Активизация межполушарного взаимодействия дошкольников посредством использования различных упражнений
Активизация межполушарного взаимодействия дошкольников посредством использования различных упражнений
В данной статье вы узнаете, за какие процессы отвечают левое и правое полушарие, что происходит, если межполушарное взаимодействие несформировано. А также познакомитесь с интересными играми и необычными упражнениями на развитие межполушарного взаимодействия у детей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Активизация межполушарного взаимодействия дошкольников посредством использования различных упражнений»
Активизация межполушарного взаимодействия дошкольников посредством использования различных упражнений
Межполушарное взаимодействие - объединение двух полушарий в целостную интегративную систему, которая формируется под влиянием и генетических, и средовых факторов.
Межполушарное взаимодействие необходимо для координирования работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое. Чем лучше у ребенка будут развиты межполушарные связи, тем выше будет его интеллектуальное развитие, память, внимание, мышление, восприятие, воображение и речь. За что отвечает правое полушарие: - обработка невербальной информации, эмоциональность; - музыкальные и художественные способности; - ориентация в пространстве; - способность понимать метафоры (смысл пословиц, поговорок, шуток и др.); - обработка большого количества информации одновременно, интуиция; - воображение; - отвечает за левую половину тела. За что отвечает левое полушарие: - логика, память; - абстрактное, аналитическое мышление; - обработка вербальной информации; - анализ информации, делает вывод; - отвечает за правую половину тела. Только единая, взаимосвязанная работа двух полушарий мозга (левое и правое) обеспечивает нормальную работу всех психических процессов человека.
Если межполушарное взаимодействие несформировано, то: происходит неправильная обработка информации и у ребенка возникают сложности в обучении (проблемы в письме, устной речи, запоминании, счете как в письменном, так и в устном, а так же в целом восприятии учебной информации). Признаки несформированности межполушарноговзаимодействия: зеркальное написание букв и цифр; псевдолеворукость; логопедические отклонения; неловкость движений; агрессия; плохая память; отсутствие познавательной мотивации; инфантильность. Выполнять упражнения лучше каждый день, хотя бы по 5-10 минут. Эти упражнение являются "гимнастикой для мозга". И будут полезны детям и взрослым, даже при сформированном межполушарном взаимодействии.
Упражнения и игры на развитие межполушарного взаимодействия
Наряду с традиционными упражнениями, широко используемыми педагогами и учителями-логопедами, типа «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь», зеркальное рисование, я хочу рассказать, что еще использую в своей работе.
Примечание: все упражнения нужно начинать делать в медленно темпе.
А) «Зайчик-Класс». Одновременно показываем правой рукой «Зайчика» (указательный и средний пальцы вверх, все остальные пальцы сжаты в кулак), а левой – «Класс» (ладонь сжата в кулак, большой палец вверх). Потом делаем хлопок и меняем положение пальцев рук.
Б) «Грибочки». Нижняя рука в кулаке – это «Ножка», верхняя прямая ладошка накрывает – это «Шляпка».
В) Также можно сделать «Грибную полянку», когда верхняя рука в кулаке – это гриб, а нижняя прямая ладошка – «Полянка».
Одновременно меняем положение рук, наращивая скорость.
«Собери и разложи».
Берем несколько карандашей, палочек и т.д. Поочередно собираем их в кулак одной руки по одному, затем также выкладываем на стол. Второй рукой делаем аналогично.
Также можно одновременно обеими руками собирать заданные цвета карандашей, например, левой рукой собираем только красные, а правой – только синие.
Усложнение: зажимаем карандаши в одной руке, раскладывая их по одному, одновременно собираем по одному со стола карандаши другой рукой.
«Разноцветные пальчики».
Для каждого пальца левой и правой руки задан свой цвет. Задание выполняется двумя руками одновременно.
Слева работает левая рука, справа – правая.
В каждую клетку прямоугольника ребенок ставит (касается) определенный палец. Ребенку необходимо ставить только те пальцы, цвета которых указаны на схеме. Идем по схемам сверху вниз, проходя каждую пару прямоугольников (по строчкам).
Вертикальный вариант такого упражнения с использованием фигур для каждого пальца вместо цвета.
Упражнения с поп-итом. Очень популярная игрушка у детей, которую также можно использовать для развития межполушарных связей.
А) Ребенок нажимает «кнопочку» пальцем одной руки, хлопает. Потом нажимает пальцем другой руки и снова хлопает. И так до конца.
Усложнение: Нажимать по две «кнопочки» одной рукой, нажимать одной рукой одну, а другой две и т.д.
Б) Заполнять поп-ит фасолью, бусинами, мягкими шариками одновременно двумя руками с разных сторон.
Усложнение: Заполнять с помощью пинцетов, прищепок, ложек.
Упражнения с бумагой.
Необходимо взять лист и порвать его пополам. Ребенок берет по половинке листа в каждую руку (важно, чтобы локти ничего не касались) и одновременно сминает их, чтобы весь листок прятался в кулаке. Затем ему нужно спокойно, медленно эти листочки выпрямлять. Каждая рука должна работать независимо друг от друга и не помогать одна другой. Когда работают пальцы обеих рук – активизируются различные участки головного мозга.
Еще одно необычное интересное полезное упражнение на развитие мелкой моторики:
Необходимо взять лист А4, простой рис и зубочистки. На листе в хаотичном порядке наносим линии длиной 2-3 см, а также точки. Затем необходимо выкладывать на эти линии зубочистки (счетные палочки) в хаотичном порядке, а на точке – крупинки риса (гречку, горох и т.д.) Брать их необходимо по очереди сначала большим и указательным пальцем, затем большим и средним пальцем и т.д.
Игры с мячом, направленные на развитие межполушарного взаимодействия:
Инструкция для ребенка: На звук Р отбивай мяч правой рукой, на звук Л – левой.
Если я назову один предмет – отбивай правой рукой, если много – левой.
Раздели слова на слоги, отбивая мяч об пол, можно обеими руками по очереди.
Подбрось мяч столько раз, сколько звуков в заданном слове.
Составление звуковой схемы слов, используя мячики, шарики, цветные помпончики разных цветов, манипулируя двумя руками, например, правая рука отвечает за согласные звуки, левая – за гласные.
Даже всем известная с детства любимая игра «Съедобное-несъедобное» является прекрасным примером упражнения на развитие межполушарного взаимодействия!
Кстати, когда вы что-то делаете обеими руками одновременно, например, играете на музыкальном инструменте или даже набираете текст на клавиатуре, работают оба полушария. Так что это тоже своеобразная тренировка.
Еще полезно совершать привычные действия не ведущей рукой, а другой. Т.е. правши могут пожить жизнью левшей, а левши соответственно наоборот стать правшами. Например, если вы обычно разговариваете по телефону, держа его в левой руке, то периодически перекладывайте его в правую. Если пишете правой рукой, переложите ручку в левую. Это не только полезно, но и весело. А результаты таких тренировок не заставят себя долго ждать.
И напоследок еще одно забавное упражнение:
Напишите названия цветовой гаммы карандашами разного цвета (например, синим цветом пишем слово "красный", оранжевым цветом слово "зеленый" и т.д.). Глядя на картинку, нужно произнести вслух как можно быстрее ЦВЕТА, которыми написаны слова. Обратите внимание, не слово, а его цвет! Это можно делать и хорошо читающим детям.
Таким образом, благодаря таким упражнениям, происходит активизация межполушарного воздействия, что способствует активизации мыслительной деятельности и стрессоустойчивости детей.
Развитие межполушарных связей ведёт к тому, что в мозге образуются новые нервные клетки. Большое количество этих клеток ведёт к повышению возможностей интеллекта. Они повышают концентрацию, помогают восстанавливать нейронные связи; уравновешивают настроение, улучшают моторику, укрепляют физическое здоровье, ускоряют автоматизацию поставленного звука в самостоятельной речи ребёнка.