Авторский конспект ОД по художественно-эстетическому развитию для детей среднего дошкольного возраста по теме: "Роспись Кубанской посуды".
Авторский конспект ОД по художественно-эстетическому развитию для детей среднего дошкольного возраста по теме: "Роспись Кубанской посуды".
Авторский конспект образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию для детей среднего дошкольного возраста по теме: "Роспись Кубанской посуды".
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Авторский конспект ОД по художественно-эстетическому развитию для детей среднего дошкольного возраста по теме: "Роспись Кубанской посуды".»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение детский сад № 1 МО Каневской район
Авторский конспект
образовательной деятельности
по художественно-эстетическому развитию
для детей среднего дошкольного возраста
по теме: «Роспись кубанской посуды»
выполнила: воспитатель Н. С. Белова
Н. И. Водовская
2024 год
Возраст воспитанников: средний (пятый год жизни)
Вид деятельности: изобразительная, речевая, двигательная.
Цель: продолжать формировать у детей умение создавать декоративные композиции по мотивам Петриковской росписи.
Задачи:
- продолжать формировать у детей устойчивый интерес к богатейшему наследию Кубанской народной художественной культуры;
- продолжать знакомить с Петриковской росписью, ее основными элементами, цветовым решением. Учить украшать элементами Петриковской росписи бумажные силуэты кубанской посуды, создавая свой узор с помощью кисти, ватных палочек, пальцев и учить видеть и называть цвета, используемые в росписи;
- развивать и поддерживать самостоятельную творческую изобразительную деятельность детей;
- воспитывать любовь к прекрасному, уважение к традициям и культуре родной страны.
Предварительная работа: экскурсии в мини-музей «Кубанское подворье», рассматривание образцов работ по Петриковской росписи, вышивки гладью по мотивам Петриковской росписи рушника, простыни с подзором; просмотр презентации «Петриковская роспись», чтение кубанских пословиц, поговорок, загадок, беседы, рисование элемента Петриковской росписи-бегунка.
Оборудование: гуашевые краски, заготовки из бумаги (силуэт кувшина), кисти, баночки с водой, ватные палочки, салфетки; музыкальная колонка, аудиозапись кубанских песен и мелодий, куклы в народных костюмах: казака, казачки и их сына; шапка кубанка, кувшины, макитра, сундук, изображение хаты казака с внутренним убранством (на колесах большой макет), скамейка; пирожки и узвар.
Ход образовательной деятельности:
I этап: способствует формированию у детей внутренней мотивации к деятельности
(в группе оформлена кубанская хата и там размещены элементы быта и куклы в народных костюмах, воспитатель приглашает детей на ковер)
В: - Здравствуйте, дети! Сегодня я хочу пригласить вас отправиться в необычное путешествие - в прошлое. Нам помогут в этом добрые друзья: кубанские казак и казачка.
Закрываем все глаза, до пяти считаем.
Стрелки крутятся назад, глаз не открываем….
Раз, два, три, четыре, пять – теперь можно открывать!
- Посмотрите, ребята, мы с вами попали в хату к казакам, жившим давно на Кубани. Нас встречают гостеприимные матушка Маланья и хозяин Иван. Они очень рады нам и хотят рассказать интересную историю, приоткрыть сундук- скрыню и показать что-то красивое, яркое и необычное….Давайте присядем на скамейку и рассмотрим.
Презентация альбома «Петриковская роспись»
(воспитатель читает стихотворение)
В палитре красок от белой до черной
Кружится кисточка, словно юла.
От Петриковских прекрасных просторов
Всю живописность впитала она.
Изящно двигаясь в танце волшебном,
Кисть оставляет свой сказочный след.
Ах! Петриковская роспись бесценна,
Как ясность неба и солнечный свет!
- Есть такое село в Днепропетровской области, которое называется Петриковка. Оно основано очень давно казаками. И так повелось, что возник в этом селе интересный обычай: женщины расписывали стены хат яркими красочными цветами, пестрыми узорами.
Рисовали их самодельными кисточками, изготовленными из кошачьей шерсти, спичками, обмотанными мягкой тканью, камышовыми палочками и просто пальцами руки. Изготавливали краски из цветной глины и природных материалов, а разводили их на яйцах и молоке. Такие рисунки быстро портились от ветра, дождя, солнца и снега. Поэтому каждый год перед большим праздником казачки смывали старые рисунки и придумывали новые. На Кубани можно встретить печи с Петриковской росписью, сундуки.
Изображали, чаще всего, растительный, цветочный орнамент. Можно увидеть и колосья злаков, гроздья ягод калины, рябины, птиц, бабочек, садовые и полевые цветы.
Многими поколениями художников создавались сказочные жар-птицы и цветы, которых мастера придумывали сами.
Традиционным цветовым сочетанием в Петриковской росписи можно считать зеленые листья и красные оттенки цветов, а вспомогательные краски- это желтая, оранжевая и бордовая.
Цвета подбирали, глядя на красочную и богатую природу той местности. Позже мастера стали расписывать полотна, посуду, шкатулки, одежду, окна, кухонные доски, черпаки.
В:- Слышите, дети, кто-то плачет? Вот, за скрыней, спрятался казачок Петя, сынок матушки Маланьи да батюшки Ивана. Что случилось, Петя? (воспитатель говорит от имени казачка)
Петя:- Как же мне не плакать: завтра с утра с родителями на ярмарку в город едем торговать, везем посуду разную - макитры да кувшины (показывает на стоящие кувшины и макитру.) Мне нужно было украсить их Петриковской росписью яркой. Да вот беда: краски закончились! Что же теперь делать, как быть?
В:- Ребята, как вы думаете мы сможем помочь казачку Пете украсить кувшины тем узором, что мы с вами уже знаем (бегунком)? (ответы детей)
В: -Отлично! Тогда перед работой предлагаю сделать разминку.
Физкультминутка «»
Раз-подняться, потянуться, (руки вверх, потянуться за руками)
Два-нагнуться, разогнуться, (наклон вперед)
Три- в ладоши три хлопка, (хлопки в ладоши)
Головою три кивка. (наклоны головы вперед)
На четыре- руки шире, (развести прямые руки в стороны)
За столы тихонько сесть (дети садятся за рабочие столы.)
2 этап: планирование детской деятельности:
В: -Давайте, с вами вспомним один из элементов Петриковской росписи- бегунок.
- Назовите, на что похож? (Цветы, ягоды и листья размещены на сплошной волнистой линии, как будто это вьющееся растение)
- Какие используют цвета? (ответы детей)
- Что вам понадобиться для работы? (ответы детей)
- Подготовьте себе рабочие места.
(дети берут все необходимое.)
3 этап: способствует реализации детского замысла:
В: - Возьмите силуэт кувшина и начните с волнистой линии на кувшине. Обмакните кончик кисти в зеленую гуашь и легким движением нарисуйте волнистую линию на кувшине. Вы сами решаете, где именно будет находиться эта линия на вашем кувшине.
- Теперь простым карандашом наметьте расположение цветов, ягод и листьев на «волне». Ягодки красные и синие. Большие ягоды рисуйте, ребята, подушечкой указательного пальца, опуская его в краску. Осторожно прижимайте палец к бумажному листу. Маленькие ягодки можно нарисовать при помощи ватных палочек. Чтобы получилось красиво и аккуратно, нужно после использования красной краски вытереть палец об салфетку. А ватную палочку просто перевернуть чистой стороной. Теперь, ребята, самое интересное: листики. Их рисуйте кисточкой, используя переходные мазки. Я вам напомню, как это: нужно сначала хорошо обмакнуть кисть в зеленую краску. А потом коснитесь кончиком кисти другого цвета, тогда листочки получатся с оттенками желтого, оранжевого цветов. Другую краску выбираете самостоятельно. По желанию можно ваш бегунок дополнить красивым пышным цветком. Ребята, вспомните, что рисовать его нужно, как и листья, переходными мазками. Только обмакните сначала кисть в желтую краску, и только кончик- в красную. Форму цветка выберете сами, какую захотите.
(дети рисуют, воспитатель при необходимости помогает советом.)
(на протяжении работы звучат кубанские народные мелодии, песни.)
В:- Посмотри, Петя, какие кувшины у детей получились!
Петя:- Яркие, нарядные, красочные! С такими на ярмарке отбою не будет от покупателей. Спасибо вам, ребята! Пойду, обрадую родителей своих.
Матушка Маланья:- Спасибо вам, ребята, помогли моему сыночку Пете. В благодарность примите мои угощения: пирожки с курагой да узвар. Знаете, что это такое? (Ответы детей.)
В:- Благодарим тебя, Матушка Маланья. Нам пора возвращаться в детский сад, там отведаем твое угощение.
-Закрываем все глаза, до пяти считаем.
Стрелки крутятся вперед, глаз не открываем….
Раз, два, три, четыре, пять- теперь можно открывать!
4 этап: способствует проведению детской рефлексии по итогам деятельности.
В:- С возвращением домой, ребята! Предлагаю поиграть: казак Иван мне подарил одну волшебную вещь. (Воспитатель показывает шапку кубанку.) Кто знает, что это? Кто ее носит? (Ответы детей.)
В:- Правильно, кубанка. На кого я ее надену, тот отвечает на мои вопросы.
-Где мы сегодня побывали в гостях? (Ответы детей.)
-Кого встретили в хате? (Ответы детей.)
- Какой росписью рисовали? (Ответы детей.)
- Кто привез на Кубань Петриковскую роспись? (Ответы детей.)
- Что расписывали казачки? (Ответы детей.)
-Для чего расписывали хаты, посуду, одежду, оружие? (Ответы детей.)
- Кому вы помогали? (Ответы детей.)
- Как называется элемент Петриковской росписи, который вы сегодня рисовали на кувшине? (Ответы детей.)
- Какие цвета красок вы использовали? (Ответы детей.)
- Как выполнить переходный мазок? (Ответы детей.)
(индивидуальная похвала за активность, ответы на вопросы, за помощь ребятам, за внимательность, аккуратность и т.д)
Образцы и этапы рисования элементов Петриковской росписи для предварительной работы: