kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Автоматизация сонорных звуков при стертой дизартрии (из опыта работы)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Автоматизация сонорных звуков при стертой дизартрии.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Автоматизация сонорных звуков при стертой дизартрии (из опыта работы)»

Стертая дизартрия – легкие расстройства фонетического и просодического компонентов речи, обусловленные негрубым нарушением иннервации артикуляторных органов.

Коррекция осуществляется с использованием артикуляционной, дыхательной и пальчиковой гимнастики, логопедического массажа. Особых усилий требует автоматизация вызванных звуков.

Детям со стёртой формой дизартрии очень трудно даётся процесс автоматизации звуков, особенно звука «Р». Научившись произносить этот звук от «Т», ребёнок долго не может «убрать» этот лишний звук и вместо «РА» говорит  «ТРА», вместо «АР» — «АТР» и т.д. Логопеду приходится  автоматизировать «Р» в данном сочетании звуков до тех пор, пока ребёнок не «наработает» правильное произношение и не сможет произнести данный звук изолированно. Но даже когда звук уже отработан, язык прекрасно  «рычит», малыш всё равно может произносить вместо «Р» — «ТР», потому что у него сложился определённый стереотип – только так и не иначе! Ребёнок  не старается даже попробовать, не смотря на уверения логопеда, что «язычок справится», всё у него получится и вместо «рыба» говорит «трыба». Эта звуковая привязка останавливает дальнейший процесс автоматизации.

Что делать логопеду в данной ситуации? Словарные материалы на сочетания «ТР-ДР» тщательно отработаны, куда двигаться дальше?

Поделюсь собственным опытом работы – попробуйте «обмануть» своего ученика и введите незаметно между простых слов с сочетанием «тр», «др» слова с сочетанием «КР», «ГР», например: трап, трус, круг, кран, трон, дрозд, гром, крот, град, драп, друг, груз и т.д. Затем в более сложных словах, например: трава, друзья, гранат, краски, дрова, кролик, груша, трамвай. В середине слова: патруль, ватрушка, награда, угроза.

Произнести данные слова с тройным стечением согласных просто невозможно: «ктруг» или «гдрад». Обратите внимание ребёнка, что «заколдованный» звук исчез и значит, он может говорить слова и без этого лишнего звука. Ещё раз повторите эти слова со стечением  «КР», «ГР». Для более уверенного произношения в дальнейшем, нужно наработать звук «Р» теперь в сочетаниях уже с «КР», «ГР», а затем и с другими стечениями согласных, если это потребуется.

Предлагаю вашему вниманию подборку словарных материалов для автоматизации звука [Р] с сочетанием «КР», «ГР» и др. Речевой материал расположен в порядке усложнения: начиная от слогов  и заканчивая  предложениями







Для автоматизации звука [Р] в стечениях с согласными звук



проговаривать:

Гра- гро- гру- гры- грэ.

Кра- кро- кру- кры- крэ.

Гра- гра- гра, град, гранат.

Гро- гро- гро, грот, грохот.

Гру- гру- гру, груз, группа.

Гры- грызун, грэ- Гремми

Кра- кра- кра, кран, краски.

Кро- кро- кро, кросс, крошка.

Кру- кру- кру, круг, крупа.

Кры- кры- кры, крыса, крыша.

Акр- окр- укр- икр- екр

Игры- игры- тигры

Угры- угры- бугры

Агра- агра- ограда

Егры- егры- негры

 

Проговаривать:

Град, грамм, грач, гранит, графин, грабли, гроза, грамота, грабитель, граната, граница, градусник, громадный, край, кран, краб, краска, крабы, кража, красный, кровать, крапива, красота, кроссовки, красавица, гром, гроздь, грохот, громкость, грозный,  кровь, крот, кросс, крошка, кролик, кромка, груз, грудь, грусть, груздь, груша, группа, груда, грубый, грубость, грузди, грузчик, грузовик, круг, кружка, круиз, крупа, круча, кругом, крутой, крупный, кружево, крутизна, кругосветный, грызть, грыжа, грызуны, Крым, крыса, крышка, крыша, крынка, крыльцо, крик, Крис, криво, кричать, кривизна, Кристина, креатив, крепление, крем, крест, крен, крендель, кресло, крёстный, гречка, гриб, грибы, Гриша, гризли, греметь, грязь, грядки, крякать.

 

Проговаривать:

Тигр, негр, игра, икра, закром, украсть, покраска, микрофон, укротитель, награда, ограда, виноград, фотограф, угрожать, ограбление, пограничник, фотография, награждение, пограничники, укроп, микробы, закройщик, микроскоп, укромный, угроза, погром, багровый, мокрый, накрыть, негры, бугры, огрызок, угрызение, покрышка, покрывало, укрытие,  погрузчик, игрушка, нагрузка, нагрубить, окружность, погреться, погремушка, укрепление, угрюмый, багряный.

Проговаривать:

Красная икра, крупный виноград, украшение с гранатом, огромный краб, игры для Тигры, круглая кровать, мокрая крынка,  открытая крышка, на грядке укроп, кружевное покрывало, укротитель тигров, акриловая краска, красивый графин, открыть кран, крупа гречка, играть погремушкой, накрыть крышкой, громко кричать, покрасить крышу, под крыльцом крыса, гремит гром, гроза грохочет, игра крокет, красивая кружка, граница Греции.

 

Проговаривать:

Кролик грызёт капусту. Грабитель украл украшение из граната. Громко грохочет гром, идёт гроза. Пограничника наградили грамотой. За оградой крапива. У Кристины грипп. У Гриши много игрушек. В микроскопе видны микробы. В Крыму очень красиво. Пограничники охраняют границу. Фотограф сделал красивую фотографию. Грузчики нагрузили в грузовик кресла. Грачи громко кричат. У Криса новые кроссовки. Грузди – это грибы. Гранат, груша – это фрукты.

 

Пересказать рассказ (или повторять каждое предложение)

После завтрака Григорий Петрович выходит из дома. Утро чудесно. Григорий Петрович ищет вёдра и зовёт сына Трофима и дочку Кристину. Они поливают капусту. По тропинке носят вёдра. Григорий Петрович носит по два ведра, а подростки – по ведру. Втроём они быстро полили капусту.

Проговаривать:

Бра, вра, гра, кра, нра, пра, фра, хра, шра,

бро, вро, гро, кро, про, сро, фро, бру, гру, пру, фру, бры, гры, кры, пры.

Брак, брат, враг, врач, фрак, прах, храм, храп, шрам, мрак, нрав, брод, бровь, брошь, срок, фронт, брысь, пруд, сруб, хруст, брус, фрукт, браво, право, правда, бросок, зрачок, продукты, проводка, проблема, правило,  брови, брошка, бронза, простыня, пробка, просо, провод, брызги, брынза, прыжок, фрукты,  прутик, брусок,


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Скачать
Автоматизация сонорных звуков при стертой дизартрии (из опыта работы)

Автор: Габовская Ольга Васильевна

Дата: 29.09.2022

Номер свидетельства: 614043


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства