Анализ программно-методических подходов к формированию игровых умений детей в режиссерских играх в условиях ДОУ.
Анализ программно-методических подходов к формированию игровых умений детей в режиссерских играх в условиях ДОУ.
Дошкольное детство – это период рождения личности, первоначальное раскрытие творческих сил ребенка, становления основ индивидуальности. Важнейшим условием развития индивидуальности является освоение ребенком позиции субъекта детских видов деятельности. Общепризнано, что основной вид деятельности дошкольника – игра.В современных образовательных программах перед педагогами ставятся задачи по формированию игровых умений дошкольников в игре, но авторы некоторых программ отдельно не выделяют раздел «Игра», считая, что детям в старшем дошкольном возрасте больше внимания надо уделять развивающим занятиям и подготовке к обучению в школе. Несомненно, это так, но многолетними исследованиями педагогов и психологов доказано, что ведущей деятельностью в дошкольный период является игра.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Анализ программно-методических подходов к формированию игровых умений детей в режиссерских играх в условиях ДОУ.»
Анализ программно-методических подходов к формированию игровых умений детей в режиссерских играх в условиях ДОУ.
Рассмотрим программно-методические подходы к формированию игровых умений детей в условиях ДОУ.
«Истоки» - базисная программа развития ребенка-дошкольника (авторы: Л. А. Парамонова, Т. И. Алиева, А.Н. Давидчук и др. [1]). В программе выделен раздел «Ведущая деятельность-игра». В разделе даны характеристика возрастных возможностей и задачи развития. Одна из задач развития игровой деятельности - способствовать возникновению в игре дружеских, партнерских взаимоотношений и игровых объединений по интересам. Помогать детям самостоятельно договариваться друг с другом, справедливо распределять роли и самим в этически приемлемой форме разрешать конфликты. Определены содержание и условия педагогической работы. Авторами даны рекомендации педагогам как можно помочь детям в игре при затруднениях в развитии сюжета, в случае конфликтов из-за распределения ролей и т.п.
Воспитатель создает условия для реализации интересов детей в разных видах игры, в совместной и индивидуальной формах, развивает самостоятельность, инициативу в выборе вида игры, активность при создании и реализации игровых замыслов.
Развивает у детей умения широко использовать игровую роль для развертывания разнообразных сюжетов, для включения в согласованную со сверстниками игру; совершенствует умения детей регулировать поведение на основе игровых правил.
Воспитатель способствует становлению игры как формы организации жизни детского общества, укреплению детских игровых объединений.
Развивает умения детей организовать совместную сюжетную игру и игру с правилами в небольшой группе; поощряет детскую инициативу в использовании нормативных способов разрешения возникающих в игре конфликтов (очередность, разные виды жребия).
Основной задачей педагога является дальнейшее развитие гибкого ролевого поведения детей как основы развертывания разнообразных сюжетов игры в индивидуальной и совместной со сверстниками деятельности.
Для решения этой задачи воспитатель подключается к детской игре, подсказывая новое направление сюжетных событий через введение нового персонажа (беря на себя его роль), стимулирует кого-либо из участников игры к смене роли, если этого требует новая сюжетная коллизия. Воспитатель может подключаться к детской игре, принимая на себя роль, не связанную непосредственно с сюжетно-смысловым контекстом, уже развернутым детьми в игре (например, если дети играют в «путешествие на пароходе» с такими привычными ролями, как капитан, матросы, пассажиры, воспитатель может ввести в игру роль из другого смыслового контекста: «Представьте, на берегу показался Бармалей. Я - Бармалей» и т. д.). Этот прием педагога расшатывает привычные, «наигранные» детьми сюжеты; неожиданность нового персонажа заставляет самих детей разворачивать сюжет в новом направлении, стимулирует к установлению новых ролевых связей.
В процессе совместной игры с детьми воспитатель стимулирует их к обозначению игровых ролей (что делает более понятными действия ребенка для партнеров), включая в игру «телефонные разговоры» персонажей, активизируя ролевой диалог. Воспитатель также постепенно подходит к формированию у детей умений творчески комбинировать разнообразные события, создавая новый сюжет игры, делать это согласованно с партнером. Для этого педагог в паре с ребенком (не привлекая специально остальных детей) развертывает игру-придумывание, протекающую в чисто речевом плане. Материалом для такого рода игры служат сюжеты хорошо известных детям волшебных сказок. Педагог воспитывает у детей привычку при подготовке игры и в ходе ее придерживаться социально приемлемых форм поведения.
Таким образом, данная программа использует игру, формирование игровых умений у дошкольников проявляется при моделировании ролевого диалога, гибкого ролевого поведения, сюжетосложения.
«Развитие» - программа нового поколения для дошкольников (разработана под руководством Л.А.Венгера). Основными целями программы являются развитие умственных и художественных способностей ребенка, а также развитие специфически дошкольных видов деятельности [2].
В программе даны рекомендации по развитию игровой деятельности, где также основное внимание педагога уделяется формированию у детей умений создавать новые разнообразные сюжеты игры, согласовывать замыслы с партнерами, придумывать новые правила игры и соблюдать соглашение относительно принятых совместно правил. То есть имеется в виду, что игра в старшем дошкольном возрасте представляет собой форму организации жизни детского сообщества. Поэтому воспитатель внимателен к отношениям, складывающимся между детьми в игре; способствует укреплению детских игровых объединений.
Воспитатель ориентирует детей на сотрудничество и состязание в совместной деятельности, совершенствует умения детей регулировать поведение на основе творческих игровых замыслов и комплекса игровых правил. Развивает умения детей самостоятельно организовывать совместную игру, справедливо решать возникающие в игре конфликты [2].
«Радуга» - базисная программа (автор Т.Н.Доронова). Основные цели программы - разносторонне развитый ребенок, большое внимание уделяется сохранению здоровья детей и формированию у них привычки к здоровому образу жизни [10]. В программе не выделена игровая деятельность отдельно, так как авторы программы считают, что на седьмом году жизни наступил завершающий и очень ответственный этап в развитии ребенка в периоде дошкольного детства - этап подготовки маленького человека к жизни, и в том числе к обучению в школе.
В программе имеется раздел «В игре ребенок развивается, познает мир, общается» занимает одно из ведущих мест. Это свидетельствует об особом отношении авторов программы к проблеме организации игры в детском саду. «Задача воспитателя состоит в том, чтобы сделать игру содержанием детской жизни. Раскрыть малышам многообразие мира игры». Работа воспитателя направлена на сохранение самостоятельности игры и пробуждение игрового творчества, желание совместно придумывать сюжеты, ролевые диалоги и элементы предметно-игровой среды. Ну, и конечно, педагог должен научить ребенка согласовывать свои действия со сверстниками [3].
«Детство» - программа развития и воспитания детей в детском саду (под редакцией В.И.Логиновой и Т.И.Бабаевой). В разделе «В игре ребенок развивается, познает мир, общается» указано, что в старшем дошкольном возрасте дети участвуют во всем многообразии игр, в том числе и сюжетно-ролевых. Цель воспитателя при этом обогащать игровой опыт каждого ребенка, повышая тем самым влияние игры на его развитие [4, С.49].
Задача состоит в том, чтобы создать условия для активной, разнообразной, самостоятельной, творческой игровой деятельности, Сюжетно-ролевые игры носят отражательный характер, в них ребенок творчески воссоздает заинтересовавшие его стороны действительности. Дать пищу для развития сюжетно-ролевых игр - значит обогатить впечатления детей о социальном мире, вызвать интерес, желание сделаться участниками тех или иных событий. Старшие дошкольники самостоятельно создают игровую обстановку, договариваются о сюжете, распределяют роли. Воспитатель участвует в игре на правах равного партнера через игровой образ. Его влияние на игру осуществляется через ролевое поведение, игровое предложение, совет. Главное - сохранить самостоятельность игры и пробудить игровое творчество детей, желание вносить новое, совместно придумывать сюжеты, ролевые диалоги, элементы игровой обстановки.
Определять тему игры и развитие сюжета. Отражать в играх, как впечатления от реальной жизни (больница, школа, магазин, почта, путешествия, парикмахерская), так и фантазийные образы, навеянные сказками, мультфильмами, игрой воображения. Освоить игровое сюжетосложение: сначала через передачу в игре знакомых сказок и историй, затем через внесение изменений в известный сказочный сюжет (ввести новые роли, действия, события), после чего перейти к совместному сложению новых творческих сюжетов. Уметь, с небольшой помощью воспитателя или самостоятельно, договориться с играющими об общем игровом замысле, используя разнообразные способы распределения ролей: считалки, жребий, выбор по желанию и интересам. Уметь создавать игровую обстановку с учетом темы игры и воображаемой ситуации. Пользоваться предметами-заместителями, изготовлением игрушек-самоделок перед игрой или по ходу игры, в зависимости от замысла игры. Передавать в роли не только систему игровых действий и отношений, но и настроение, характер персонажа (требовательный учитель, любящая мать, капризная или послушная дочка). Называть свою роль, определять словесно изображаемые события, места расположения играющих («Здесь море, это корабль, он плывет к волшебному острову; здесь замок волшебника»), В игре пользоваться приемом условного проигрывания части сюжета - приемом «как будто» («Как будто мы уже побывали в космосе и теперь возвращаемся на Землю»). Использовать в играх ряженье, придумывать детали костюмов, пользуясь при этом имеющимися материалами. Стремиться к выразительной передаче игрового образа (движения, интонация, мимика). Итак, данная программа в воспитании и обучении использует игры.
Таким образом, обобщая выводы по программам, было выделено, что в условиях общественного дошкольного воспитания ребенок с первых лет жизни находится в кругу сверстников. Не все программы выделяют раздел «Игра», считая, что детям в старшем дошкольном возрасте больше внимания надо уделять развивающим занятиям и подготовке к обучению в школе. Несомненно, это так, но многолетними исследованиями педагогов и психологов доказано, что ведущей деятельностью в дошкольный период является игра. Поэтому так важно, особенно в старшем дошкольном возрасте формировать игровые умения дошкольников в игре.
Список литературы
Алиева, Т.И. Истоки: Базисная программа развития ребенка-дошкольника [Текст]/Т.И. Алиева, Т.В. Антонова, Е.П. Арнаутова и др. Научн. Ред. Л.А. Парамонова, А.Н. Давидчук, К.В. Тарасова и др. /2-е издание, испр. И доп.- М.: Карапуз, 2001.
Проблемы дошкольной игры: психолого-педагогический аспект / Под ред. Н. Н. Поддьякова, Н. Я. Михайленко. — М.: Педагогика, 1987.- 339 с.
Долгова, Ю. Играя, развиваем [Текст] / Долгова Ю. // Дошкольное воспитание. – 2008 - № 10. – С.6-11
Гаспарова, Е.М. Режиссерские игры дошкольника / Е.М. Гаспарова, С.Л.Новоселова. - М.: Просвещение, 1989, 234 с.