kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Дидактическая игра, как средство развития информационно-коммуникативных способностей детей дошкольного возраста

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема данной работы «Дидактическая игра, как средство развития информационно-коммуникативных способностей детей дошкольного возраста» особо актуальна на сегодняшний день в связи с тем, что игру традиционно связывают с детством.

Актуальность исследования. В современном мире не подвергается сомнению важность игровой деятельности для всестороннего развития детей. Ведь игра для детей любого возраста это не только основная деятельность, но и важное средство самовыражения и самореализации.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Дидактическая игра, как средство развития информационно-коммуникативных способностей детей дошкольного возраста»

Комитет по образованию

администрации городского округа « Город Калининград»

МАУ «Учебно-методический образовательный центр»

Курсы профессиональной переподготовки

«Теория и методика дошкольного образования»






ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА


Тема: «Дидактическая игра, как средство развития информационно-коммуникативных способностей детей дошкольного возраста».






Работу выполнила:

Алиева Марина Андреевна







Калининград

2023

Содержание


Введение________________________________________________________3

ГЛАВА 1. Теоретические основания использования дидактической игры как средства развития информационно-коммуникативных умений у детей дошкольного возраста_____________________________________________5

1.1 Понятие и виды коммуникативных умений ________________________5

1.2 Психолого-педагогическая характеристика дошкольного возраста_________________________________________________________7

1.3 Понятие и виды дидактических игр как средства развития информационно - коммуникативных умений у детей дошкольного возраста_________________________________________________________9

Вывод по I главе__________________________________________________10


ГЛАВА 2. Опытно-поисковая работа по изучению дидактической игры как средства развития информационно-коммуникативных умений у детей дошкольного возраста

2.1 Исследование коммуникативных способностей по методике М. В. Корепановой ____________________________________________________11

2.2 Работа с родителями___________________________________________ 16

Вывод по главе II_________________________________________________17

Заключение______________________________________________________18

Список литературы________________________________________________20

Приложения





ВВЕДЕНИЕ


Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее ФГОС ДО) определяет практическую значимость развития коммуникативных умений дошкольников. Через коммуникацию происходит развитие сознания и высших психических функций. Умение ребенка позитивно общаться позволяет ему комфортно жить в обществе людей. Благодаря общению ребенок не только познает другого человека (взрослого или сверстника), но и самого себя.

Проблеме развития коммуникативных умений посвящены работы ученых А.А. Бодалева, Л.С. Выготского, Я.Л. Коломинского, А.Н. Леонтьева

и других авторов.

Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в старшем дошкольном возрасте. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. От того, как сложатся отношения ребенка в первом в его жизни коллективе – группе детского сада во многом зависит последующий путь его личностного и социального развития, а значит и его дальнейшая судьба.

Тема данной работы «Дидактическая игра, как средство развития информационно-коммуникативных способностей детей дошкольного возраста» особо актуальна на сегодняшний день в связи с тем, что игру традиционно связывают с детством.

Актуальность исследования. В современном мире не подвергается сомнению важность игровой деятельности для всестороннего развития детей. Ведь игра для детей любого возраста это не только основная деятельность, но и важное средство самовыражения и самореализации.

Игра необходимый и неотделимый атрибут детства, она способствует физическому и духовному здоровью, обеспечивает эмоциональное благополучие, является источником обширной информации, методом обучения и воспитания. Именно в игре у детей развивается способность к воображению и образному мышлению, что уже установлено такими известными исследователями, как Л.С. Выготский, Д.Б. Элконин.

Теоретические основы детской игры исследовали ведущие педагоги и психологи: В.А. Сухомлинский, Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и многие другие.

В связи с этим целью данной работы является: Теоретическое рассмотрение дидактических игр как средств формирования информационно - коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста.

Объект исследования: процесс развития информационно-коммуникативных умений детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: роль дидактической игры как средства развития информационно-коммуникативных умений у детей дошкольного возраста.

Задачи исследования:

  1. Изучить понятие и виды информационно-коммуникативных умений в педагогике;

  2. Дать психолого-педагогическую характеристику дошкольного возраста;

  3. Раскрыть сущность и виды дидактических игр как средства развития информационно - коммуникативных умений у детей дошкольного возраста;

  4. Выделить  значение дидактической игры в  формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста;

Методы исследования: изучение теоретических источников, наблюдение, эксперимент, беседа, качественная и количественная обработка данных.

Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.

Глава 1. Теоретические основания использования дидактической игры как средства развития информационно-коммуникативных умений у детей дошкольного возраста

1.1. Понятие и виды коммуникативных умений

Понятие «коммуникативное умение» трактуется исследователями по разному. О.Н. Сомкова считает, что коммуникативные умения – владение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми, умение общаться, и посредством общения успешно решать возникающие игровые, бытовые и творческие задачи.  Такие ученые, как Я.Л. Коломинский, А.В. Мудрик, Е.Г. Савина, определяют коммуникативные умения, как единство личностных качеств ребенка, необходимых для организации процесса взаимодействия в конкретной социальной среде. Поэтому они проявляются в осознанных коммуникативных действиях и в умении строить свое поведение в соответствии с задачами общения, требованиями ситуации и особенностями собеседника.

По мнению Л.Я. Лозован, коммуникативные умения представляют собой индивидуально-психологические свойства личности ребенка, обеспечивающие ему условия для личностного развития, социальной адаптации, самостоятельной информационной, перцептивной, интерактивной деятельности на основе субъект-субъектных отношений.

По мнению Е.О. Смирновой: «Коммуникативные умения – это осмысленные действия ребенка (на основе знаний структурных компонентов умений и коммуникативной деятельности), а также способность правильно строить свое поведение, управлять им согласно целям общения».

В своих исследованиях А.А. Бодалев, Л.Я. Лозован и Е.Г. Савина выделяют в структуре коммуникативных умений три компонента: информационно-коммуникативный, интерактивный, перцептивный.

Л.Р. Мунирова предложила следующую классификацию коммуникативных умений, разделив их на группы: информационно-коммуникативные умения; регуляционно-коммуникативные умения; аффективно-коммуникативные умения.

Информационно-коммуникативные умения состоят из умений вступать в процесс общения (выражать просьбы, приветствия, вежливое обращение, дружественный разговор); умений ориентироваться в выборе собеседника и различных ситуациях общения (соблюдать правила культуры общения, начать разговор со знакомым и незнакомым человеком, понять ситуацию, намерения, мотивы общения собеседника); умений сопоставлять средства вербального и невербального общения (употреблять в общении жесты, мимику, эмоционально и содержательно выражать мысли, получать и транслировать информацию о себе и других вещах, использовать рисунки, таблицы, схемы).

Также, проблеме развития коммуникативных умений дошкольников посвящены работы М.И. Лисиной, А.Г. Рузской, Т.А. Репиной. Данные ученые рассматривают понятия «общение» и «коммуникативная деятельность» в качестве синонимов. В их концепции заложена ведущая идея: развитие общения дошкольников как со взрослыми, так и со сверстниками, представляется как процесс качественных преобразований структуры коммуникативной деятельности.

Одной из особенностей дошкольного возраста является то, что коммуникативные умения у ребенка не формируются сами по себе, а являются результатом реализации целенаправленной работы взрослого с ребенком. И именно от умелой организации этой работы взрослым и подбора соответствующих методов, форм и средств зависит успешность формирования коммуникативных умений ребенка.





1.2. Психолого-педагогическая характеристика дошкольного возраста

Дошкольный период детства охватывает возраст от 3 до 6-7 лет.

Так, Л.С. Выготский относит к дошкольному периоду возраст от 3 до 6-7 лет и отмечает исключительное значение этого периода в развитии психики ребенка. М.И. Лисина в рамках данной периодизации выделяет младший дошкольный возраст (от 3 до 5 лет) и старший дошкольный возраст (от 5 до 7 лет). Также М.И. Лисина отмечает, что в рамках этого периода под влиянием  воспитания происходит активное развитие психики ребёнка.

На основе ранее приобретенных знаний социального характера дошкольник способен осуществлять более осмысленные действия, формировать положительные рефлексы (первичные, вторичные и третичные). Дошкольный возраст является самым «игровым» периодом детства.  Ведущей деятельностью дошкольного детства является игра. Она глубоко изучена в работах Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца, А.П. Усовой и др. В игровую деятельность ребенок уходит целиком.

Главная потребность ребенка-дошкольника заключается в адаптации в мире взрослых людей, поэтому он испытывает постоянное стремление к примерке на себя функций взрослого. Поскольку реальное выполнения «взрослых» функций в дошкольном детстве невозможно, у детей-дошкольников формируется противоречие между стремлением к статусу взрослого и недостаточными реальными возможностями. Данное противоречие заставляет ребенка-дошкольника осваивать новые для него сферы деятельности.

Все разнообразие деятельности ребенка-дошкольника объединено моделирующим характером действий. Так, дошкольниками в рамках игр воссоздаются социальные взаимоотношения людей в обществе, профессиональные действия, отыгрываются сказочные сюжеты и пр. Созданные модели являются отражением выявленных ребенком взаимосвязей между предметами и людьми, при этом часто для их создания используются различного рода заместителей (предметы-заместители). Так, для игры в больницу достаточно шапочки врача, для проектирования железной дороги хватает палочек и пр.

В игре, продуктивных видах деятельности (рисовании, конструировании) происходит знакомство ребенка со свойствами предметов, развиваются его восприятие, мышление, воображение.

Память также выступает важнейшей характеристикой познавательного развития. Развитие памяти детей-дошкольников зависит от специфики деятельности ребенка, т.е. один и тот же материал запоминается по-разному в зависимости от той роли, что выполняет для ребенка. Поэтому можно отметить, что память также зависима от процесса формирования произвольности.

Мышление выступает еще одной важной познавательной функцией. Развитие мышления детей-дошкольников происходит очень интенсивно. Так, наряду с получением новых знаний об окружающем мире, ребенок учиться синтезу, сравнению, обобщению, анализу, т.е. простейшим умственным операциям. Успешность развития мышления ребенка-дошкольника зависит напрямую от образовательной и воспитательной среды, в которой он находится.

Речь ребенка переживает стремительное развитие в период дошкольного детства. Происходит увеличение словаря, овладение новыми грамматическими формами родного языка, изменение строения речи в пользу более сложных форм.

Таким образом, дошкольный период детства длится от 3 до 6-7 лет и характеризуется игровой деятельностью в качестве ведущей. Основными психологическими новообразованиями дошкольного детства являются появление детского мировоззрения, возникновение этических инстанций, возникновение мотивов деятельности, возникновение произвольного поведения, возникновение личного сознания.

1.3. Понятие и виды дидактических игр как средства развития информационно-коммуникативных умений у детей дошкольного возраста

Целесообразность использования игры как эффективного средства формирования коммуникативных умений у дошкольников обосновывается тем, что игровая деятельность является ведущим видом деятельности, в рамках которой происходят наиболее важные изменения в психических процессах и психологических особенностях его личности, включая коммуникативное развитие. Применение игры как средства развития коммуникативных способностей предлагалось Л. С. Выготским, А. Н. Леонтьевым, Д. Б. Элькониным.

Игра является эффективным психолого-педагогическим средством формирования коммуникативных умений у детей дошкольного возраста.

Среди всего многообразия игр для дошкольников особое место принадлежит дидактической игре, как одной из наиболее приемлемых форм воспитания и обучения. Многие ученые отмечают важную роль обучающих игр, которые позволяют педагогу расширять практический опыт детей, закреплять их знания об окружающем мире (А.С. Макаренко, У.П. Усова, Р.И. Жуковская, Д.В. Менджерицкая, Е.И. Тихеева).

Дидактические игры представляют собой вид игр с правилами, созданных для обучения и реализующие воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности. Они возникают по инициативе взрослого и используются с образовательной и воспитательной целью. Их отличие от обычных игр заключается в наличие четко поставленной цели соответствующей прогнозируемому результату.

В теории и практике дошкольного воспитания существует следующая классификация дидактических игр: с игрушками и предметами; настольно - печатные; словесные.

Использование дидактических игр в целях воспитания и обучения детей отражалась в трудах ученых и в практической деятельности многих педагогов. Большое внимание использованию дидактической игры в детском саду уделялось следующими педагогами: Л.А. Венгер, А.П. Усова, В.Н. Аванесова, А.К. Бондаренко, А.А. Смоленцова, Е.И. Удальцова и др.

Остановимся подробнее на значении дидактических игр в развитии детей дошкольного возраста.

Дидактическая игра - важное средство умственного воспитания ребенка. Игры обучающего характера способствуют развитию у детей психических познавательных процессов, мыслительных операций. Важное значение дидактической игры состоит в том, что она развивает самостоятельность и активность мышления и речи детей.

Дидактические игры, также большую роль играют в развитии речи детей. В ходе игры ребенок комментирует свои действия, рассказывает, о том, как он выполнял задание или как нашел выход из проблемной ситуации, отвечает на вопросы взрослого, общается со сверстниками. Развитию речи способствуют разнообразные словесные игры.

Выводы по первой главе

Общение детей дошкольного возраста трактуется как коммуникативная деятельность (М.И. Лисина), природа которой аналогична общению взрослых. Коммуникативные умения это сложные и осознанные коммуникативные действия, основанные на теоретических знаниях и практической подготовленности ребенка к общению. Коммуникативные умения включают в себя знания, навыки, необходимые в процессе общения для выбора и осуществления адекватных коммуникативной ситуации действий. Дошкольный возраст сензитивен для решения задач формирования информационно-коммуникативных умений, так как у дошкольников закладываются основы социального поведения, появляется произвольность управления собственным поведением, ведущими мотивами становятся личностные, потребность в общении, в принятии другими являются основными. Одним из главных видов деятельности детей дошкольного возраста является игра.


ГЛАВА 2. Опытно-поисковая работа по изучению дидактической игры как средства развития информационно-коммуникативных способностей детей дошкольного возраста

2.1 Исследование коммуникативных способностей по методике М.В. Корепановой

Свою работу с детьми выстраиваю на основе следующих положений:

    1. Системность организации психики ребёнка.

    2. Опора на возрастные возможности детей.

    3. Поэтапность педагогической работы.

Для этого я провела исследование коммуникативных способностей в феврале 2023 г. по методике М. В. Корепановой.

Для исследования подготовила силуэтные изображения рукавичек, два набора из шести цветных карандашей. Исследование проводится двумя сериями.

Первая серия

Двум детям из группы дают по одинаковому набору карандашей и по одному изображению рукавички и просят украсить его, но так, чтобы рукавички составили пару, были одинаковыми. Поясняют, что сначала нужно вместе выбрать узор, а потом приступать к рисованию.

Вторая серия

Аналогична первой, но детям дают один набор карандашей, предупреждая, что карандашами придется делиться.

При обработке данных, анализируется, как происходило взаимодействие детей в каждой серии, по следующим признакам:

  1. Умеют ли дети договариваться, приходить к общему решению, как они это делают, какие средства используют: уговаривают, убеждают. Заставляют и т.п.

  2. Как контролируют друг друга во время работы (замечают ли друг у друга отступления от первоначального замысла, как на них реагируют).

  3. Как относятся к результату деятельности, своему и партнёра.

  4. Помогают ли друг другу и как.

  5. Умеют ли рационально использовать средства деятельности.

Месяц, год

Высокий уровень развития коммуникативных способностей

Средний уровень развития коммуникативных способностей

Низкий уровень развития коммуникативных способностей

Февраль 2023

30%

30%

40%

По итогам обследования уровень благополучия взаимоотношений между детьми дошкольного возраста (4-5) - ниже среднего, а почти 70% детей имеют средний и низкий уровень развития коммуникативных способностей.

На основании полученных результатов возникла необходимость в проведении целенаправленной, систематической работы по формированию инфомационно-коммуникативных навыков.

Цель – развитие информационно-коммуникативных способностей.

Задачи, намеченные на данном этапе:

  • расширить представление детей о различных способах коммуникации с окружающими.

  • сформировать позитивное отношение к себе и к сверстникам.

  • воспитывать умение сотрудничать, умение находить общие решения в конфликтных ситуациях.

Для достижения поставленной цели я использую в своей работе различные средства – это и театрализованная деятельность, и развивающие игры, и этюды, и беседы, и моделирование ситуаций. В результате я пришла к выводу, что необходимо также использовать целенаправленные развивающие занятия, в которых будут использоваться различные виды деятельности детей дошкольного возраста.

Такие занятия-игры предусматривают формирование у детей знаний и умений, необходимых для доброжелательного общения, воспитания хороших манер, что и называется культурой общения (Приложение 5).

Игровые задания подбираю по принципу от простого к сложному, короткие и доступные по содержанию. В качестве своеобразного отдыха предлагаются подвижные игры, позволяющие детям расслабиться.

Что могут  сформировать у детей занятия-игры, направленные на развитие информационно-коммуникативных способностей и качеств:

  • умение распознавать эмоции других и владеть своими чувствами.

  • позитивное отношение к другим людям, даже если они “совсем другие”.

  • умение сопереживать - радоваться чужим радостям и огорчаться из-за чужих огорчений.

  • умение выражать свои потребности и чувства с помощью вербальных и невербальных средств.

  • умение взаимодействовать и сотрудничать.

Все занятия имеют общую гибкую структуру, наполняемую разнообразным содержанием. Занятие состоит из нескольких частей, каждая из которых может быть использована самостоятельно. Вот их примерная структура:

Часть 1. Вводная.

Цель - настроить группу на совместную работу, установить эмоциональный контакт между всеми участниками.

Основные процедуры работы — приветствия, игры с именами.

Часть 2. Рабочая

На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. В нее входят этюды, упражнения, игры, направленные на развитие и частичную коррекцию эмоционально-личностной и познавательной сфер ребенка (Приложение 6). Основные элементы:

  • элементы сказкотерапии с импровизацией;

  • элементы психодрамы;

  • игры на развитие навыков общения;

  • игры на развитие восприятия, памяти, внимания, воображения;

  • рисование, кляксография.

Часть 3. Завершающая

Цель - создание у каждого участника чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от работы на занятии. Здесь предусматривается проведение какой-либо общей игры-забавы или другой коллективной деятельности, например, создание общего рисунка.

На занятиях и в совместной работе с детьми я чаще всего использую такие методические приёмы, как:

  • беседы, направленные на знакомство с различными средствами понимания;

  • развивающие игры (игры-драматизации; сюжетно-ролевые; словесные игры, направленные на развитие навыков общения);

  • релаксационные упражнения;

  • рисование;

  • проигрывание психогимнастических упражнений;

  • моделирование и анализ заданных ситуаций;

  • подвижные игры;

  • рассматривание рисунков и фотографий;

  • игровые обучающие ситуации;

  • психоэтюды;

  • чтение художественных произведений;

  • сочинение историй;

  • слушание музыки;

  • мини-конкурсы, игры-соревнования.

Для организации работы с детьми по развитию коммуникативной сферы требуется взаимосвязь между ролевой и театрализованной игрой, музыкально-ритмическими движениями, художественной литературой и прочее.

Мне хотелось бы остановиться на игровой деятельности, так как игра является отражением социальной жизни, оказывает существенное воздействие на всестороннее развитие ребенка. Игровой коллектив – это социальный организм с отношениями сотрудничества, навыками общения.

В игре эффективно воспитывается умение жить и действовать сообща, оказывать помощь друг другу, развивается чувство коллективизма, ответственности за свои действия. Игра служит и средством воздействия на тех детей, у кого проявляются эгоизм, агрессивность, замкнутость.

Как на занятиях, так и в свободной деятельности довольно часто применяю в работе с детьми игры с правилами - дидактические, настольные, подвижные игры. Четкими правилами эти игры способствуют познавательному, двигательному развитию, умению договариваться. Игры с правилами часто мною используются на прогулках, так как, во-первых, выполнение правил связано с осмыслением воображаемой ситуации; во-вторых, развивает двигательную активность, а в третьих, коллективная игра учит еще и общаться.













2.3 Работа с родителями

Только при взаимодействии детского сада с семьей задачи обучения могут быть решены полностью, поэтому на постоянной основе осуществлять тесное сотрудничество с родителями. Хочется отметить активную позицию родителей, их заинтересованность в педагогическом процессе и качестве воспитания детей. Необходимо, чтобы они четко знали, что семья способна развить всестороннее развитие ребенка уже в дошкольном возрасте. Условия для всестороннего развития нужно создавать уже в младшем возрасте.

Для того чтобы родители понимали проблему, правильно интерпретировали коммуникативное поведение ребенка, выступали в единстве, я познакомила родителей с проблемами взаимоотношений в детском коллективе, выявленными мною при диагностическом исследовании. Запланировано проведение с родителями просветительной работы в разных формах. Это консультации, тренинги, круглый стол, фотовыставки, памятки, конкурсы для родителей, индивидуальные беседы, выпуск газет, совместное участие в тематических развлечениях; утренники; семинары; родительские собрания, участие в разнообразных играх с правилами; анкетирование по разным вопросам, дни открытых дверей и др.(Приложение 7)

В ходе деятельности с детьми и родителями в течение 2023 года планирую добиться следующих результатов:

1. Повышение уровня свободного общения детей со взрослыми и сверстниками;

2. Повышение уровня развития речевого общения (развитие словаря, связной речи, грамматического строя речи);

3. Активное участие родителей в педагогическом процессе.

Общение – очень важная составляющая успешности каждого человека. Очень важно, чтобы ребята как можно раньше научились общаться, дружно играть и гармонично развиваться. Ведь чем старше становится ребёнок, тем важнее для него контакты со сверстниками. Формы игры, ее содержание обусловлены средой, в которой живет ребенок, обстановкой, в которой протекает игра, и ролью педагога, организующего обстановку и помогающего ребенку ориентироваться в ней.

Дидактическая игра — это средство обучения и воспитания, воздействующее на эмоциональную, интеллектуальную сферу детей, стимулирующее их деятельность, в процессе которой формируется самостоятельность принятия решений, усваиваются и закрепляются полученные знания, вырабатываются умения и навыки кооперации, а также формируются социально значимые черты личности.

Новизна опыта

Педагогическая новизна опыта заключается в следующем: разработана и апробирована методика применения дидактических игр как средства развития коммуникативных навыков у детей 5-6 лет: содержание, алгоритм работы; последовательность использования различных видов дидактических игр, и выработаны приемы их применения в совместной со взрослым и самостоятельной детской деятельности;

Вывод по главе II:

Дидактические игры играют важную роль в умственном развитии ребенка – дошкольника. Формирование коммуникативных навыков в процессе дидактической игры возможно в условиях педагогического процесса под руководством взрослого. Для проведения данной работы необходимо использование различных методов и приемов:

  • Игровых (сюрпризные моменты, загадки, считалочки, элементы соревнования);

- Словесных (беседа для уточнения знаний, объяснение правил, анализ деятельности и другое);

-Наглядных (использование игрушек, картин, иллюстраций, предметов природного и бросового материала, показ игровых действий).

Для поддержания интереса и развития познавательной активности необходимо использовать игры различной вариативности.

Заключение

Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. От того, как сложатся отношения ребенка в группе сверстников, во многом зависит его следующий путь личностного и социального развития. Игра представляет собой совместную деятельность детей. Общие интересы, цели, задания, совместные действия в игре способствуют воспитанию положительных взаимоотношений между сверстниками. Именно игра позволяет выявить задатки ребенка и превратить их в способности, развивает умения и навыки, стимулирует развитие дошкольника в целом.

Правильно подобранные игры являются эффективным средством для формирования морально-волевых качеств детей, реализуют детскую потребность воздействия на мир.

В дидактической игре ребенок должен самостоятельно решать разнообразные мыслительные задачи: описывать предметы, группировать по различным свойствам и признакам, отгадывать предметы и действия по описанию, придумывать рассказы. Дети должны уметь найти ответ, догадаться, сравнить, , сделать правильный вывод, используя имеющиеся знания и опыт. При этом проявляют сообразительность, умение самостоятельно решать задачи, способность к волевому усилию при достижении поставленной цели.

Исходя из этого можно считать, что дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.

Игры помогают ввести детей в учебный процесс, подготовить их к нагрузкам, в том числе и к нагрузкам общения в школе, к которым дошкольник еще не привык. Ведь в игре дети самостоятельно общаются со сверстниками, их объединяет одна цель, совместные усилия к ее достижению, общие интересы и переживания. В игре ребенок становится членом коллектива, учится оценивать свои действия и поступки.

Игра прививает навыки эффективного общения, развивает чувство общности, внимательность, учит правильно строить диалоги, развивает речь. Ребенок учится выражать свои мысли, чувства, стремления, учится подчинять свою деятельность, быть целенаправленным.

Список литературы

  1. Агаева Е. Л. и др. "Чего на свете не бывает?". М.: Просвещение , 1991 г.

  2. Абраменкова В.В мире детских игр // Воспитание школьников. – 2000 г. - №7. – М. – С.16 – 19.

  3. Амонашвили Ш. А. "В школу с шести лет"- М.: Просвещение, 1981 г.

  4. Аникеева Н. П. Воспитание игрой. Психологическая наука школе. Просвещение 1997.

  5. Асмолов А. Г. Психология личности. Принципы общепсихологического анализа. М. изд-во Моск. ун-та, 1990.

  6. Акулова О. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание. - 2005. -№5. - М.. - С.24 – 26.

  7. Аникеева Н.П. Игра в педагогическом процессе. – Новосибирск. – Знание, 1989. – 46,56 с.

  8. Бакина М. Современные дети, современные игры // Дошкольное воспитание. - 2005. - №4. – М. - С.58 – 61.

  9. Белая К.Ю., Сотникова В.М. «Разноцветные игры» - ЛИНКА-ПРЕСС , Москва 2007 г.

  10. Богославский В. В. и др. Общая психология. М. Просвещение, 1981 г.

  11. Богуславская З. М., Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. М. Просвещение. 1991 г.

  12. Бондаренко А. К., Матусик А. И. Воспитание детей в игре. М. Просвещение, 1983 г.

  13. Венгер Л. А. Воспитание о бучение детей шестого года жизни. М. Просвещение, 1987.

  14. Доронова В. Я. Творческие игры старших дошкольников. М. Просвещение. 1981 г.

  15. Дыбина О. Игра – путь к познанию предметного мира // Дошкольное воспитание. - 2004. - №5. – М. - С.14 – 24.

  16. Жичкина А. Значимость игры в развитии человека // Дошкольное воспитание. – 2002. - №4. – М. – С.2 – 7.

  17. Зворыгина Е. В. Первые сюжетные игры малышей. М. Просвещение, 1998

  18. Зябкина И. Методика обучения игре // Дошкольное воспитание. - 2002. - №4. – М. - С.124 – 126.

  19. Крупская Н. К. Роль игры в детском саду. Пед. соч. М., 1999, т. 6, с. 125.

  20. Максакова А. И., Тумакова Г. А. Учите играя. М. Просвещение, 1983

  21. Макаренко А. С. Игра. — Соч. М., 1997, т. IV

  22. Маркевич В.В. Игры на свежем воздухе – М., АСТ, Мн. Харвест, 2005.-112 с.

  23. Маркова В. А. Дошкольное образование Краснодарского края: взаимодействие детского сада и семьи: Сборник.-Краснодар 2008.-203 с.Менджрицкая Д. В. Воспитание детей в игре. М. Просвещение, 1982.

  24. Сорокина А. И. Дидактические игры в детском саду: (Ст. группы). М. Просвещение, 1982.-96 с.

  25. Скоролупова О. А., Тихонова Т. М. Игра-как праздник! (Сценарии тематических игровых недель в детском саду.) – М.-Издательство «Скрипторий 2003», 2012. – 136 с.

  26. Печерога А. В. Развивающие игры для дошкольников.-М.: ВАКО, 2008.-192 с.

  27. Шмаков С.А. Игра и дети. – М. – Знание, 1998. – 64 с.

  28. Ховрина Г. Игра как средство коррекционной работы с детьми, не готовыми к обучению в школе // Школьный психолог. – 2005. - №21. – М. – С. 41 - 44.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Алиева Марина Андреевна

Дата: 20.03.2023

Номер свидетельства: 627931


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства