Арттерапия как средство восстановления психологического здоровья педагогв
Арттерапия как средство восстановления психологического здоровья педагогв
В тренинге рассматривается работа педагога-психолога с "синдромом эмоционального выгорания" педагогов, описываются артерапевтические техники и методики, даны рекомендации по применению арт-терапии в психопрфилактике эмоционального выгорания педагогов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Арттерапия как средство восстановления психологического здоровья педагогв»
Тренинг
«Арт-терапия как средство восстановления психологического здоровья педагогов»
Цель: улучшить физическое и эмоциональное состояние педагога, открыть творческий потенциал, повысить работоспособность, укрепить позитивное отношение к профессии.
Задачи:
1.Создать положительный эмоциональный климат у педагогов, используя арт-терапию как одну из форм восстановления психологического состояния.
2.Способствовать развитию профессионально – творческой активности, раскрытию внутреннего потенциала каждого педагога путем создания условий для индивидуальной и коллективной работы.
Ожидаемые результаты:
1.Практическое освоение педагогами психологических методов и упражнений для улучшения психического состояния педагогов.
2.Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в области арт-терапии.
3.Снятие эмоционального напряжения.
Общеизвестно, что профессия педагога — одна из наиболее энергоемких, требующая огромных интеллектуальных, эмоциональных и психических затрат.
Достаточно быстро происходит эмоциональное истощение педагогов, известное как «синдром эмоционального выгорания». Он лежит в основе многих психосоматических заболеваний, происхождение которых напрямую связано с состоянием души человека. В результате повышаются тревожность и агрессивность, ограничивающая свободное творческое самовыражение личности педагога. Под действием этого личность вскоре приобретает ряд таких деформаций, как негибкость мышления, излишняя прямолинейность, поучающая манера говорить, чрезмерность пояснений, мыслительные и речевые стереотипы, авторитарность и т.д.
Арт-терапия создает условия для самопознания, саморазвития, самоутверждения, творческого самовыражения педагога. Кроме того, ее можно использовать для коррекции черт личности человека. Учеными получены данные, подтверждающие позитивные изменения состава крови, дыхания, общего состояния организма и психики взрослого человека после занятий арт-терапией.
Арт-терапия позволяет человеку освободиться от зажимов, расслабиться, снять запреты, быть свободным. В таком состоянии возврата к самому себе и черпаются силы для дальнейшего творческого подъема.
Сегодня мы будем общаться с использованием методов арт-терапии, что означает излечение искусством.
Арт-терапевтическая техника «Человек, который срывает яблоко с
дерева» (Методика Маховера в модификации Даниленко, Лебедевой)
Методика направлена на определение способа действий при решении проблем или достижения поставленной цели.
Инструкция: «Нарисуйте человека, который срывает яблоко с дерева».
Материалы: бумага формата А4, набор фломастеров или карандашей 12 цветов, включая серый и черный.
Интерпритация:
Яблоко – символ проблем и задач (количество). Просчитайте количество яблок на дереве... Это количество неразрешенных проблем в вашей жизни. Чем крупнее яблоки, тем глобальнее проблемы в жизни.
Зеленое яблоко – незрелая проблема.
Красные, желтые яблоки– то, что уже можно решать, делать (зрелая проблема),если срывает красное яблоко – проблемы решаются вовремя.
Высота яблони – чем ниже, тем острее проблема.
В руках яблоко– решает проблему в настоящее время.
Яблоки на земле – проблемы, которые отлетели сами собой. Вопрос: «Сами
упали или специально трясли?». Если яблоки гниют на земле, то уделяется
недостаточное внимание тому,что происходит в жизни.
Червивые, черные, сморщенные яблоки, человек поднимает яблоки с земли –
негативное состояние.
В корзине яблоки– решаю проблемы одну за другой, способен к анализу
проблем.
Лестница (залез человек на лестницу) – накручивание проблем, требуется
помощь в разрешении проблем.
Динамика (человек поднял руку...) – активная жизненная позиция в решении
проблем.
Почва (не важно как и чем нарисована) – прочность социальных позиций.
Дерево в воздухе – ситуация альтернативы, жизненного выбора.
Корни дерева хорошо прорисованы – человек готов принимать жизненные
сценарии родителей.
Человек нарисован анфас – ориентация на социальные нормы, при принятии
решений, нарисован боком – ориентируется на социиум и собственный опыт,
нарисован спиной – ориентируется на интуицию.
Методика «Камешек в ботинке»
Цель: развитие эмпатии, снятие агрессивности, развитие навыков невербального общения, снятие эмоционального напряжения.
«Случалось ли, что вам в ботинок попадал камушек? Сначала камушек не очень мешает, мы пытаемся отодвинуть это, найти удобное положение для ноги, но постепенно нарастает боль и неудобство, может даже появиться ранка или мозоль. И тогда, даже если очень не хочется, нам приходится снимать ботинок вытряхивать камушек. Он почти всегда совсем крошечный, и мы даже удивляемся, как такой маленький предмет смог причинить нам такую большую боль. Нам – то казалось, что там огромный камень с острыми, как лезвие бритвы, краями». Далее вы говорите: «Случалось ли, что вы так и не вытряхивали камушек, а придя домой, просто снимали ботинки?».
Тогда в освободившейся от ботинка ноге боль стихала, происшествие забывалось. Но наутро, сунув ногу в ботинок, мы внезапно ощущали острую боль, соприкоснувшись со злополучным камушком. Боль, причем, более сильная, чем накануне, обида, злость – вот такие чувства испытывают обычно дети. Так маленькая проблема становится большой неприятностью.
«Когда мы сердимся, чем – то озабочены, взволнованы, нами это воспринимается как маленький камушек в ботинке. Если мы сразу же почувствуем неудобство, вытащим его оттуда, то нога останется невредимой. А если оставим камушек на месте, то у нас, скорей всего, возникнут проблемы, и немалые. Поэтому всем людям – и взрослым, и детям – полезно говорить о своих проблемах сразу, как только они их заметят.
Упражнение «Найди нужный цвет»
Цель: упражнение на осознанность.
В постоянной спешке мы часто утрачиваем способность радоваться миру, а ведь он многоцветен. Чтобы эту радость себе вернуть, мы сейчас по моей команде попробуем включить осознанность по отношению к тому или иному цвету. Например, я говорю: «Синий!», и все в этой комнате находят только синий цвет. И так далее. Кстати, если вы в течение педели будете выполнять такое упражнение каждый день с разным цветом, то увидите, что чудес станет больше!
Итак, красный, зеленый, серый.
Упражнение «5 добрых слов»
Цель: получение обратной связи от группы, повышение самооценки, самопознание, возможность сделать приятное другому человеку.
Материалы: принадлежности для рисования.
Участники разбиваются на подгруппы по 6 человек.
Инструкция: Каждый из вас должен обвести свою руку на листе бумаги и на ладошке написать свое имя. Потом вы передаете свой лист соседу справа, а сами получаете рисунок от соседа слева. В одном из «пальчиков» полученного чужого рисунка вы пишете какое-нибудь привлекательное, на ваш взгляд, качество ее обладателя (например, «Ты очень добрый», ) Другой человек делает запись на другом пальчике и т.д., пока лист не вернется к владельцу.
Упражнение можно продолжить. Когда все надписи будут сделаны, ведущий собирает рисунки и зачитывает «комплименты», а группа должна догадаться, кому они предназначаются.
В конце упражнения участники забирают листы со своими ладошками, еще одну памятку на «черный день».
Обсуждение:
- Какие чувства ты испытывал, когда читал надписи на своей «руке»?
- Все ли твои достоинства, о которых написали другие, были тебе известны?
Чтобы мы были психологически здоровы, в первую очередь необходимо:
- правильно и грамотно уметь расставлять приоритеты,
- лишний раз не тревожится, если вы понимаете, что от вас ничего не зависит и вы помочь ни себе, ни кому-то другому не можете,
- не брать на себя слишком много ответственности, а особенно быть ответственным за того, кто и сам может о себе позаботиться,
- решать только свои проблемы, но ни в коем случае не взваливать на свои хрупкие плечи чужие,
- понять и принять решение, что вы хотите изменить в вашей жизни.
Рекомендации для педагогов по применению арт-терапии в психопрофилактике эмоционального выгорания:
- развитие творческого потенциала - один из эффективных способов
противостоять развитию синдрома выгорания;
- полноценный отдых (отдых от работы), отпуск;
- необходимо построение "мостов" между работой и домом;
- повышение квалификации;
- создание на рабочем месте благоприятного социально-психологического
климата;
- обучение приемам релаксации; управлении стрессом;
- использование арт-терапевтических техник для снятия психоэмоционального напряжения;
- поддержание хорошей физической формы (сбалансированное питание,
ограничение употребления алкоголя, отказ от табака, коррекция веса).