Просмотр содержимого документа
«Выступление на заседании Школы молодого воспитателя "Методы,формы, виды и средства нравственно-патриотического воспитания дошколька"»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЯСЛИ-САД № 273 ГОРОДА ДОНЕЦКА"МЕТОДЫ,ФОРМЫ,ВИДЫ И СРЕДСТВА РАБОТЫ ПО НРАВСТВЕННО -ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАПодготовила: заведующийМБДОУ «Ясли-сад № 273 г.ДонецкаПорываева Валентина Владимировна
Патриотизм – это и преданность своему Отечеству, и стремление сделать все возможное, чтобы сохранить культурную самобытность каждого народа.
Целью работы по нравственно - патриотическому воспитания является совершенствование, развитие личностной культуры ребенка, как основы его любви к Родине.
Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, республике, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю. Явно недостаточной является работа с родителями по проблеме нравственно – патриотическому воспитанию в семье.
Задачи нравственно-патриотического воспитания
воспитание любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу, Родине;
формирование бережного отношения к природе и всему живому;
знакомство с символами государства (герб, флаг, гимн);
формирование элементарных знаний о правах человека;
развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, традициям;
воспитание уважения к труду;
воспитание гуманного отношения (доброжелательности, уважения, внимательности, отзывчивости);
воспитание коллективистских чувств и взаимоотношений;
становление творческого начала, развитие воображения ребенка посредством вовлечения его в активный процесс познания.
Формы работы
Наблюдения
Организация экскурсий и целевых прогулок
Продуктивная деятельность (оформление тематических выставок ,изготовление подарков и сувениров для взрослых и сверстников)
Проектная деятельность
Моделирование и решение проблемных ситуаций
Придумывание сказок, историй и их театрализация
Трудовая деятельность
Досуговая деятельность (праздники, развлечения, викторины, конкурсы, КВН)
Познавательно-исследовательская деятельность
Чтение
Сочинение писем и пожеланий заболевшим сверстникам и взрослым
Игровая деятельность
Упражнения Поручения Требование Воспитывающие ситуации Положительный пример взрослого
Упражнения
Поручения
Требование
Воспитывающие ситуации
Положительный пример взрослого
Объяснение Внушение Просьба Этическая беседа Пример
Объяснение
Внушение
Просьба
Этическая беседа
Пример
Поощрение Соревнование Одобрение Награждение
Поощрение
Соревнование
Одобрение
Награждение
Методы и приемы
Формирование нравственного поведения
Формирование нравственного сознания
Методы стимулирования
Собственная деятельность детей
Природа
Окружающая обстановка (социум)
Средства нравственно-патриотического воспитания
Художественная литература Изобразительное искусство Музыка Кино
Эмоциональное благополучие Любовь окружающих взрослых и сверстников
Эмоциональное благополучие
Любовь окружающих взрослых и сверстников
Живая природа Неживая природа
Живая природа
Неживая природа
Механизм нравственного становления личности:
Знания и представления
Мотивы
Поступки и поведение
Нравственное качество
Чувства и отношения
Навыки и привычки
Условия реализации
создание предметно-развивающей среды (уголок русской культуры, символика государства и др.)
опора на личный опыт, ближайшее окружение (от любви к дому -до любви к Родине и т.д.);
эмоциональная окрашенность, воздействие на чувства ребенка;
взаимодействие трех компонентов: интеллектуального, чувственно- эмоционального и действенно-практического (узнавать-созерцать-созидать);
организация творческой деятельности как средства выражения чувств и эмоций ( изо, драматизация, концерты и выступления перед публикой и др.);
сотрудничество с семьей
Беседы с детьми о Республике, родном городе
Изодеятельность
Рисунки детей, отражающие сильное и чистое чувство любви к своему родному городу, родной природе позволяют им создать выразительные образы, основанные на своих собственных наблюдениях, а также заставляют задуматься над отношением к окружающему миру.
Знакомство детей с символами Республики( флаг, герб, гимн)
Наблюдения
Одно из проявлений патриотизма – любовь к природе.
Чтение сказок, прослушивание музыкальных произведений, рассматривание иллюстраций
Патриотическое воспитание возможно посредством любых видов народных сказок . Сказка – благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Сказка – это духовные богатства культуры, познавая которые, ребёнок познает сердцем родной народ.
Трудовое воспитание Поощрение трудовой деятельности детей, в основе которой лежит желание сделать что-то для других. Труд дошкольника невелик и несложен, однако он необходим для формирования его личности.
Большое место в патриотическом воспитании принадлежит игре, так как она является основной деятельностью дошкольника. Дети обыгрывают бытовые, трудовые, общественные сюжеты.
Особое место в патриотическом воспитании отводится праздникам. Праздник является наиболее древним элементом культуры человеческого общества и безусловной частью его жизни.
Любовь к Родине начинается с малого – с любви к матери, с уважения к людям, окружающих тебя, с родного дома, улицы, с умения находить вокруг себя то, что достойно восхищения.
День Победы
Результаты:
У детей значительно расширились знания о родном городе, Республике.
Познакомились с символикой.
Появилось стремление поддерживать порядок в группе и на участке детского сада.
Познакомились с устным народным творчеством, потешками, праздниками, с героями сказок и их подвигами.
Расширились знания детей о профессиях.
Сформировалось бережное отношение к природе.
Дети правильно оценивают свои поступки и поступки других людей.
Значительно расширился словарный запас.
Повысился уровень самоконтроля и самооценки ,за счет
приобретенных знаний.
Возросла активность родителей по подготовке и проведению совместных мероприятий.
Воспитание патриотических чувств представляет собой совокупность общечеловеческих ценностей: понятия любви, дружбы, добра.
Каждому человеку необходимо знать родную природу, историю и культуру народа к которому он принадлежит, свое место в окружающем мире.
Надо быть уверенным, что детям и внукам будет хорошо в будущем, надо уважать себя и учить этому других. Если целостность этого процесса нарушится, разрушится связь между поколениями. Воспитание патриотических чувств есть и будет одним из главных составляющих воспитания маленького гражданина
В дальнейшем мы планируем продолжить работу по этой теме, поскольку считаем, что – патриотизм главная черта народа, он помогает воспитывать чувство любви к родному краю и окружающему миру.
И от нас взрослых, зависит, какими будут наши дети, что они унесут из детства.
Вывод:
«Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное предшествующим поколением, может любить Родину, узнать ее, стать подлинным патриотом»