экономического мышления, что сделает процесс формирования финансовой грамотности более осознанным.
Главная задача «Банкомата» – дать простые экономические знания, сформировать бережное и экономное отношение детей к деньгам, подсказать, как обращаться с ними, накапливать, тратить и вкладывать. Такое игровое обучение интересно и увлекательно для детей, игра не перегружает их ни умственно, ни физически. Интерес к игре затем перерастает в интерес к обучению. У детей формируется умение самостоятельно работать с представленным материалом, самостоятельно осмысливать новый материал, находить ему применение в образовательной, игровой и самостоятельной деятельности детей.
Дидактическое пособие являются по своей структуре открытой системой, его можно дополнять, корректировать, модифицироватьв процессе эксплуатации, обновлять дидактический материал и усложнять задания по экономическому развитию.