Просмотр содержимого документа
«Детский сад – начальный фундамент понимания людьми друг друга в обществе.»
Детский сад – начальный фундамент
понимания людьми друг друга в обществе.
Егель Марина Викторовна, детский сад «Талантика»,
номинация «Эссе на тему «Педагогическое творчество:
ПроПуск к успеху»
для педагогов дошкольных образовательных организаций со стажем работы более 15 лет, воспитатель.
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ (ред. от 5 апреля 2021 г.) «Об образовании в Российской Федерации» и приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 (ред. от 21 января 2019 г.) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» - оба документа регламентируют работу образовательных дошкольных учреждений России. Конечно, существуют и другие федеральные документы для организации внутренней работы каждого отдельно взятого конкретного дошкольного учреждения, но хочется остановиться на них.
Дошкольных образовательных учреждений много и разных. И во всех этих учреждениях работают люди, объединённые одной глобальной целью, а именно развитие и воспитание, обучение ребёнка дошкольника. Пишутся разнообразные Программы, внутри ДОУ пишутся различные методические разработки, организуются тематические методические объединения, где воспитатели и специалисты оттачивают свои профессиональные компетенции и транслируют свой опыт и т.д.- всё делается во имя этой большой цели.
Школа и детский сад сотрудничают, чтобы первоклассникам, бывшим выпускникам детского сада было хорошо войти в образовательное пространство школы, педагоги двух уровней образования взаимодействуют, чего – то общаются. Не остаётся в стороне и семья воспитанника – все задействованы для качественной реализации выше сказанной общей цели.
Эйфория первого класса у детей проходит, к концу первого класса возникает и у детей 8 лет, их родителей и учителей усталость: «Наконец – то каникулы!». Как педагог со стажем больше 20 лет задаюсь вопросом: «Почему?!!!». Почему не чувство удовольствия возникает от собственной умелости у ребёнка «Я смог!!!», у учителя не возникает чувства гордости «Я научил!!!», у родителя не возникает эмоции удовлетворения «Мой ребёнок справляется сам!!!».
Документы «Закон об образовании» и ФГОС ДО чего – то не предусмотрели, что – то в организации образовательных учреждений устроено не так, если итоговой эмоцией у педагогов к концу учебного года возникает «усталость» и, не важно, от чего. А главное, устают молодые и возрастные педагоги. Скажете «выгорание»? У молодых?! У опытных педагогов опыт, собственный стиль в работе с детьми и в организации рабочего личного времени и мотивация «необходимо работать», с таким выработанным запасом прочности компетенций «выгорание» не скоро наступит, тогда почему у такого педагога грусть в глазах, чувство усталости, хотя на улице весеннее яркое солнце?
Скажете, виноват руководитель образовательного учреждения, «не смог», «не сумел», «не успел», «не захотел» и т.д. Имея столько помощников в организации, опыт и умения административные – НЕ ВЕРЮ! Уж у него – то, у руководителя ОУ «усталость» в глазах каждый день, весь день и круглый год. Почему?!
Мой ответ на эту проблему «почему чувство усталости возникает у человека, работающего в образовании, систематично и постоянно у руководителя ДО» прост. Ответ кроется в отсутствии умения понимать суть вещей, проблемы, явления, поступка человека (сотрудника), поведения ребёнка, причины его того или иного стиля самовыражения – мы не соотносим жизнь семьи воспитанника, работника, самого воспитанника или ученика с историческим менталитетом географического места жительства нашего. Мы всё смотрим куда – то, давайте думать как они – то, сделаем, как говорят. И никогда не смотрим в глубь своей индивидуальности, не соотносим свои действия с внутренней культурой своей страны Россия, Пермского края, а целесообразно ли это для нас, а нужно ли это нам сейчас и т.д. Руководитель не хочет брать на себя порой ответственность, педагог «ай, а то заругают, ребёнок «сделаю, а то мама игрушку не купит» и т.п.
Всегда с удовольствием себе напоминаю: «Дети с рождения и до 5 лет лучше воспринимают суть вещей, назначение предметов, развивают быстрее умение читать эмоцию у всего того, что рядом с ними. Дети дошкольники мыслят конкретными категориями». Правильно. Что вижу, чувствую, трогаю, слышу, как себя ощущаю в пространстве то, я (дошкольник) понимаю и запоминаю. А с 5 лет мы нагружаем дошкольника всем, и всё под благим намерением, что дошкольник будет лучше и больше знать. Педагоги прекрасно отдают себе отчёт в том, что категория «знает» реализуется только тогда, когда дети делают именно то, что говорят, и слова не расходятся с делом. Практика говорит, что в голове у ребёнка от избытка не понимаемой им информации и творимым им дел в детском саду столько, что он готов сделать всё, лишь бы похвалили и отстали от него. А интересные дела для воспитанника не заканчиваются, они, как волны в море, с каждым новым приходом ребёнка в детский сад, всё больше, интереснее. Такого дома нет. Дети уже забыли дела вчерашние, они ждут новых зрелищ и их развлекают воспитатели, педагоги. Самому трудиться над тем, чтобы подумать, а «чем же я хочу поиграть или сделать», «почему мама сегодня была грустная?», «почему воспитатель сердится или весёлая?». А в группе детского сада столько игрушек, что надоели, из дома принесёт ребёнок, большая польза – авторитет у ребят заработаю. К концу подготовительной группы у детей возникает чувство усталости «скорей бы в школу!».
Существует на практике выявленная ещё проблема – дети не слышат звуки в словах, слышит слово в искажённом виде, привыкает и соотносит предмет с данным словом, которое произносит сам. Когда ему начинают объяснять лексическое звучание данного слова в старшем дошкольном возрасте или в школе, то ребёнок его уже не воспринимает в правильном виде, значение данного слова для понимания ребёнка становится не обязательным, и он его пропускает «мимо ушей». Педагог часто говорит такому ребёнку: «Сколько можно тебе повторять? Почему ничего не слышишь и не понимаешь?». Вы скажете, что это задача образовательных областей «Речевого развития» и «Социально-коммуникативного развития» ДО. Я соглашусь. Мне удалось, как я думаю, объяснить проблему возникновения чувства усталости у всех участников образовательного процесса. И зародыш этой эмоции «усталость» закладывается в самом начале раннего возраста. Когда ребёнок в 1 год не говорит слова, мычит, в 2 года не говорит фразовой речью, кричит, ревёт, родители умиляются и ждут речь у своего малыша, а педагоги порой не услышены до конца родителям.
Все педагоги знают, что РЕЧЬ и МЫШЛЕНИЕ являются главными составляющими. Педагоги зная, что есть природу искаженной речи у детей всеми средствами пытаются донести эту проблему до родителя. Родитель не до конца осознает всю значимость проблемы. И педагог остается с этим один на один. Необходимо содействие семьи.