kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Авторский конспект ОД по художественно-эстетическому развитию для детей среднего дошкольного возраста по теме: "Роспись Кубанской посуды".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Авторский конспект образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию для детей среднего дошкольного возраста по теме: "Роспись Кубанской посуды".

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Авторский конспект ОД по художественно-эстетическому развитию для детей среднего дошкольного возраста по теме: "Роспись Кубанской посуды".»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение детский сад № 1 МО Каневской район













Авторский конспект

образовательной деятельности

по художественно-эстетическому развитию

для детей среднего дошкольного возраста

по теме: «Роспись кубанской посуды»







выполнила: воспитатель Н. С. Белова

Н. И. Водовская







2024 год



Возраст воспитанников: средний (пятый год жизни)

Вид деятельности: изобразительная, речевая, двигательная.

Образовательные области: художественно-эстетическое, речевое, познавательное развитие.

Цель: продолжать формировать у детей умение создавать декоративные композиции по мотивам Петриковской росписи.

Задачи:

- продолжать формировать у детей устойчивый интерес к богатейшему наследию Кубанской народной художественной культуры;

- продолжать знакомить с Петриковской росписью, ее основными элементами, цветовым решением. Учить украшать элементами Петриковской росписи бумажные силуэты кубанской посуды, создавая свой узор с помощью кисти, ватных палочек, пальцев и учить видеть и называть цвета, используемые в росписи;

- развивать и поддерживать самостоятельную творческую изобразительную деятельность детей;

- воспитывать любовь к прекрасному, уважение к традициям и культуре родной страны.

Предварительная работа: экскурсии в мини-музей «Кубанское подворье», рассматривание образцов работ по Петриковской росписи, вышивки гладью по мотивам Петриковской росписи рушника, простыни с подзором; просмотр презентации «Петриковская роспись», чтение кубанских пословиц, поговорок, загадок, беседы, рисование элемента Петриковской росписи-бегунка.

Оборудование: гуашевые краски, заготовки из бумаги (силуэт кувшина), кисти, баночки с водой, ватные палочки, салфетки; музыкальная колонка, аудиозапись кубанских песен и мелодий, куклы в народных костюмах: казака, казачки и их сына; шапка кубанка, кувшины, макитра, сундук, изображение хаты казака с внутренним убранством (на колесах большой макет), скамейка; пирожки и узвар.

Ход образовательной деятельности:

I этап: способствует формированию у детей внутренней мотивации к деятельности

(в группе оформлена кубанская хата и там размещены элементы быта и куклы в народных костюмах, воспитатель приглашает детей на ковер)

В: - Здравствуйте, дети! Сегодня я хочу пригласить вас отправиться в необычное путешествие - в прошлое. Нам помогут в этом добрые друзья: кубанские казак и казачка.

Закрываем все глаза, до пяти считаем.

Стрелки крутятся назад, глаз не открываем….

Раз, два, три, четыре, пять – теперь можно открывать!

- Посмотрите, ребята, мы с вами попали в хату к казакам, жившим давно на Кубани. Нас встречают гостеприимные матушка Маланья и хозяин Иван. Они очень рады нам и хотят рассказать интересную историю, приоткрыть сундук- скрыню и показать что-то красивое, яркое и необычное….Давайте присядем на скамейку и рассмотрим.

Презентация альбома «Петриковская роспись»

(воспитатель читает стихотворение)

В палитре красок от белой до черной

Кружится кисточка, словно юла.

От Петриковских прекрасных просторов

Всю живописность впитала она.

Изящно двигаясь в танце волшебном,

Кисть оставляет свой сказочный след.

Ах! Петриковская роспись бесценна,

Как ясность неба и солнечный свет!

- Есть такое село в Днепропетровской области, которое называется Петриковка. Оно основано очень давно казаками. И так повелось, что возник в этом селе интересный обычай: женщины расписывали стены хат яркими красочными цветами, пестрыми узорами.

Рисовали их самодельными кисточками, изготовленными из кошачьей шерсти, спичками, обмотанными мягкой тканью, камышовыми палочками и просто пальцами руки. Изготавливали краски из цветной глины и природных материалов, а разводили их на яйцах и молоке. Такие рисунки быстро портились от ветра, дождя, солнца и снега. Поэтому каждый год перед большим праздником казачки смывали старые рисунки и придумывали новые. На Кубани можно встретить печи с Петриковской росписью, сундуки.

Изображали, чаще всего, растительный, цветочный орнамент. Можно увидеть и колосья злаков, гроздья ягод калины, рябины, птиц, бабочек, садовые и полевые цветы.

Многими поколениями художников создавались сказочные жар-птицы и цветы, которых мастера придумывали сами.

Традиционным цветовым сочетанием в Петриковской росписи можно считать зеленые листья и красные оттенки цветов, а вспомогательные краски- это желтая, оранжевая и бордовая.

Цвета подбирали, глядя на красочную и богатую природу той местности. Позже мастера стали расписывать полотна, посуду, шкатулки, одежду, окна, кухонные доски, черпаки.



В:- Слышите, дети, кто-то плачет? Вот, за скрыней, спрятался казачок Петя, сынок матушки Маланьи да батюшки Ивана. Что случилось, Петя? (воспитатель говорит от имени казачка)

Петя:- Как же мне не плакать: завтра с утра с родителями на ярмарку в город едем торговать, везем посуду разную - макитры да кувшины (показывает на стоящие кувшины и макитру.) Мне нужно было украсить их Петриковской росписью яркой. Да вот беда: краски закончились! Что же теперь делать, как быть?

В:- Ребята, как вы думаете мы сможем помочь казачку Пете украсить кувшины тем узором, что мы с вами уже знаем (бегунком)? (ответы детей)

В: -Отлично! Тогда перед работой предлагаю сделать разминку.

Физкультминутка «»

Раз-подняться, потянуться, (руки вверх, потянуться за руками)

Два-нагнуться, разогнуться, (наклон вперед)

Три- в ладоши три хлопка, (хлопки в ладоши)

Головою три кивка. (наклоны головы вперед)

На четыре- руки шире, (развести прямые руки в стороны)

Пять- руками повертеть, (круговые вращения прямыми руками вперед)

За столы тихонько сесть (дети садятся за рабочие столы.)

2 этап: планирование детской деятельности:

В: -Давайте, с вами вспомним один из элементов Петриковской росписи- бегунок.

- Назовите, на что похож? (Цветы, ягоды и листья размещены на сплошной волнистой линии, как будто это вьющееся растение)

- Какие используют цвета? (ответы детей)

- Что вам понадобиться для работы? (ответы детей)

- Подготовьте себе рабочие места.

(дети берут все необходимое.)

3 этап: способствует реализации детского замысла:

В: - Возьмите силуэт кувшина и начните с волнистой линии на кувшине. Обмакните кончик кисти в зеленую гуашь и легким движением нарисуйте волнистую линию на кувшине. Вы сами решаете, где именно будет находиться эта линия на вашем кувшине.

- Теперь простым карандашом наметьте расположение цветов, ягод и листьев на «волне». Ягодки красные и синие. Большие ягоды рисуйте, ребята, подушечкой указательного пальца, опуская его в краску. Осторожно прижимайте палец к бумажному листу. Маленькие ягодки можно нарисовать при помощи ватных палочек. Чтобы получилось красиво и аккуратно, нужно после использования красной краски вытереть палец об салфетку. А ватную палочку просто перевернуть чистой стороной. Теперь, ребята, самое интересное: листики. Их рисуйте кисточкой, используя переходные мазки. Я вам напомню, как это: нужно сначала хорошо обмакнуть кисть в зеленую краску. А потом коснитесь кончиком кисти другого цвета, тогда листочки получатся с оттенками желтого, оранжевого цветов. Другую краску выбираете самостоятельно. По желанию можно ваш бегунок дополнить красивым пышным цветком. Ребята, вспомните, что рисовать его нужно, как и листья, переходными мазками. Только обмакните сначала кисть в желтую краску, и только кончик- в красную. Форму цветка выберете сами, какую захотите.

(дети рисуют, воспитатель при необходимости помогает советом.)

(на протяжении работы звучат кубанские народные мелодии, песни.)

В:- Посмотри, Петя, какие кувшины у детей получились!

Петя:- Яркие, нарядные, красочные! С такими на ярмарке отбою не будет от покупателей. Спасибо вам, ребята! Пойду, обрадую родителей своих.

Матушка Маланья:- Спасибо вам, ребята, помогли моему сыночку Пете. В благодарность примите мои угощения: пирожки с курагой да узвар. Знаете, что это такое? (Ответы детей.)

В:- Благодарим тебя, Матушка Маланья. Нам пора возвращаться в детский сад, там отведаем твое угощение.

-Закрываем все глаза, до пяти считаем.

Стрелки крутятся вперед, глаз не открываем….

Раз, два, три, четыре, пять- теперь можно открывать!

4 этап: способствует проведению детской рефлексии по итогам деятельности.

В:- С возвращением домой, ребята! Предлагаю поиграть: казак Иван мне подарил одну волшебную вещь. (Воспитатель показывает шапку кубанку.) Кто знает, что это? Кто ее носит? (Ответы детей.)

В:- Правильно, кубанка. На кого я ее надену, тот отвечает на мои вопросы.

-Где мы сегодня побывали в гостях? (Ответы детей.)

-Кого встретили в хате? (Ответы детей.)

- Какой росписью рисовали? (Ответы детей.)

- Кто привез на Кубань Петриковскую роспись? (Ответы детей.)

- Что расписывали казачки? (Ответы детей.)

-Для чего расписывали хаты, посуду, одежду, оружие? (Ответы детей.)

- Кому вы помогали? (Ответы детей.)

- Как называется элемент Петриковской росписи, который вы сегодня рисовали на кувшине? (Ответы детей.)

- Какие цвета красок вы использовали? (Ответы детей.)

- Как выполнить переходный мазок? (Ответы детей.)

(индивидуальная похвала за активность, ответы на вопросы, за помощь ребятам, за внимательность, аккуратность и т.д)









































Образцы и этапы рисования элементов Петриковской росписи для предварительной работы:






















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Белова Н.С; Водовская Н. И

Дата: 12.09.2024

Номер свидетельства: 656092


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства