kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Авторская сказка как средство нравственно-патриотического воспитания

Нажмите, чтобы узнать подробности

 В нравственном воспитании дошкольников очень помогает использование

одного из мощных средств – сказки. Сказка входит в жизнь ребенка с самого

раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного возраста

и может оставаться с ним на всю жизнь/

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Авторская сказка как средство нравственно-патриотического воспитания»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 466.г Челябинска»















«Авторская сказка как средство

нравственно-патриотического воспитания»















Выполнила:

воспитатель

первой квалификационной категории

Якунина Юлия Валерьевна











Челябинск-2022г

Введение



Старший дошкольный возраст – это период активного освоения правил

и норм морали, формирования нравственных привычек, чувств, отношений.

В нравственном воспитании дошкольников очень помогает использование

одного из мощных средств – сказки. Сказка входит в жизнь ребенка с самого

раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного возраста

и может оставаться с ним на всю жизнь.

Авторская сказка, ее композиция – это противопоставление добра и зла.

Фантастические и определенные по своей сути образы, выразительный язык,

динамика событий, особые причинно–следственные связи и явления – все это

делает сказку особенно интересной и волнующей для детей, незаменимым

инструментом нравственно здоровой личности ребенка.

Известно, что дети взрослеют незаметно, поэтому так важна сказка,

рассказанная малышу. Сказка не дает прямых наставлений детям – слушайся,

уважай старших, не выходи из дома без разрешения, но в ее содержании

всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно

возвращаясь к тексту сказки.

Многие современные ученые-педагоги и представители педагогической

общественности указывали на ту большую роль, которую играет авторская

сказка в формировании личности ребенка дошкольника. Сказка показывает

жизнь вымышленного героя в жизни, особенно взаимоотношений между

героями. Передача нравственного поведения в них происходит не через

надуманные понятия, а через действия, поведение реальных героев, которые

важны для детей. Каждый народ имеет свои национальные сказки, которые

между собой связаны.

Сказка как средство нравственно – патриотического воспитания

Сказка – это жанр устного народного творчества, имеющий

фантастический характер и опирающийся на прочную реалистичную основу.

Из всех фольклорных жанров сказка является наиболее

структурированной и более всех других жанров подчиняющейся

определенным законам. До середины девятнадцатого века в сказках видели

одну забаву, достойную низших слоев общества или детей, поэтому сказки,

публиковавшие в это время для широкой публики, часто переделывались и

переиначивались согласно вкусам издателей. Приблизительно в это же время

в среде русских литераторов зреет интерес к русским сказкам – как к

произведениям, способным стать фундаментом для изучения настоящего

русского народа, его поэтического творчества, а значит и возможными

способствовать формированию русского литературоведения. При этом

сказки не свидетельствуют о примитивности народного сознания, а о

гениальной способности народа создать свой гармоничный образ

окружающего мира, сам жанр сказки подходит для выражения и сохранения

человеческих истин, основ человеческого бытия.

«Закладывать основы нравственности, воспитывать моральные ценности,

патриотизм следует с самого раннего возраста, когда формируются характер,

отношение к миру, окружающим людям. В этике существуют две основные

нравственные категории – добро и зло. Соблюдение моральных требований

ассоциируется с добром. Нарушение же моральных норм и правил,

отступление от них характеризуются как зло. Понимание этого побуждает

человека вести себя в соответствии с моральными требованиями общества.

Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо,

можно и нельзя, целесообразно формировать не только своим собственным

примером, а также с помощью сказок, в том числе авторских. Моральные

ценности в сказках представлены ярко. Положительные герои, как правило,

наделены мужеством, смелостью, упорством в достижении цели, красотой,

подкупающей прямотой, честностью и другими физическими и моральными

качествами, имеющими в глазах народа наивысшую ценность. Для девочек –

это красная девица (умница, рукодельница), а для мальчиков – добрый

молодец (смелый, сильный, честный, добрый). Трудолюбивый, любящий

Родину). Идеал для ребенка является далекой перспективой, к которой он

будет стремиться, сверяя с идеалом свои дела и поступки. Идеал,

приобретенный в детстве, во многом определит его как личность. Сказка не

дает прямых наставлений детям (типа «Слушайся родителей», «Уважай

старших», «Не уходи из дома без разрешения», но в ее содержании всегда

заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно

возвращаясь к тексту сказки. Например, сказка «Репка» учит младших

школьников быть дружными, трудолюбивыми; сказка «Машенька и медведь»

предостерегает: в лес одним нельзя ходить – можно попасть в беду, а уж если

такое случилось – не отчаивайся, старайся найти выход из сложной

ситуации; сказки «Зимовье зверей». «Теремок» учат дружить. Наказ

слушаться родителей, старших звучит в сказках «Сестрица Аленушка и

братец Иванушка», «Гуси- лебеди». «Снегурочка». Страх и трусость

высмеивается в сказках «Кот,петух и лиса». «У страха глаза велики».

Хитрость высмеивается в сказках «Лиса и журавль», «Лисичка сестричка и

серый волк», «Лиса и дрозд». Трудолюбие в народных сказках всегда

вознаграждается («Царевна – лягушка», «Хаврошечка», «Мороз Иванович»),

мудрость восхваляется «Мужик и медведь», «Волк и лиса». Забота близком

поощряется («Лиса и заяц», «Петушок и бобовое зернышко»).

Существует такая категория сказок, в сюжете которых

раскрывается вся цепочка формирования нравственных качеств у детей:

запрет – нарушение- кара. Они постепенно из внешних формальных

преобразуются во внутренние качества (самоконтроль, самонаказание,

саморегулирование).

При чтении книги со сказками, ребенок видит перед собой образы героев,

определенную картину, или конкретную ситуацию, переживает вместе с

героем событие. Чем сильнее ребенок прочувствует сказку, тем сильнее у

него переживания, тем ярче представления об окружающем мире, о

действительности. В сказке всегда торжествует добро и побеждается зло. Она

показывает те правильные, с точки зрения морали и норм, жизненные пути, в

чем счастье или несчастье, какова расплата героя за ошибки.

Сказка – благодатный и ничем незаменимый источник воспитания

любви к Родине. Патриотическая роль сказки – в глубине ее содержания

Созданные народом образы героев доносят до ребенка могучий творческий дух трудового народа, его взгляды на жизнь, идеалы, стремления.

Сказки – духовные богатства народной культуры, познавая которые

ребенок познает родной народ сердцем.

Авторская сказка и в этом отношении отвечает потребностям ребенка; ее

основная мысль, идея выражена с помощью метода «Активной наглядности»

- путем развертывания конкретных событий и фактов. Герои, являющиеся

выразителями идеи, представляют собой продуманные фигуры, взятые из

реальной действительности. Они обрисованы четко, определенно. Эта

определенность достигается тем, что герои сказки, как правило, отличаются

ярко выраженной чертой характера – добротой, смелостью, трусостью,

отвагой и выявляет эту черту в полной мере. Все его поступки, поведение

подчинены характеризующей его особенности. Ясная, не сложная

характеристика положительных и отрицательных героев помогает детям

разобраться в сущности происходящего между ними конфликта, определить

свое отношение к ним, дать правильную оценку их поведению. Это

содействует пониманию идеи сказки, того, чему она своих слушателей учит.

Нельзя с этим не согласиться.

Важно то, что сказка в разных своих проявлениях всегда стремится

воплотить идеал человеческой жизни, человеческих поступков и поведения.

В сказке имеет место призыв к мудрости, к активности, к подлинной

человечности, к искренним чувствам и добрым делам. Кроме того, сказки

расширяют кругозор человека, пробуждают интерес к жизни и

сочинительству, формируют гуманное отношение к природе и ко всем

существам нашей планеты.

А.С. Пушкин говорил: «Сказка – ложь, да в ней намек: добрым молодцам –урок».

Процесс воспитания нравственных качеств сложен и многообразен.

Сказка в своем нравственно – поучительном качестве проходит весь путь

формирования у детей нравственно – патриотического сознания.

Слушая сказку, ребенок ставит себя на место героя, становится как

бы участником действия в сказке, сопереживает вместе с героем. Педагог

активно поддерживает стремление ребенка к прекрасному, доброму,

воспитывает в нем нетерпимость к злу, формирует потребность помочь

другому в беде, стремиться преодолеть и наказать зло. У ребенка появляется

желание быть красивым, умным, добрым, похожим на героя произведения.

Формируются индивидуальные нравственно – патриотические качества.

Вывод: воспитание нравственных качеств, таких как доброта, честь,

гуманность, отзывчивость, совесть, трудолюбие, вежливость, внимательность

играют огромную роль в развитии личности ребенка дошкольного возраста.

Сказка находит свое предназначение в формировании нравственных качеств

до появления нравственного сознания.

Невозможно переоценить сказку, как средство воспитания нравственных

качеств, так как именно сказка в самом раннем детском возрасте начинает

путь к формированию нравственной личности. Моральное воспитание

возможно через все виды народных сказок, ибо нравственность изначально

заложена в их сюжетах. Через сказку ребенок учится формировать

общественный смысл того или иного поступка, усваивает общественную

практику морали поведения. Сказка является одним из главных средств

воспитания нравственно – патриотических качеств у детей дошкольного

возраста, которая обращает человеческие сердца к добру, великодушию,

совести, чести, справедливости. Через сказки дети познают традиции своего

народа, его душу – почтительность и уважение к родителям, младших к

старшим, доброту и отзывчивость. Сострадание к ближнему, формирует у

детей представление о труде, мудрости, смелости, отваге, смекалке,

смышлености, послушании и ответственности. Сказка является эффективным

средством в воспитании нравственно патриотических качеств.





Особенности авторской сказки

Важным условием выбора той или иной авторской сказки является

ее соответствие законам построения сказки, отсутствия в ней личностных

бессознательных проекций автора, возможность проигрывания самых

причудливых сюжетных вариантов.

Использование данных методов и приемов способствует развитию

познавательной активности, формированию креативности, как качества

личности у детей дошкольного возраста; учит действиям, с помощью

которых осуществляется творчество.

Задача авторской сказки- отойти от традиционных методов и приемов

работы со сказкой (чтение, рассказывание, пересказ, просмотр

спектаклей, мультфильмов и кинофильмов по сказкам) и подойти к

использованию сказочного материала нетрадиционно. Содействовать

инициированию у детей умению нестандартно, оригинально воспринимать

содержание сказок, отражать его во всех видах деятельности, а также

создавать предпосылки для сочинения детьми собственных сказок.

Любая сказка она имеет социально –педагогический эффект: она обучает,

воспитывает, предупреждает, учит, побуждает к деятельности. Иными

словами, потенциал сказки гораздо богаче ее художественно – образной

значимости. Сказка является одним из важнейших нравственно –

педагогических средств формирования личности.



Список литературы



1.Васильева М.А. Гербова В.В., Программа воспитания и обучения в детском саду. Москва – Мозаика-Синтез 2015.

2.Каирова И.А. Нравственное воспитание. Москва-Сфера. 2014.

3. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика, Академия 2001.

4. Козлова С.А. Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром. Москва-Педагогика 2018.

5. Пахомова О.Н. Добрые сказки. Этика для малышей. Москва-Прометей, 2014.

5. Петрова В.И Нравственное воспитание в детском саду. Мозаика-Синтез, 2014.

6. Нечаева В.Г. Нравственное воспитание в детском саду. Москва-Сфера, 2014.

7. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры: пособия для практических работников дошкольных учреждений. Москва-АРКТИ, 2017.














Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Авторская сказка как средство нравственно-патриотического воспитания

Автор: Якунина Юлия Валерьевна

Дата: 27.03.2023

Номер свидетельства: 628464


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства