№ п/п | Показатели | Критерии оценки | Методика диагностики | Содержание (инструкции к детям) | Использованный материал, |
Содержательный аспект качества образованиия |
3 | Имеет представление об образе былинного богатыря как защитника земли Русской, и о его качествах. | 4 – много знает, уверенно рассказывает, почти всегда проявляет осведомленность или рассуждает в ответ на вопрос взрослого. Сам проявляет интерес к познанию. Имеет знания о жизненных ценностях, верности родной земле, послушании старшим, милосердии, доброте, согласии, дружбе, следовании мудрым советам. 3 – частично осведомлен. Знает и размышляет о жизненных ценностях с частичной помощью взрослого. Проявляет заинтересованность и активность в разговоре. 2 –с помощью взрослого рассуждает на заданные темы. С помощью взрослого говорит о жизненных ценностях, послушании старшим, доброте, дружбе. 1 – называть затрудняется, мало осведомлен, отвечает только с помощью взрослого. Нравственные образцы находит с трудом, интерес к беседе снижен. 0 – не знает, не осведомлен, не называет, тема не вызывает интереса, не знает нравственных образцов в жизни. | Диагностическая беседа. Анализ альбомов для рисования. Наблюдение за самостоятельными играми детей и организованным игровым общением. | Индивидуальные беседа по вопросам: Кого называют богатырями в нашем народе? Кому служат богатыри? Как служат богатыри? В чем сила могучих богатырей? В чем проявилась верность славных богатырей родной земле? Почему богатырского коня называют верным, преданным, надежным другом богатыря? | Истоковедение - 15. Книги: «Мудрое слово», «Мудрое слово . Развитие речи». «Добрые друзья», «Добрые друзья. Развитие речи», «Светлая Надежда», «Светлая Надежда. Развитие речи», «Радость послушания», «Радость послушания. Развитие речи», «Верность родной земле», «Верность родной земле. Развитие речи». |
2 | Имеет знания о необходимости послушания старшим людям. Знает правила жизни в среде сверстников. | | Истоковедение - 15. Книги: «Мудрое слово», «Мудрое слово . Развитие речи». «Добрые друзья», «Добрые друзья. Развитие речи», «Светлая Надежда», «Светлая Надежда. Развитие речи», «Радость послушания», «Радость послушания. Развитие речи», «Верность родной земле», «Верность родной земле. Развитие речи». |
3 | Имеет представление о дружбе и друзьях, о проявлении дружеских чувств. | Индивидуальные беседа по вопросам: Что такое дружба? У тебя есть друзья? Какие качества отличают настоящих друзей? Где человеку помогают верные друзья? Что необходимо верным друзьям? | Истоковедение - 15. Книги: «Мудрое слово», «Мудрое слово . Развитие речи». «Добрые друзья», «Добрые друзья. Развитие речи», «Светлая Надежда», «Светлая Надежда. Развитие речи», «Радость послушания», «Радость послушания. Развитие речи», «Верность родной земле», «Верность родной земле. Развитие речи». |
4 | Имеет представление о добрых делах, их значении. | Индивидуальные беседа по вопросам: Что такое доброе дело? Какие добрые дела вы знаете? Какими добрыми делами вы радуете своих родных? | Истоковедение - 15. Книги: «Мудрое слово», «Мудрое слово . Развитие речи». «Добрые друзья», «Добрые друзья. Развитие речи», «Светлая Надежда», «Светлая Надежда. Развитие речи», «Радость послушания», «Радость послушания. Развитие речи», «Верность родной земле», «Верность родной земле. Развитие речи». |
5 | Знает о мудрых словах, о мудром опыте, о мудрых людях, знание мудрых советов, полученных от них. | | Истоковедение - 15. Книги: «Мудрое слово», «Мудрое слово . Развитие речи». «Добрые друзья», «Добрые друзья. Развитие речи», «Светлая Надежда», «Светлая Надежда. Развитие речи», «Радость послушания», «Радость послушания. Развитие речи», «Верность родной земле», «Верность родной земле. Развитие речи». |
Коммуникативные аспект качества образования |
6 | Понятно ведет диалог с педагогом. Говорит самостоятельно в паре | 4 - самостоятельно понятно формулирует свои мысли; охотно вступает в общение со сверстниками и взрослыми; активно проявляет эмоции в общении и эмпатию к сверстникам и взрослым. 3 – с частичной помощью взрослого формулирует свои мысли; инициирует диалог со сверстниками и взрослыми, но охотно откликается на инициативу других; часто проявляет эмоции в общении и эмпатию к сверстникам и взрослым. 2 – с помощью взрослого формулирует свои мысли; сам редко инициирует диалог со сверстниками и взрослыми, не охотно откликается на инициативу других; не часто проявляет эмоции в общении и эмпатию к сверстникам и взрослым. 1 – часто затрудняется, редко формулирует свои мысли; редко сам вступает в речевое общение со сверстниками и взрослыми; редко проявляет эмоции в общении и эмпатию к сверстникам и взрослым. 0 – не умеет формулировать свои мысли; избегает речевого общения со сверстниками и взрослыми; не проявляет эмоции в общении. | Вопросы к детям в процессе бесед по каждой теме. Наблюдение за детьми вы процессе бесед с педагогом и сверстниками. | | Истоковедение - 15. Книги: «Мудрое слово», «Мудрое слово . Развитие речи». «Добрые друзья», «Добрые друзья. Развитие речи», «Светлая Надежда», «Светлая Надежда. Развитие речи», «Радость послушания», «Радость послушания. Развитие речи», «Верность родной земле», «Верность родной земле. Развитие речи». |
7 | Вступает и поддерживает разговор, беседу со сверстниками и взрослыми | | Истоковедение - 15. Книги: «Мудрое слово», «Мудрое слово . Развитие речи». «Добрые друзья», «Добрые друзья. Развитие речи», «Светлая Надежда», «Светлая Надежда. Развитие речи», «Радость послушания», «Радость послушания. Развитие речи», «Верность родной земле», «Верность родной земле. Развитие речи». |
8 | Эмоции в общении | | Истоковедение - 15. Книги: «Мудрое слово», «Мудрое слово . Развитие речи». «Добрые друзья», «Добрые друзья. Развитие речи», «Светлая Надежда», «Светлая Надежда. Развитие речи», «Радость послушания», «Радость послушания. Развитие речи», «Верность родной земле», «Верность родной земле. Развитие речи». |
Управленческий аспект качества образования |
9 | Действует по образцу и инструкции педагога в книгах для развития и альбомах для рисования. | 4 – самостоятельно понимает, подчиняется и действует согласно инструкциям педагога; сотрудничает; соблюдает правила общения; самостоятельно и легко управляет своей деятельностью. 3 – действует с некоторой помощью педагога; не охотно сотрудничает и соблюдает правила общения; с подсказкой взрослого управляет своей деятельностью. 2 – действует с помощью педагога сам редко инициирует сотрудничество, не охотно откликается на инициативу взрослого или сверстника; управляет своей деятельностью с помощью воспитателя. 1 – затрудняется действовать по инструкции педагога; испытывает трудности в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми; затрудняется в управлении своей деятельностью даже после многократных обращений воспитателя. 0 – не умеет, не понимает инструкции; не умеет сотрудничать, не соблюдает; не умеет управлять своей деятельностью. | Наблюдение за детьми в процессе взаимодействия с педагогом и сверстниками в разных видах деятельности (в соответствии с темой) Анализ альбомов для рисования. Наблюдение за самостоятельными играми детей и организованным игровым общением. | | Истоковедение - 15. Книги: «Мудрое слово», «Мудрое слово . Развитие речи». «Добрые друзья», «Добрые друзья. Развитие речи», «Светлая Надежда», «Светлая Надежда. Развитие речи», «Радость послушания», «Радость послушания. Развитие речи», «Верность родной земле», «Верность родной земле. Развитие речи». |
10 | Сотрудничает в группе со сверстниками, педагогами и родителями, соблюдает правила общения в ресурсном круге. | | Истоковедение - 15. Книги: «Мудрое слово», «Мудрое слово . Развитие речи». «Добрые друзья», «Добрые друзья. Развитие речи», «Светлая Надежда», «Светлая Надежда. Развитие речи», «Радость послушания», «Радость послушания. Развитие речи», «Верность родной земле», «Верность родной земле. Развитие речи». |
11 | Управляет собственной деятельностью и деятельностью пары. | | Истоковедение - 15. Книги: «Мудрое слово», «Мудрое слово . Развитие речи». «Добрые друзья», «Добрые друзья. Развитие речи», «Светлая Надежда», «Светлая Надежда. Развитие речи», «Радость послушания», «Радость послушания. Развитие речи», «Верность родной земле», «Верность родной земле. Развитие речи». |
Психологический аспект качества образования |
12 | Распознает эмоции других людей (близких, сверстников, работников ДОУ) | 4- знает, самостоятельно распознает и называет эмоции других людей, различает их на фотографиях и иллюстрациях; ребенок проявляет жизнерадостность, доверяет и открыт окружающему миру и людям; самостоятельно и активно проявляет любознательность и желание познавать окружающий мир во всем его многообразии. 3 – самостоятельно распознает и называет эмоции других людей, различает их на фотографиях и иллюстрациях с подсказки взрослого; ребенок проявляет жизнерадостность, доверяет и открыт окружающему миру и людям; с частичной помощью взрослого проявляет любознательность и желание познавать окружающий мир 2 – распознает и называет эмоции других людей с некоторой помощью взрослых; ребенок периодически проявляет жизнерадостность, доверяет и открыт окружающему миру и людям; с некоторой помощью взрослого, не часто проявляет любознательность и желание познавать окружающий мир во всем его многообразии. 1 – с помощью взрослого замечает и распознает состояние и эмоции других людей; чаще ребенок проявляет недоверие к окружающему миру и людям, редко проявляет жизнерадостность; по инициативе и с помощью взрослого познает окружающий мир, любознательность проявляет редко. 0 – не обращает внимания на эмоции других людей; не проявляет интереса, отказывается рассуждать на темы эмоционального восприятия; Недоверчив к окружающему миру и людям; пессимистичен; мотивация к познанию окружающего мира отсутствует; природная любознательность не развита. | Наблюдение за детьми в процессе взаимодействия с педагогом и сверстниками в разных видах деятельности (в соответствии с темой) Анализ альбомов для рисования. Наблюдение за самостоятельными играми детей и организованным игровым общением. | Наблюдение за самостоятельными играми детей В процессе бесед, чтения худ. произведений, рисования проявляет эмоции | Истоковедение - 15. Книги: «Мудрое слово», «Мудрое слово . Развитие речи». «Добрые друзья», «Добрые друзья. Развитие речи», «Светлая Надежда», «Светлая Надежда. Развитие речи», «Радость послушания», «Радость послушания. Развитие речи», «Верность родной земле», «Верность родной земле. Развитие речи». |
13 | Проявляет положительные эмоции, жизнерадостность, доверие к миру и людям. | Наблюдение за самостоятельными играми детей В процессе бесед, чтения худ. произведений, рисования проявляет эмоции | Истоковедение - 15. Книги: «Мудрое слово», «Мудрое слово . Развитие речи». «Добрые друзья», «Добрые друзья. Развитие речи», «Светлая Надежда», «Светлая Надежда. Развитие речи», «Радость послушания», «Радость послушания. Развитие речи», «Верность родной земле», «Верность родной земле. Развитие речи». |
14 | Проявляет природную любознательность и желание активно познавать окружающий мир во всем его многообразии. | Наблюдение за самостоятельными играми детей В процессе бесед, чтения худ. произведений, рисования проявляет эмоции | Истоковедение - 15. Книги: «Мудрое слово», «Мудрое слово . Развитие речи». «Добрые друзья», «Добрые друзья. Развитие речи», «Светлая Надежда», «Светлая Надежда. Развитие речи», «Радость послушания», «Радость послушания. Развитие речи», «Верность родной земле», «Верность родной земле. Развитие речи». |
Социокультурный аспект качества образования |
15 | Ребенок проявляет доброту и заботу по отношению к окружающим людям и миру природы | 4-по собственной инициативе готов всегда помочь другому, представителям мира природы; участвует в подготовке или изготовлении подарков близким людям; проявляет интерес и уважение к своей семье, родному краю, дает оценку с нравственной позицией. 3- готов помочь другому, представителям мира природы; с подсказки взрослого участвует в подготовке или изготовлении подарков близким людям; проявляет интерес и уважение к своей семье, родному краю, дает оценку с нравственной позицией с подсказкой взрослого 2-.с помощью взрослого помогает другому, представителям мира природы; с помощью взрослого участвует в подготовке или изготовлении подарков близким людям; проявляет интерес и уважение к своей семье, родному краю, дает оценку с нравственной позицией с помощью взрослого 1-редко помогает другому, представителям мира природы; редко участвует в подготовке или изготовлении подарков близким людям; редко проявляет интерес и уважение к своей семье, родному краю, дает оценку с нравственной позицией с помощью взрослого. Не готов помогать другому, представителям мира природы; не готов участвовать в общих делах, чувство ответственности отсутствует; не проявляет интерес и уважение к своей семье, родному краю, не дает оценку с нравственной позицией. | Социокультурный системный подход к истокам в образовании. Диагностическая беседа. Анализ альбомов для рисования. Наблюдение за самостоятельными играми детей и организованным игровым общением. | Наблюдение за самостоятельными играми детей В процессе бесед, чтения художественных произведений, рисования, ресурсных кругов. | Истоковедение - 15. Книги: «Мудрое слово», «Мудрое слово . Развитие речи». «Добрые друзья», «Добрые друзья. Развитие речи», «Светлая Надежда», «Светлая Надежда. Развитие речи», «Радость послушания», «Радость послушания. Развитие речи», «Верность родной земле», «Верность родной земле. Развитие речи». |
16 | Усвоил первый социокультурный опыт нашего народа. | Наблюдение за самостоятельными играми детей В процессе бесед, чтения художественных произведений, рисования, ресурсных кругов. | Истоковедение - 15. Книги: «Мудрое слово», «Мудрое слово . Развитие речи». «Добрые друзья», «Добрые друзья. Развитие речи», «Светлая Надежда», «Светлая Надежда. Развитие речи», «Радость послушания», «Радость послушания. Развитие речи», «Верность родной земле», «Верность родной земле. Развитие речи». |
17 | Способен на самоопределение и самоидентификацию | Наблюдение за самостоятельными играми детей В процессе бесед, чтения художественных произведений, рисования, ресурсных кругов. | Истоковедение - 15. Книги: «Мудрое слово», «Мудрое слово . Развитие речи». «Добрые друзья», «Добрые друзья. Развитие речи», «Светлая Надежда», «Светлая Надежда. Развитие речи», «Радость послушания», «Радость послушания. Развитие речи», «Верность родной земле», «Верность родной земле. Развитие речи». |
Уровни: Низкий 0-17 - соответствует низкому уровню духовно-нравственного развития по каждому аспекту качества образования. Ребенок не отвечает на вопросы взрослых, не хочет контактировать со сверстниками. Не показывает и не проявляет доброту и внимание. Не знает нравственных образцов в жизни. Ниже среднего 18-30 - соответствует уровню ниже среднего духовно-нравственного развития по каждому аспекту качества образования. Ребенок проявляет заинтересованность в общении, играх только с помощью взрослого. Редко проявляет интерес к выполнению заданий в книгах, альбомах и в группе детей. По подражанию взрослому проявляет доброе отношение людям и миру природы. Нравственные образцы находит с трудом. Средний 31-43 - соответствует среднему уровню духовно-нравственного развития по каждому аспекту качества образования. С помощью взрослого грамотно формулирует свои мысли, выражает свою собственную оценку услышанному и увиденному. Ситуативно проявляет доброту, дружелюбие, заботу, внимание, любовь по отношению к окружающим. Нравственные образцы находит с некоторой помощью взрослого. Выше среднего 44-56 – соответствует уровню выше среднего духовно-нравственного развития по каждому аспекту качества образования. Ребенок отвечает на вопросы, рассказывает любимые сказки с частичной помощью взрослого. Сотрудничает со сверстниками, с подсказки взрослого соблюдает правила общения и игры, проявляет доброту, дружелюбие, заботу, внимание, любовь по отношению к окружающим. Имеет знания о жизненных ценностях. Высокий 57-68 – соответствует высокому уровню духовно-нравственного развития по каждому аспекту качества образования. Ребенок уверенно отвечает на вопросы, заинтересованно рассказывает, имеет полное представление о том, что говорит. Охотно сотрудничает со сверстниками, соблюдает правила общения, согласовывает действия с действиями других людей. Проявляет доброту, заботу, отзывчивость, внимание как к взрослым и сверстникам, так же к представителям мира природы. |