Просмотр содержимого документа
«Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ»
«Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ»
При поступлении ребенка в дошкольное учреждение происходит изменение его стереотипов: из знакомой домашней обстановки малыш попадает в непривычную среду. Четкий режим дня, отсутствие родителей, новые требования к поведению, новое помещение – все эти изменения создают для ребенка стрессовую ситуацию. Ведут себя дети в этот период по-разному: одни безутешно плачут, другие отказываются общаться с детьми и воспитателем, третьи реагируют достаточно спокойно.
Период адаптации может длиться от 1-2-х недель до 1,5-2 месяцев в зависимости от многих причин: от стресса, состояния здоровья, от особенностей нервной системы детей и так далее.
Для того, чтобы процесс адаптации для наших детей прошел как можно более безболезненно, чтобы им было интересно в группе, мы совместно с психологом, старшим воспитателем, медсестрой наметили основные направления в своей работе в период адаптации:
- создание в группе атмосферы психологического комфорта, организация щадящего режима дня, индивидуальный подход к каждому ребенку;
-побуждение детей к общению с воспитателем, друг с другом;
закладывание основ доброжелательных отношений.
Необходимым условием успешной адаптации является согласованность действий родителей и воспитателей. Поэтому свою работу мы начинаем с бесед с родителями, в ходе которых выясняем условия жизни ребенка дома, сведения о состоянии его здоровья, привычках, особенностях его характера. С учетом полученных сведений мы строим дальнейшую работу.
Мы считаем, необходимо сформировать у ребенка положительную установку, желание идти в сад. Это зависит от создания атмосферы тепла, уюта и благожелательности в группе.
Встречая утром ребенка, обращаемся по имени, ласково, стараемся отвлечь ребенка от мамы яркой игрушкой или советуем мамам давать ребенку с собой любимую игрушку.
В период адаптации мы старались сохранить привычное для ребенка воспитание. Например, Ваню нужно покачать, Нике дать в руки носовой платок, Лиза засыпала с любимой игрушкой, Настя заходила с любимой мягкой игрушкой-мишкой, Саша - с машинкой и так далее.
На протяжении всего времени пребывании ребенка в детском саду, мы вместе с помощником воспитателя ласково обращаемся с детьми – успокаиваем, берем на руки, гладим по голове, сажаем на колени.
Особое внимание уделяем робким детям, которые плохо вступают в контакт с другими детьми и воспитателем.
В своей группе мы создали богатую предметно-развивающую среду – разнообразный игровой, спортивный, дидактический материал. На протяжении всего дня дети могут взять любую понравившуюся игрушку. Создаем условия для самостоятельной деятельности: предлагаем куклы, машинки, каталки, мячи.
Много внимания в адаптационный период мы уделяем организации прогулки, ведь прогулка для малышей - своеобразная передышка. На прогулке у нас появляется реальная возможность не спеша поговорить с новенькими, взяв за руку, походить с ними от одной играющей компании детей к другой, покачать малыша на качелях.
Длительность адаптации зависит от индивидуальных особенностей каждого малыша, так и от того, насколько правильно и разнообразно будет организована работа воспитателей с детьми.
Важное место в адаптационный период занимает игра. Основная задача игр – формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю. Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека и интересного партнера в игре. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу. Поэтому, такие упражнения, как «Хоровод с куклой», «Попрыгаем, как зайчики». «Выдувание мыльных пузырей», «Солнечные зайчики» и так далее мы используем как можно чаще, отвлекая детей от переживаний.
Огромную радость детям приносит упражнения двигательного характера и подвижные игры. Они снимают эмоциональное напряжение, удовлетворяют потребности в движении. Мы играем с детьми в такие игры, как «Догони мяч», «Пузырь», «Воробушки и автомобиль», «Кот и мыши» и так далее.
Чтобы дети не перевозбуждались, мы переключаем их с подвижных игр на спокойные. Организуем сюжетно-ролевые игры: «Покормим куклу Катю», «Мишка заболел», «Оденем Катю на прогулку».
В дидактических играх «Посади грибочек», «Разноцветные бусы», «Солнышко», различные шнуровки, в играх с пирамидками, кубиками учим детей взаимодействовать друг с другом, делиться игрушками.
На сегодняшний день процесс адаптации в нашей группе закончен. У 70% детей была средняя степень адаптации, у 30% - легкая степень адаптации.
По нашему мнению, причина легкой адаптации заключается: 1) в доброжелательном отношении родителей к детскому саду;
2) в создании разнообразной развивающей среды в группе, соответствующей возрасту и интересам детей.
Необходимо отметить, в начале адаптации были небольшие проблемы с питанием: некоторые дети отказывались от завтрака или от второго блюда, к концу адаптации они разрешились – у всех детей хороший аппетит.
Навыки одевания и раздевания у детей с момента поступления отсутствовали, в настоящий момент дети самостоятельно снимают и надевают колготки, шорты, обуваю сандалики.
У 70% детей нет проблем с засыпанием, 30% - нуждаются в разных приемах укладывания: одни засыпают с соской, другие с бутылочкой, кто-то с мягкой игрушкой, других надо покачать.
Культурно-гигиенические навыки – дети пользуются горшком в соответствии с режимом, но бывает еще иногда случаи, когда ребенок заигрался, забыл.
Совместная игровая деятельность со взрослыми соответствует возрасту детей. Дети слушают, понимают, выполняют просьбы воспитателей. Играют дружно, редко ссорятся.
Большинство детей отчетливо проговаривают слова, с выражением.
Таким образом, адаптация в нашей группе прошла успешно и все дети привыкли к условиям детского сада.