Просмотр содержимого документа
«Буклет "Рекомендации на лето от учителя-дефектолога родителям детей старшей группы"»
Математические игры для детей 6 лет дома
Сколько здесь скамеечек?
Обращайте внимание ребенка на то, что происходит вокруг: на прогулке, на пути в магазин и т. д. Задавайте вопросы, например: «Здесь больше мальчиков или девочек?», «Давай сосчитаем, сколько скамеек в парке», «Покажи, какое дерево самое высокое, а какое самое низкое», «Сколько этажей в этом доме?».
У кого больше
Необходимый инвентарь: игральный кубик, пуговицы (или конфеты, орехи, глубокая тарелка или коробка.
Положите пуговицы в тарелку. По очереди бросайте кубик. По выпавшему на кубике числу берете нужное количество пуговиц из тарелки. Когда тарелка опустеет — подведите итог. Выигрывает тот, у кого пуговиц больше.
Счет на слух
Необходимый инвентарь: карточки с изображениями предметов от 1 до 10, счетные палочки (или пуговицы, дудочка (или барабан, бубен).
Покажите ребенку карточку с картинками и предложите продудеть или постучать столько раз, сколько предметов изображено на карточке. Считайте вслух: «Один, два, три.». Вы стучите или дудите, а ребенок, считая вслух вместе с вами, выкладывает нужное количество счетных палочек. Вначале палочки выкладываются после каждого удара. Затем усложните задание: сначала ребенок должен прослушать удары, считая их, а затем выложить нужное число счетных палочек.
Праздник в зоопарке
Необходимый инвентарь: все мягкие игрушки, какие есть в доме, счетные палочки (или пуговицы). Поставьте перед малышом игрушки животных. Предложите их «покормить». Вы будете называть число, а он выкладывать перед каждой игрушкой нужное количество палочек (пуговиц). До горки десять шагов, а сколько шагов до качелей? Гуляя с ребенком, считайте шаги до разных предметов, находящихся на недалеком от вас расстоянии. Сосчитайте шаги до горки, затем до качелей.Сравните измеренные шагами расстояния: какое больше?Научите ребенка прогнозировать: предположите, сколько шагов нужно сделать до карусели? Ходите разными шагами — «обычными», «лилипутскими» и «гигантскими». Сосчитайте,сколько «обычных», «лилипутских» и «гигантских» шагов нужно сделать до лестницы.
Читаем и считаем
Читая ребенку книжку, попросите его отложить столько счетных палочек, сколько, например, было зверей в сказке. После того как вы сосчитали, сколько в сказке зверюшек, спросите, кого было больше, а кого — меньше, кого — одинаковое количество. Сравнивайте игрушки по величине. Кто больше — зайка или мишка? Кто меньше? Кто такого же роста?
Сказочник - счетовод
Вместе с ребенком можно придумывать сказки с числительными. Начните, к примеру, так: «Жил был папа Зайчик Федя со своей семьей: женой Зайчихой, тремя сыночками и лапочкой-дочкой. Рядом с ними жил его брат — Заяц Кузя. У него тоже была семья: жена Соня и пять маленьких зайчат. Часто к ним в гости приезжала бабушка и дедушка. Когда они собирались все вместе у кого-нибудь дома, начиналось настоящее веселье.». Можно зарисовывать сказку или просто отмечать каждого героя черточкой, счетной палочкой или пуговичкой. Можно рассказывать сказки про цифры. Например: «Жила была цифра Два. Однажды ей стало скучно сидеть дома, и она отправилась на прогулку в лес. Взяла с собой корзиночку, немного печенья и воды. Шла она, шла и вдруг.».
Отгадай число
Игра способствует подготовке детей к элементарным математическим действиям сложения и вычитания, помогает закрепить навыки определения предыдущего и последующего числа в пределах первого десятка. Спросите, например, какое число больше трех, но меньше пяти; какое число меньше трех, но больше единицы, и т. д. Дети очень любят загадывать числа и отгадывать задуманное. Задумайте, например, число в пределах десяти и попросите ребенка отгадать его. Малыш называет разные числа, а вы говорите, больше названное число задуманного вами или меньше. Затем поменяйтесь с ребенком ролями.
Счет на кухне
Ребенок может пересчитывать чашки, тарелки, ложки, помогая вам накрывать на стол или вытирать посуду. Попросите его принести три луковицы и пять картофелин из холодильника. Дайте ему задание налить в кастрюлю десять стаканов воды. Вариантов заданий очень много, просто играйте с ребенком, и идеи сами будут приходить вам в голову.
Раскладываем палочки
Необходимый инвентарь: счетные палочки (или пуговицы).Попросите ребенка выложить на стол две палочки. Затем разложите их по двум сторонам. Спросите, сколько палочек слева, сколько справа.Возьмите четыре палочки, пусть ребенок разделит их. Спросите его, как еще можно разложить четыре палочки. Пусть сначала он разложит их на равное количество. Затем попросите его расположить палочки так, чтобы с одной стороны лежала одна палочка, а с другой — три. Точно так же последовательно разберите все числа в пределах десятка. Чем больше число, тем, соответственно, больше вариантов разбора.
Геометрические фигуры
Необходимый инвентарь: счетные палочки (или спички).
Расскажите ребенку об основных геометрических фигурах. Объясните, что такое сторона, угол. Вместе с ребенком начните составлять геометрические фигуры из палочек. Затем попросите его делать это самостоятельно. Вы можете задавать ему необходимые размеры, исходя из количества палочек. Предложите ему, например, сложить прямоугольник со сторонами в три палочки и четыре палочки; треугольник со сторонами две и три палочки. Попробуйте составлять фигуры разного размера, с разным количеством палочек. Учите ребенка сравнивать фигуры.
Еще один вариант — комбинированные фигуры, у которых некоторые стороны будут общими. Например, из пяти палочек нужно одновременно составить квадрат и два одинаковых треугольника или из десяти палочек сделать два квадрата — большой и маленький (маленький квадрат составляется из двух палочек внутри большого).
Вместе с ребенком с помощью счетных палочек начните составлять цифры или буквы. Рядом с составленной цифрой попросите ребенка выложить соответствующее ей количество счетных палочек.
Точка - путешественница
Упражнение знакомит ребенка с основами написания цифр, прививает навыки тонкой моторики, что в дальнейшем поможет ребенку при обучении письму
Необходимый инвентарь: тетрадь в клетку, ручка.
Сядьте за стол, разложите тетрадь, покажите ребенку, как правильно держать ручку. Предложите поиграть в точку-путешественницу. Для этого нужно попросить ребенка поставить точку в правом верхнем углу клетки, затем в четвертой клетке левого угла в низу тетрадки (в середине клетки, в середине правой стороны клетки и т. д.). Можете с помощью точек и линий нарисовать простейшие узоры-дорожки.
Счет в дороге
Чтобы не скучать в машине, можно провести это время с пользой: все считать.Сосчитать можно проезжающие автобусы, дома, фонарные столбы, магазины или аптеки. Можно придумать каждому играющему объект для счета: например, ребенок считает большие дома, а вы — маленькие. Вы считаете желтые машины, ребенок — красные. У кого больше?
Я вижу третью березу
Выберите вместе с ребенком какой-нибудь объект для счета. Можно показать ему, например, березу. А потом дать задание сосчитать, сколько берез на улице, по которой вы гуляете. Можно подсчитать, сколько прошло мимо людей в пальто, сколько белых машин припарковано у подъезда или сколько собак гуляет на улице.
Сложность задания увеличивайте постепенно, от занятия к занятию, но ни в коем случае не в течение одного занятия! Если ребенок стал испытывать трудности, вернитесь к более простому заданию. Не волнуйтесь, это временная ситуация.
МДОУ «Детский сад № 50»
Рекомендации на лето от учителя-дефектолога для родителей детей старшей группы