kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Аудирование и его роль на начальном этапе полилингвального обучения в образовательном процессе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

          Методическая разработка предназначена для работников дошкольных организаций с целью повышения квалификации и самообразования.  

На сегодняшний день потребность у родителей в изучении языков в целом детьми именно в дошкольный период достаточно велика, что и обеспечивает востребованность и актуальность.    В этой связи понимание роли языков в современном мире ставит перед нами вопрос обучения языкам и повышение уровня языковой подготовки.

На данный момент коллектив детского сада продолжает работу по избранным ранее приоритетным направлениям (полилингвальное обучение, проектная деятельности, а также имеется обобщающий материал по работе с дошкольниками в инновационном режиме), необходимость чего диктуется предшествующим опытом и достигнутыми результатами.     

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Аудирование и его роль на начальном этапе полилингвального обучения в образовательном процессе"»

Аудирование и его роль на начальном этапе полилингвального обучения дошкольников в образовательном процессе.

Знание государственного языка и иностранных языков является неотъемлемым навыком в современном мире. В связи с этим возникает актуальность обучения языкам уже в дошкольном возрасте. Освоение основ государственного и английского языка дает воспитанникам возможность приобщения к одному из общепризнанных и наиболее распространенных средств межкультурного общения, важнейшему источнику информации о современном мире и происходящих в нем процессах, а также обогащения своего коммуникативного опыта, общей и речевой культуры.

Как отметил Глава государства в Концепции развития 
системы образования РК до 2015 года: 
«Знание родного, государственного, русского и иностранного языков расширяет кругозор человека, содействует его всестороннему развитию, способствует формированию установки на толерантность и объемное видение мира». 

На сегодняшний день потребность у родителей в изучении языков в целом детьми именно в дошкольный период достаточно велика, что и обеспечивает востребованность и актуальность. В этой связи понимание роли языков в современном мире ставит перед нами вопрос обучения языкам и повышение уровня языковой подготовки.

На данный момент коллектив детского сада продолжает работу по избранным ранее приоритетным направлениям (полилингвальное обучение, проектная деятельности, а также имеется обобщающий материал по работе с дошкольниками в инновационном режиме), необходимость чего диктуется предшествующим опытом и достигнутыми результатами. Ими являются:

  • Воспитания и развития полиязычной личности дошкольника, освоившего базовые ценности родного языка, готового к социокультурному взаимодействию на государственном и других языках;

  • Коррекционно-развивающая и оздоровительная работа с дошкольниками;

  • Нравственно-патриотическое воспитание детей.

Данные виды работы внедрены во всех видах детской деятельности: режимных моментах, игровой деятельности, труда, театрализованных постановках, мероприятиях, работе с родителями и т.д.

Работая в режиме полилингвального обучения, педагоги внедряют различные технологии, одна из них – это аудирование.

Что же такое аудирование?

Аудирование- это вид речевой деятельности, предполагающий понимание воспринимаемой на слух речи.

Аудирование составляет основу общения, с него начинается овладение устной коммуникацией. Оно складывается из умения дифференцировать воспринимаемые звуки, интегрировать их в смысловые комплексы, удерживать их в памяти во время слушания и, исходя из ситуации общения, понимать воспринимаемую звуковую цепь. При этом процесс восприятия происходит в определенном темпе, свойственном данному языку. Аудирование противопоставлен термину «слушание». Если «слушание» обозначает акустическое восприятие звукоряда, то понятие аудирование становится наиболее значимым и эффективным и как цель, и как средство обучения языкам.

Говорение и аудирование – две взаимосвязанные стороны устной речи. Фазы слушания и говорения в общении перемеживаются. Аудирование не только прием сообщения, но и подготовка во внутренней речи ответной реакции на услышанное.

В процессе роста и развития детей аудирование играет важную роль, потому что таким образом ребенок знакомится с окружающим его миром.   Главная задача – способствовать успешному овладению воспитанниками иностранным языком, помочь им выявить и развить свои способности и таланты, создать искренние и доверительные отношения с каждым ребенком, помочь в адаптации к новым видам деятельности и в социализации в детском коллективе через погружение в языковую среду.

Раннее обучение аудированию обеспечивает развитие речи ребенка и его языковых способностей, а также грамотности.

Аудирование – важный навык, потому что таким образом дети изучают язык естественно и непринужденно, пополняя свой словарный запас и улучшая знания государственного и английского языкам.


Материал для обучения аудированию соответствует следующим требованиям:

  • Соответствие возрастным особенностям дошкольников и их речевому опыту в родном и иностранном языках.

  • Содержит новой и интересной для детей информации.

  • Представление разных форм речи.

  • Наличие избыточных элементов информации.

  • Естественность представленной в нем ситуации, персонажей и обстоятельств.

  • Способность материала вызвать ответный эмоциональный отклик.

  • Наличие воспитательной ценности.


Существует две точки зрения на этапы обучения аудированию. Елухина Н.В. предлагает два этапа:

1) слушание текста и проверка понимания прослушанного,

2) работа по развитию базисных умений аудирования.

Вторая точка зрения объединяет то, что было достигнуто до Елухиной и после нее. И так, ход работы с каждым текстом для аудирования:

1)подготовка к прослушиванию;

2)само аудирование текста и проверка его понимания;

3)специальные упражнения на развитие базисных умений;

4)не специальные упражнения.







Средства обучения аудирования

1.) магнитофонная учебная запись.

В настоящее время является самым распространенным средством слуховой наглядности. Однако, не следует забывать об определенной ограниченности аудиозаписи, а именно- отсутствии внешней стороны естественной речи, мимики, жестов , движений.

Более широкие возможности представляют аудиовизуальные средства: кино, учебное телевидение, видеозаписи, которые имеют большие преимущества по сравнению с фотозаписями.

2). Видеофильмы, кинофрагменты используются в целях интенсификации учебного процесса и придания ему максимальной коммуникационной направленности. Они создают дополнительную языковую среду и воспроизводят речевую ситуацию звуковыми и зрительными средствами. За короткий промежуток времени, отведенный на просмотр видеосюжета или видеофрагмента дети получают большой объем информации сразу по двум каналам: зрительному и слуховому.

Зрительный помогает лучше запомнить языковые структуры, расширить словарный запас и стимулирует развитие развитие речевых навыков и навыков аудирования. На начальном этапе обучения кадры видеосюжета должны быть однозначны, чтобы внимание воспитанников сконцентрировать не на самом сюжете, а на конкретных предметах и ситуациях.

Можно предложить детям следующие задания:

- указать действующих лиц и события;

- дать характеристики персонажей; ответить на вопросы по содержанию;

- назвать запомнившиеся слова и выражения.

Так, например, упражнения при работе с аудиотекстом можно разделить на следующие группы:

  1. Предтекстовые.

  2. Упражнения, которые выполняются во время прослушивания

  3. Послетекстовые упражнения.

  • Предтекстовые упражнения выполняются перед прослушиванием. Их целью является облегчение последующего прослушивания. Это могут быть упражнения на предсказание темы будущего прослушивания, по картинкам, названию текста.

  • Упражнения, выполняемые во время прослушивания, чаще всего бывают на извлечение какой то отдельно интересующей нас информации.

  • Упражнения, выполняемые после прослушивания, часто носят контролирующий характер. Это часто ответы на вопросы. Упражнения типа верно\неверно. Эти упражнения проверяют степень понимания детей информации, которая содержится в тексте, степень проникновения в общее содержание или детали. А так же упражнение на высказывание своего отношения к прослушанному.

3). При обучении аудированию наибольший эффект приносит обучение с помощью – игры, так как игры активизируют мыслительную деятельность, позволяет сделать учебный процесс более привлекательным и интересным, и трудности, возникающие при обучении преодолеваются с наибольшим успехом и легкостью.

В чем же особенность данной технологии и каковы ее основные принципы?


1. Естественный путь обучения

Первый этап обучения полностью посвящен формированию навыка аудирования. Это не означает, что дети все время молчат, некоторые стараются говорить уже с первых занятиях.

Второй этап - это обучение говорению. Однако, в диалоге или в спонтанной речи нельзя только говорить, нужно уметь и слушать. Поэтому аудирование продолжается. Ребенок может сказать ту или иную фразу, благодаря тому, что она была уже много раз прослушана им и осела в пассивном запасе. Благодаря аудированию дети не нуждаются в постановке звуков, так как они много раз слышали правильную речь на обучаемом языке.

На третьем этапе мы продолжаем развивать аудирование, речь, и продолжаем слушать, говорить.

2. Принцип комфортности.

Дети чувствуют себя комфортно на занятиях. Почему?

Чтобы дети чувствовали себя комфортно, они должны:

  • не утомляться

  • быть раскрепощенными

  • сохранять заинтересованность (для этого мы задействуем разные мотивы: вещественное и невещественное поощрение; самоутверждение; эмоциональный мотив; подражание взрослым; нравственный и познавательный мотив)

3. Погружение в языковую среду. 

Педагоги детского сада мягко погружают детей в языковую среду посредствам мероприятий, игр. 

Погрузиться в языковую среду помогают наглядности, прослушивание, жесты и движения.

4. Принцип активизации основных каналов восприятия

На занятиях мы задействуем все каналы восприятия: визуальный, аудиальный, кинестетический (мелкая и крупная моторика).
5. Общее развитие ребенка посредством языках.

  • Развитие речевых навыков. 

  • Огромная роль отводится и общему развитию ребенка. Мы постоянно тренируем память, внимание, развиваем логическое мышление, двигательную активность и творческие способности ребенка. И все это на казахском и английском языках. 

6. Основной вид деятельности – игра.

Для детей дошкольного и младшего школьного возраста игра имеет огромное значение. 

Мы проигрываем огромное количество жизненных ситуаций, в ходе чего используем государственный язык и английский язык.

7. Преемственность и постоянное повторение материала.

У нас нет такого, что мы “прошли” тему и потом “благополучно о ней забыли”.  Благодаря постоянному повторению материала, все наши знания накапливаются в долговременной памяти.
8. Принцип «минимакса»

«Нет детей с полным отсутствием языковых способностей. Все дети заговорят: кто-то раньше, кто-то позже». 

Таким образом, владение аудированием дошкольниками дает возможность:

  • реализовать не только коммуникативную цель обучения языкам, но и воспитательные и развивающие цели;

  • позволяет учить детей внимательно вслушиваться в звучащую речь, формировать умение предвосхищать смысловое содержание высказывания и высказывать культуру слушания казахского, русского и на английского языка;

  • формирует умения понимать речь на слух оказывает развиваюшее воздействие на ребенка, поскольку оно положительно сказывается на развитии памяти, и, прежде всего слуховой памяти столь важной не только для изучения иностранного языка, но и любого другого предмета;

  • владение аудированием как видом речевой деятельности, обеспечивает успешный процесс коммуникации, развивать умение детей говорить на разных языках и понимать его.

Необходимо отметить положительные стороны:

  1. Принцип комфортности.

  2. Погружение в языковую среду.

  3. Общее развитие ребёнка посредством государственного и иностранного языка, раскрытие его творческих способностей.

  4. Естественный путь овладения языком.

  5. Принцип минимакса.

  6. Принцип активизации основных каналов восприятия (зрительного, аудиального, кинестетического).

Можно сказать, что аудирование составляет основу общения, с него начинается овладение устной коммуникацией. Владение аудированием позволяет человеку понять то, что ему сообщают и адекватно реагировать на сказанное, помогает правильно изложить свой ответ оппоненту, что и является основой устной речи. Итак, в настоящее время методика преподавания аудированию включает в себя обучение этому виду речевой деятельности как средству овладения другими видами речевой деятельности.

Процесс обучения посредством аудирования сложный и трудный, то в школах надо уделять аудированию больше внимания. Очень важно повысить мотивацию у детей к пониманию так государственного, иностранной речи на слух и использования его как средства общения.


Список литературы:

1.С.Ф. Еликова, О.И. Вязовая, Е.А. Москоленко. Я и мир вокруг меня. 2010 г.

2.С.К.Исмагулова, Н.К.Ткаченко, Д.Ф. Исмагулов. Творческая педагогика.2009 г.

3.Е Шишмакова, Т. Комарова. Воспитание дошкольников. 2009 г.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Нуркеева Алия Галеевна

Дата: 29.01.2016

Номер свидетельства: 284978


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства