Просмотр содержимого документа
«Адвент-календарь как инновационная игровая технология развития познавательной активности дошкольников»
Адвент-календарь как инновационная игровая технология развития познавательной активности дошкольников
В системе физического, интеллектуального, трудового, эстетического и нравственного воспитания дошкольников ведущее место занимает игра. Она способствует повышению жизненного тонуса ребенка, удовлетворяет его личные интересы и социальные нужды
Адвент-календарь (или календарь – ожидания) для детей – это в первую очередь, игра, которая направлена на развитие познавательной активности в любой деятельности детей, развитие самостоятельности и повышение самооценки ребенка. Введение Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования требует от педагогов поиск новых, наиболее эффективных технологий, форм, методов, приемов работы с детьми. Одной из таких интересных форм работы с детьми является адвент - календарь.
Ведущей педагогической идеей и целью практики является развитие познавательной активности дошкольников посредством адвент-календаря как инновационной игровой технологии. Тема в адвент-календаре раскрывается через различные виды деятельности детей; позволяет сочетать в себе идеи современных образовательных технологий; носит характер комплексного воздействия – развивает не только познавательную активность дошкольников, но также способствует развитию у ребенка инициативности и самостоятельности; уверенности в своих силах; открытости внешнему миру; умению активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми; умению участвовать в совместных играх; способности договариваться.
Практическая значимостьсостоит в возможности использования технологии «Адвент-календарь» в условиях современных дошкольных образовательных учреждений, позволяет воспитателям решать вопросы, связанные с развитием познавательной активности детей старшего дошкольного возраста на занятиях и в свободной деятельности. Работа по данной теме состоит из трех этапов: подготовительного, практического и заключительного.
Подготовительный этап заключается в следующем:
Анализ и подбор научно-практической, методической литературы; создание предметно-развивающей среды для применения инновационной технологии адвент-календаря; изготовление адвент-календаря; выявление уровня развития познавательной активности дошкольников; знакомство детей с адвент-календарем, правилами его использования; разработка перспективного плана для реализации проекта; ознакомление и приобщение родителей к совместной работе по изготовлению адвент-календаря.
Для родителей разработаны и проведены консультации: «Что такое адвент-календарь?», «Как сделать адвент-календарь в домашних условиях?», индивидуальные консультации, вовлечение родителей в изготовление и использование адвент-календаря «День Победы».
При работе с детьми по использованию инновационной игровой технологии по развитию познавательной активности дошкольников использованы следующие формы и методы работы: постановка проблемы; сюрпризные моменты; НОД; игры, праздники и развлечения; самостоятельная художественно – творческая деятельность.
Адвент-календарь (или календарь ожидания) был впервые напечатан в Германии в 1908 году Герхардом Лангом. Когда он был ребѐнком, его мама в преддверии католического Рождества пекла 24 безе и прикрепляла их к картону, чтобы сын знал, сколько дней осталось до сочельника. В последнее время технология адвент-календарей стала входить и в практику работы детских садов.
Использование адвент - календаря:
1. Адвент-календарь может быть формой реализации тематической недели.
2. Как этап реализации проектной деятельности. Проект может быть разработан воспитателем для своей возрастной группы или это может быть детско-родительский проект.
3. В организации образовательной деятельности. Адвент-календарь послужит средством привлечения внимания дошкольников, а желание открыть его карманы – мотиватором к выполнению заданий и получению конечного результата деятельности ребят.
Адвент-календарь, который я использую в образовательной деятельности – это календарь, состоящий из тематических дней, заканчивающихся итоговым мероприятием. Он выполнен в виде книги, поэтому он называется «Адвент-книга».
4. В организации работы по теме самообразования. Адвент-календарь позволит воспитателю структурировать работу и использовать его в свободной деятельности.
Адвент-календарь – это универсальный инструмент как для организации деятельности с детьми в форме игры, для работы с родителями, так и для реализации любых педагогических задач воспитателя, будь то воспитательные, образовательные или развивающие. Дети учатся быть инициативными в выборе интересующего их вида деятельности, проявляют самостоятельность, активность и творчество, что помогает их дальнейшей социализации и гармоническому развитию личности.