Просмотр содержимого документа
«Детский спортивный тимбилдинг»
Спортивный тимбилдинг как технология физического воспитания дошкольников в условиях организации дошкольного образования.
Sports team building as a technology for physical education of preschool children in the context of organizing preschool education.
Пащук Алена Александровна
г.Бендеры, МОУ «Бендерский детский сад № 26»,
заместитель заведующей по образовательной деятельности.
Аннотация: в статье поднимается проблема детского спортивного тимбилдинга как эффективной формы организации подвижного досуга детей дошкольного возраста в условиях организации дошкольного образования.
Слайд 2. Физическое развитие ребенка — важная функция ДОУ. Сегодня речь в программе ДОУ уже не о физкультуре, как таковой, а о физическом развитии в целом, что предполагает развитие двигательной активности, физических качеств дошкольников, о развитии ребёнка в рамках индивидуальных возможностей, о постоянном позитивном настрое воспитанников на занятиях по физической культуре.
Как же сплотить детский коллектив, куда входят такие разные, уникальные и неповторимые малыши?
Слайд 3. Проблема формирования коллективизма, сплочённости, нацеленности на достижение общей цели достаточно остро стоит сейчас не только на занятиях по физической культуре, но и на любых других мероприятиях, в детском саду. Ведь умение выстраивать межличностные отношения, умение понимать и принимать чувства и эмоции окружающих, быть членом единого коллектива и действовать в его интересах – это залог успешного будущего. Ребёнок – это вечный двигатель. А движение – залог развития ребёнка. Именно это и легло в основу поиска ответа на вопрос «Как сформировать сплоченный детский коллектив?». Физическое развитие дошкольника реализуется через систему определенных упражнений и игр. И, как правило, игры в этой системе, часто бывают командные[1].
Слайд 4. Одной из эффективных новых форм пропаганды физической культуры и спорта в детской и семейной среде, которая способствует активному проведению массовых общественно-спортивных мероприятий внутри детского сада и за его пределами является - спортивный тимбилдинг.
Тимбилдинг – технология командообразования.
История детского и юношеского командообразования берет свое начало со времен пионерских лагерей, тур слетов и выездных многодневных походов. Именно тогда, в далеком прошлом, зародился «Детский тимбилдинг».
Слайд 5. Детский «тимбилдинг» - это стратегический инструмент формирования и укрепления детского сообщества, представляющий собой систему упражнений, заданий, игр, направленных на достижение общего командного результата. Достичь его можно только объединив идеи, внимание и усилия всей команды. Тем самым создается ситуация успеха, где дети, не уверенные в своих силах, имеют возможность проявить себя, почувствовать свою значимость, а подвижные дети – направить свою энергию в позитивное русло, подставить плечо другу[3].
Технология тимбилдинга, как работа по физическому развитию детей дошкольного возраста является актуальной, так как способствует выявлению у обучающихся лидерских способностей, активному взаимодействию и взаимоподдержки детей в командообразующихся играх; проявлению важных человеческих качеств личности, таких как: доброта, взаимопомощь, самостоятельность, умение работать в команде, развитие коммуникативного общения, самосовершенствование.
Спортивный тимбилдинг (от англ. teambuilding — командообразование) – это построение команды на основе спортивных игр. Участниками командных игр, помимо дошкольников могут быть и родители, и педагоги, и различные социальные партнеры детского сада[1].
Смех, радость, активное участие в командах с родителями или с друзьями – всё это командные спортивно-развлекательные эстафеты, игровой тимбилдинг для детей, или как называли раньше «Веселые старты с мамами и папами». «Мама, Папа , Я – спортивная семья».
Слайд 6. Спортивный тимбилдинг включает в себя игры спортивной направленности:
1) Это тематические праздники типа «Солнце, воздух и вода - наши верные друзья», «День здоровья», «Праздник чистюль», «Приключения Неболейки», «В гостях у Айболита» и т. п. Правильно подобранные тематические подвижные игры и упражнения в сочетании с текстом, поединки детей с врагами здоровья (лень, обжорство, страхи и т. п.) позволяют формировать положительное отношение к закаливанию, физкультуре, гигиеническим процедурам, режиму дня.
2) А также мероприятия развлекательного характера для поднятия настроения, эмоциональной и психологической разрядки. Это шуточные праздники-развлечения с целью создания хорошего настроения от игр, аттракционов, совместной с взрослыми деятельности, музыкального сопровождения, забавных атрибутов и т. п. (футбол, полоса препятствий, «Веселые старты», походы, квест-игры «Юные Робинзоны», «Космические приключения», «В подводном царстве», «Спасатели» и т. д.) [4].
Командные игры спортивной направленности можно проводить и в помещении, и на свежем воздухе.
Примерные игры для организации детского тимбилдинга в зале :
1. Командный аттракцион «Гусеница». Задача каждой команды - передвигая замкнутую сплошную «ленту» руками и ногами, прийти к финишу быстрее соперников.
2. «Гигантский обруч». С ним соревнования и эстафеты станут еще веселее. Суть игры проста - кто дольше прокрутит обруч на талии, или в любых других вариантах как и с обычным обручем.
3. Игра «Тоннель». Увлекательное приключение, где дети думают не только о том, как бы самим преодолеть препятствие, но и всячески стараются помочь друг другу.
4. Перетягивание каната. Очень сплачивают детей (да и взрослых тоже) совместные физические усилия – так что перетягивание каната будет пользоваться успехом у любого возраста.
5. Аттракцион «Лодочка» - это командный аттракцион, который используется в эстафетных соревнованиях. Его участники получают заряд положительных эмоций на весь день, невозможно не посмеяться, если вы стали свидетелем соревнования в лодочке.
Организация детского тимбилдинга на природе :
1. Веревочный лабиринт - увлекательное и незабываемое приключение для любого ребенка и взрослого. Участники проходят разные препятствия между веревками, горками, пнями и т. п.
2. Зимние забавы. Большинство зимних забав, игр и развлечений пришли к нам от наших предков. Морозная погода не позволяет долго стоять на одном месте, поэтому много игр состоит из непрерывного движения.
3. Олимпийские игры.
4. Неделя зимних видов спорта (лыжи, санный спорт, керлинг, хоккей)
Чтобы провести большую часть игр на сплочение, инвентарь практически не требуется. И конечно проводить его нужно в развлекательной форме, используя какой-нибудь яркий сюжет.
После окончания каждой игры с детьми необходимо обсудить, что каждый из них делал для достижения цели. Необходимо дать детям возможность самим разобраться в сути заданий, не нужно превращать игровой формат в лекционный.
Можно предложить ответить на вопросы:
-В чем трудность при выполнении задания?
-Какие элементы игры работали на командообразование?
-Чему учит эта игра? (сотрудничать, работать сообща)
Детский спортивный тимбилдинг различается : по теме, по использованию целевого физкультурного оборудования, по виду спорта, по составу участников, по месту проведения.
Место проведения: спортивные площадки, групповые помещения, парки, скверы и т. д.
Задачи спортивного тимбилдинга:
1. Способствовать повышению интереса детей и взрослых к занятиям физической культурой, используя упражнения и игры на командообразование.
2.Организовать и провести ряд мероприятий с участием детей и взрослых, посредством новой формы проведения-тимбилдинг.
3.Обучить детей эффективно взаимодействовать между собой.
4. Сплотить команду, вывести «командньй дух» на более высокий уровень.
5. Формирование двигательной активности детей посредством умения работать в команде[2].
Результатом использования тимбилдинга в организации дошкольного образования становится:
1.Повышение уровень двигательной активности у детей через технологию тимбилдинга.
2.Формирование интереса и желания участвовать в спортивно-игровых мероприятиях с использованием командных игр.
3.Приобретение опыта взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
Слайд 7. Благодаря тимбилдингу:
приобретают уверенность в себе и целеустремленность;
начинают чувствовать свою собственную значимость;
перестают быть тихонями;
проявляют инициативу, креативность[2].
Детский тимбилдинг, основанный на позитивном общении - эффективный способ активизации двигательной деятельности у детей старшего дошкольного возраста и развития интереса к занятиям физической культурой и спортом, средство вовлечения детей в физкультурные мероприятия командной направленности. При правильной организации он превращается из простого активного времяпровождения в увлекательный и мощный инструмент, закладывающий фундамент физически активного, психологически стабильного и успешного человека в будущем.