kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Авторская публикация на тему "Семейное чтение-возрождение традиции"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Чтение  книг вместе с родителями очень очень важна для детей. Чтение книг должно начаться в семье с родителями .

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Авторская публикация на тему "Семейное чтение-возрождение традиции"»

МБДОУ «Техтюрский ЦРР - д/с «Мичил»»




















ДОКЛАД:

«Семейное чтение-

возрождение забытых традиций для сплочения семьи».













Выполнила:Шарина Мария Алексеевна,

Воспитатель высшей категории.









2022г.

Актуальность: снижение интереса к чтению. Многие первоклассники неграмотно пишут, мало читают книги, не умеют грамотно строить свою речь при разговоре, снижается культура общения.

Гипотеза: если бы семейное чтение находилось на должном уровне, то интерес к чтению был бы выше.

Цель: Помочь родителям осознать ценность детского чтения как эффективного средства образования и воспитания дошкольников, интеллектуального ресурса их развития личности, как залог их жизненного успеха, активизировать работу с родителями по пропаганде семейного чтения в семье.

Задачи:

  1. Приобщить детей и родителей к книжной культуре, воспитывать грамотного читателя.

  2. Способствовать поддержанию традиций семейного чтения.

  3. Повысить культуру речи педагогов, родителей, детей.

  4. Воспитывать бережное отношение к книге.

Современная система дошкольного образования использует большое количество вариативных и альтернативных программ для обучения и воспитания детей. Подходы к процессу образования и воспитания дошкольников весьма разнообразны, но основной целью этих программ является воспитание доброго, умного, творческого человека, способного чутко относиться к людям, к окружающему миру, заложить основы настоящего человека.

Я работаю воспитателем в детском саду, эмоциональное и душевное благополучие наших воспитанников стоит у нас на первом месте.

В настоящее время вопрос эмоциональной поддержки в семьях стоит остро.

Семейное чтение – забытый эффективный инструмент укрепления семьи.

Современные родители часто жалуются на плохое поведение детей: не слышат, не внимательны, неусидчивы, а также на тревожность, логопедические проблемы: поздно появилась речь.

Причина- функциональная незрелость структур головного мозга в процессе беременности, с тем что родители мало общались с ребенком, мало играли, а также с широким проникновением ТВ и компьютеров в жизнь. Частый просмотр мультфильмов, игры на телефоне или планшете формируют у ребенка:

  1. Клиповое мышление, те ребенок ориентируется на быструю смену картинок чаще без осознания сути происходящего на экране, ориентируясь только на внешние признаки.Это делает невозможным передачу и освоение ребенком реального социального опыта, снижает возможности его к адаптации к окружающему миру.

  2. Компьютерные герои не передают всю палитру речевой мимики, что негативно влияет на освоение ребенком речи, а также формирования мышления.

В результате не происходит адекватного возрасту развития коры головного мозга, а следовательно, и всех психических функций (внимание, память, мышление).

Что может помочь родителям правильно развить ребенка? Мне кажется в этом может помочь -семейное чтение.

Многие мамы спрашивают: «В каком возрасте можно начинать читать книги с ребенком? С какого возраста чтение начинает оказывать благотворное влияние на детей?».

Даем советы родителям:

  • Дети 2 лет любят книги с крупными картинами, любят их рассматривать.(«Колобок», «Репка», Теремок»).

  • Маленькому ребенку всегда легче воспринимать рассказ, чем чтение. Поэтому лучше рассказывать ему сказки своими словами и одновременно рассматривать картинки к книжке.

  • У детей 3 лет словарный запас быстро увеличивается, и ребенку можно читать стихотворения. Познакомить с произведениями местных авторов.

  • У детей 4 -5 лет происходит активизация словарного запаса, идет развитие связной речи.Читая ребенку литературные произведения нужно обращать внимание на отдельные слова и выражения. Можно приступать к заучиванию стихотворений.

  • Для детей 6-7 лет к народным сказкам добавляются и авторские сказки.

Совместное чтение укрепляет взаимоотношения в семье. Когда мы читаем в кругу семьи мы взаимодействуем, обмениваемся эмоциями, создаем близость, ощущаем тепло друг друга.

«Если в доме много книг, если они являются предметом уважения и любви, и вокруг себя малыш видит читающих, а то и слышит чтение вслух, любовь к книге, интерес к печатному слову, конечно, у него возникнет, и будет расти». Для создания семейного чтения родителям советуем:

  • Лучше всего обустраивать в доме удобные места для чтения.

  • Заводить семейные традиции чтения каждый день.

  • Читать ребенку с выражением, с интонацией.

  • Отказаться от телевизоров в спальне.

Сегодня, в мир современных цифровых технологий, чтение книг среди подрастающего поколения стало "немодно". Сейчас мы видим наших детей отдающее всё свободное время "чудесам техники" мы задаём себе вопрос: "Что делать? Как побудить интерес к книге? " Но чтобы побудить ребёнка к чтению, прежде всего ему необходимо с раннего детства привить любовь к книге. Как это сделать? Прежде всего, нам, педагогам необходимо донести и объяснить молодым родителям, какое значение в жизни ребёнка имеет любовь к книге, любовь к чтению книг. Важно понимать, что если ребёнок с пелёнок, с молоком матери не перенял от семьи уважительное отношение к книге, чтению, то вряд ли он будет любящим книгу.

Ведь это ценное качество – любовь к книге – начинает закладываться в душу ребенка с раннего детства, с его семьи. Если родителям удалось сделать это, значит, они одарили свое дитя самым дорогим, самым драгоценным в его жизни подарком, способным сделать его очень богатым. Но как быть тем, кому не удалось этого добиться? Как привить своему чаду любовь к книге, когда вокруг масса интересного, когда мультики, фильмы, всевозможные развлечения, игры - в том числе и компьютерные – порой, затмевают куда более важные духовно-нравственные, культурные ценности, не оставляя времени ценным и полезным вещам? Прежде чем ответить на этот вопрос, хочу вспомнить замечательные строчки из поэмы.


«Читающая мама»:

Может быть,у тебя и много богатств,
Скрытых в ящиках и сундуках,
Но богаче меня ты никогда не станешь,
Ибо у меня - читающая мама.

Важная роль в воспитании молодого поколения, формировании у него системы нравственных ценностей и ориентиров принадлежит семье. Исходя из традиционных русских методов семейного воспитания, родители, как и педагоги, учат, прежде всего, своим собственным примером, а уж потом наставлениями.

В XIX - начале XX века в интеллигентных семьях была замечательная традиция семейного чтения, когда дети слушали взрослые произведения в чтении старших. Еще А. С. Пушкин вспоминал свою няню – Арину Родионовну, завораживающее впечатление свое от чтения, хотя и было не все понятно, но воздействие было очень сильным и незабываемым.
Традиция семейного чтения просто необходима в нашем современном обществе. Это то, от чего мы ушли; это то, к чему просто не обходимо вернуться.
Домашнее чтение (семейное чтение) - источник формирования интереса к книге, одно из средств духовного обогащения семьи.

Для того, чтобы получить представление об организации чтения ребёнка в семье, об отношении к чтению родителей, об участии родителей в этом увлекательном и сложном процессе я провела анкетирование среди родителей младшей группы «Уу-чукучук» нашего детского сада.

Анкета называлась:

" Воспитание у ребенка интереса и любви к книге"

На первый вопрос: Есть ли у вас дома детская библиотека? 92, 5% семей ответили, что имеют дома детскую библиотеку,но есть и такие семьи, где нет детских книг -7, 5%;

На второй вопрос: какие книги преобладают у вас дома, многие ответили, что в ваших детских библиотеках есть и сказки и стихи и познавательная литература.
Часто ли Вы покупаете книги ребенку? Часто ответили 47, 5% родителей, редко 50%, Многие из Вас руководствуясь, при покупке книге обращают внимание на возраст ребенка -62, 5%; на содержание- 27, 5%, на иллюстрации-2.5% и покупают случайно- 10%;

На вопрос, как часто Вы читаете книги детям, 62, 5% родителей ответили 2-3 раза в неделю; 5% читают крайне редко; 2, 5% вообще не читают; лишь 22, 5% родителей читают ребёнку книги каждый день.

На вопрос по чьей инициативе Вы читаете книги-77, 5% родителей ответили по просьбе ребёнка; 22, 5% родителей по своей инициативе;

Всего 30% опрошенных родителей, выписывают детские журналы.
На вопрос какова роль книги в развитии ребенка, многие родители ответили: развитие речи, воображения, логики, морально-этических качеств, знакомство с окружающим миром, историей, из этого следует, что Вы понимаете всю важность книги в развитии ребенка, и лишь 5% родителей затруднились ответить на этот вопрос.

Сделав определённые выводы после анкетирования, мы решили возродить утерянные в последние десятилетия традиции семейного чтения.
Ведь семейное чтение - это не просто самый доступный и короткий путь приобщения детей к книге. Это средство обогащения и детей, и их родителей знаниями о семье, чистоте отношений, послушании, совести, добре и зле. Одним словом - это средство духовного обогащения семьи. Домашнее чтение кроме того сближает всех членов семьи, кровных родных, близких людей разного жизненного опыта.

Семейное чтение способствует установлению более близких внутрисемейных контактов, в частности чтение сказок является средством внутрисемейного общения между людьми разных поколений. Это раскрывается в следующем:

• совместное времяпровождение за чтением поучительных или волшебных сказок способствует не только пополнению "жизненной копилки" знаний и впечатлений человека, но и затрагивает подсознание, а значит, оживляет родовую, генетическую память кровных родственников;
• совместное чтение побуждает ребёнка задавать вопросы, искать пояснения непонятных слов и выражений, а значит, вступать в диалог со взрослым, формулировать вопрос, стараться вникнуть в смысл ответа, что почти всегда способствует знакомству ребёнка с народными обычаями, традициями, семейными историями;

• после чтения предлагаемых рассказов и сказок слушатели втягиваются в разговор о похожих событиях и ситуациях в их собственной жизни, что позволяет вскрыть тесные родовые связи и на этой основе заинтересоваться собственным семейным древом;

• чтение сказок, включая сказки на духовно-нравственную тематику, позволяет детям уяснить значение понятий, о которых, как правило, они не слышат ни в детском саду, ни во дворе, ни даже в обыденном семейном общении; это, например, такие понятия, как целомудрие, добродетель, благочестие, бескорыстная любовь.

Вот несколько рекомендаций, которые помогут сделать процесс семейного чтения интересным и полезным:

1) при выборе взрослыми сказки для семейного чтения следует ориентироваться и на собственный интерес, и на проблему семьи и своего ребёнка (например, болезнь члена семьи, появление второго ребёнка, семейный разлад и т. д.);

2) сказку следует читать не в паузах между занятиями, не мимоходом, а в специально отведённое для этого время; читайте регулярно, и тогда ребёнок получит заряд внимания, доброты и родительской любви, который будет согревать его всю последующую жизнь;

3) если у ребёнка появились вопросы, не спешите сразу на них отвечать, нужно спросить, как он сам понимает слово или ситуацию; возможно, вы услышите рассуждения ребёнка, важные для понимания многого в его поведении и эмоциональном состоянии;

4) порой в вопросах ребёнка кроется проблема, поэтому не нужно спешить читать дальше или "сворачивать" разговор; если ребёнок "застрял" на чём-то - это для него очень важно, поэтому его необходимо выслушать и понять;

5) если ребёнок попросил и на завтра ту же сказку или главу из книги - это не случайно; необходимо выполнить его просьбу и постараться понять, что именно заставляет ребёнка ещё и ещё раз переживать события из сказки, что его так глубоко затронуло.

Чтение сказки может произвести на ребёнка большое впечатление, и в этом случае можно использовать игру-драматизацию. Игра-драматизация по сюжету полюбившейся сказки позволит ребёнку "примерить на себя" образ персонажа, испытать чувства радости, потери, огорчения, удовлетворения от взаимопомощи. Это раздвигает границы жизненного опыта, упражняет в проявлении чувств, учит добру и справедливости.

Чтобы процесс семейного чтения стал для ребёнка желанным и полезным можно разнообразить приемы работы со сказкой:

  • обсуждение поступков героев, построенное на свободных ассоциациях, которые вызваны текстом и образами сказки.

  • создание рисунков по мотивам сказки или поделок, в которых могут быть проявлены свободные ассоциации;

  • активная работа с текстом по выявлению причинно-следственных связей в сказке;

  • проигрывание эпизодов сказки, что поможет сыграть эмоции персонажей и понять их;

  • проигрывание вариантов решения ситуаций, т. е. использование сказки как притчи, нравоучения и т. д.

Время, отданное ритуалу семейного чтения, сблизит родителей и детей, разбудит желание наблюдать, размышлять, чувствовать и сопереживать. И тогда ребёнок получит заряд внимания, доброты и родительской любви, который будет согревать его всю последующую жизнь, и можно быть уверенным, что ритуал семейного чтения из семьи «перетечёт» в семью уже повзрослевших детей.

Воспитанница нашего детского сада Говорова Лера приняла участие в республиканском дистанционном конкурсе «Я- коллекционер» среди детей дошкольного возраста и их родителей, посвященного 100-летию дошкольного образования в Республике Саха (Якутия), организаторы детский сад №2 «Сулусчаан» Таттинского улуса, награждена Дипломом Лауреата 2 степени в номинации «Самая познавательная коллекция».

В семье Говоровых в домашней библиотеке познавательная энциклопедия составляет примерно 35 книг. Лера в этом году идет в школу. Любовь к книгам ей обязательно поможет в обучении в школе и в будущем в жизни.

В. А. Сухомлинский сказал: - «Чтение – это окошко, через которое дети видят мир и познают себя». Какое окошко будет у наших детей, зависит от каждого родителя, так как воспитание начинается в семье. Надо как можно раньше приобщить ребёнка к книге и чтению, чтобы он был успешен в учёбе, не был отстающим среди сверстников, чтобы его уважали и ценили другие.

Заключение: анализ и опрос показали, что данная проблема действительно актуальна.

В ходе проведенной работы цель была достигнута,гипотеза нашла свое подтверждение. Этотакже видно и по результатам проведенного анализа вопросов анкеты.Семейные чтения- это главный путь широкого приобщения детей к миру книги.Интерес к чтению можно развить в любом возрасте, и особое место в этом процессе отводится родителям.

«Дом, в котором нет книг, подобен телу, лишенному души», говорил Цицерон. Подружите детей с книгой, научите их наслаждаться чтением, наполните теплом дома, верните уют домашнего чтения в наш скоростной 21 век.




















Список использованной литературы:


  1. Голубева Е.И.Поддержка семейного чтения- общая задача специалистов.Москва :Российская государственная детская библиотека, 2009

  2. Громова О.М. Дети и книга: простые приемы привлечения к чтению.-М.:Чистые пруды, 2010

  3. Худякова С.Н. Семейные тайны. Как вырастить читающего ребенка, Новая библиотека 2011

  4. Якуба Н.Д. Время читать вслух.Новая библиотека 2010




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Авторская публикация на тему "Семейное чтение-возрождение традиции"

Автор: Шарина Мария Алексеевна

Дата: 10.11.2022

Номер свидетельства: 617080


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства