Данная консультация отвечает на самый главный вопрос родителей будущих первоклассников: Как готовить ребёнка к предстоящему обучению в школе? Эти советы адресованы тем, чьи дети посещают детский сад.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Беседа для родителей будущих первоклассников»
Беседа для родителей будущих первоклассников
В современном образовании одной из актуальных проблем является подготовка ребёнка к обучению в школе. Школа – это совершенно новая жизнь для ребёнка. Она создаёт такие формы регламентации жизни ребёнка, с которыми он ещё не сталкивался. Готовить ребёнка к школе необходимо, поскольку избежать приспособления к школьной жизни невозможно, но частично или очень значительно облегчить его – вполне реальная задача.
В школе детей ждёт непривычная, интересная, но очень нелёгкая работа. Она связана не только с чисто физическими усилиями (нужно высидеть длинный 35-минутный урок), но и с большим нервным напряжением. Ведь обучение требует определённого темпа усвоения программного материала и направлено на развитие сложной мыслительной деятельности.
Большинство первоклассников успешно овладевают школьной программой, но для части детей радость жизни в школе омрачается неудачами. Они не в состоянии спокойно высидеть урок и сосредоточенно заниматься; очень скоро начинают вертеться, отвлекаться. Невнимательно слушая объяснения учителя, ребята недостаточно хорошо и полно осмысливают преподносимый на уроке материал. В результате учебная “задолженность” с каждым днём становится всё больше и больше. Не справляясь с нагрузкой, постоянно испытывая неудачи, дети теряют интерес к учёбе. Это может даже стать причиной формирования отрицательного отношения к школе, нежелания учиться.
Как готовить ребёнка к предстоящему обучению в школе?
Эти советы адресованы и тем, чьи дети посещают детский сад.
-Прежде всего создайте у себя дома условия, способствующие нормальному росту, развитию и укреплению здоровья детей. Чёткое и строгое выполнение режима дня приучает ребёнка к определённому распорядку: в одно и то же время ложиться спать, просыпаться, принимать пищу, играть, заниматься. При достаточной продолжительности ночного и дневного (в сумме примерно 12 часов) дети не утомляются, с удовольствием не только играют и резвятся, но и занимаются – рисуют, вырезают, выполняют несложные работы по дому.
-Помните о пользе свежего воздуха – это подлинный элексир здоровья. Примерно половину времени бодрствования (т. е. около 6 часов) дети должны находиться в состоянии активной деятельности. Известно, что наибольшую пользу приносят совместные с родителями занятия. Пусть прочно войдут в уклад жизни вашей семьи утренняя зарядка, лыжные и пешеходные прогулки, экскурсии, походы, посильный физический труд, купание в реке. Не забывайте и о закаливании: оно надёжно повышает сопротивляемость детского организма. Сколько радости доставит это вам и вашим детям! Затраты энергии на активный рост и большую двигательную активность полностью компенсируются только полноценным и регулярным питанием.
-Важным показателем готовности ребёнка к школьному обучению является развитие тонкой моторики, двигательных навыков кисти. Чем больше и разнообразнее работа кисти, тем лучше и быстрее совершенствуются её движения.
-При подготовке ребёнка к школе важнее не учить его писать, а создавать условия для развития мелких мышц руки. Какими же способами можно тренировать детскую руку?
-Существует много игр и упражнений по развитию моторики.
Все эти упражнения приносят тройную пользу ребёнку: во-первых, развивают его руки, подготавливая к овладению письмом, во-вторых, формируют у него художественный вкус, что полезно в любом возрасте, и в-третьих, детские физиологи утверждают, что хорошо развитая кисть руки “потянет” за собой развитие интеллекта.
Ваш ребёнок непоседлив, охотно начинает любую игру, любое дело, но не доведя до конца, берётся за что-то новое. Он не умеет найти общий язык со сверстниками в играх, так как претендует на положение лидера и не может подчиниться правилам игры. Ребёнок не терпелив, без стеснения перебивает взрослых, не выслушивает объяснения. Такого нужно настойчиво приучать вести себя в соответствии с той или иной ситуацией, научить хорошо и до конца выполнять задания. Иначе он просто не сможет войти в ритм школьной жизни, будет отнесён к числу “неуправляемых” детей и нарушителей порядка.
На пороге школы едва ли не самое главное – научить ребёнка самостоятельности. Ведь малышу придётся выполнять одно задание за другим, принимать решения, выстраивать личные отношения с одноклассниками и с учителем, а значит, и нести ответственность.
В обучающем азарте не забывайте, что ваш ребёнок пока ещё дошкольник и потому не пытайтесь усадить его за стол и по 45 минут “проходить” с ним предметы.
Ваша задача – лишь правильно оценить объём знаний и навыков, которыми должен владеть будущий ученик.
Разговорная речь
Обсуждая прочитанное, учите ребёнка ясно выражать свои мысли, иначе у него будут проблемы с устными ответами. Когда спрашиваете его о чём-либо, не довольствуйтесь ответом “да” или “нет”, уточняйте, почему он так думает, помогайте довести свою мысль до конца. Приучайте последовательно рассказывать о произошедших событиях и анализировать их. Компании его сверстников предложите поиграть. Например: ребята загадывают какой-нибудь предмет и по очереди описывают его водящему, не называя задуманное слово. Задача водящего: отгадать это слово. Те же, кто загадал слово, должны как можно яснее описать загаданный предмет. С мячом можно играть в антонимы. “Чёрный” - кидаете вы ему мяч, “белый” - бросает ребёнок вам в ответ. Точно так же играйте в съедобное-несъедобное, одушевлённое-неодушевлённое.
Общий кругозор
Многие родители думают, что чем больше слов знает ребёнок, тем более он развит. Но это не совсем так. Сейчас дети буквально "купаются" в потоке информации, их словарный запас увеличивается, но важно, как они ими распоряжаются. Прекрасно, если ребёнок может к месту ввернуть сложное слово, но при этом он должен знать самые элементарные вещи о себе, об его людях и о окружающих мире: свой адрес (разделяя понятия “страна”, “город”, “улица”) и не только имена папы и мамы, но и их отчество и место работы. К 7 годам ребёнок вполне уже может понимать, например, что бабушка – это мамина или папина мама. Но, главное, помните: все-таки в школу ребёнок идёт не только продемонстрировать свои знания, но и учиться.
Воспитание детей – сложный процесс. Проявите изобретательность в выборе средств воспитания, а главное не забывайте, что одно из самых надёжных – добрый пример родителей. Почаще возвращайтесь памятью в своё детство – это хорошая школа жизни.
Готовьте ребёнка к школе настойчиво, умно, соблюдая меру и такт. Тогда учение не будет мучением ни для ребёнка, ни для вас.
Развитие связной речи у детей
Очень важно, проводя развивающие занятия с детьми 4-6 лет, стимулировать их речевую активность, выразительность речи, расширять словарь, вырабатывать способность к связному рассказу, изложению своих впечатлений и т. д. Но для этого вовсе не обязательны нудные каждодневные занятия. Лучше развивать речевые навыки в свободном общении с ребенком, в творческих играх.
Используйте для этих занятий то, что ваш дошкольник видит вокруг, - дома, на улице, в детском саду. Можно вводить в его словарь названия не только предметов, но и их деталей и частей. "Вот автомобиль, а что у него есть?" - "Руль, сиденья, дверцы, колеса, мотор..." - "А что есть у дерева?" - "Корень, ствол, ветки, листья..." К этому возрасту дети обычно хорошо усвоили названия основных цветов, значит, можно познакомить их и с оттенками этих цветов (розовый, малиновый, темно-зеленый, светло-коричневый и т. д.).
Когда вы вместе с ребенком рассматриваете какой-то предмет, задавайте ему самые разнообразные вопросы: "Какой он величины? Какого цвета? Из чего сделан? Для чего нужен?" Можно просто спросить: "Какой он?" Так вы побуждаете называть самые разные признаки предметов, помогаете развитию связной речи.
Названия свойств предметов закрепляются и в словесных играх. Спросите у ребенка: "Что бывает высоким?" - "Дом, дерево, человек..." - "А что выше - дерево или человек? Может ли человек быть выше дерева? Когда?" Или: "Что бывает широким?" - "Река, улица, лента..." - "А что шире - ручеек или река?" Так дети учатся сравнивать, обобщать, начинают понимать значение отвлеченных слов "высота", "ширина" и др. Можно использовать для игры и другие вопросы, которые помогают освоить свойства предметов: что бывает белым? Пушистым? Холодным? Твердым? Гладким? Круглым?..
Вспомни случай
Выберите с ребенком какое-то событие, в котором вы вместе недавно участвовали. Например, как вы гуляли по набережной и смотрели праздничный салют, встречали бабушку на вокзале, отмечали день рождения... По очереди рассказывайте друг другу, что видели, что делали. Припоминайте как можно больше деталей - до тех пор, пока уже не сможете ничего добавить к сказанному.
Говорим по-разному
Попробуйте один и тот же детский стишок прочитать сначала обычным голосом, потом очень быстро и очень медленно, басом и тоненьким голоском, делая ударение не на тех словах, на которых нужно. Изменив интонацию, можно безобидное стихотворение прочитать как страшную историю или как телевизионный репортаж. Если получится, попробуйте использовать иностранный акцент. Да мало ли что можно придумать!
Бюро путешествий
Каждый день вы с ребенком отправляетесь по обычному маршруту - в магазин или детский сад. А что, если попробовать разнообразить свои будни? Представьте, что вы отбываете в увлекательное путешествие. Обсудите вместе с малышом, на каком виде транспорта будете путешествовать, что нужно взять с собой, что за опасности вы встретите по дороге, какие достопримечательности увидите... Путешествуя, делитесь впечатлениями.
Всегда под рукой
Всем родителям знакомы ситуации, когда ребенка трудно чем-то занять, - например, долгое ожидание в очереди или утомительная поездка в транспорте. Все, что нужно в таких случаях, - чтобы в маминой сумочке нашлась пара фломастеров или хотя бы просто ручка. Нарисуйте на пальчиках малыша рожицы: одна - улыбающаяся, другая - печальная, третья - удивляющаяся. Пусть на одной руке окажется два персонажа, а на другой, допустим, три. Малыш может дать персонажам имена, познакомить их между собой, спеть песенку или разыграть с ними сценку.
Лучший друг
Если вы ждете в помещении, где разложены журналы, можете поиграть в "рассказы о лучшем друге". Пусть ребенок выберет картинку, которая ему нравится. Это может быть какой-то человек - большой или маленький - или животное. Попросите его рассказать о своем "лучшем друге". Где он живет? В какие игры любит играть? Он спокойный или любит побегать? Что еще можно о нем рассказать?
Рассказы по картинкам
Хорошо, если вы сможете подобрать несколько картинок, связанных общим сюжетом. Например, из детского журнала (вроде "Веселых картинок"). Сначала смешайте эти картинки и предложите малышу восстановить порядок, чтобы можно было по ним составить рассказ. Если ребенку трудно на первых порах, задайте несколько вопросов. Не окажется под рукой такого набора сюжетных картинок - возьмите просто открытку. Спросите ребенка, что на ней изображено, что происходит сейчас, что могло происходить до этого, а что будет потом.
Истории из жизни
Дети с удовольствием слушают рассказы о том, что происходило, когда они были совсем маленькими или когда их вовсе не было на свете. Можно рассказывать эти истории вечером перед сном, а можно на кухне, когда ваши руки заняты, а мысли свободны. О чем рассказывать? Например, как малыш пинался ножками у вас в животе, когда еще не родился. Или как вы учились кататься на велосипеде. Или как папа первый раз летал самолетом... Некоторые истории вам придется рассказывать даже не один раз. Просите и других членов семьи подключиться к игре.
Мой репортаж
Вы с ребенком побывали в какой-то поездке только вдвоем, без других членов семьи. Предложите ему составить репортаж о своем путешествии. В качестве иллюстраций используйте фотоснимки или видеосюжеты. Дайте ребенку возможность самому выбрать, о чем рассказывать, без наводящих вопросов. А вы понаблюдайте за тем, что именно отложилось у него в памяти, что для него оказалось интересным, важным. Если начнет фантазировать, не останавливайте. Речь малыша развивается независимо от того, какие события - реальные или вымышленные - им воспроизводятся.
Семейное ток-шоу
Может быть, ребенку понравится идея попробовать себя в роли телевизионного ведущего? Приготовьте магнитофон или диктофон для записи, дайте "журналисту" в руки микрофон - и можно начинать интервью с бабушкой или дедушкой, тетей или сестрой... До начала интервью подскажите ребенку, какие вопросы можно задать. Например: "Какое у тебя любимое блюдо?.. А что ты любил есть в детстве?.. Куда бы ты хотел поехать?" и т. д.
Измени песню
Детям нравится петь о знакомых вещах - о себе и своей семье, о своих игрушках и о том, что они видели на прогулке... Выберите хорошо известную песню и предложите ребенку придумать к ней новые слова. Ничего, если текст будет не слишком связным, много повторений - тоже не страшно. Рифмы не обязательны. Можете предложить и свой, "взрослый" вариант переделанного текста.
Чем закончилось?
Одним из способов развития связной речи может стать просмотр мультфильмов. Начните вместе с малышом смотреть интересный мультфильм, а на самом захватывающем месте "вспомните" про неотложное дело, которое вы должны сделать именно сейчас, но попросите ребенка рассказать вам позже, что произойдет дальше в мультфильме и чем он закончится. Не забудьте поблагодарить вашего рассказчика!
Автор: Г.Е. Акимова
Например, так:
Если мамы дома нет -
Кто сготовит нам ... (обед)?
Нужно мамочке помочь -
Помогает маме ... (дочь).
Дочь наварит свежих щей,
В щи положит ... (овощей).
Будет сытно, будет вкусно,
В щи нарезана ... (капуста).
Ножик режет очень ловко -
В щи отправилась ... (морковка).
И, конечно же, немножко
Бросим мы туда ... (картошки).
Чтобы вышли щи на славу,
Добавляем мы ... (приправу).
Только входит мама в дом -
Мы к столу ее ... (ведем).
(А. С. Герасимова)
В таких упражнениях помимо прямого договаривания слов в рифму ребенку нужно внимательно следить за сюжетом и смыслом всего текста, а не отдельного предложения, как это приходилось делать раньше. Поэтому на шестом году объем стихотворений, которые вы решили разучить с ребенком, увеличивается. Механическое заучивание не требуется, ребенок должен понимать стихи, воспринимать их, а не просто повторять как набор слов. Так что старайтесь подбирать стихи, соответствующие уровню возможностей маленького человека. Если стихотворение учится с трудом, надо постараться облечь сам процесс в привлекательные для ребенка тона, например, разыграть сценку с изображением того, о чем говорится в стихотворении. Сделать это совсем не трудно, но зато ребенок прекрасно запомнит и хорошо себе представит содержание.
Здесь есть много того, что нам на данном этапе нужно: стихотворение вкусное, живое, слова даны не только в постоянных своих значениях, достаточно глаголов, то есть обозначений действий, и сами действия, признаки, качества не традиционные, а свежие, но в то же время точно отражающие и саму морозную погоду, и ощущения, которые мы с вами испытываем в морозный зимний денек, когда воздух и тот кажется стеклянным. Можно сразу спросить ребенка, какими красками он мог бы нарисовать мороз, а то и на самом деле вытащить краски и кисть и приняться за рисование.
Слова, постоянно пополняющие словарь ребенка, извлекаются из вашей речи, из окружающей ситуации, из впечатлений, из наблюдений ребенка. И, как мы уже говорили, из сопровождения деятельности. Помните, мы называли профессии, о которых надо разговаривать с ребенком, обсуждать (см. Развитие речи у ребенка пятого года жизни). Вы снабжаете ребенка не только информацией о профессиях, не только о том, с какими инструментами работает специалист, но и какую технику использует. Это означает переход на новую ступень владения словом - опосредованные, а не непосредственные действия. Вы заметили почтальона и спешите показать его ребенку, попутно задайте вопрос: "Посмотри, вон идет почтальон. Как ты думаешь, что ему нужно для работы?" Что-то малыш увидит, что-то знал раньше, о чем-то сейчас спросит. И в итоге вы получите ответ: "Сумка, письма, газеты, журналы, телеграммы". А вечером, когда семья соберется за столом, попросите ребенка рассказать, кого он видел сегодня на улице.
Пора уже убедиться в том, что ребенок понимает и использует в своей речи сложные предлоги: из-за, из-под. Выполнение сложных инструкций, которые вы даете, будет здесь подспорьем: "Достань карандаш из-под книжки", "Вынь картинку из-за зеркала". Предложите ребенку ответить на такие, на первый взгляд, нехитрые вопросы: "Откуда я достала ручку?" (из-под стола), "Откуда я вытащила куклу?" (из-за шкафа). Важно, чтобы ребенок хорошо понимал, что вы от него хотите, тогда при выполнении действий или во время ответов слова быстрее переходят из пассивного запаса, то есть того, что известно ребенку вообще, в активный, то есть к тем словам, которые используются в речи.
Из-за леса, из-за гор
Едет дедушка Егор.
Из-под снега, из-под льда
Пробирается вода.
Очень хорошо развивает умение свободно подбирать слова игра "Подбери слово". Приведем несколько примеров.
Щука плавает, а снегирь? (Снегирь летает.)
Гусеница ползает, а заяц? (Заяц скачет.)
Журавль курлыкает, а ворона? (Ворона каркает.)
Мышь живет в норе, а сова? (Сова живет в дупле.)
Самолет летит в небе, а корабль? (Корабль плывет по морю.)
Медведь любит мед, а заяц? (Заяц любит морковку.)
Карась плавает в пруду, а дельфин? (Дельфин плавает в море.)
У кошки котята, а у собаки? (У собаки щенки.)
Ребенку нравится примерять к своей речи новые слова. Словообразование - великая вещь, и, если оно происходит правильно, языковые (а не только речевые) возможности маленького человека растут стремительно.
Как же нужно образовывать слова? Задания вы можете давать ребенку по ходу дела, например: "Посмотри, вот у нас большой стол. На нем стоит ваза. А вот там, около дивана, маленький ... сто...лик. Что на нем стоит? Правильно, часы. А вазу мы на него можем поставить? Нет, ваза стоит на большом столе. А это - маленький сто...лик".
Конечно, в свободной речи это выглядит гораздо более естественно. Задавайте вопросы к месту и не слишком много за один раз.
Не надо объявлять ребенку задание, ведь стоит только сказать что-нибудь вроде: "Мы с тобой сейчас будем правильно подбирать формы глаголов!" - и малыша охватит тоска и уныние. Какие-то незнакомые, таинственные слова, с которыми ему нужно что-то делать. Просто вовлеките ребенка в ясный ему и естественный диалог: "На картинке дети, посмотри. Что они делают? Правильно, бегают. А как ты скажешь о себе? (Бегаю.) А если это было вчера, как ты о себе скажешь? (Бегал.) А дети? (Бегали.)" И потом можно предложить ребенку назвать как можно больше действий детей (прыгают, рисуют, играют, пишут), действий разных предметов.
Задание "Дополни предложение" по сравнению с прошлым годом можно усложнить, то есть та часть предложения, которую вы даете, не должна содержать указание или подсказку на дополнение: "Мы устали, потому что...", "Я удивился, потому что..." Так ребенок ставится в условия, когда необходимо думать, придумывать, воображать и облекать это в слова. Пригодятся теперь и "Объяснялки наоборот". Вы сообщаете короткую информацию о слове, а ребенок его узнает и называет. Например:
Животное, которое носит своего детеныша в сумке на животе и передвигается прыжками. (Кенгуру.)
Сумка для школьных принадлежностей. (Портфель.)
Детеныш свиньи. (Поросенок.)
Овощной суп, сваренный из капусты, свеклы, моркови, картошки на мясном бульоне. (Борщ.)
Инструмент для копания. (Лопата.)
Учреждение, в которое больные приходят на прием к врачу. (Поликлиника.)
Птица, которая всех будит по утрам. (Петух.)
Место, где проходят спортивные соревнования. (Стадион.)
Не старайтесь придать своим объяснялкам "детский" характер. Дети и в этом, и в более раннем возрасте отлично различают естественную и искусственную манеру разговорной речи. Конечно, вас наполняет чувство любви к ребенку, потребность приласкать если не действием, то словом, желание говорить более понятно, и вам кажется, что если вы скажете что-нибудь "в детском стиле", то это будет как раз то, что надо. Родители рассказывают очень часто, что с одним специалистом (врачом, педагогом) ребенок охотно общается, а с другим говорить не хочет. Ребенок уже очень многое понимает и чувствует в этом возрасте, и с ним нужно разговаривать на языке нормального человеческого общения. И еще раз позволим себе напомнить: ребенка нужно любить. Не только в общем смысле: дети - наше будущее и т. д., а этого, конкретного малыша с царапиной на щеке и засохшими крошками от печенья в уголке рта...
Ребенок уже понятно и убедительно выражает свои мысли. Кроме того, выясняется, что он помнит, и, главное, может рассказать о том, что происходило в прошлом, например, минувшим летом, когда всей семьей ездили на юг. Старайтесь стимулировать рассказывание, как бы вы не были заняты, попробуйте находить время для общения. Ведь детство промчится так быстро, не успеете оглянуться, а ваш детсадовец стал студентом. Так что маленькие детки - маленькие бедки. Ну, а радости, конечно, большие.
Иногда родителей беспокоит, что ребенок, по-прежнему, допускает в речи грамматические ошибки: "нам дали много яблоков", "мы видели лошадев" и т. п. Такие ошибки, если они носят единичный характер, преодолеваются под влиянием речи взрослых, правильной и грамматически безупречной. Исправлять малыша нужно тактично, ни в коем случае не грубо, иногда между делом. Возможно, вам придется поправить ребенка не раз, но разве это так уж утомительно?
Почаще обращайтесь к ребенку с просьбой оценить правильность высказываний других людей (в том числе и ваших собственных). "Верно ли я назвала картинку?", "Прав ли папа?", "Правильно ли сказала бабушка?" Речь здесь идет о речевых оборотах, об употреблении слов и выражений, о выполнении заданий, в которые вы, уважаемые родители, вовлекаете остальных членов семьи.
Ваш ребенок уже сам может строить довольно сложные высказывания. Причем не только описывает то, что видит, и то, о чем знает, но и говорит о предметах обобщенно, объясняет, что с чем связано и почему. И свою речь (как и речь других детей) уже начинает оценивать критически. Пятилетняя девочка объясняла нам с печалью в голосе, что практически не выступает на утренниках в детском саду. "Мне стихи не дают. Я плохо говорю", - серьезно говорила она и на вопрос, в какой роли она выступала на новогоднем празднике, ответила: "Я была снежинка. Мы танцевали, руками махали".
Рассказывая, ваш ребенок не только передает информацию, но и показывает, как он сам относится к тому, что говорит. И вы старайтесь развивать это, например, интересуйтесь мнением малыша, спрашивайте, почему он так думает. Удобно использовать в таких случаях чтение с обсуждением. Несколько вопросов, заданных вами, сразу помогут определить, как ребенок понял прочитанное, как он относится к героям, нравится ли ему прочитанное в целом, что не понравилось.
Если же вы хотите, чтобы ребенок выучил стихотворение, то приготовьтесь и сами его уметь рассказать наизусть. Только не давайте сразу жесткую установку типа: "Это стихотворение ты должен выучить. Слушай внимательно!" Сначала пусть малыш послушает, оценит, потом вы с ним поговорите об услышанном. А уж затем можно перейти и к процедуре разучивания. Не получилось все сразу - учите по частям. Наседать на ребенка не нужно и уж, конечно, не стоит вешать ярлыки типа "Память у тебя плохая, ничего не можешь запомнить".
Часто бывает, что вечером так трудно учить стихотворение, кажется, невозможно запомнить, хотя повторяем несколько раз. Ложимся спать, а утром ребенок отлично рассказывает все наизусть! И вообще, с рассказыванием с каждым днем дело обстоит все лучше и лучше. Находите время, чтобы послушать, как ребенок расскажет вам, какой мультик посмотрел, какую сказку рассказала бабушка, что произошло в детском саду.
Несмотря на то, что словарный запас вашего ребенка постоянно увеличивается, далеко не все еще ясно и понятно малышу в речи окружающих людей. По-прежнему к вам пристают с вопросами. Не отмахивайтесь, ведь теперь ребенка интересуют и какие-то узкие, отдельные темы, особенности. Много новых слов появляется именно потому, что ребенок учится называть составные части, детали, компоненты, то есть интересуется не только общим названием, но и тем, из чего, из каких частей состоит предмет или явление. Недаром малыш так стремится все разобрать, посмотреть, что внутри, каков принцип действия. Приготовьте такие игры, где, например, нужно к одной картинке, изображающей предмет, подобрать (и назвать) картинки, изображающие отдельные части предмета. Как обычно, все манипуляции ребенок проговаривает.
Заключение
О готовности ребенка к школьному обучению можно судить по наличию учебной мотивации. Ребенок, умеющий читать, писать и считать, а главное — на вопрос: “Для чего ты будешь идти в школу?” — отвечающий: “Чтобы много знать и уметь” — ребенок-мечта!
Время движется вперед, мы продолжаем выполнять собственную родительскую программу под названием “Я готовлю малыша к школе”. При этом не устаем уделять внимание счету, учим читать и писать, упражняем ребенка в названии по порядку дней недели и месяцев года.
Однако, мы не всегда понимаем то, что само поступление в школу — поистине переломный момент в жизни ребенка. Посудите сами — резко изменяется весь образ его жизни, изменяются условия, в которых он действует; он обретает новое положение в обществе; у него складываются совершенно иные взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
Взаимоотношения в классе между учениками также существенно отличаются от тех, которые складываются между сверстниками-дошкольниками (в том числе и в группе детского сада). Ведь общение ребенка — это не только способность вступать в контакт и вести разговор с собеседником, но и умение внимательно и активно слушать, использовать жесты, мимику для выражения своих мыслей, а также осознание себя и других людей и учет их в ходе общения. Поэтому так важно учить ребенка понимать и сочувствовать другим, уметь сопереживать и делиться радостью.
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
РАЗГОВОРНАЯ РЕЧЬ
Обсуждайте прочитанное.
Уточняйте при ответах, почему так думает.
Помогайте довести свою мысль до конца.
Приучайте последовательно рассказывать о произошедших событиях
ОБЩИЙ КРУГОЗОР
Адрес, (страна, город улица ), телефон.
ФИО родителей.
Место работы, профессии.
Дни недели. Времена года (признаки времен года)Названия месяцев.
Названия основных цветов и их оттенков (розовый, светло – коричневый сиреневый, малиновый, бордовый, салатовый, серый, бирюзовый)
Обобщающие понятия (транспорт, овощи, фрукты, профессии,
Большой – маленький, высокий - …,тяжёлый - …, светлый - …, прямой - …, холодный - …, больной - …, сухой - …
СЛОВООБРАЗОВАНИЕ И СЛОВОИЗМЕНЕНИЕ
1. Название детёнышей животных.
2. Качественные прилагательные
За храбрость называют храбрым.
За хитрость называют….(за верность, за глупость, за доброту)
3.Относительные прилагательные
Варенье из малины – малиновое
Икра из баклажанов - ….
4. Притяжательные прилагательные
У собаки лапы собачьи.
Гнездо у орла ...
ОБРАЗОВАНИЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ МНОЖЕСТВЕННОГО ЧИСЛА В ИМЕНИТЕЛЬНОМ И РОДИТЕЛЬНОМ ПАДЕЖАХ.
один – стол, а много - это столы, стул -…окно -…звезда -…ухо -…
один – стол, а много чего? - столов, стул - …окно -…звезда -…ухо -…
ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ
1.Составление предложений по картинке. Составление рассказа по сюжетной картине (по серии сюжетных картин). Пересказ. Составление рассказа – описания (игрушки, предмета). Составление рассказа по представлению.
2.Повторение предложений. Н – р, Мама сказала, что не сможет вернуться раньше, потому что у неё много работы.
3.Составление предложений из слов в начальной форме.
Повар, готовить, обед.
Банан, мальчик, давать, обезьяна.
4. Верификация предложений
Собака вышла в будку.
Дворец нарисован девочка.
5. Дополнение предложения предлогами
Миша строит дом …….кубиков.
6. Завершения предложений
Маша не пошла в кино, потому что…..
Сережа промок, хотя…..
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
для чтения, рассказывания, заучивания наизусть.
Н. Подлесова «Трусливый огурчик»;
Н. Полякова «Доброе лето»;
М. Пришвин «Золотой луг», «Ребята и утята», «Разговор деревьев»;
А. Пушкин «Кораблик», «Что за яблочко! Оно соку спелого полно!..», «За весной, красой природы», «Ветер, ветер, ты могуч...», «Зимняя дорога», «Зимнее утро», «Сказка о рыбаке и рыбке» (в сокращении), «У лукоморья дуб зеленый...»;
Д. Родари «Чем пахнут ремесла?»; В. Руссу «Моя мама»;
Н. Саконская «Иголка, иголка»; Г. Сапгир «Часы»;
Е. Серова «Волчонок» (в сокращении), «Колокольчик», «Одуванчик», «Ландыш»; Г. Скребицкий «На лесной полянке», «Снеговики»;
И. Соколов-Микитов «Весна красна» (в сокращении), «Красное лето» (в сокращении), «Золотая осень» (в сокращении), «Зима вьюжная» (в сокращении); И. Суриков «Первый снег пушистый», «Детство»;
В. Сутеев «Три котенка», «Кто сказал "мяу"?», «Мешок яблок», «Под грибом», «Кораблик», «Петух и краски».