kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Безопасное поведение как предмет психолого-педагогических исследований

Нажмите, чтобы узнать подробности

С безопасностью связаны все стороны жизни человека. Она,  является жизненной необходимостью каждому человеку, всему обществу. В то же время она выступает в качестве  эффективного функционирования государства и всего мира

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Безопасное поведение как предмет психолого-педагогических исследований»

Безопасное поведение как предмет психолого-педагогических исследований

С безопасностью связаны все стороны жизни человека. Она, является жизненной необходимостью каждому человеку, всему обществу. В то же время она выступает в качестве эффективного функционирования государства и всего мира.

В системе социальной безопасности выделяют три функции. Экологическая состоит в гарантии сохранности и эффективности всех видов инвестиций в человеческий капитал, сохранение и развитие социума. Психологическая направлена на предупреждение тревожности, преодоление неопределенностей, встречающихся в реальном развитии. Аксиологическая заключается в сохранении многообразия возможностей и ценностей, обеспечивающих выживание общества.

Г. Л. Ильин считает, что проблемы безопасности жизнедеятельности по праву относят к глобальным проблемам человечества. Основная цель в формировании основ безопасного поведения дошкольников состоит в подготовке ребенка к безопасной жизни в окружающей среде: природной, техногенной и социальной [34].

Н. Б. Крылова в определении понятия «безопасность» выделяет следующие элементы:

– способность объекта, явления, процесса сохранить свою основную характеристику и сущность в условиях целенаправленного, разрушающего воздействия извне или в самом объекте, явлении, процессе;

–системная категория, как свойство системы, построенной на принципах устойчивости, саморегуляции, целостности;

–одно из решающих условий жизнедеятельности личности, общества, а также государства, что позволяет им сохранять материальные и духовные ценности;

–полное отсутствие опасностей и угроз в материальной и духовной сферах [46].

Понятие безопасности часто рассматривается в контексте таких явлений, как безопасное поведение, безопасный образ жизни, здоровый образ жизни, культура здорового образа жизни. К тому же безопасное поведение включает ответственное отношение к своей жизни, которое у детей еще слабо развито.

А. А. Ильин определяет безопасное поведение как поведение, обеспечивающее безопасность существования личности, а также не наносящее вред окружающим людям [35].

Основы безопасного поведения, К. Ю. Белая определяет как набор стереотипов и действий в изменяющейся обстановке. Все это позволяет сохранить индивидуальную целостность и комфортность поведения. Так же может служить предупреждению видеть разными устанавливает физического и психического травматизма. Ем самым создавая нормальные условия взаимодействия между людьми [8].

Б. Д. Бим-Бад определяет основы безопасности жизни как сферу знаний, в которой исследуются опасности, присущие человеку, эталоны их проявлений и методы защиты от них [11].

А. В. Гуревич, Е. В. Хижнякова, Э. С. Анопова дают следующее определение безопасности. Безопасность – это среда, в которой живет человек, где действие внешних и внутренних факторов не влечет за собой последствий, которые считаются негативными по отношению к нему [25].

Согласно С. Л. Рубинштейну, поведение – это особая форма деятельности. Эта форма деятельности становится поведением тогда, когда мотивация действий из предметного плана переходит в план личностно-общественных отношений. Автор доказал, что оба эти плана неразрывны, так как личностно-общественные отношения реализуются при посредстве предметных. Поведение человека имеет природные предпосылки, но цвета только растительные в его основе лежит деятельность. Такая деятельность социально обусловлена, опосредована языком и другими знаково-смысловыми системами [70].

П. Статмэн считает, что у человека безопасное поведение представляет собой целенаправленную систему последовательно выполняемых действий. Ученый определил, что действия в данном случае будут осуществляться как безопасный контакт индивида с окружающими условиями. Именно от них зависит сохранение и развитие их жизни, обеспечивающих удовлетворение первостепенной важности интересов только детей и достижение актуальных целей [75].

Культура здорового и безопасного образа жизни человека представляет собой комплекс настоящих воплощённых в жизнь им на практике ценностных ориентаций, представлений, морально установок, личностных качеств, определяющих здоровьесберегающий и безопасный стиль поведения.

Мы можем сделать вывод о том, что культура здорового и безопасного образа жизни выступает как готовность индивида к реализации опыта в сфере здоровьесбережения.

Н. Ю. Марчук, И. В. Пестова, Т. Р. Дильмиева выявили, что структура культуры здорового и безопасного образа жизни включает в себя множество компонентов: ценностно-мотивационный, когнитивный, деятельностный, рефлексивный, креативный [55].

Ценностно-мотивационный компонент составляют ценности и мотивы безопасного и здоровьесберегающего поведения. Так же в этот компонент включается мышление изображают, потребность соблюдать основы здорового и безопасного поведения. Важным выступает желание быть примером здоровьеформирующего поведения для окружающих, позитивное отношение к деятельности в сфере безопасности жизнедеятельности. Обязательным является система ценностных установок на регулярное развитие и образование в области культуры здорового образа жизни.

Когнитивный компонент формируется за счет знаний о человеке, его организме, окружающей среде. У человека должны быть знания о о здоровье, факторах риска, профилактике заболеваний и культуре здорового и безопасного образа жизни. Этот компонент характеризуется степенью владения и умением оперировать основными понятиями, категориями в области культуры здорового и безопасного образа жизни.

Деятельностный компонент оценивается по реализации элементов здоровьесберегающего и безопасного поведения на практике. Содержание деятельностного компонента составляют умения и навыки в области культуры здорового и безопасного образа жизни.

Рефлексивный компонент выступает как способность оценивать себя, в качестве субъекта здоровьесбережения. Владение методами безопасности жизнедеятельности, видеть разными устанавливает методами самооценки, самоконтроля и самокоррекции образа жизни.

Креативный компонент выступает не цвета только растительные способностью к активной, творческой деятельности в сфере здорового и безопасного образа жизни, а еще и составлению и реализации собственных программ сохранения и укрепления здоровья.

Как отмечает А. А. Ильин, для формирования культуры здорового и безопасного образа жизни перед системой образования в настоящее время поставлены следующие задачи:

 сформировать представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье;

 научить обучающихся осознанно выбирать поступки, поведение, позволяющие сохранять и укреплять здоровье;

 научить выполнять только детей правила личной гигиены и развить готовность на основе её использования самостоятельно поддерживать своё здоровье;

 сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;

 сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;

 дать представление не только детей о безопасности негативных факторах риска здоровью детей, но и о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье [35].

Воспитание безопасного поведения во многом является результатом тренировки навыков безопасного поведения у ребенка. Кроме того, Т. Сантаева главный акцент в таком обучении делает на иллюстрации последовательно бщимипостроении системы ценностей. Такая система ценностей обеспечивает воспитание принципов здорового образа жизни и мотивов ребенка [71].


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Безопасное поведение как предмет психолого-педагогических исследований

Автор: Павлова Ирина Георгиевна

Дата: 26.02.2020

Номер свидетельства: 541253


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства