Коррекция осуществляется с использованием артикуляционной, дыхательной и пальчиковой гимнастики, логопедического массажа. Особых усилий требует автоматизация вызванных звуков.
Детям со стёртой формой дизартрии очень трудно даётся процесс автоматизации звуков, особенно звука «Р». Научившись произносить этот звук от «Т», ребёнок долго не может «убрать» этот лишний звук и вместо «РА» говорит «ТРА», вместо «АР» — «АТР» и т.д. Логопеду приходится автоматизировать «Р» в данном сочетании звуков до тех пор, пока ребёнок не «наработает» правильное произношение и не сможет произнести данный звук изолированно. Но даже когда звук уже отработан, язык прекрасно «рычит», малыш всё равно может произносить вместо «Р» — «ТР», потому что у него сложился определённый стереотип – только так и не иначе! Ребёнок не старается даже попробовать, не смотря на уверения логопеда, что «язычок справится», всё у него получится и вместо «рыба» говорит «трыба». Эта звуковая привязка останавливает дальнейший процесс автоматизации.
Что делать логопеду в данной ситуации? Словарные материалы на сочетания «ТР-ДР» тщательно отработаны, куда двигаться дальше?
Поделюсь собственным опытом работы – попробуйте «обмануть» своего ученика и введите незаметно между простых слов с сочетанием «тр», «др» слова с сочетанием «КР», «ГР», например: трап, трус, круг, кран, трон, дрозд, гром, крот, град, драп, друг, груз и т.д. Затем в более сложных словах, например: трава, друзья, гранат, краски, дрова, кролик, груша, трамвай. В середине слова: патруль, ватрушка, награда, угроза.
Произнести данные слова с тройным стечением согласных просто невозможно: «ктруг» или «гдрад». Обратите внимание ребёнка, что «заколдованный» звук исчез и значит, он может говорить слова и без этого лишнего звука. Ещё раз повторите эти слова со стечением «КР», «ГР». Для более уверенного произношения в дальнейшем, нужно наработать звук «Р» теперь в сочетаниях уже с «КР», «ГР», а затем и с другими стечениями согласных, если это потребуется.
Предлагаю вашему вниманию подборку словарных материалов для автоматизации звука [Р] с сочетанием «КР», «ГР» и др. Речевой материал расположен в порядке усложнения: начиная от слогов и заканчивая предложениями
.
Для автоматизации звука [Р] в стечениях с согласными звук
Красная икра, крупный виноград, украшение с гранатом, огромный краб, игры для Тигры, круглая кровать, мокрая крынка, открытая крышка, на грядке укроп, кружевное покрывало, укротитель тигров, акриловая краска, красивый графин, открыть кран, крупа гречка, играть погремушкой, накрыть крышкой, громко кричать, покрасить крышу, под крыльцом крыса, гремит гром, гроза грохочет, игра крокет, красивая кружка, граница Греции.
Проговаривать:
Кролик грызёт капусту. Грабитель украл украшение из граната. Громко грохочет гром, идёт гроза. Пограничника наградили грамотой. За оградой крапива. У Кристины грипп. У Гриши много игрушек. В микроскопе видны микробы. В Крыму очень красиво. Пограничники охраняют границу. Фотограф сделал красивую фотографию. Грузчики нагрузили в грузовик кресла. Грачи громко кричат. У Криса новые кроссовки. Грузди – это грибы. Гранат, груша – это фрукты.
Пересказать рассказ (или повторять каждое предложение)
После завтрака Григорий Петрович выходит из дома. Утро чудесно. Григорий Петрович ищет вёдра и зовёт сына Трофима и дочку Кристину. Они поливают капусту. По тропинке носят вёдра. Григорий Петрович носит по два ведра, а подростки – по ведру. Втроём они быстро полили капусту.