kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Арттерапия как средство восстановления психологического здоровья педагогв

Нажмите, чтобы узнать подробности

В тренинге рассматривается работа педагога-психолога с "синдромом эмоционального выгорания" педагогов, описываются артерапевтические техники и методики, даны рекомендации по применению арт-терапии в психопрфилактике эмоционального выгорания педагогов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Арттерапия как средство восстановления психологического здоровья педагогв»

Тренинг

«Арт-терапия как средство восстановления психологического здоровья педагогов»

Цель: улучшить физическое и эмоциональное состояние педагога, открыть творческий потенциал, повысить работоспособность, укрепить позитивное отношение к профессии.

Задачи:

1.Создать положительный эмоциональный климат у педагогов, используя арт-терапию как одну из форм восстановления психологического состояния.

2.Способствовать развитию профессионально – творческой активности, раскрытию внутреннего потенциала каждого педагога путем создания условий для индивидуальной и коллективной работы.

Ожидаемые результаты:

1.Практическое освоение педагогами психологических методов и упражнений для улучшения психического состояния педагогов.

2.Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в области арт-терапии.

3.Снятие эмоционального напряжения.


Общеизвестно, что профес­сия педагога — одна из наибо­лее энергоемких, требующая огромных интеллектуальных, эмоциональ­ных и психических затрат.

Достаточно быстро проис­ходит эмоциональное истоще­ние педагогов, известное как «синдром эмоционального вы­горания». Он лежит в основе многих психосоматических заболева­ний, происхождение которых напрямую связано с состояни­ем души человека. В результа­те повышаются тревожность и агрессивность, ограничивающая свободное творческое самовы­ражение личности педагога. Под действием этого личность вскоре приобретает ряд таких деформаций, как негибкость мышления, излишняя прямоли­нейность, поучающая манера говорить, чрезмерность пояснений, мыслительные и рече­вые стереотипы, авторитар­ность и т.д.

Арт-терапия создает усло­вия для самопознания, само­развития, самоутверждения, творческого самовыражения педагога. Кроме того, ее мож­но использовать для коррек­ции черт личности человека. Учеными получены данные, подтверждающие позитивные изменения состава крови, дыхания, общего состояния организма и психики взросло­го человека после занятий арт-терапией.

Арт-терапия позволяет че­ловеку освободиться от зажи­мов, расслабиться, снять запре­ты, быть свободным. В таком состоянии возврата к самому себе и черпаются силы для дальнейшего творческого подъема.

Сегодня мы будем общаться с использованием методов арт-терапии, что означает излечение искусством.


Арт-терапевтическая техника «Человек, который срывает яблоко с

дерева» (Методика Маховера в модификации Даниленко, Лебедевой)

Методика направлена на определение способа действий при решении проблем или достижения поставленной цели.

Инструкция: «Нарисуйте человека, который срывает яблоко с дерева».

Материалы: бумага формата А4, набор фломастеров или карандашей 12 цветов, включая серый и черный.

Интерпритация:

Яблоко – символ проблем и задач (количество). Просчитайте количество яблок на дереве... Это количество неразрешенных проблем в вашей жизни. Чем крупнее яблоки, тем глобальнее проблемы в жизни.

Зеленое яблоко – незрелая проблема.

Красные, желтые яблоки– то, что уже можно решать, делать (зрелая проблема),если срывает красное яблоко – проблемы решаются вовремя.

Высота яблони – чем ниже, тем острее проблема.

В руках яблоко– решает проблему в настоящее время.

Яблоки на земле – проблемы, которые отлетели сами собой. Вопрос: «Сами

упали или специально трясли?». Если яблоки гниют на земле, то уделяется

недостаточное внимание тому,что происходит в жизни.

Червивые, черные, сморщенные яблоки, человек поднимает яблоки с земли –

негативное состояние.

В корзине яблоки– решаю проблемы одну за другой, способен к анализу

проблем.

Лестница (залез человек на лестницу) – накручивание проблем, требуется

помощь в разрешении проблем.

Динамика (человек поднял руку...) – активная жизненная позиция в решении

проблем.

Почва (не важно как и чем нарисована) – прочность социальных позиций.

Дерево в воздухе – ситуация альтернативы, жизненного выбора.

Корни дерева хорошо прорисованы – человек готов принимать жизненные

сценарии родителей.

Человек нарисован анфас – ориентация на социальные нормы, при принятии

решений, нарисован боком – ориентируется на социиум и собственный опыт,

нарисован спиной – ориентируется на интуицию.


Методика «Камешек в ботинке»

Цель: развитие эмпатии, снятие агрессивности, развитие навыков невербального общения, снятие эмоционального напряжения.

«Случалось ли, что вам в ботинок попадал камушек? Сначала камушек не очень мешает, мы пытаемся отодвинуть это, найти удобное положение для ноги, но постепенно нарастает боль и неудобство, может даже появиться ранка или мозоль. И тогда, даже если очень не хочется, нам приходится снимать ботинок вытряхивать камушек. Он почти всегда совсем крошечный, и мы даже удивляемся, как такой маленький предмет смог причинить нам такую большую боль. Нам – то казалось, что там огромный камень с острыми, как лезвие бритвы, краями». Далее вы говорите: «Случалось ли, что вы так и не вытряхивали камушек, а придя домой, просто снимали ботинки?».

Тогда в освободившейся от ботинка ноге боль стихала, происшествие забывалось. Но наутро, сунув ногу в ботинок, мы внезапно ощущали острую боль, соприкоснувшись со злополучным камушком. Боль, причем, более сильная, чем накануне, обида, злость – вот такие чувства испытывают обычно дети. Так маленькая проблема становится большой неприятностью.

«Когда мы сердимся, чем – то озабочены, взволнованы, нами это воспринимается как маленький камушек в ботинке. Если мы сразу же почувствуем неудобство, вытащим его оттуда, то нога останется невредимой. А если оставим камушек на месте, то у нас, скорей всего, возникнут проблемы, и немалые. Поэтому всем людям – и взрослым, и детям – полезно говорить о своих проблемах сразу, как только они их заметят.


Упражнение «Найди нужный цвет»

Цель: упражнение на осознан­ность.

В постоянной спешке мы часто утрачиваем способность радоваться миру, а ведь он многоцветен. Чтобы эту ра­дость себе вернуть, мы сейчас по моей команде попробуем включить осознанность по отношению к тому или иному цвету. Например, я говорю: «Синий!», и все в этой комнате находят только синий цвет. И так далее. Кстати, если вы в течение педели будете выпол­нять такое упражнение каж­дый день с разным цветом, то увидите, что чудес станет боль­ше!

Итак, красный, зеленый, серый.


Упражнение «5 добрых слов»

Цель: получение обратной связи от группы, повышение самооценки, самопознание, возможность сделать приятное другому человеку.

Материалы: принадлежности для рисования.

Участники разбиваются на подгруппы по 6 человек.

Инструкция: Каждый из вас должен обвести свою руку на листе бумаги и на ладошке написать свое имя. Потом вы передаете свой лист соседу справа, а сами получаете рисунок от соседа слева. В одном из «пальчиков» полученного чужого рисунка вы пишете какое-нибудь привлекательное, на ваш взгляд, качество ее обладателя (например, «Ты очень добрый», ) Другой человек делает запись на другом пальчике и т.д., пока лист не вернется к владельцу.

Упражнение можно продолжить. Когда все надписи будут сделаны, ведущий собирает рисунки и зачитывает «комплименты», а группа должна догадаться, кому они предназначаются.

В конце упражнения участники забирают листы со своими ладошками, еще одну памятку на «черный день».

Обсуждение:

- Какие чувства ты испытывал, когда читал надписи на своей «руке»?

- Все ли твои достоинства, о которых написали другие, были тебе известны?



 Чтобы мы были психологически здоровы, в первую очередь необходимо:


- правильно и грамотно уметь расставлять приоритеты,

- лишний раз не тревожится, если вы понимаете, что от вас ничего не зависит и вы помочь ни себе, ни кому-то другому не можете,

- не брать на себя слишком много ответственности, а особенно быть ответственным за того, кто и сам может о себе позаботиться,

- решать только свои проблемы, но ни в коем случае не взваливать на свои хрупкие плечи чужие,

- понять и принять решение, что вы хотите изменить в вашей жизни.


Рекомендации для педагогов по применению арт-терапии в психопрофилактике эмоционального выгорания:


- развитие творческого потенциала - один из эффективных способов

противостоять развитию синдрома выгорания;

- полноценный отдых (отдых от работы), отпуск;

- необходимо построение "мостов" между работой и домом;

- повышение квалификации;

- создание на рабочем месте благоприятного социально-психологического

климата;

- обучение приемам релаксации; управлении стрессом;

- использование арт-терапевтических техник для снятия психоэмоционального напряжения;

- поддержание хорошей физической формы (сбалансированное питание,

ограничение употребления алкоголя, отказ от табака, коррекция веса).



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Арттерапия как средство восстановления психологического здоровья педагогв

Автор: Кривоношкина Анна Ивановна

Дата: 09.02.2024

Номер свидетельства: 645380


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства