Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 466.г Челябинска»
«Авторская сказка как средство
нравственно-патриотического воспитания»
Выполнила:
воспитатель
первой квалификационной категории
Якунина Юлия Валерьевна
Челябинск-2022г
Введение
Старший дошкольный возраст – это период активного освоения правил
и норм морали, формирования нравственных привычек, чувств, отношений.
В нравственном воспитании дошкольников очень помогает использование
одного из мощных средств – сказки. Сказка входит в жизнь ребенка с самого
раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного возраста
и может оставаться с ним на всю жизнь.
Авторская сказка, ее композиция – это противопоставление добра и зла.
Фантастические и определенные по своей сути образы, выразительный язык,
динамика событий, особые причинно–следственные связи и явления – все это
делает сказку особенно интересной и волнующей для детей, незаменимым
инструментом нравственно здоровой личности ребенка.
Известно, что дети взрослеют незаметно, поэтому так важна сказка,
рассказанная малышу. Сказка не дает прямых наставлений детям – слушайся,
уважай старших, не выходи из дома без разрешения, но в ее содержании
всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно
возвращаясь к тексту сказки.
Многие современные ученые-педагоги и представители педагогической
общественности указывали на ту большую роль, которую играет авторская
сказка в формировании личности ребенка дошкольника. Сказка показывает
жизнь вымышленного героя в жизни, особенно взаимоотношений между
героями. Передача нравственного поведения в них происходит не через
надуманные понятия, а через действия, поведение реальных героев, которые
важны для детей. Каждый народ имеет свои национальные сказки, которые
между собой связаны.
Сказка как средство нравственно – патриотического воспитания
Сказка – это жанр устного народного творчества, имеющий
фантастический характер и опирающийся на прочную реалистичную основу.
Из всех фольклорных жанров сказка является наиболее
структурированной и более всех других жанров подчиняющейся
определенным законам. До середины девятнадцатого века в сказках видели
одну забаву, достойную низших слоев общества или детей, поэтому сказки,
публиковавшие в это время для широкой публики, часто переделывались и
переиначивались согласно вкусам издателей. Приблизительно в это же время
в среде русских литераторов зреет интерес к русским сказкам – как к
произведениям, способным стать фундаментом для изучения настоящего
русского народа, его поэтического творчества, а значит и возможными
способствовать формированию русского литературоведения. При этом
сказки не свидетельствуют о примитивности народного сознания, а о
гениальной способности народа создать свой гармоничный образ
окружающего мира, сам жанр сказки подходит для выражения и сохранения
человеческих истин, основ человеческого бытия.
«Закладывать основы нравственности, воспитывать моральные ценности,
патриотизм следует с самого раннего возраста, когда формируются характер,
отношение к миру, окружающим людям. В этике существуют две основные
нравственные категории – добро и зло. Соблюдение моральных требований
ассоциируется с добром. Нарушение же моральных норм и правил,
отступление от них характеризуются как зло. Понимание этого побуждает
человека вести себя в соответствии с моральными требованиями общества.
Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо,
можно и нельзя, целесообразно формировать не только своим собственным
примером, а также с помощью сказок, в том числе авторских. Моральные
ценности в сказках представлены ярко. Положительные герои, как правило,
наделены мужеством, смелостью, упорством в достижении цели, красотой,
подкупающей прямотой, честностью и другими физическими и моральными
качествами, имеющими в глазах народа наивысшую ценность. Для девочек –
это красная девица (умница, рукодельница), а для мальчиков – добрый
молодец (смелый, сильный, честный, добрый). Трудолюбивый, любящий
Родину). Идеал для ребенка является далекой перспективой, к которой он
будет стремиться, сверяя с идеалом свои дела и поступки. Идеал,
приобретенный в детстве, во многом определит его как личность. Сказка не
дает прямых наставлений детям (типа «Слушайся родителей», «Уважай
старших», «Не уходи из дома без разрешения», но в ее содержании всегда
заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно
возвращаясь к тексту сказки. Например, сказка «Репка» учит младших
школьников быть дружными, трудолюбивыми; сказка «Машенька и медведь»
предостерегает: в лес одним нельзя ходить – можно попасть в беду, а уж если
такое случилось – не отчаивайся, старайся найти выход из сложной
ситуации; сказки «Зимовье зверей». «Теремок» учат дружить. Наказ
слушаться родителей, старших звучит в сказках «Сестрица Аленушка и
братец Иванушка», «Гуси- лебеди». «Снегурочка». Страх и трусость
высмеивается в сказках «Кот,петух и лиса». «У страха глаза велики».
Хитрость высмеивается в сказках «Лиса и журавль», «Лисичка сестричка и
серый волк», «Лиса и дрозд». Трудолюбие в народных сказках всегда
вознаграждается («Царевна – лягушка», «Хаврошечка», «Мороз Иванович»),
мудрость восхваляется «Мужик и медведь», «Волк и лиса». Забота близком
поощряется («Лиса и заяц», «Петушок и бобовое зернышко»).
Существует такая категория сказок, в сюжете которых
раскрывается вся цепочка формирования нравственных качеств у детей:
запрет – нарушение- кара. Они постепенно из внешних формальных
преобразуются во внутренние качества (самоконтроль, самонаказание,
саморегулирование).
При чтении книги со сказками, ребенок видит перед собой образы героев,
определенную картину, или конкретную ситуацию, переживает вместе с
героем событие. Чем сильнее ребенок прочувствует сказку, тем сильнее у
него переживания, тем ярче представления об окружающем мире, о
действительности. В сказке всегда торжествует добро и побеждается зло. Она
показывает те правильные, с точки зрения морали и норм, жизненные пути, в
чем счастье или несчастье, какова расплата героя за ошибки.
Сказка – благодатный и ничем незаменимый источник воспитания
любви к Родине. Патриотическая роль сказки – в глубине ее содержания
Созданные народом образы героев доносят до ребенка могучий творческий дух трудового народа, его взгляды на жизнь, идеалы, стремления.
Сказки – духовные богатства народной культуры, познавая которые
ребенок познает родной народ сердцем.
Авторская сказка и в этом отношении отвечает потребностям ребенка; ее
основная мысль, идея выражена с помощью метода «Активной наглядности»
- путем развертывания конкретных событий и фактов. Герои, являющиеся
выразителями идеи, представляют собой продуманные фигуры, взятые из
реальной действительности. Они обрисованы четко, определенно. Эта
определенность достигается тем, что герои сказки, как правило, отличаются
ярко выраженной чертой характера – добротой, смелостью, трусостью,
отвагой и выявляет эту черту в полной мере. Все его поступки, поведение
подчинены характеризующей его особенности. Ясная, не сложная
характеристика положительных и отрицательных героев помогает детям
разобраться в сущности происходящего между ними конфликта, определить
свое отношение к ним, дать правильную оценку их поведению. Это
содействует пониманию идеи сказки, того, чему она своих слушателей учит.
Нельзя с этим не согласиться.
Важно то, что сказка в разных своих проявлениях всегда стремится
воплотить идеал человеческой жизни, человеческих поступков и поведения.
В сказке имеет место призыв к мудрости, к активности, к подлинной
человечности, к искренним чувствам и добрым делам. Кроме того, сказки
расширяют кругозор человека, пробуждают интерес к жизни и
сочинительству, формируют гуманное отношение к природе и ко всем
существам нашей планеты.
А.С. Пушкин говорил: «Сказка – ложь, да в ней намек: добрым молодцам –урок».
Процесс воспитания нравственных качеств сложен и многообразен.
Сказка в своем нравственно – поучительном качестве проходит весь путь
формирования у детей нравственно – патриотического сознания.
Слушая сказку, ребенок ставит себя на место героя, становится как
бы участником действия в сказке, сопереживает вместе с героем. Педагог
активно поддерживает стремление ребенка к прекрасному, доброму,
воспитывает в нем нетерпимость к злу, формирует потребность помочь
другому в беде, стремиться преодолеть и наказать зло. У ребенка появляется
желание быть красивым, умным, добрым, похожим на героя произведения.
Формируются индивидуальные нравственно – патриотические качества.
Вывод: воспитание нравственных качеств, таких как доброта, честь,
гуманность, отзывчивость, совесть, трудолюбие, вежливость, внимательность
играют огромную роль в развитии личности ребенка дошкольного возраста.
Сказка находит свое предназначение в формировании нравственных качеств
до появления нравственного сознания.
Невозможно переоценить сказку, как средство воспитания нравственных
качеств, так как именно сказка в самом раннем детском возрасте начинает
путь к формированию нравственной личности. Моральное воспитание
возможно через все виды народных сказок, ибо нравственность изначально
заложена в их сюжетах. Через сказку ребенок учится формировать
общественный смысл того или иного поступка, усваивает общественную
практику морали поведения. Сказка является одним из главных средств
воспитания нравственно – патриотических качеств у детей дошкольного
возраста, которая обращает человеческие сердца к добру, великодушию,
совести, чести, справедливости. Через сказки дети познают традиции своего
народа, его душу – почтительность и уважение к родителям, младших к
старшим, доброту и отзывчивость. Сострадание к ближнему, формирует у
детей представление о труде, мудрости, смелости, отваге, смекалке,
смышлености, послушании и ответственности. Сказка является эффективным
средством в воспитании нравственно патриотических качеств.
Особенности авторской сказки
Важным условием выбора той или иной авторской сказки является
ее соответствие законам построения сказки, отсутствия в ней личностных
бессознательных проекций автора, возможность проигрывания самых
причудливых сюжетных вариантов.
Использование данных методов и приемов способствует развитию
познавательной активности, формированию креативности, как качества
личности у детей дошкольного возраста; учит действиям, с помощью
которых осуществляется творчество.
Задача авторской сказки- отойти от традиционных методов и приемов
работы со сказкой (чтение, рассказывание, пересказ, просмотр
спектаклей, мультфильмов и кинофильмов по сказкам) и подойти к
использованию сказочного материала нетрадиционно. Содействовать
инициированию у детей умению нестандартно, оригинально воспринимать
содержание сказок, отражать его во всех видах деятельности, а также
создавать предпосылки для сочинения детьми собственных сказок.
Любая сказка она имеет социально –педагогический эффект: она обучает,
воспитывает, предупреждает, учит, побуждает к деятельности. Иными
словами, потенциал сказки гораздо богаче ее художественно – образной
значимости. Сказка является одним из важнейших нравственно –
педагогических средств формирования личности.
Список литературы
1.Васильева М.А. Гербова В.В., Программа воспитания и обучения в детском саду. Москва – Мозаика-Синтез 2015.
2.Каирова И.А. Нравственное воспитание. Москва-Сфера. 2014.
3. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика, Академия 2001.
4. Козлова С.А. Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром. Москва-Педагогика 2018.
5. Пахомова О.Н. Добрые сказки. Этика для малышей. Москва-Прометей, 2014.
5. Петрова В.И Нравственное воспитание в детском саду. Мозаика-Синтез, 2014.
6. Нечаева В.Г. Нравственное воспитание в детском саду. Москва-Сфера, 2014.
7. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры: пособия для практических работников дошкольных учреждений. Москва-АРКТИ, 2017.