kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Ароматерапия как способ повышения работоспособности, памяти, внимания в работе педагога - психолога с дошкольниками

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ароматерапия может применяться психологом на коррекционно-развивающих занятиях.

Просмотр содержимого документа
«Ароматерапия как способ повышения работоспособности, памяти, внимания в работе педагога - психолога с дошкольниками»

Ароматерапия.

Ароматерапия – это применение эфирных масел и масляных суспензий с целью укрепления здоровья человека. 

Ароматерапия – это как бы новый виток по спирали: использование уже известных и проверенных веками сведений об ароматах и внедрение новых, основанных на более высоком научном уровне, базирующемся на глубоком знании биологии человека. Оставив применение химических терапевтических средств только для случаев, представляющих угрозу для жизни, и для особо запущенных случаев, медицина всё чаще обращается к естественным оздоровительным средствам, которые нетоксичны, не нарушают взаимодействие и согласованность в работе всех систем человека и не обладают побочными эффектами.

Дети - чувствительные и впечатлительные натуры, воспринимающие действие ароматерапии без всякого предубеждения, поэтому их реакция на эфирные масла всегда положительна.

Аромамасла стимулируют нервную систему, выключают нервное напряжение, снимают стрессовые состояния. Уменьшают раздражительность, эмоциональную возбудимость, нормализуют сон, устраняют навязчивые состояния, повышают работоспособность.

Растительные ароматические вещества положительно влияют на сердечно-сосудистую систему.  

Эфирные масла используют также для повышения работоспособности, памяти, внимания, точности выполнения задания.

Для того, чтобы эффективно проводить сеансы ароматерапии необходимо соблюдать следующие рекомендации:

        Очень важно! Перед использованием аромамасел  у детей необходимо обязательно посоветоваться с родителями и врачом, работающим в школе. Так как органы чувств у детей еще не окрепли, что может привести к совершенно неожиданному результату. Особенно осторожным надо быть, если ребенок страдает аллергией. Однако правильно подобранная ароматерапия помогает, в том числе маленьким аллергикам и детям, страдающим бронхиальной астмой.

        Необходимо подготовить персональные баночки или аромакулоны для проведения сеансов.

        Менять аромамасла, предварительно очистив баночки или аромакулоны, один раз в 21 день.

        Детям от 6 до 12 лет можно применять те же ароматические масла, что и взрослым, но их концентрация должна быть в 2 раза меньше

    В ходе работы отмечалось резкое  снижение заболеваемости у обучающихся простудными и инфекционными болезнями, а также  улучшение  процесса запоминания и дальнейшего сохранения информации, повышение уровня работоспособности, снижение уровня агрессии, тревожности, страхов, неуверенности в себе, раздражительности, улучшение настроения и т.д., что в свою очередь позитивно повлияло на общение детей в коллективе.

 

  1. До двух лет эфирные масла можно применять только после консультации с ароматерапевтом. Не рекомендуется применять детям до 1 года - мяту перечную, до 6 лет - чайное дерево, герань, розмарин, чабрец, до 12 лет масло гвоздики.

  2. Наука о лечении различных заболеваний ароматами природных масел получила название – ароматерапия. Этот термин появился в начале 20-х годов. В течение нескольких последующих лет сформировалась новая наука – ароматерапия – раздел фармакологии, использующий эфирные масла и другие ароматные вещества. Это позволило поднять уровень использования эфирных масел в различных сферах нашей жизни. Благодаря своим уникальным свойствам эфирные масла оказывают благотворное воздействие на эндокринную, иммунную и нервную системы человека. Обоняние является одним из важнейших каналов получения информации, именно обонятельный анализатор воздействует не только на сознание человека, но и на его подсознание. Роль и значение этого анализатора в полной его мере не изучено, но его значимость для человека неоспорима. С самого раннего детства ребенок знакомится с присутствием и многообразием запахов в окружающем его мире. Многие культуры использовали запахи и ароматы в целях воздействия на психику и сознание человека. Индейцы носили на поясе пузырек с ароматической смесью, и когда в их жизни случалось радостное событие, они немедленно открывали пузырек и вдыхали приятный аромат. Таким образом, закрепляя в сознании память о пережитом приятном событии. В дальнейшем им было достаточно вдохнуть этот запах, и в сознании всплывал весь комплекс чувств и впечатлений, связанных со счастливым событием их жизни. Современные люди активно используют продукты парфюмерии, чтобы окружающие ассоциировали их как явление приятное для себя во всех отношениях. И здесь главную роль призван сыграть запах. Запах в жизни ребенка становится проводником тех или иных эмоций, способных украсить или ухудшить его состояние. Ведь дети особенно чувствительны к запахам и тонко чувствуют их. Одной из задач коррекционной педагогики является обучение с опорой на максимальное количество анализаторов. В этом смысле подключение обонятельного анализатора может стать дополнительным каналом приема информации и благотворно воздействовать на состояние таких психических процессов как память, внимание, эмоциональный подъем, работоспособность или наоборот способность релаксации. Следовательно, умелое использование приема ароматерапии может служить средством повышения коррекционнопознавательного процесса, стать дополнительным приемом формирования у дошкольника представлений об окружающем мире, стимулировать его речевое развитие, формировать новые ассоциативные связи. Особенно важно для детей с ограниченными возможностями, так как они больше здоровых детей вынуждены оставаться в замкнутом пространстве, и не имеют достаточных представлений об окружающем мире, а значит и о запахах родной природы. Практика показала, что дети с ограниченными возможностями менее чувствительны к запахам и хуже их дифференцируют, чем здоровые дети. У здоровых детей чаще проявляется тяга к узнаванию новых запахов, они охотнее выделяют тот или иной запах, как свой любимый. Например, они быстрее запоминают и дифференцируют такие близкие друг к другу запахи как лимон, апельсин и грейпфрут. В то время как дети с ЦП объединяют эти запахи как «апельсин». Здоровые дети чаще соотносят запах ароматического масла с запахами жизненных ощущений, например, запах бергамота определяют как: с «чаем пил», а на вопрос «что тебе напоминает этот запах?», отвечают «папин запах». Для детей с ЦП различение запахов пихты и мяты трудная задача. После неоднократного повторения они могут их перепутать. Они начинают различать запахи после многократного использования после самомассажа и массажа кистей рук. Такую композицию, как пихтовое масло + апельсин только некоторые дети определяют как «Новый год». Таким образом, только длительная и последовательная работа с использованием запахов способна сформировать у ребенка с ЦП определенные ассоциативные связи. Тем не менее, не у всех детей они формируются одинаково быстро и с одинаковой устойчивостью. Использование приемов ароматерапии может оживить такие взаимодействия логопеда с детьми как массаж, самомассаж, дыхательная гимнастика, релаксация, а также облегчить адаптацию ребенка в группе. Травяные подушечки используются при засыпании, в моменты психологической разгрузки, запах кофе помогает взбодрить ребенка перед занятием. В период адаптации «волшебный воротник», несущий запах пустырника и валерианы, помогает справиться со слезами в момент расставания с мамой. Лучшему запоминанию запаха способствует одновременное проговаривания стихов «до чего приятный этот запах мятный», «я гуляю по лугу, надышаться не могу», «очень радует ребят этот хвойный аромат», «вкусно пахнут из корзины апельсины, мандарины».Сформировать у детей представления о том, что иногда неприятный запах способен принести пользу, помогут такие стихи «всем ребятам я полезный, помогаю от болезней, почему же мне так грустно? Очень пахну я не вкусно» Речь идет о запахе лука, чеснока, чайного дерева, можжевелового масла, которые используются при дезинфекции помещений для профилактики простудных заболеваний. В запоминании запахов могут помочь и картинки с изображением апельсина, елки, цветка. Для пополнения развивающей среды средствами ароматерапии не требуется особых затрат, достаточно одного-двух ящиков с флакончиками масел или коробочек наполненных остро пахнущими веществами. Наилучшим образом для этого подойдет капсула от «киндерсюрприза» с губкой или ватой внутри, пропитанной нужным ароматом. Крышки помечают, чтобы запахи не смешались. Детям предлагают вдохнуть запах и найти подобный ему среди других или подобрать к нему нужную картинку. Но есть особенности, которые открылись во время работы в этом направлении, прежде всего, необходимо выяснить:

  3.  У кого из детей есть аллергия на тот или иной продукт (например, цитрусовые) и оградить ребенка от опасного запаха

  4.  Не использовать комбинацию более чем из двух запахов, если речь идет о масле, а не о травах

  5.  Лучше не использовать аромолампы, так как они не всегда безопасны  Запах хорошо распространяется, если положить смоченную маслом влажную салфетку или вату на радиатор, капнуть на свечу, плавающую в воде или на таблетку угля.

  6.  П р и ч е р ед о ва н и и н е с кол ь к и х з ап а хо в , ч то б ы у с и л и т ь чувствительность можно дать ребенку понюхать зерна кофе, который нейтрализует предыдущий запах.

  7.  Методика Марии Монтессори предлагает работу с такими классическими запахами, как кофе, какао, гвоздика, корица, анис, мята. Мы убедились, что хорошо воспринимаются детьми запахи ромашки, душицы, чабреца, эвкалипта, ландыша, сирени, жасмина, розы. Можно утверждать, что даже в период эпидемии гриппа в группе была 100% посещаемость, в том числе благодаря применению ароматических дезинфицирующих масел. Мы считаем, что применение приемов аромотерапии способно украсить, оживить и стимулировать коррекционный педагогический процесс. В заключении хочется сказать, что судя по тому, как активно идет внедрение в наш быт различных ароматов, пришло время использовать эти приемы как фактор оздоровления, коррекционного обучения в работе учителей-логопедов, дефектологов.

Релаксационные упражнения

под музыкальное сопровождение.

  1. Игры данного характера помогают ребенку снять эмоциональное и мышечное напряжение в игровой форме. При проведении таких игр рекомендуется использовать спокойную, медленную, негромкую музыку. Музыка должна служить фоном для ваших слов. Во время игр можно использовать тактильные прикосновения (поглаживания, мягкие похлопывания).

  2. Так же необходимо использовать детскую фантазию и включать в инструкцию определенные образы. Использование фантазийных образов помогает привлечь и удержать интерес детей.

  3. Релаксационное упражнение «Спящий котенок».

  4. Ребенок исполняет роль котенка, который ложится на коврик и засыпает. Слова взрослого: «Котенок много гулял и устал. Ложится котенок на коврик. Глазки у котенка закрываются. Отдыхают глазки. Отдыхает носик. Отдыхают ушки. Отдыхают лапки. Животик медленно поднимается и опускается (во время слов можно поглаживать части тела ребенка). Отдыхает котенок. Сладко, сладко спит».

  5. Данная игра сопровождается спокойной музыкой.

  6. Ароматерапия.

  7. Ароматерапия – это древняя наука и искусство применения эфирных масел лекарственных растений в медицине и эстетике.

  8. Ароматерапию для детей можно проводить с любого возраста. При выборе масел необходимо учитывать возраст ребенка, его индивидуальную восприимчивость, свойство масел и (!) рекомендации ароматерапевта. Особенно осторожно следует использовать ароматерапию в том случае, если у ребенка есть предрасположенность к аллергическим реакциям. Средняя рекомендуемая доза масла для детей в два раза меньше, чем для взрослых.

  9. Рекомендации по выбору масел для детей:

  10. Для улучшения сна – лаванда.

  11. При стрессе - мелиса, роза.

  12. Беспокойство – лаванда, сосна.

  13. Масла-релаксанты – сандал, ромашка, лаванда, бергамот.

  14. Раздражительность – кипарис, бергамот.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Автор: Шиба Оксана Николаевна

Дата: 26.02.2019

Номер свидетельства: 501489

ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНО!!!
Личный сайт учителя
Получите в подарок сайт учителя


Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства